Театр, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Фомичёва Галина Валентиновна

Статья раскрывает значение театрализованных игр  в жизни ребёнка дошкольного возраста  для развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fomicheva_galya.docx13.49 КБ

Предварительный просмотр:

Театр, как средство  развития речи детей дошкольного возраста.

Воспитатель:  Фомичева Г.В.

г. Ачинск, МБДОУ «Д/с№ 40»

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц.

В традиционной педагогике игры — драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений. Для этого активно использую   следующую классификацию театрализованных игр: игры в кукольный театр, настольный театр, напольные куклы, игры-драматизации, инсценирование потешек, инсценирование небольших, инсценирование песен, сказок, инсценирование небольших литературных текстов, творчество детей, игры-спектакли, музыкально-драматический спектакль, театрализованное действие, праздники, развлечения. Создание уголка театра в  группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, так же способствовало к активной театрализованной деятельности дошкольников.

        Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Благодаря произведениям, ребёнок познаём мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому я могут оказывать позитивное влияние на детей через детский спектакль.

Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Обязателен просмотр иллюстраций в детских книгах или просто картинок, подходящих к прочитанному произведению. Затем дети учатся мимикой, движениями на физкультурных и музыкальных занятиях передавать настроение и характер героев.

После беседы с воспитанниками моей группы  о прочитанном  необходимо вновь вернуться к тексту, привлекаю детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причём никогда не требую буквального воспроизведения содержания. При необходимости  непринуждённо поправляю ребёнка и, не задерживаясь, двигаемся дальше. Однако, когда текст  хорошо усвоен,  поощряю точность и выразительность его изложения. Вначале фрагменты из произведений использую, как упражнение, постепенно задания усложняю. Перед собой ставлю две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействия тем, о ком он услышал. После такой подготовки всё произведение разыгрывается целиком. Никогда не делю детей на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

Родители моей группы  принимают активное  участие в подготовке детей к театральной деятельности: помощь  в изготовлении различных театров, костюмов, подбору нужной литературы, организации представлений для детей (у маленьких детей родители – артисты, у старших – родители чаще являются зрителями).

При обучении детей средствам речевой выразительности  использую  знакомые и любимые произведения. Театральная деятельность детей помогает им лучше и быстрее адаптироваться в детском саду, всесторонне развивает их. Почти все дети в моей группе  хорошо говорят, но у каждого свой характер, не все они общительны, каждый по-своему реагирует на незнакомых людей, не хочет общаться с ними.

В работе с малышами я использую маленькие этюды, обыгрываем их, включаем в занятия пальчиковую гимнастику, упражнения на звукопроизношение.

На этих занятиях закрепляются знания детей по сенсорике, навыки по конструированию, изобразительному искусству, развитию движений. Это очень нравится детям.

Проведенная мною в данном направлении работа,   способствовала развитию речи моих воспитанников. Речь  стала более связной, выразительной, обогатился словарный запас, уровень коммуникативных способностей. дала  возможность каждому ребёнку, детский сад таким местом, куда им хочется приходить.  Дети научились выражать свои эмоции и понимать чувства других, появился интерес к театру как к виду искусства.

Литература:

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие), М, – 2006.
  2. Боровик Т.А., Жилин В.А., Тютюнникова Т.Э. Использование элементов орф-педагогики педагогов-новаторов в постановке театрализованных игр, СПб, – 2009.
  3. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду (методическое пособие), Ниж. Новгород, – 2008.
  4. Технология проблемно – развивающего обучения в практике применения театрализованных представлений в дошкольных учреждениях (методическое пособие), СПб, ВЛАДОС, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр - как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Под связной речью понимают развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединённых одной темой и составляющих единое смысловое...

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества. Театральное искусство создает условие для развития личности и самореализации ее творческого потенциала...

Пальчиковый театр как средство развития речи детей дошкольного возраста

К одному из эффективных способов коррекции речи детей можно отнести пальчиковый театр, пальчиковые игры. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошк...

Педагогический проект "Развитие связной речи детей дошкольного возраста 5-6 лет посредством настольного театра"

Проект направлен на систематическую работу по развитию связной речи детей посредством настольного театра. В настольном театре используются русские народные сказки. Сказка является эффективным средство...

Презентация "Роль театра в развитии речи детей дошкольного возраста"

Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.Неважно,...

Пальчиковый театр, как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность, в частности пальчиковый театр, имеет особое место в речевом развитии. Необходимость развития активных движений пальцев рук давно уже получила научное обоснование. Еще со...