ПРОЕКТ "ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
методическая разработка по развитию речи на тему


Проект рассчитан на один учебный год и представляет собой систему работы, основанную на следующих материалах:

1. Описание этапов взаимодействия логопеда и психолога.

2. Перспективно-тематический план интегрированных занятий

3. Диагностический материал специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_integrirovannyh_zanyatiy.doc300 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ  №7 детский сад «Семицветик» г. Бердск

ПРОЕКТ

«ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»


Содержание

Пояснительная записка                                                                        3

Принципы реализации программы                                                        4

Психологические особенности работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи                                                                        6

Этапы реализации                                                        8

Методические условия                                                                        10

Формы и методы работы логопеда и психолога с педагогами                11

Взаимодействие логопеда и психолога с родителями                                11

Требования к уровню подготовки воспитанников                                12

Список литературы                                                                        14

Приложение №1 (Диагностический инструментарий)                        16

Приложение №2 (Карта развития ребенка)                                        26

Приложение №3(Перспективно – тематический план занятий)                31

Приложение №4 (Модель взаимодействия логопеда и психолога с

детьми, родителями, педагогами)                                                        40


Пояснительная записка

Вопрос о состоянии мышления у лиц с речевыми нарушениями имеет теоретическую и практическую стороны. В научных трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и мышления. Учеными установлено, что формирование мышления ребенка напрямую зависит от уровня развития его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающегося мышления.

Исследовательские работы В.А. Колягина,  И.Т. Власенко, Ю.А. Элькин, О.Н. Усанова, занимавшихся изучением своеобразия различных форм мышления детей с речевой патологией показали, что дошкольники с общим недоразвитием речи характеризуются более или менее развитым наглядно-действенным мышлением и отставанием в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Дисгармоничный характер интеллектуального и речевого развития детей с общим недоразвитием речи определяет необходимость целенаправленного изучения состояния их когнитивных функций, а именно мышления. Выявления соотношений речевых симптомов и нарушений познавательной деятельности в структуре дефекта, а также коррекция данных нарушений развития требуют выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности логопеда и психолога в решении коррекционно-логопедических задач.

В настоящее время отсутствуют необходимые теоретической основы взаимодействия данных специалистов с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Однако некоторые моменты этой проблемы освещались в работах Е.М. Мастюковой, Н.Я. Большуновой, С.Е. Шабровой, И.Ю. Федоровой.

По мнению вышеназванных специалистов, основной принцип организации работы – оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Логопед и психолог имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается.

Разработанная программа интегрированных занятий логопеда и психолога по развитию мышления детей с общим недоразвитием речи III уровня  является оказанием комплексной коррекционно-логопедической помощи детям данной категории.

Цель программы интегрированных занятий: создание условий для развития мышления и предупреждения возможных трудностей в усвоении знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

Задачи:

  • способствовать развитию мышления;
  • помочь детям в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка;
  • развивать навыки связной речи.

Принципы реализации программы

  • Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
  • Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
  • Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Программа должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
  • Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.
  • Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  • Индивидуализация темпа работ – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
  • Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. На основе учета актуальных потребностей ребенка, уровня его развития и познавательных потребностей должны быть определены условия для стимуляции и расширения выявленных интересов детей.
  • Принцип активного соучастия детей в процессе отбора информации. Реализация данного принципа предполагает ориентацию и учет индивидуально-личностных потребностей каждого ребенка. В ходе игры или занятия в соответствии с изменившимися интересами в познании действительности дети могут самостоятельно своими вопросами и репликами изменить содержание предлагаемого им материала.
  • Включение детей в различные формы организации деятельности общения с взрослым. Тщательный отбор методов работы с детьми, учет зоны актуального и ближайшего развития их познавательной активности в общении с взрослым. Активное включение ребенка в исследовательский или творческий виды деятельности, стимуляция вопросов, направленных на решение проблемных ситуаций учат детей сотрудничеству, укрепляют их стремление контактировать с взрослыми. Особое значение имеет создание доверительной обстановки, внимание со стороны взрослого к любым познавательным, как вербальным, так и невербальным, проявлениям детей.
  • Принцип тесного взаимодействия логопеда и психолога с воспитателями при построении  коррекционной работы. Успешность формирования речевой и познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи зависит также от взаимодействия логопеда и психолога с воспитателями. Специалисты информируют воспитателей о специфике речевых и познавательных нарушениях у ребенка с диагнозом общее недоразвитие речи, обращают внимание воспитателей на необходимость дифференцированного подхода к детям. Таким образом, деятельность воспитателей – логическое продолжение работы логопеда и психолога.

