Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Тема занятия: Автоматизация звука [Р] в словах с прямым слогом.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель занятия: автоматизировать чёткое произношение звука [Р] в словах с прямым слогом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
индивидуального логопедического занятия с ребёнком 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
Тема занятия: Автоматизация звука [Р] в словах с прямым слогом.
Продолжительность занятия - 20 мин.
Цель занятия: автоматизировать чёткое произношение звука [Р] в словах с прямым слогом.
Задачи занятия:
Образовательные:
- Закрепить правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах с прямым слогом.
- Уточнить представления об артикуляции звука [Р].
- Дать развернутую характеристику звука [Р].
- Закрепить умение определять наличие звука [Р] в словах.
- Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука.
- Расширять словарный запас.
- Корректировать лексико-грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику ребенка.
- Развивать фонематические процессы, речеслуховое внимание.
- Развивать интонационную сторону речи.
- Развивать память, мышления, тонкую, общую моторику.
- Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
- Воспитывать у ребёнка положительную мотивацию на занятии.
- Воспитывать у ребёнка доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
- Воспитывать у ребёнка умение внимательно слушать педагога, решать поставленную задачу.
Оборудование: зеркало, доска, мягкая игрушка «пёс – Рекс», картинки «Артикуляционная гимнастика» Е. Косиновой, предметные картинки со звуком [Р] (корона, ворота, нора, баран, корыто, перо, фары, горы, барабан), артикуляционный профиль звука [Р], раскраска-картинка «собака», мяч, символы звуков (красный, синий, зелёный кружки).
План занятия:
- Организационный момент (1 мин).
- Сообщение темы занятия (1 мин).
- Основная часть занятия (15 мин).
- Развитие артикуляционной моторики.
- Уточнение артикуляционного уклада звука [Р].
- Произнесение звука [Р] изолированно.
- Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук».
- Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика «Пальцы – дружная семья».
- Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах.
Игра «Запомни и повтори» (с разной интонацией).
- Автоматизация звука [Р] в словах с прямым слогом.
Игра «Назови картинки».
Игра “Фокусник».
Игра «Загадки».
Физминутка.
Игра «Эхо».
Упражнение «Повтори».
- Развитие звукового анализа и синтеза.
- Закрепление (2 мин).
Игра “Скажи правильно”.
- Итог занятия (1 мин).
Ход занятия:
- Орг. Момент (1 мин).
Логопед: Здравствуй, Миша! Сегодня на занятие к нам в гости прибежал пёс, а зовут его Рекс. Рекс очень расстроился, что все собачки уже научились рычать, а он нет. Можем его научить?
Ребёнок: да, можем.
- Сообщение темы занятия (1 мин).
Логопед:
Давай научим Рекса красиво и правильно произносить звук [Р], поможем ему выполнить все задания и упражнения.
Сегодня на занятии мы будем тренироваться правильно произносить звук [Р] в словах.
- Основная часть занятия (15 мин).
- Развитие артикуляционной моторики.
Логопед:
Миша, давай покажем Рексу как наш язычок умеет заниматься и какие упражнения знает.
Ребёнок: смотрит на картинки «Артикуляционная гимнастика» Е. Косиновой, которые показывает логопед и выполняет упражнения (см. приложение).
«Лягушка/Слоник» - повторяет 5 раз.
«Качели» - повторяет 5 раз
«Чашечка» - удерживает под счёт логопеда до пяти, повторяет 3 раза.
«Маляр» - под счёт логопеда до восьми.
«Лошадка» - 5 раз.
«Гриб» - удерживает под счёт логопеда до пяти, повторяет 3 раза.
«Дятел» - выполняет 10-15 секунд 3 раза.
Ребёнок: выполняет артикуляционные упражнения для правильного проговаривания звука [Р].
Логопед: Молодец ты все выполнил правильно, Рекс слушал тебя очень внимательно.
- Уточнение артикуляционного уклада звука [Р].
Логопед:
- Чтобы Рекс красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р]:
- Миша, посмотри в зеркало. Что делают твои губы, зубы, язык, когда ты рычишь?
Ребёнок: отвечает (губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык поднят вверх и дрожит).
Логопед:
- Правильно, молодец, давай с тобой уточним артикуляцию этого звука: рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка много раз ударяет за верхними зубами, горлышко работает (логопед кладет руку на горлышко и проверяем, что идет вибрация).
- Дай характеристику звуку [Р], какой он?
Ребёнок: (согласный, твердый, звонкий).
Логопед:
- Каким сигналом мы обозначаем звук? (синий кружок)
Логопед демонстрирует артикуляционный профиль звука [Р] и символ звука (синий кружок). (см. приложение)
- Произнесение звука [Р] изолированно.
Логопед:
-А теперь давайте покажем Рексу, как рычит собака.
Ребёнок произносят изолированный звук [Р].
Р-Р-Р-Р-Р-Р.
- Развитие фонематического слуха.
Логопед:
- Чтобы правильно употреблять звук [Р], нужно уметь его слышать, отличать от других звуков.
Игра «Поймай звук»: когда услышишь звук [Р] в слогах и словах- хлопни в ладоши:
Ра, от, по, ры, ка, ру, пы, ро.
Роза, сорока, зима, кот, кора, баран, рыба.
Ребёнок: хлопает в ладоши, когда слышит звук [Р] в слогах и словах.
- Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика.
Логопед:
- Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить.
- Миша, давай выполним пальчиковое упражнение
«Пальцы – дружная семья».
Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это - средний.
Безымянный и последний -
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять... (Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому)
Ребёнок: выполняет упражнение вместе с логопедом.
- Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах.
Игра «Запомни и повтори» (с разной интонацией)
Логопед: я буду произносить слоги с разной интонацией, а ты повторяй.
