КОНСПЕКТЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ
план-конспект занятия по развитию речи на тему


Конспекты интегрированных занятий логопеда и психолога по развитию мышления детей имеющих ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx127.26 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ  №7 детский сад «Семицветик» г. Бердск

КОНСПЕКТЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ

ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Разработчик:

Корсакова Татьяна Геннадиевна

Конспекты фронтальных занятий

Тема: «Осень»

  • Организационный момент.

Мимическое упражнение «Осень».

Цель: настроить детей на тему на занятия.

Оборудование: картинки с изображениями ранней и поздней осени.

Ход игры: детям дается задание изобразить настроение при просмотре картинок. Изобразить раннюю осень – радостную, красивую. Затем изобразить позднюю осень – грустную, печальную.

  • Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.

Беседа: «Что бывает осенью?».

Цель: активизация словаря по теме (основные признаки осени – похолодание, изменение окраски растений, опадание листьев, тучи, дожди, перелет птиц на юг).

Оборудование: картинки с изображениями осени.

Ход беседы: логопед рассказывает об осени, с помощью наглядного материала.

Далее спрашивает детей о признаках осени.

Игра «Один - много».

Цель: образование существительных единственного и множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход игры: педагог называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч. Например: дождь – дожди, капля – капли, лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты, плащ – плащи, птица – птицы.

  • Физкультминутка.

Действия с воображаемыми предметами.

Вспомнить и показать действия, которые можно наблюдать осенью.

Педагог проговаривает ситуации, а дети изображают. Например: гуляете по лесу и собираете осенние листочки, бежите от дождя или раскрываете зонтик и гуляете.

  • Интеллектуально-развивающая игра, направленная на развитие мышления.

Игра «Четвертый лишний».

Цель: развитие логического мышления, дифференциация признаков осени от признаков других времен года.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года, наборное полотно.

Ход игры: психолог помещает на наборное полотно четыре картинки, на трех из которых изображено одно время года, а на четвертой другое. Дети по признакам времен года выделяют лишнюю картинку.

  • Пальчиковая гимнастика.

(Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения).

Ветер северный подул:

«С - с - с»,

 все листья с липы сдул…  

(Пошевелить пальцами и подуть на них).

Полетели, закружились и на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап – кап – кап»

(Постучать пальцами по столу).

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил

(Постучать кулаками по столу).

Снег потом припорошил,

(Плавные движения кистями рук).

Одеялом их накрыл.

(Ладони крепко прижаты к столу).

  • Графический диктант. 

Цель: формирование умения действовать по правилу, развитие мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш на каждого ребенка.

Ход задания: на первом занятии это задание объясняется подробно. Психолог: с сегодняшнего дня на наших занятиях мы начинаем рисовать в тетради узоры под диктовку. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня – я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону провести прямую линию. Проводите только те линии, которые я вам буду диктовать. Когда проведете линию, ждите, пока я не скажу, как проводить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая ручки от тетради.

Теперь поставьте карандаш на точку. Приготовились, внимание! Одна клеточка вверх, две клеточки вправо, одна клеточка вниз, две клеточки вправо. Дальше продолжите узор самостоятельно.

  • Итог занятия.

Тема: «Овощи»

  • Организационный момент.

Психогимнастика « Семена».

Цель: настроить детей на тему занятия.

Ход упражнения: дети выполняют действия в соответствии с текстом.

Психолог: Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи. Полил дождик, ожили растения, тянуться к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи.

  • Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.

Игра «Загадки зайца».

Цель: обогащение словаря признаков.

Оборудование: игрушка заяц, мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход игры: логопед объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это».

Загадки:

Длинная, красная (морковь).

Зеленый, длинный (огурец).

Круглый, красный (помидор)».

Игра «Поваренок».

Цель: активизация глагольного словаря, образование существительных в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.

Ход игры: логопед просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

  • Физкультминутка.

(Выполнять действия в соответствии с содержимым текста).

Мы лопатки взяли,

Грядки раскопали.

