Интегрированная НОД проводимая учителем-логопедом и педагогом-психологом в 2015-2016 учебном году
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Разова Ольга Викторовна

Для устранения проблем в речевой и познавательной сфере у дошкольников старшего возраста  мы решили проводить интегрированную НОД, способствующую развитию словесно-логического мышления и устной речи дошкольников, а так же повышающую мотивацию детей подготовительной группы к образовательной деятельности. При планировании коррекционной работы мы использовали пособие "Познавательное и речевое развитие дошкольников" по редакцией Н.В. Микляевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

~  ~

План взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в комплексной работе с дошкольниками старшего возраста, имеющими отклонения в речевом и познавательном развитии.

2015 – 2016 учебный год

Цель: создание и апробирование модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Задачи:

  • Выявление дошкольников старшего возраста с речевыми нарушениями и отставаниями в познавательном развитии;
  • Определение характера, продолжительности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся у МДОУ № 36 «Золотой петушок» ЯМР образовательных возможностей;
  • Разработка комплекса мер, направленных на коррекцию устной речи и повышение уровня познавательного развития дошкольников старшего возраста;
  • Проведение коррекционно-развивающей работы с дошкольниками старшего возраста;
  • Оказание консультационной помощи родителям (лицам, их заменяющим) в очной и заочной форме;
  • Оказание консультационной помощи педагогам ДОУ;
  • Обобщение опыта совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ;
  • Внедрение в практику в 2016-2017 учебном году модели совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ;
  •  Оформление полученных результатов в педагогическом проекте.

Направления деятельности

педагога-психолога

Направления деятельности

учителя-логопеда

Диагностика

  • Подбор психодиагностических методик.
  • Психологическая диагностика детей
  • Обработка результатов
  • Работа с диагностической информацией: информирование по итогам диагностики; представление психолого–педагогических рекомендаций; применение рекомендаций в собственной деятельности; разработка психологической работы с детьми, родителями (законными представителями), педагогами на основе данных диагностики.
  • Углубленное логопедическое обследование детей подготовительной группы.
  • Обработка полученных результатов.
  • Работа с диагностической информацией:

информирование по итогам диагностики педагогов ДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников;

представление логопедических рекомендаций педагогам ДОУ и родителям (законным представителям) воспитанников;

 применение рекомендаций в собственной деятельности;

разработка коррекционной работы с дошкольниками старшего возраста, родителями (законными представителями), педагогами ДОУ на основе данных диагностики.

Организационная работа

  • Составление графика работы и согласование его.
  • Планирование коррекционно-развивающей работы, организация условий для ее проведения.  

Проведение психолого-медико-педагогического консилиума

Анализ и обсуждение результатов диагностики воспитанников.

Комплектование группы детей, участвующих в проекте.

Постановка задач коррекционно - развивающей работы.

Коррекционно – развивающая работа с дошкольниками

  • Коррекционно – развивающие занятия по развитию познавательной сферы.

  • Коррекционно – развивающие занятия по развитию устной речи.
  • Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков.
  • Проведение совместных занятий  раз в месяц.

Работа с родителями (законными представителями)

  • Проведение комплексных консультаций для родителей по предварительной записи.
  • Проведение семинаров-практикумов.
  • Организация и проведение совместных мероприятий для детей и родителей в форме познавательных игр, тренингов.

                Работа с педагогами ДОУ

  • Консультирование педагогом-психологом учителя-логопеда по организации и проведению занятий посредством песочной терапии.
  • Консультирование учителем-логопедом педагога-психолога в рамках методической темы.

Обобщение опыта совместной работы учителя-логопеда

и педагога-психолога ДОУ

Анализ результатов, полученных в процессе взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в 2015 – 2016 учебном году.

Основные этапы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога

Этап

Основное содержание

Результат

Организационный

(сентябрь - октябрь)

  • Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей.
  • Заполнение документации по результатам диагностики.
  • Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов.
  • Информирование о результатах диагностики и способах коррекционного воздействия родителей (законных представителей) воспитанников и воспитателей ДОУ.
  • Создание адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.
  • Написание коллегиального заключения на дошкольников, имеющих отставания в познавательном и речевом развитии.

Основной

(ноябрь - апрель)

  • Решение задач, заложенных в адаптированных программах. Проведение совместных занятий  раз в месяц.
  • Создание и реализация проектной деятельности.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Заполнение папки «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога»:
  • Конспекты НОД;
  • Фотоотчет;
  • Размещение и обновление информации на сайте ДОУ

Заключительный

    (апрель - май)

  • Мониторинг результативности коррекционно-развивающей работы с детьми.
  • Анализ проведенной совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ.

  • Написание аналитического отчета.

 



Предварительный просмотр:

Перспективное тематическое планирование интегрированной

игровой НОД в подготовительной группе

Организуют и проводят: учитель-логопед Боголюбова В.В., педагог-психолог Разова О.В.

Систематичность: один раз в месяц.

Тип: нетрадиционный.

Вид:

  • Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
  • Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
  • Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
  • Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
  • Занятия-путешествия.
  • Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)
  • Занятия-фантазии.
  • Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
  • Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
  • Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).
  • Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?). 

Цель НОД: создание условий для реализации детьми старшего дошкольного возраста творческих возможностей, развитие коммуникативных умений, познавательной активности.

Задачи НОД:

Дидактические

Коррекционные

Воспитательные

  • Обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников;
  • закреплять, уточнять и обогащать знания по теме (в соответствии с календарно-тематическим планированием);
  • учить ребенка применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности.
  • Закреплять навыки правильного звукопроизношения; грамматического структурирования высказывания;
  • преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений;
  • преодолевать нарушения просодической стороны речи;
  • преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения;
  • развивать высшие психические функции.
  • Вызывать желание вступать в контакт с окружающими;
  • воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника;
  • воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам;
  • воспитывать умения взаимодействовать в команде.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

ноябрь

Путешествие в страну Знаек. Или как поссорились цифры и буквы.

декабрь

Традиции празднования Нового года в разных странах.

январь

Приключение Марины и Шарика.

февраль

Защитники России.

март

Моя малая родина – Ярославия.

апрель

Собираемся в дорогу. Мини-спектакль.

май

Путешествие Почемучек.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога - психолога ДОУ на 2015 - 2016 учебный год

Психолого – педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании ребёнка....

Рабочий план учителя - логопеда ДОУ Утемишевой Галины Касимовны на 2015 - 2016 уч.г.

Представлен материал рабочей прогораммы по ФГОС учителя - логопеда Утемишевой Галины Касимовны...

Рабочая программа педагога - психолога ДОУ на 2015 - 2016 уч.г.

Рабочая программа педагога - психолога ГБДОУ № 32 Пушкинского района СПб Рябченко Е.А. на 2015 - 2016 уч.г....

Интегрированное обобщающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе для детей с ОНР тема: «Домашние и дикие животные»

Интегрированное обобщающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с использованием интерактивных, игровых технологий помогает не только обобщить знания детей по теме неделе, но и решать коррекц...

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ПОДГОТОВКА К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ»

Презентация родительского собрания в логопедической группе компенсирующей направленности по устранению тяжелых нарушений речи...

Конспект интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: «Перелетные птицы»

В процессе занятия дети закрепили представление о перелетных птицах, отгадывали загадки, выполняли занимательные упражнения. Вместе со сказочными героями "Лисой" и "Журавлем" отпра...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...