Психологические особенности работы по формированию речевой и познавательной активности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Первое направление – формирование положительной мотивации учения.

При реализации первого направления необходимо учитывать следующие моменты:

Использование приемов, способствующих формированию мотивации учения в целом, в деятельности педагога. Это увлекательное изложение материала (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты), необычная вызывающая удивление детей форма его преподнесения, эмоциональность речи педагога, познавательные игры, умелое применение педагогом поощрения и порицания.

Использование специальных заданий на упрочение отдельных сторон мотивации. Используя разнообразные приемы формирования мотивации учения, следует помнить, что внешние, даже благоприятные, условия оказывают влияние на мотивацию учения не непосредственно, а только в преломлении их через внутреннее отношение к нему самого ребенка. Поэтому необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на выработку его внутренней позиции.

Работа педагога, направленная на упрочение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

  • актуализация уже сложившихся у дошкольника ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укрепить и поддержать; создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности);
  • коррекция дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребенка, как к уровню своих возможностей, так и в перспективе их развития.

Второе направление – развитие личностных характеристик (самооценки и самосознания).

Реализация второго направления включает упражнения на закрепление адекватной самооценки, на выбор задач максимальной для себя трудности. На данном направлении необходимо учить детей объяснению своих успехов и неудач.

Виды работ педагога по становлению самооценки:

  • упражнения на выбор задач максимальной трудности, поощряемые педагогом. Поощрение взрослого повышает мотивацию, если оно относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые он прилагает при выполнении задания.
  • педагог сравнивает успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.

Третье направление – организация поисковой деятельности в разных формах ее проявления (наблюдения, игры) как метода развития речевой и познавательной активности.

Поисковая деятельность представлена двумя ступенями.

Расширение диапазона информации об окружающем мире, систематизация знаний, развитие наблюдательности детей как качества личности и мыслительных процессов. Данная ступень включает организованные занятия с детьми, которые проводятся как в форме наблюдения, так и в форме игры: оба метода требуют предметного сопровождения для стимуляции познавательных проявлений детей.

Организация педагогических мероприятий, направленных на стимуляцию субъективной вопросительно-познавательной активности дошкольников, выходящей за пределы конкретной ситуации взаимодействия.

Виды работ педагога в данном направлении:

  • расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений; развитие у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.);
  • стимуляция субъективных активных познавательных проявлений детей;
  • развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия;
  • формирование потребности в организации познавательного общения с взрослым;
  • обогащение опыта детей в вопросительно-познавательных формах речевого взаимодействия;
  • поддержание и дальнейшая стимуляция потребностей детей в организации вопросительно-познавательных контактов с взрослыми.

Выполнение перечисленных рекомендаций способствует развитию у детей, имеющим общее недоразвитие речи познавательных мотивов, развитию личностных характеристик, любознательности, желания узнать новое, в том числе отдельных областей действительности, с которыми дети знакомятся в процессе обучения.

Этапы реализации программы

Первый этап – диагностический.

Задачи:

  • первичная логопедическая и психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями;
  • составление общей карты развития ребенка.

Предполагаемый результат: совместный диагностический блок методик; общая карта развития ребенка; создание интегрированной коррекционной программы помощи ребенку с общим недоразвитием речи.

Совместный диагностический блок методик – приложение №1.

