Конспект занятия в рамках родительского собрания «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» « Ярмарка»
план-конспект занятия по окружающему миру по теме
Цель: приобщение к русскому народному творчеству и культуре.
Задачи:
-Продолжать знакомить с русским народным творчеством с русским народным женским костюмом;
-Систематизировать знания детей о ярмарке;
-Закрепить понятия о видах и жанрах устного народного творчества;
-Развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление;
-Развивать выразительную речь;
-Воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове;
-Сплачивать коллектив родителей и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_ramkah_roditelskogo_sobraniya_st._gr_-_kopiya.docx | 19.61 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в рамках родительского собрания «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» « Ярмарка»
Цель: приобщение к русскому народному творчеству и культуре.
Задачи:
-Продолжать знакомить с русским народным творчеством с русским народным женским костюмом;
-Систематизировать знания детей о ярмарке;
-Закрепить понятия о видах и жанрах устного народного творчества;
-Развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление;
-Развивать выразительную речь;
-Воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове;
-Сплачивать коллектив родителей и детей.
Повестка дня:
1. Вступительная часть «Приобщение к русской народной культуре».
2. Показательное занятие «Ярмарка».
3. Изготовление поделок совместно дети и родители.
4. Заключительная часть.
Предварительная работа с детьми:
Прослушивание русских народных мелодий, рассматривание русского народных костюмов, игрушек умельцев, заучивание народных потешек, пословиц и загадок, выставка русских народных поделок.
Словарная работа:
Ярмарка, скоморох, коробейник, балаган, кокошник, косоворотка, кушак, душегрейка, кика.
Демонстрационный материал:
Куклы в русском народном костюме, элементы костюмов для детей, кукла би-ба-бо Петрушка, лоток с лентами и бубликами с баранками, народные инструменты, игра «Карусель», элементы костюма медведя, воздушные шары.
Музыкальное оформление:Народные мелодии
1. Вступительная часть
«Приобщение к русской народной культуре».
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру, как свои собственные.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям фольклору, художественному промыслам, декоративным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений просеянных сквозь сито веков.
В устном народном творчестве, как,ни где сохранились особенные черты русского характера присуще ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к их нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то образом, сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потехи, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные, жизненные недостатки, восхваляются положительные качества.
Глубокий духовный творческий патриотизм, надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
2. Занятие «Ярмарка»
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей в группу, где за столом сидят куклы в русских народных костюмах.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какие куклы в необычных костюмах сегодня вас встречают. Вам нравятся их наряды?
Воспитатель: Это старинные русские народные женские костюмы.
Как вы думаете, как называется такая одежда? (Платок, сарафан, рубаха, передник)
А еще душегрейка и кика. Хотите посмотреть?
Душегрея - это короткая одежда, которую украшали вышивкой и парчой. Ее предназначение греть, согревать. Кика- кокошник из парчи, украшенный жемчугом, и надевали только по праздникам.
Воспитатель: Кто запомнил, как называется головной убор? А еще, какое новое слово услышали?
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на ярмарку. Знаете, что это такое?
Хотите побывать на ярмарке?
Петрушка: - Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки.
Я веселая игрушка, как зовут меня?
Дети: - Петрушка
Петрушка: - Почтенные господа, пожалуйте сюда.
Открываем балаган, предлагаем вам:
Кокошники, кушаки, сарафаны да портки,
Подходите, подходите, покупайте, что хотите.
Дети выбирают элементы костюмов, наряжаются.
Воспитатель: А вы, детушки, знаете, как называются эти наряды? (Ответы детей)
Петрушка: Подходи честной народ, все от мала до велика
Потеха пришла, смех, веселье принесла.
Скоморохи выходите, людей повеселите!
Воспитатель: Дети, кто такие скоморохи, знаете? (Это люди, которые смешили народ.)
Воспитатель: Кто хочет быть скоморохом? (Ответы детей). Сейчас вы наденете воротнички и колпаки, и будете плясать под задорную плясовую мелодию.
Скоморохи веселят.
Петрушка: Вот игрушки расписные, ладные, нарядные.
Они повсюду славятся, да и вам понравятся.
Воспитатель: подходите, выбирайте, да правильно называйте.
Дети покупают игрушки народных мастеров: семеновские матрешки, дымковские, филлимоновские, каргапольские игрушки
Петрушка: Дрессированный медведь может он плясать и петь.
Кто нарядится мишкой, получит коврижку.
Воспитатель: Кто хочет нарядиться мишкой? (Выбирает одного ребенка)
Мишка, мишка не ленись, добрым людям поклонись.
А теперь покажи, как ребята пляшут, как зарядку делают. Молодец мишка, вот и коврижка.
Петрушка: Эй, удалой народ, карусель вас ждет.
Подвижная игра «Карусель»:
еле, еле, еле, еле завертелись карусели… .
Петрушка: А вот коробейник весельчак и затейник
Продает бублики да баранки.
Денежку не вынимайте, а пословицу вспоминайте.
Воспитатель: Дети кто хочет быть коробейником? (Ответы детей)
Воспитатель: Подходите, кто знает пословицы, стихи, потешки.
Дети и родители рассказывают пословицы и получают товар.
Петрушка: Просто все молодцы, а теперь проверю я. Как отгадывать загадки про сказки, вы умеете друзья? (Ответы детей)
Петрушка загадывает загадки.
1. Был похож на мяч немножко и катился по дорожкам.
Укатился ото всех, кроме «рыжей», вот так смех! (Колобок)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
страшная и злая, кто она такая? (Баба-Яга)
3. возле леса на опушке трое их живут в избушке
Там три стула и три кружки, три кровати и три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя)
Петрушка: Молодцы, ребятки, умеете отгадывать загадки.
Воспитатель: Ну, вот ребята, мы обошли с вами ярмарку.
Что же это такое ярмарка? (Ответы детей)
Что вам понравилось? (Ответы детей)
Что вам запомнилось? (Ответы детей)
Какие новые слова услышали? (Ответы детей)
Ярмарка – это народное гулянье, и где продают разный товар.
На ярмарке скоморохи веселят народ, показывают кукольные представления, где главный герой Петрушка.
Коробейники продают товар с лотков.
На ярмарке водили дрессированного медведя.
Устраивали карусели и разные забавы.
На ярмарку надевали праздничную одежду.
Петрушка: Молодцы ребятушки, вы были дружными, внимательными, любознательными, и вот вам подарочки от меня – воздушные шарики.
3. Изготовление поделок совместно дети и родители.
4. Заключительная часть
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Душегрейка
Кика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по познавательному развитию (приобщение детей к русской народной культуре)"Ярмарка Город Мастеров"
Задачи: Обогащать и активизировать знания детей о мастерах родного города , народном промысле, вышивке, вязании, резьбе и росписи по дереву.Познавательное развитиеВоспитывать любовь к природе, уважите...
Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»
Проект основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....
Проектная деятельность "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуры"
методическое пособие...
Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. ...
Проект "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством театрально-игровой деятельности по мотивам русских народных сказок"
Материалы для педагогов (творческая группа)...
Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...
Анкета для родителей второй младшей группы в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение дошкольников к русской народной культуре»
Цель данной анкеты: узнать отношение родителей к целесообразности развивать в детях интерес к русской народной культуре, а так же их компетентность в этой области...