Мастер-класс "Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
представлен конспект мастер-класса для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_palchikovyy_teatr_kak_sredstvo_razvitiya_svyaznoy_rechi_detey.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс для воспитателей
«Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».
Подготовила: Зимирева И.В.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема мастер-класса «Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».
Цель: показать приемы и методы работы пальчикового театра
Задачи:
1 Передача опыта путем прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер- класса;
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с не сформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. В основе пальчикового театра — движения рук, сопровождающиеся рифмой, стихотворением, рассказом, сказкой. Это развивает мелкую моторику пальчиков, что активизирует деятельность головного мозга, в частности, речевых зон — исчезает монотонность, появляется красивая интонация, развивается фантазия. Ребенок при этом — и творец, и актер, и зритель. Это занятие интересное и полезное одновременно. Соединение этих свойств – золотое правило всех развивающих упражнений. Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид — монолог. Монологическая речь, как правило, является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог – произвольный вид речи и самостоятельно не формируется, а между тем он является одним из условий успешного обучения ребенка в школе, что особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. Из этого следует, что формирование связной монологической речи — одна из основных задач речевого развития дошкольников.
Одним из средств активизации речи можно назвать пальчиковый театр. Пальчиковый театр представляет собой вязаные фигурки-герои, которые надеваются на отдельный пальчик. Фигурками могут быть животные, неодушевлённые предметы, куклы, игрушки из сказок и детских стихов. Дети, одев такого персонажа на пальчик, могут поиграть. Пальчиковые герои помогают развивать монологическую и диалогическую речь у ребёнка, помогают обогащать словарный запас, дают возможность раскрыть актерские способности. Пальчиковый театр способствует: развитию речи, внимания, памяти. Формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл пальчикового театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Преимущества пальчикового театра:
- Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобиться при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.
- В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;
- Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат.
Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.
В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок, не сам исполняет роль какого - либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.
Пальчиковый театр можно использовать:
- для инсценирования русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и т. д.)
- для разыгрывания коротких диалогов («Лис и мышонок», «Медведь и лиса» и т. д.)
- для закрепления речевого материала, который изучался на занятии
Например: при изучении лексической темы «Дикие животные» разыгрывается сказка «Теремок» (где присутствуют дикие животные). Или например: при изучении лексической темы «Дом. Жилище» разыгрывается сказка «Три поросенка». Здесь же идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей.
Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.)
Способы изготовления пальчиковых кукол:
Игрушки в технике «Оригами»
Из бумаги и картона (конусные игрушки);
Из бумаги (плоские игрушки)
Из бумаги (папье-маше);
Из фетра или вискозных салфеток;
Вязаные игрушки.
Остановимся на изтовлении игрушек в разных техниках для пальчикового театра, которые можно изготовить своими руками
1.Игрушки в технике «Оригами»
Материалы и инструменты:
Бумага в форме квадрата
Порядок изготовления:
1) Сложите по схеме основу куклы.
2)Вырежьте и приклейте фигурке ушки, рожки, хвостик и т.д. (в зависимости от персонажа).
3)Раскрасьте и нарисуйте мордочку (или сделайте глазки и носик из цветной бумаги).
Игрушка готова.
2.Куклы из бумаги и картона (конусные игрушки)
Материалы и инструменты: Цветная бумага, картон, ножницы, клей-карандаш
Порядок изготовления:
1)Вырежьте детали игрушки по контуру
2)Склейте конус-туловище
3)Приклейте на конус-туловище остальные детали в соответствии с номером. Игрушка готова
3.Плоские фигурки выполняются из картона.
Материалы и инструменты: Цветная бумага, картон, хлопчатобумажная ткань, кусочки меха, пакля для волос и бороды, ножницы, клей-карандаш, клей ПВА.
А) 1)На картон переведите контур персонажа и вырежьте.