Карта развития ребенка – приложение №2.

Второй этап – коррекционно-развивающий.

Задачи:

  • решение задач, заложенных в интегрированной коррекционной программе;
  • регулирование коррекционного влияния участников образовательного процесса.

Предполагаемый результат: развитие мышления и устранение у детей с общим недоразвитием речи отклонений в речевом развитии.

Третий этап – аналитический.

Задачи:

  • анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы;
  • отслеживание эффективности коррекционно-логопедической работы.

Предполагаемый результат: решение о прекращении коррекционной работы с ребенком; изменение характера коррекционной работы или корректировка программы; лист динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска; критерии эффективности коррекционно-логопедической работы.

Методические условия

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на пять месяцев (ноябрь – март). Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость детской группы 6 – 7 человек. Продолжительность занятий 30 – 35 минут.

Для достижения цели каждое занятие должно быть подчинено следующим требованиям: учитывать возрастные особенности детей и в соответствии с этим подбирать доступный материал; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; добиваться прочности приобретенных знаний и навыков; использовать наглядность; специалистам быть в речевом плане образцом для детей.

Содержание дидактического и речевого материала на занятиях должно соотносится с требованиями, предъявляемые ребенку программой детского сада. Речевой и дидактический материал должен быть доступен для детей, по мере освоения ребенком определенных навыков материал усложняется.

Структура занятий:

  1. Организационный момент – проводится в разных вариантах: релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Необходимо создать положительный настрой детей на обучение.
  2. Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.
  3. Физкультминутка. На данном этапе детям необходимо снять усталость, развивать общую моторику, внести эмоциональный заряд.
  4. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения, направленные на развитие мышления.
  5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
  6. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
  7. Итог занятия. На заключительной стадии занятия должна прозвучать положительная оценка специалистов. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи.

Перспективно – тематический план занятий – приложение №3.

Конспекты фронтальных занятий – приложение №4.

Формы и методы работы логопеда и психолога с педагогами

1. Подбор кадров (диагностика, собеседование с целью выявления личностных, профессиональных качеств, уровня владения всеми структурными компонентами речи).

2. Организация работы в специализированных группах воспитателей и специалистов по ИЗО, музыкальному и физическому воспитанию.

3. Отслеживание эффективности работы педагогов.

4. Консультации и семинары для педагогов.

  Взаимодействие логопеда и психолога с родителями.

  1. Повышение родительской компетентности посредством бесед, консультаций.
  2. Анкетирование родителей с целью получения информации об анамнезе развития ребенка.
  3. Оказание консультативной помощи по оформлению документов для РПМПК.
  4. Постоянная связь с родителями посредством тетрадей для домашних заданий, когда родители являются участниками коррекционно-развивающей работы.
  5. Оформление информационно-методических выставок.

Модель совместной работы логопеда и психолога с детьми, педагогами, родителями – приложение № 5.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

Развитие мышления

Развитие лексического словаря

Совершенствование грамматического строя речи

Уметь:

  • формировать способность быстро находить предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков;
  • концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные  возможности;
  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

  • концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи;
  • видеть в обычном предмете неожиданные возможности;
  • сравнивать предметы друг с другом, выделяя в них общее и различное;
  • классифицировать предметы по заданному признаку.

Знать:

  • существительные по пройденным  лексическим темам;
  • глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами.

Иметь представление:

  • об относительных и притяжательных прилагательных;
  • о количественных и качественных числительных;
  • о  словах-синонимах и словах-антонимах.

Уметь:

  • пользоваться  существительными, глаголами и прилагательными в экспрессивной речи;
  • группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия;
  • различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению.

Знать:

  • формы словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени;
  • формы словообразования: существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Иметь представление:

  • об образование относительных и притяжательных прилагательных;
  • о согласовании прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Уметь:

  • использовать в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения и словообразования;
  • составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия.

Список литературы.