РО – ро - ро, ру – РУ - ру, ра – ра - РА, РЫ – ры – ры
Ребёнок: повторяет слоги с разной интонацией.
- Автоматизация звука [Р] в словах с прямым слогом.
Игра «Назови картинки».
Логопед: я буду показывать картинки, а ты их называй (корона, ворота, нора, баран, корыто, перо, фары, горы, барабан). (см. приложение)
Ребёнок: называет картинки.
Игра “Фокусник»
Логопед: я буду бросать тебе мяч, называя один предмет – а ты лови мяч, и образовывай слово в форме множественного числа.
Корона – (короны), нора – (норы),
Фара – (фары), ворота – (ворота),
Корыто – (корыта), баран – (бараны)
Гора – (горы), барабан – (барабаны).
Ребёнок: ловит мяч и называет слова во множественном числе.
Игра «Загадки»
Логопед:
Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови слово. Логопед раскладывает предметные картинки. (см. приложение)
Царская, золотая, блестящая … - (корона)
Железные, узорные, кованые … - (ворота)
Горящие, яркие, автомобильные … - (фары)
Легкое, серое, птичье … - (перо)
Звериная, земляная, глубокая … - (нора)
Новое, деревянное, прямоугольное … - (корыто)
Высокие, далекие снежные, … - (горы)
Звонкий, круглый, игрушечный … - (барабан)
Мягкий, белый, рогатый … - (баран)
Ребёнок: показывает соответствующую картинку.
Физминутка
Логопед: сейчас давай отдохнём, встань и повторяй за мной движения.
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
Ребёнок: выполняет упражнение.
Игра «Эхо»:
Логопед: послушай слова, и повтори их в том же порядке:
Баран, перо, фары – (Баран, перо, фары)
Корона, корыто, барабан - (Корона, корыто, барабан)
Нора, горы, баран - (Нора, горы, баран)
Перо, корыто, ворота - (Перо, корыто, ворота)
Ребёнок: слушает и повторяет слова в правильном порядке.
Упражнение «Повтори»
Логопед: а теперь повтори за мной чистоговорки.
Ра-ра-ра - радуется детвора. Ры-ры-ры – шары в руках у детворы.
Ру-ру-ру - вижу кенгуру. Ра-ра-ра – до свидания, детвора.
Ро-ро-ро – у меня в руках перо. Ра-ра-ра - отдыхать пора.
Ребёнок: повторяет чистоговорки.
- Развитие звукового анализа и синтеза.
Логопед: собери из звуков слово «гора»
Повтори слово. Какой звук слышишь первым?
Ребёнок: повторяет слово, первым слышится звук [г].
Какой звук слышится вторым, третьим, четвертым?
Назови все звуки в слове по порядку и покажи сигналы символы звуков. (см. приложение)
Ребёнок: называет все звуки и показывает кружки символы.
Назови гласные. На котором месте они стоят?
Назови согласные. На котором месте они стоят?
Сколько всего звуков в слове?
Сколько согласных?
Сколько гласных?
Сколько слогов в слове?
Ребёнок: отвечает.
- Закрепление.
Игра “Скажи правильно”:
Логопед: а теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пёс Рекс непременно научится красиво говорить и рычать. Послушай предложения и исправь их.
Ребёнок: исправляет предложения.
Барабаны стучат в баранов. (Бараны стучат в барабаны)
Ворота открыли Рому. (Рома открыл ворота)
В радуге появились горы. (В горах появилась радуга)
Куры кормят Марусю. (Маруся кормит кур)
- Итог занятия.
Логопед: Миша, с каким звуком мы сегодня работали?
Ребёнок: со звуком [Р].
Дай характеристику звуку Р, какой он?
Ребёнок: (согласный, твердый, звонкий).
Что тебе понравилось на сегодняшнем занятии?
Помогать Рексу правильно произносить звук [Р] в словах.
Логопед: Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в словах, и этому научил Рекса. Наш гость тебе благодарен и дарит тебе раскраску - картинку «собака». Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].
Логопед даёт картинку собачки и предлагается дома раскрасить её. (см. приложение)
Приложение
Наглядный материал:
Предметные картинки со звуком [Р]
Артикуляционный профиль звука [Р].
Символы звуков:
Мягкая игрушка «пёс – Рекс». Мяч.
Раскраска-картинка «собака».
Картинки «Артикуляционная гимнастика» Е. Косиновой:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе с использованием элементов логопедической ритмики
Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группеТема: "Грибы"Цель: актуализировать и расширить знания на тему "грибы"Задачи:Корре...
Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе c использованием компьютерной игры “Игры для Тигры”. Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах и словах»
Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах и словах»...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий: - мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (3 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) «Письмо Деду Морозу»
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий:- мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫС ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ...
Конспект занятия с ребенком 3-4 лет с общим недоразвитием речи, I уровня речевого развития по теме "Один-много"
Конспект занятия с ребенком 3-4 лет с общим недоразвитием речи, I уровня речевого развития. Тема индивидуального занятия "Один-много"...
Конспект индивидуального развивающего занятия с ребёнком 6 лет с ОНР II-III уровня речевого развития по теме «Признаки весны».
Конспект занятия с презентацией. Может быть использован специалистами в индивидуальной и подгрупповой работе....
Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе с использованием логопедической ритмики
Создание условий для развития и коррекции двигательной и речевой сферы с использованием элементов логопедической ритмики....
Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе с использованием элементов логопедической ритмики
Тема: Лето. Прогулка в лес.Цель: Создание условий для развития и коррекции двигательной и речевой сферы с использованием элементов логопедической ритмики.Задачи:Коррекционно-развивающие:1. Развивать с...