Пальчиковый театр как средство развития речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (средняя группа)
К одному из эффективных способов коррекции речи детей можно отнести пальчиковый театр, пальчиковые игры. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковый театр как средство развития речи детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Пальчиковый театр позволяет тренировать движения пальцев и всей кисти руки, стимулируя развитие ребёнка. Игры с пальчиковыми кукольными персонажами развивают любознательность, воображение, коммуникабельность, способствуют усидчивости и координации движений, формируют пространственную ориентировку, обогащают словарный запас.
В дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мелкой моторики. Учёными доказано, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений руки и развитием речи. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой цент также активизируется.
Одним из средств активизации речи можно назвать пальчиковый театр. Пальчиковый театр представляет собой фигурки-герои, которые надеваются на отдельный пальчик. Фигурками могут быть животные, неодушевлённые предметы, куклы, игрушки из сказок и детских стихов. Дети, одев такого персонажа на пальчик, могут поиграть. Пальчиковые герои помогают развивать монологическую и диалогическую речь у ребёнка, помогают обогащать словарный запас, дают возможность раскрыть актерские способности. Пальчиковый театр способствует: развитию речи, внимания, памяти. Формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл пальчикового театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
В нашей группе мы проводим театрализовано-игровую деятельность два раза в неделю. Для этого отбираем доступные по содержанию, но не большие по объёму тексты. Основу составляют любимые русские народные сказки, потешки, стишки.
В процессе игры дети могут свободно надевать куклы на палец, поворачивать их вправо и влево, покачивать куклами из стороны в сторону. При этом игра невозможна без озвучивания сказочной истории.
В качестве материала для пальчиковых игрушек можно использовать нитки, бумагу, ткани и многое другое.
Подготовка к проведению занятия с использованием пальчикового театра заключается в предварительной работе, в которой участвуют воспитатели и родители: знакомство с художественным произведением в книге, прослушивание, анализ сюжета, разбор действий и поступков персонажей, их характеристика. Затем детям показывается образец инсценировки, подробно обыгрывается каждая сценка, проговаривается реплика. А потом уже сами дети участвуют в разыгрывании сказок и диалогов.
Таким образом, пальчиковый театр – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/27/picture-742020-1582779277.jpg)
Театр, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Статья раскрывает значение театрализованных игр в жизни ребёнка дошкольного возраста для развития речи....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/25/picture-761443-1590429684.jpg)
Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука - это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны.Мозг ребенка осваи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/03/picture-811123-1472881479.jpg)
Реферат "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста".
Таланты детей находятся на кончиках их пальцев ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/26/picture-927756-1495826120.jpg)
Статья" Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Перемены, происходящие на сегодняшний день в системе образования, касаются и дошкольного образования в том числе. Педагоги озадачены не только построением и модулированием образовательного процесса, а...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В статье рассматриваются способы развития речи у детей дошкольного возраста в процессе развития мелкой моторики рук, а именно посредством пальчиковых игр. Показано влияние движений пальцев рук на умст...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/07/picture-1483482-1694070033.jpg)
Пальчиковый театр, как средство развития речи детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность, в частности пальчиковый театр, имеет особое место в речевом развитии. Необходимость развития активных движений пальцев рук давно уже получила научное обоснование. Еще со...