  1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
  2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Изд. 5-е – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
  3. Калягин, В.А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
  4. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с., ил.
  5. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Под общ. Ред. д. м. н. Е.М. Мастюковой. – 2 – е изд., испр. И доп. – М.:ю АРКТИ, 2003. – 72 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  6. Крупенчук, О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 208 с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).
  7. Курдвановская, Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5 – 7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Логопед в ДОУ).
  8. Леонтьев, А. Н. Биологическое и социальное в психике человека. «Вопросы психологии» / А. Н. Леонтьев. – М., 1960, №6.
  9. Лиманская, О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 176 с. – (Логопед в ДОУ).
  10. Модель взаимодействия психолога и логопеда по организации работы в специализированных группах. / Под ред. Н.Я. Большуновой; Сост.: Н.Ф.Балашова, Е.В. Соколова; МОУ-ЦО «Пеликан». – Бердск, 1998. – 8с.
  11. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М..: Просвещение, 1992. – 95 с.: ил
  12. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2007. – 352 с.
  13. Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004. – 92с.: ил. – (Популярная логопедия).
  14. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – 3-е изд.,  М.: Изд-во «Просвещение», 2007. – 164 с.
  15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1.-М.: Педагогика, 1989. – 488с.
  16. Савельева, Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - 576 с.
  17. Шаброва, С.Е., Федорова, И.Ю., Модель деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта. // Логопедия. № 5, 2007.

Приложение №1

Диагностический инструментарий для обследования уровня речевого развития и мышления детей с ОНР III уровня

Диагностический инструментарий составлен на основе иллюстрированного материала О. Б Иншаковой для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста. Методика изучения уровня речевого развития включает в себя обследование состояния звуковой стороны речи, состояние фонематических процессов, обследование слоговой структуры слова, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи и соответствует следующим требованиям: материал и условия выполнения подбираются с расчетом на максимальную доступность для детей по всем параметрам. В методику включена серия однородных заданий, что исключает влияние случайных причин.

Проанализировать результаты диагностики помогают краткие характеристики (критерии) уровней развития речи. Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний, низкий.

Изучение состояния звуковой стороны речи

Критерии оценки

Баллы

Уровни

Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка.  Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

3

Высокий

Неустойчивость и недостаточная четкость произношения.

2

Средний

Дефекты в произношении звуков. Способность регулировать темпы речи и речевое дыхание отсутствует

1

Низкий

Состояние фонематических процессов

Для определения сформированности фонематических процессов предлагаются  задания на исследование фонематического восприятия и задания на исследование фонематического анализа и синтеза.  Каждое задание, выполненное правильно оценивается в 1 балл, неверный ответ - 0 баллов.

Возраст

Баллы

Уровни

5 лет

22 - 26

12- 21

0 - 11

Высокий

Средний

Низкий

6 лет

8-9

5-7

4-0

Высокий

Средний

Низкий

Обследование слоговой структуры слова

        В каждом задании подсчитывается количество правильно названных слов, словосочетаний и предложений, которые оцениваются в один балл, неверные – 0 баллов.  

Возраст

Баллы

Уровни

5 лет

8-9

5-7

4-0

Высокий

Средний

Низкий

6 лет

7-8

4-6

0-3

Высокий

Средний

Низкий

Изучение лексического  запаса слов

Классификация понятий.

Высшая общая оценка 20 баллов. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор – 1 балл, неверный – 0 баллов.

  Знание названий детёнышей животных. Высшая общая оценка 10 баллов. В каждом задании подсчитывается количество правильно  названных детёнышей, каждый правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.

Знание малознакомых предметов. Высшая общая оценка 6 баллов. В каждом задании подсчитывается количество верных ответов.  

 Правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.

 Знание названий профессий. Высшая общая оценка 6 баллов.

 Правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.

Подбор антонимов. Высшая оценка 8 баллов. 1 балл – если подобранное слово является антонимом заданному, 0 баллов – не соответствует. Для детей 5-6 лет количество заданий и баллов одинаковое.

