Ранний возраст - период интенсивного развития речи
материал по развитию речи (младшая группа) на тему
Предлагаю вашему вниманию материал, который поможет повысит педагогическую грамотность родителей при воспитании детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ranniy_vozrast_period_razvitiya_rechi.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранний возраст – период интенсивного развития речи
Психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская и др.) убедительно показали, что все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь. Хорошо развитая речь ребенка – это гарантия не только его общего психического развития, но и нормального общения со сверстниками и взрослыми, которое является, в свою очередь, условием его личностного развития.
Полноценное развитие речи должны обеспечить взрослые: педагоги и родители.
Ребенку предстоит несколько лет овладеть всеми формами родного языка, научиться произносить все звуки, накопить многотысячный словарь, усвоить грамматический строй речи, научиться связно, логически рассказывать.
Чтобы решить все эти задачи, необходимо знать особенности развития речи детей на каждом возрастном этапе и прежде всего понимать, что речь ребенка надо развивать своевременно , с самого возраста.
Многие причины задержки развития, ее дефекты у детей в старшем возрасте кроются в условиях ее развития на раннем этапе.
Доказано, что именно первые годы жизни ребенка темпы речевого развития значительно выше, чем последующих. К концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года – 300 – 400 слов, а в 3 года 1000 и более слов.
Безусловно, могут быть индивидуальные различия, ведь у каждого ребенка свой темп развития.
Педагоги и родители должны знать основы развития речи детей с самого раннего возраста.
Второй год является решающим в развитии речи детей. В этот период значительно совершенствуется понимание речи ребенка и, главное, появляется самостоятельная речь. У него всё больше возникает интерес к внешнему миру. Ребенку интересно всё, что он видит вокруг себя. Открывая мир малышу, педагог одновременно поможет успешно развивать у него понимание речи и зачатки самостоятельной речи. Чаще следует показывать и называть предметы животных, птиц, растений, и не только в их реальном виде, но и отображенными в игрушках и на картинках.
На втором году жизни развития речи не только непосредственно связано с общением с взрослыми, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.
Малыш уже способен выполнить ряд несложных поручений – выбрать названный предмет из нескольких других и принести его, взять предмет у одного человека и дать другому. Проводятся занятия и игры: «Помоги мне», «Как помочь мишке», «Принеси игрушку или картинку» и др. Такие занятия развивают у них понимание речи и способность дифференцировать предметы и изображения, запоминать их названия.
К полутора годам понимаемые слова становятся более стойкими и обобщенными. Ребенок может:
- знать и понимать своё имя, имена близких людей, некоторые названия одежды, мебели, посуды, транспорта, животных;
- выделять отдельные части своего тела (лицо, голова, глаза, уши, рот, руки, ноги), животных (игрушек);
- понимает слова, обозначающие бытовые действия («ложись спать», «садись», «будем кушать» и т.д.)
Знание особенностей понимания речи детьми помогает решать следующую очень важную задачу второго года жизни – развитие самостоятельной речи. Взрослые должны понимать, что подготовительные элементы в развитии звуковой стороны речи – лепет и подражание звукам и словам.
Специалисты рекомендуют для ускорения развития речевых центров использовать массаж и физические упражнения для кистей рук, особенно пальцев, двигательные центры которых в головном мозге располагаются рядом с речевыми центрами.
В развитии понимания речи большое место занимают побуждения, направленные на выполнение детьми разнообразных действий: дай, покажи, принеси, покажи и т.д. Этот метод получил название «инструкция к действию». С его помощью взрослые помогают детям ориентироваться в окружающем, понимать название предметов и действий. Однако при этом собственная речь ребенка развивается недостаточно. Поэтому здесь надо использовать приемы, активизирующие речь (спросить, что принёс, куда ходил, где взял и т. д).
Важным в работе с детьми раннего возраста является использование разных приемов развития речи.
Эффективны такие приёмы, как внезапные появления и исчезновения предмета, внезапная смена действий. Об этом говорила Е.И.Тихеева. Эффективны игры типа «Прятки», «Где Ляля?», «Чудесный мешочек» и др.
Все задачи по развитию речи детей будут успешно выполняться только при условии совместной целенаправленной работы с родителями.
Какие главные задачи педагога в этой работе?
- Необходимо убедить родителей в особом значении 2-ого года жизни в развитии речи детей. Именно в этот период высокого уровня достигает понимание чужой речи ребенком и начинает оформляться самостоятельная речь.
- Раскрыть основные особенности и задачи развития речи детей.
- Познакомить родителей с основными условиями, методами и приёмами развития речи ребенка. Обратить внимание на ошибки, которые допускаются в семьях в решении данного вопроса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная театрализованная деятельность педагога с детьми, как средство интенсивного развития речи в младшем дошкольном возрасте.
Совместная театрализованная деятельность педагога с детьми младшего дошкольного возраста по мотивам народных сказок, как средство интенсивного развития речи и коммуникативных способностей....
Ранний возраст. Конспект по развитию речи: "Кто сказал мяу?"
Знакомство с рассказом В.Сутеева "Кто сказал мяу?"...
Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи
План самообразования на 2021 - 2022 учебный год.Тема: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи». 1. Цель: создание условий для становления речи дете...
Консультация для родителей детей раннего возраста «Сказка в развитии речи детей»
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе изобр...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Потешки для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Особую роль в развитии детей раннего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети...
Самообразование. «Театральная деятельность в группе раннего возраста, как средство развития речи».
Дети раннего возраста любят слушать сказки и обигрывать их. Им интересен каждый персоонаж.Не имея большого социального опыта, малышам интересно примерять на себя роли того или иного персоонажа сказки....