Грабли в руки взяли,

Грядки разровняли.

Семена рядами

Дружно мы сажали,

А потом водою

Теплой поливали.

  • Интеллектуально-развивающая игра, направленная на развитие мышления.

Игра «Отвечай быстро».

Цель: развитие наглядно-образного мышления, формировать способность быстро находить предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков.

Оборудование: мяч.

Ход игры: бросая ребенку мяч, психолог называет цвет овоща, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать овощ этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) овоща. Ответы детей должны быть развернутыми.

Например:

Красный – красный помидор.

Зеленый – зеленый огурец и т. д.

  • Пальчиковая гимнастика.

Овощи растут на грядке.        

(Скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы).

Посчитай их по порядку:        

(Соединить по очереди пальцы на двух руках).

Капуста, перец, огурец,

(Кулак, ребро, ладонь).

Я сегодня молодец.        

(Гладим себя по груди).

На грядке овощи растут,        

Что же мы увидим тут?

(Соединить по очереди пальцы на двух руках).

Картофель, помидор, морковь,        

(Кулак, ребро, ладонь).

Мы себя похвалим вновь.        

(Гладим себя по груди).

  • Графический диктант. 

Цель: формирование умения действовать по правилу, развитие мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш на каждого ребенка.

Ход задания: смотри занятие №1.

  • Итог занятия.

Тема «Фрукты»

  • Организационный момент.

Мимическое упражнение «Сладкий – кислый».

Цель: настроить детей на тему занятия.

Оборудование: картинки с изображениями фруктов.

Ход игры: детям дается задание передать эмоциональное состояние, если они едят сладкое яблоко, кислый лимон, ароматную грушу.

  • Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.

Игра «Что в корзинке?».

Цель: активизация предметного словаря и словаря признаков.

Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.

Ход игры: логопед по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Дети помогают взрослому рассказывать о фрукте.

Игра «Магазин».

Цель: образование относительных прилагательных по теме, согласование прилагательных с существительными.

Оборудование: картинки с изображением фруктов.

Ход игры: дети «покупают в магазине» продукты (сок, варенье, повидло, пирог, пюре, компот) и комментируют. «Я покупаю вишневый компот. Я покупаю яблочный пирог. Я покупаю грушевое повидло» и т. д. Логопед помогает детям, показывая одновременно две картинки: пирог - яблоко, груша – баночка.

  • Физкультминутка.

(Импровизация движений в такт стихотворения).

На носочки я встаю,

Яблочко я достаю,

С яблочком бегу домой,

Мамочке подарок мой!

  • Интеллектуально-развивающая игра, направленная на развитие мышления.

Игра «Черный ящик».

Цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование способности находить в предмете как можно больше свойств, признаков и использовать их для поиска предметов.

Оборудование: черный ящик, муляжи фруктов.

Ход игры: психолог говорит детям, что в черном ящике спрятан фрукт, и дети с помощью вопросов должны выяснить какой фрукт в ящике. Вопросы нужно задавать только о признаках фрукта. Например: он кислый? Или он круглый. Отвечать на вопросы необходимо либо «да», либо «нет». Вначале игры ведущим должен быть педагог, потом один из детей.

  • Пальчиковая гимнастика. 

(Поочередно загибать, а затем разгибать пальцы).

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец  - самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный - собирает,

 А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

  • Графический диктант. 

Цель: формирование умения действовать по правилу, развитие мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш на каждого ребенка.

Ход задания: смотри занятие №1.

Тема «Домашние птицы»

  • Организационный момент.

Пластический этюд «Хозяйка на птичьем дворе».

Цель: настроить детей на тему занятия.

Ход игры: детям дается задание представить себя заботливой хозяйкой на птичьем дворе. Они должны изобразить, как они  ухаживают за птицами, сыплют им зерно, наливают воду. Выразить состояние хозяйки, у которой пропали гуси. Обыгрывание народной песенки «Жили у бабуси два веселых гуся».

  • Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.

Игра «В гости пришли птицы».

Цель: активизация и обогащение предметного и глагольного словаря.