Баллы

Уровни

45 - 50

44 - 21

Менее 20

Высокий

Средний

Низкий

Состояние грамматического строя речи

 5 лет

  • понимание предложных конструкций;
  • согласование числительных с существительными;
  • образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • название действий по предьявленному предмету.

 5-6 лет  

  • изменение существительных по числам

 6 лет

  • относительные прилагательные;
  • притяжательные прилагательные;

Каждое задание, выполненное правильно оценивается в 1 балл, неверный ответ - 0 баллов.

Возраст

Баллы

Уровни

5 лет

20-24

9-19

0-8

Высокий

Средний

Низкий

6 лет

10-13

5-9

0-4

Высокий

Средний

Низкий

 

Обследование связной речи

5 лет

Составление рассказа по серии картин «Нашли ежа»

3 балла – рассказ составлен самостоятельно;

2 балла – рассказ составлен с помощью наводящих  вопросов;

1 балл – вместо рассказа перечисляются изображённые предметы.

6 лет

Составить рассказ по картине

 3 балла – рассказ составлен самостоятельно;

2 балла – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов;

1 балл – вместо рассказа перечисляются изображённые предметы.

Составить пересказ текста «Белочка и зайчик»

    3 балла – правильное воспроизведение (высокий уровень);

2 балла – незначительное отклонение от текста (средний уровень);

1 балл – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках (низкий уровень).

По результатам итоговой оценки, ребенок может быть отнесен к одному из трех уровней речевого развития. Результаты обследования могут быть оформлены в итоговой таблице:

Имя ребенка

Дата рождения

Уровни развития

Уровень речевого развития

Звукопроизношение

Фонематические процессы

Слоговая структура слова

Словарный запас

Грамматический строй речи

Связная речь

Диагностический инструментарий для обследования уровня мышления

Методика «Обведи контур».

Автор Р.С. Немов.

Цель: определение уровня развития наглядно - действенного мышления.

Диапазон применения: 5-8 лет.

Оборудование: бланки с изображенными геометрическими фигурами, карандаш.

Инструкция: «Нарисуй быстро и точно по данному образцу».

Оценка результатов: все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках – образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы. Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания.

Критерии оценки:

  • 10 баллов – ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 секунд, причем все линии на рисунке прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам (очень высокий уровень);
  • 8-9 баллов – на выполнение задания ушло от 90 до 105 секунд. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно (высокий уровень);
  • 6-7 баллов – на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 секунд.  Обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно (уровень выше среднего);
  • 4-5 баллов – на выполнение задания затрачено от 120 до 135 секунд. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно (средний уровень);
  • 2-3  балла – на выполнение задания ушло от 135 до 150 секунд. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые, от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно, от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура, от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно (уровень ниже среднего);
  • 1 балл – на  выполнение задания ушло более 150 секунд. Присутствуют недостатки: почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно (низкий уровень).

Методика «Рыбка».

Автор В.В. Холмовская.

Цель: определение уровня наглядно-образного мышления дошкольника.

Диапазон применения: с 4 лет.

Оборудование: набор строительных элементов, из которых ребенок должен построить рыбку, изображенную на цветной расчлененной схеме.

Рыбка – схема

Инструкция: «Внимательно посмотри на рыбку, нарисованную на картинке, и построй такую же».

Оценка результатов: ребенок должен самостоятельно проанализировать схему и на основе этого анализа воспроизвести конструкцию. Допустимы лишь затруднения в развороте строительных деталей (например, разворот призм при построение хвоста или плавников), с которыми ребенок справился, обратившись к схематическому изображению.