2)С изнаночной стороны фигурки наклейте ткань (продублируйте) для прочности и приклейте колечко из картона для пальца (колечко тоже оклейте тканью).
3)Лицевую сторону персонажа оформите аппликацией из лоскутков ткани, кусочков меха, ниток, выделяя наиболее выразительные детали персонажа ( у кота в сапогах - шляпу с пером, сапоги; у Бармалея- лохматую бороду).
Б) «Танцующие пальцы» (ходилки). Материалы и инструменты: Лист картона, краски.
Порядок работы:
1)нарисуйте на листе картона фигурку.
2)Сделайте два отверстия для пальцев.
3)Вырежьте фигурку и, вставив пальцы в отверстия, «научите» её танцевать.
4.Куклы из бумаги (папье-маше) Материалы и инструменты: листы газеты, пластилин, клейстер, канцелярский нож, марля, краски, кисточка
Порядок работы:
- Из пластилина вылепить заготовку будущей игрушки так, чтобы она надевалась на палец.
- Сверху нанести слой кусочков газеты, смоченные водой.
- Обклеить слои газеты с клейстером, чередуя слой белой бумаги, слой газетных листочков.
- После высыхания заготовки, её разрезать. Вынуть пластилин и склеить обе половинки заготовки будущей игрушки.
- «Промарлевать» игрушку для крепкости.
- Заготовку прогрунтовать и расписать. Игрушка готова.
5.Пальчиковые куклы из фетра или вискозных салфеток.
Материалы и инструменты: цветной фетр или вискозные салфетки, нитки, иголки, ножницы,.крупный бисер или мелкие бусинки для глаз или можно просто глазки вышить, а на светлом фетре проставить точки водостойким маркером.
Порядок работы:
- По выкройке раскроим тело и костюм куклы.
- Сошьём по контуру тело и руки, костюм куклы швом «Вперёд иголка». Концы цилиндров-ручек соберем иголкой с ниткой швом «Через край». Один конец ручки пришьём к телу куклы около шеи, в другой - вставим ладошку, изготовленную в узелковой технике и закрепим иголкой с ниткой.
- Декорируем лицо или мордочку игрушки бисером, или просто можно вышить.
6.Вязанные игрушки. Материалы и инструменты: пряжа для вязания (акриловая или хлопковая) различных цветов и оттенков; вязальный крючок (подбирается под толщину выбранной нитки);наполнитель для сказочного персонажа (обрезки синтепона, холлофайбера, силикона); глазки или бусинки для куклы;нитки и иголка для скрепления всех деталей.
Порядок работы:
Все игрушки вяжутся по одной схеме, отличаются только костюмы игрушек.
- Свяжите колпачок, который будет надеваться на палец. В зависимости от выбранного персонажа подберите необходимые по цвету и фактуре пряжу.
- Переходите к вязанию головы персонажа. Непосредственно перед сужением не забудьте наполнить полость синтепоном или холлофайбером. После завершения двенадцатого ряда постепенно начинайте убавлять вязание до трех петель, затем уберите вязальный крючок, затяните и закрепите. Концы нитей не обрезайте, они вам еще понадобятся для дальнейшего крепления.
- Вывязывайте уши разных цветов. Затем попарно сшейте две детали, формируйте персонажа.
- Костюм вывязывайте в зависимости от характера персонажа. Декорируйте.
Элементы декорации изготавливаются из картона и раскрашиваются гуашью, затем покрываются лаком. Устанавливаются на столе с помощью подставок из картона (как рамки для фотографий).
Сделав куклы и изготовив декорации мы приступаем к репетициям, отрабатывая связную речь
Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Благодарим вас за участие в мастер-классе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...
Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит. К.Д. Ушинский...
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...
Интерактивное обучение как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
В презентации подробно представлено использование интерактивных технологий как средства развития связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников....
Театр - как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
Под связной речью понимают развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединённых одной темой и составляющих единое смысловое...
«Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
quot;Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...
Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...