Оборудование: игрушки или картинки домашних птиц, флажок.

Ход игры: логопед показывает детям игрушки или картинки и рассказывает детям о домашних птицах (почему их так называют, какую пользу приносят, как называются части тела). Далее логопед спрашивает, показывая картинку и спрашивает: «Что умеет эта птица?». Дети передают друг другу флажок и перечисляют слова – действия. Например: курица умеет кудахтать, клевать, бегать, ходить, летать, пить; утка умеет крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.

Игра «Птенцы».

Цель: образование множественного числа существительных, развитие связной речи.

Оборудование: мяч.

Ход игры: логопед кидает мяч ребенку мяч и говорит: «У курицы не цыпленок, а...», ребенок отвечает и рассказывает о цыплятах по схеме (Части туловища, где живут, чем питаются). Далее игра повторяется: у утки не утенок, а... утята и т. д.

  • Физкультминутка.

Изобразить домашних птиц: заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам, гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство, сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят. При этом произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Петух: «Ку-ка-ре-ку». Цыплята: «Пи-пи-пи-пи-пи».

  • Интеллектуально-развивающая игра, направленная на развитие мышления.

Игра «Сравни».

Цель: развитие наглядно-действенного мышления, формирование  способности находить в предмете как можно больше свойств и использовать их для поиска предметов с противоположными свойствами.

Оборудование: картинка домашних птиц, наборное полотно, мяч.

Ход игры: на наборное полотно помещаются картинки двух домашних птиц. Психолог задает вопрос: «Что общее у этих птиц?». Дети передают друг другу мяч, называя общие признаки. Далее задается вопрос: «А в чем различие?». Дети так же, отвечая, передают мяч. Картинки в течение игры меняются несколько раз.

  • Пальчиковая гимнастика. 

(Поочередно загибать, а затем разгибать пальцы).

Наши уточки с утра:

«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»

Наши гуси у пруда:

«Га-га-га! Га-га-га!»

А индюк среди двора:

«Бал-бал-бал! Балды-балды!»

Наши курочки в окно:

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!»

А как Петя-петушок

 Ранним утром поутру

Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

  • Графический диктант. 

Цель: формирование умения действовать по правилу, развитие мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш на каждого ребенка.

Ход задания: смотри занятие №1.

  • Итог занятия.

Тема: «Дикие птицы»

  • Организационный момент.

Психогимнастика  «Птицы».

Цель: настроить детей на тему на занятия.

Ход игры: психолог дает детям задание изобразить воробья, который замерз на улице; сову, которая охотится на мышей; стайку голубей, которых люди кормят семечками в парке.

  • Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.

Игра «Каких птиц много на дереве, и каких нет?».

Цель: активизация и обогащение предметного словаря, образование категорий родительного падежа единственного числа.

Оборудование: картинка диких птиц, наборное полотно.

Ход игры: на наборном полотне картинки диких птиц на дереве. Перед игрой логопед проводит беседу о птицах: основные названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются.

Далее логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?». Дети отвечают: «Не стало совы».

Игра «Ответь на вопросы».

Цель: согласование числительных с существительными.

Оборудование: блюдечки по числу детей, горошина.

Ход игры: в руках у детей блюдечки. Логопед кладет горошину в блюдце одному из детей и задает вопрос. Ребенок отвечает и перекладывает горошину в блюдце другому ребенку и так далее.

Примерные вопросы:

Сколько у вороны лапок?

Сколько у воробья крыльев?

Сколько у совы хвостов?

Сколько у дятла голов?

Сколько у синицы клювиков?

Сколько у птицы перышек?

Сколько у птицы глаз?

  • Физкультминутка.

(Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения).

Птички летели,

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

  • Интеллектуально-развивающая игра, направленная на развитие мышления.

Игра «Построй голубятню».

Цель: развитие наглядно-образного мышления, активизация речи.

Оборудование: картонные геометрические фигуры разной величины, картинки голубей для каждого ребенка.