Критерии оценки:

  • 5 баллов – построение детьми конструкции без помощи взрослого и без ошибок (высокий уровень);
  • 4 балла – допускаются ошибки лишь со сложными фигурами и элементами схемы рыбки (рот, плавники). Ошибки исправляются детьми самостоятельно (уровень выше среднего);
  • 3 балла – допускаются ошибки со сложными фигурами и элементами схемы рыбки. Ошибки исправляются детьми после указания взрослого на то, что есть ошибки и с помощью взрослого (средний уровень);
  • 2 балла – задание выполнено с многочисленными ошибками, которые исправляются с помощью взрослого (уровень ниже среднего);
  • 1 балл – построение конструкций путем проб и ошибок, которые исправляются только при прямом показе взрослым образца действия (низкий уровень).

Методика «Исключение четвертого лишнего».

Автор Н.Л. Белопольская.

Цель: определения уровня словесно-логического мышления дошкольников.

Диапазон применения: с 5 лет.

Материал: картинки с изображением четырех предметов, один из которых не подходит к остальным по родовой категории.

Набор карточек к методике «Исключение четвертого лишнего»

Инструкция: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты (одна картинка).

Оценка результатов:

  • 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;
  • 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут;
  • 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут;
  • 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут;
  • 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;
  • 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

Критерии оценки:

  • 10 баллов – высокий уровень;
  • 8-9 баллов – уровень выше среднего;
  • 4-7 баллов – средний уровень;
  • 2-3 балла – уровень ниже среднего;
  • 0-1 балл – низкий уровень.

Особенности выполнения данных методик дают возможность оценивать не только уровень мышления, но и позволяют судить о степени сформированности таких компонентов психической деятельности, как память,  внимание, воображение, уровень сформированности графомоторных навыков.

Приложение №2

Карта развития ребенка (в динамике)

Фамилия и имя ребёнка                                               Дата рождения

Дата поступления в группу                                         Откуда прибыл

Домашний адрес:

Родители: мать

отец

Состав семьи

Жилищно-бытовые условия

Состояние здоровья ребёнка

Особенности перинатального периода

Роды

Факторы риска

Состояние здоровья на момент обследования

Развитие в младенческом и раннем возрасте

Уровень развития ребёнка на момент обследования

Оценка нервно-психического развития

Сентябрь

 20--

          Май

       20--

Познавательная сфера

Внимание

Память

Логическое мышление

Классификация

Обобщение

Выявление закономерностей

Наглядно-образное мышление

Цвет

Форма

Размер

Счёт

Временные представления

Ориентировка в пространстве

Игровая деятельность

Развитие речи

Беседа с ребёнком

Общее звучание речи

Темп

Голос

Дыхание

Артикуляционный аппарат

Произношение

Понимание речь

Число

Род прилагательных

Падежные окончания

Предлоги

Фонетическое восприятие

Выделение гласного из ряда

Выделение согласного из ряда

     Различение близких по звуковому составу слов

     Усложнение восприятия различных слогов

Анализ звукового состава слов

Начальный ударный гласный

Начальный согласный

Конечный согласный

Конечный гласный

Выделение звука из состава слова

Произнесение слов со сложной слоговой структурой

Словарь

Редкие слова

Части предметов

антонимы

синонимы

Грамматический строй речи

Падежи

Сущ. мн. числа

Род. п. мн.числа

Уменьшительно-ласкательная форма

Прилагательное от существительного

Согласование существительного с числительным

Согласование существительного с прилагательным

Связная речь

Составление предложений по картинкам

     Составление предложений по опорным словам

Составление рассказа по опорным словам

Составление рассказа по серии картинок

Пересказ

Психомоторное развитие

Мелкая моторика

Общая моторика

Структура личности, индивидуальности ребёнка

Самооценка

Устойчивость основных проявлений

Наличие отклонений в поведении

Родители о ребёнке

Заключение психолога

Заключение логопеда


Приложение №3

Перспективно – тематический план занятий

Период

Тема

Цель

Содержание

Октябрь

1-е занятие

Осень.

Активизация словаря по теме, образование  существительных единственного и множественного числа, развитие логического мышления, дифференциация признаков осени от признаков других времен года.

1. Мимическое упражнение «Осень».

2. Беседа «Осень».

Игра «Один – много».

3. Физкультминутка.

4. Игра «Четвертый лишний.