Ход игры: психолог дает детям задание детям построить дом для голубей – голубятню. Во время выполнения задания дети отвечают на вопросы: «Что ты положишь внизу? (Квадрат). Какого он цвета? Что положишь сверху? (Треугольник). Как можно украсить голубятню?  Кто здесь будет жить? (Голуби, много голубей)».

  • Пальчиковая гимнастика. 

(Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони).

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

  • Графический диктант. 

Цель: формирование умения действовать по правилу, развитие мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш на каждого ребенка.

  • Итог занятия.

Тема: «Домашние животные»

  • Организационный момент.

Психогимнастика «Домашние животные».

Цель: настроить детей на тему занятия.

Ход игры: психолог дает задание изобразить животных.

Например: изобразите сердитого козла, важную свинью, ласковую кошку.

  • Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.

Беседа «Домашние животные».

Цель: обогащение предметного словаря.

Оборудование: картина деревенского двора.

Ход беседы: логопед вместе с детьми рассматривает картину, и беседуют о домашних животных. Педагог должен объяснить детям, почему эти животные называются домашними. (Они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.) Далее логопед читает стихотворение, а дети договаривают слова в предложениях.

Жил-был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок,

А взрослая ….собака.

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал….конем.

Бык, могучий великан

В детстве был ….теленком.

Толстый увалень баран

В детстве был ….ягненком.

Этот важный кот Пушок

Маленьким ….котенком.

Игра «Кто как кричит?».

Цель: закрепление предметного словаря и активизация глагольного словаря.

Оборудование: мяч.

Ход: логопед воспроизводит звуки, характерные для какого-либо домашнего животного, и бросает мяч ребенку. Тот называет это животное и возвращает мяч: «Мяу-мяу» (кошка, она мяукает). «Гав- гав» (собака, она лает). «Му – му» (корова, она мычит) и  так далее.

  • Физкультминутка.

Конь меня в дорогу ждет,

(Руки сцеплены за спиной)

Бьет копытом у ворот,

(Поочередно поднимают ноги, согнутые в коленях)

На ветру качает гривой

Пышной, сказочно красивой,

(Покачивают головой)

Быстро на коня вскочу,

(Подпрыгнули)

Не поеду, полечу,

Цок-цок-цок, цок-цок-цок,

(Скачут галопом)

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой.

(Машут рукой).

  • Интеллектуально-развивающая игра, направленная на развитие мышления.

Игра «Разрезные картинки».

Цель: развитие наглядно-образного мышления, активизация речи в ходе работы и после ее выполнения.

Оборудование: разрезные картинки домашних животных.

Ход игры: психолог дает детям задание сложить разрезные картинки домашних животных. В ходе работы и после ее выполнения активизирует речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом?  Кто это? Какие части тела у этого животного? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Как называется детеныш?».

  • Пальчиковая гимнастика. 

У зверей четыре лапы.

(Поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках).

Когти могут поцарапать.        

(Пальцы двигаются как коготки).

Не лицо у них, а морда.

(Соединить пальцы двух рук, образовав шарик,

 по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз).

Хвост, усы, а носик мокрый.

(Волнообразные движения рукой,

«рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа).

И, конечно, ушки

(Растираем ладонями уши).

Только на макушке.        

(Массажируем две точки на темени).

  • Графический диктант. 

Цель: формирование умения действовать по правилу, развитие мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш на каждого ребенка.

Ход задания: смотри занятие №1.

  • Итог занятия.

Тема: «Дикие животные»

  • Организационный момент.

Психогимнастика «Дикие животные».

Цель: настроить детей на тему занятия.

Ход игры: психолог дает задание передать мимикой и движением поведение диких зверей. Например: хитрую лису, испуганного зайца и т. д.

  • Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.

Игра «Давай познакомимся»

Цель: уточнить и расширить словарь ребенка.

Оборудование: игрушки, изображающие  диких животных.