5.Пальчиковая гимнастика.

6. Графический диктант.

2-е занятие

Овощи.

Обогащение словаря признаков, активизация глагольного словаря, образование существительных в винительном падеже, развитие наглядно-образного мышления, формировать способность быстро находить предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков.

1.Психогимнастика «Семена».

2. Игра «Загадки зайца».

Игра «Поваренок».

3. Физкультминутка.

4. Игра «Отвечай быстро».

5.Пальчиковая гимнастика.

6. Графический диктант.

3-е занятие

Фрукты.

Активизация предметного словаря и словаря признаков, образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, развитие наглядно – образного мышления, формирование способности находить в предмете как можно больше свойств, признаков и использовать их для поиска предметов.

1. Мимическое упражнение «Сладкий - кислый».

2. Игра «Что в корзинке?».

Игра «Магазин».

3. Физкультминутка.

4. Игра «Черный ящик».

5.Пальчиковая гимнастика.

6. Графический диктант.

4-е занятие

Домашние птицы.

Активизация и обогащение предметного и глагольного словаря, образование множественного числа существительных, развитие связной речи, развитие наглядно – действенного мышления, формирование  способности находить в предмете как можно больше свойств и использовать их для поиска предметов с противоположными свойствами.

1. Пластический этюд «Хозяйка на птичьем дворе».

2. Игра «В гости пришли птицы».

Игра «Птенцы».

3. Физкультминутка.

4. Игра «Сравни».

5.Пальчиковая гимнастика.

6. Графический диктант.

Ноябрь

1-е занятие

Дикие птицы.

Активизация и обогащение предметного словаря, образование категорий родительного падежа единственного числа, согласование числительных с существительными, развитие наглядно – образного мышления, активизация речи.

1.Психогимнастика  «Птицы».

2. Игра  «Каких птиц много на дереве, и каких нет?».

Игра «Ответь на вопросы».

3. Физкультминутка.

4.Игра «Построй голубятню».

5.Пальчиковая гимнастика.

6. Графический диктант.

2-е занятие

Домашние животные.

Обогащение предметного словаря, закрепление предметного словаря и активизация глагольного словаря, развитие наглядно-образного мышления, активизация речи в ходе работы и после ее выполнения.

1. Психогимнастика «Домашние животные».

2. Беседа «Домашние животные».

Игра «Кто как кричит?».

3. Физкульминутка.

4. Игра  «Разрезные картинки».

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Графический диктант.

3-е занятие

Дикие животные.

Уточнить и расширить словарь ребенка, образование существительных в творительном падеже, развитие наглядно – действенного мышления, отображение повадок разных животных.

1. Психогимнастика «Дикие животные».

2. Игра «Давай познакомимся».

Игра «Давай познакомимся».

3. Физкульминутка.

4. Игра «Кто это?».

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Графический диктант.

4-е занятие

Дикие животные жарких стран.

Образование существительных единственного и множественного числа творительного падежа, образование существительных единственного числа родительного падежа, развитие связной речи, развитие словесно – логического мышления.

1. Психогимнастика «Зоопарк».

2. Игра «Зоопарк».

Игра «Скажи правильно».

3. Физкультминутка.

4. Игра «Зачем?».

5.Пальчиковая гимнастика.

6. Графический диктант.

Декабрь

1-е занятие

Зима.

Зимние забавы.

Закрепление понятий о зимних явлениях, активизация словаря, развитие связной речи, развитие логического мышления.

1. Пластические этюды   «Зимние забавы».  

2. Игра «Что бывает зимой?».

Игра «Что лишнее?».

3. Физкультминутка.

4. Игра «Бывает - не бывает».

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Графический диктант.

2-е занятие

Посуда.

Активизация предметного словаря и словаря прилагательных, образование относительных прилагательных, развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.

1. Мимическое упражнение

«Посуда».

2. Игра «Отгадай загадку».

Игра «Догадайся, какая посуда?».

3. Физкультминутка.

4. Игра «Изобретатели».

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Графический диктант.

3-е занятие

Продукты.

Образование существительных винительного и родительного падежей, расширение словаря относительных прилагательных, закрепление классификации продуктов, развитие словесно-логическое мышления, активизация речи.

1. Мимическое упражнение «Конфеты».

2. Игра «Покупки».

Игра «Магазин».

3. Физкультминутка.

4. Игра «Догадайся».

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Графический диктант.

Январь

1-е занятие

Одежда. Обувь.

Активизация и обогащение предметного словаря, образование существительных единственного и множественного числа в винительном падеже.

развитие словесно-логическое мышление, активизация речи в ходе работы.

1. Психогимнастика «Одежда. Обувь».

2. Беседа «Что наденем на прогулку?».

Игра «Во что я одет?».

3. Физкультминутка.

4. Игра «Четвертый лишний».

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Графический диктант.

2-е занятие

Мебель.

Обогащение предметного словаря, развитие связной речи, образование существительных в разных падежах, развитие наглядно – действенного мышления, закрепление умения сравнивать предметы друг с другом, выделяя в них общее и различное.

1. Игра «Повтори за мной».

2. Игра «В гостях у куклы».

Игра  «Где взял игрушку?».

3. Физкультминутка.

4. Игра «Сравнение предметов».

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Графический диктант.

Февраль

1-е занятие

Дом

Обогащение предметного словаря, расширение словаря относительных  прилагательных, развитие словесно-логического мышления.

1. Психогимнастика «Дома».

2. Игра «Части дома».

Игра «Какой - какая?».

3. Физкультминутка.

4. Игра «Как узнать?».

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Графический диктант.

2-е занятие

Человек Части лица и тела.

Обогащение предметного словаря, образование множественного числа существительных, развитие словесно-логическое мышление, активизация речи в ходе работы.

1. Психогимнастика «Человек».

2. Игра «Сказочка - указочка».

Игра «Один - много».

3. Физкультминутка.

4. Игра «Найди ошибку».

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Графический диктант.

3- е занятие

Транспорт

Активизация глагольного словаря, усвоение глагола «ехать» с разными приставками, развитие наглядно – образного мышления.

1. Психогимнастика «Транспорт».

2. Игра: «Скажи наоборот».

Игра - заучивание «Шутки».

3. Физкультминутка.

4. Игра «Подбери предмет к признаку».

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Графический диктант.

4-е занятие

Профессии

Образование существительных от глаголов, развитие связной речи, образование существительных единственного числа дательного падежа, развитие словесно – логического мышления.

1. Психогимнастика «Кем я хочу стать».

2. Игра «Кто что делает?».

Игра «Кому это нужно?».

3. Физкульминутка.

4. Игра «Исправь ошибку».

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Графический диктант.

Март

4-е занятие

Весна.

Активизация предметного словаря и словаря признаков, образование прилагательных и существительных в винительном падеже, согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже, развитие логического мышления, установление элементарных причинно-следственных связей.

1. Психогимнастика «Весна».

2. Игра «Первые приметы весны».

Игра «Чего больше?».

3. Физкультминутка.

4. Игра «Почемучка».

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Графический диктант.


Приложение №4

Модель взаимодействия логопеда и психолога с детьми, родителями, педагогами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе с использованием элементов логопедической ритмики

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группеТема: "Грибы"Цель: актуализировать и расширить знания на тему "грибы"Задачи:Корре...

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 5-6 лет элементами игротерапии

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 5-6 лет  элементами игротерапииТема: "Игрушки"Цель: Актуализировать и расширить знания на тему "Игруш...

Конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками средней группы с общим недоразвитием речи I уровня речевого развития

Конспектподгруппового логопедического занятия с воспитанниками средней группы с общим недоразвитием речи I уровня речевого развития...

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе.

Предлагаемый алгоритм работы по формированию словоизменения у детей с ОНР III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе охватывает целый учебный год. В нем отражено распределение соде...