Ход игры: логопед с таинственным видом показывает ребенку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, например зайца, и беседует с детьми о ней. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у него есть? Какого цвета шерсть? Чем питается?». В конце игры педагог должен объяснить ребенку, что заяц, лиса, волк и медведь - это дикие животные, они живут в лесу, никто о них не заботится.

Игра «Давай познакомимся»

Цель: образование существительных в творительном падеже.

Оборудование: картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка. Картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.

Ход игры: картинки с изображение пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Логопед показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. Ребенок показывает соответствующую картинку, отвечает предложением ("Заяц питается капустой").

  • Физкультминутка.

Оборудование: погремушки.

Три медведя шли домой,

(Дети шагают, покачиваясь).

Папа был большой-большой,

(Руки вверх).

Мама чуть поменьше ростом,

(Руки у груди).

А сынок малютка просто,

(Приседают).

Очень маленький он был,

(В приседе переваливаются с ноги на ногу).

С погремушками ходил.

(Встают и звенят в погремушки).

  • Интеллектуально-развивающая игра, направленная на развитие мышления.

Игра «Кто это?».

Цель: развитие наглядно-действенного мышления, отображение повадок разных животных.

Оборудование: картинки диких и домашних животных, наборное полотно.

Ход игры: на наборном полотне картинки с изображением дома и леса. Дети по очереди вытаскивают картинки, называют животных и как называются их детеныши, говорят, где они живут, изображают, как оно передвигается, и ставят рядом с изображением дома или леса.

  • Пальчиковая гимнастика. 

Оборудование: массажные мячики.

(Дети катают мячики между ладошек и пальчиков).

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными – девочки, мальчики.

Ежик нам ладошки колет,

Руки нам готовит к школе.

  • Графический диктант. 

Цель: формирование умения действовать по правилу, развитие мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш на каждого ребенка.

Ход задания: смотри занятие №1.

  • Итог занятия.

Тема: «Дикие животные жарких стран»

  • Организационный момент.

Психогимнастика «Зоопарк».

Цель: настроить детей на тему на занятия.

Ход игры: психолог дает детям задание изобразить  мартышку,  ленивую и мягкую походку львицы, грозный взгляд и потряхивание гривой льва и так далее.

  • Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.

Игра «Зоопарк».

Цель: образование существительных единственного и множественного числа творительного падежа, развитие связной речи.

Оборудование: картинки с изображением диких животных жарких стран, наборное полотно.

Ход игры: логопед предлагает детям посетить зоопарк. В начале игры педагог дает детям задание назвать всех животных, которых они видят (картинки на наборном полотне). Далее логопед предлагает выбрать животного, о котором они хотят рассказать. Рассказ ребенка должен начинаться с фразы: «Я буду наблюдать за …». Рассказ – описание строится по следующим вопросам:

Внешний вид животного?

Чем оно питается?

Где живет?

Игра «Скажи правильно».

Цель: образование существительных единственного числа родительного падежа.

Оборудование: мяч.

Ход игры: логопед бросает мяч ребенку задает вопрос на сравнение и называет двух животных. Ребенок должен сравнить животных и ответить одним предложением. При ответе ребенок на каждое слово ударяет мячом об пол.

Пример вопросов:

Кто быстрее черепаха или кобра? Ответ:  «Кобра быстрее черепахи».

Кто тяжелее крокодил или кенгуру?

Кто сильнее тигр или зебра?

Кто больше слон или лев?

Кто выше жираф или тигр?

  • Физкультминутка.

Шея жирафа длинна и гибка,

Ветки жираф достает свысока.

(Поднять голову вверх – шея напряжена. Опустить голову вниз – расслабление).

Головой кивает слон

Он слонихе шлет поклон.

(Повороты головы в стороны. При повороте – вдох носом. При возвращении в исходное положение – выдох ртом).

  • Интеллектуально-развивающая игра, направленная на развитие мышления.

Игра «Зачем?».

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Оборудование: игрушки диких животных жарких стран.

Ход игры: психолог раздает игрушки детям, и в зависимости, какая игрушка у ребенка задает вопрос, касающийся этого животного. Приветствуются и обсуждаются любые ответы ребенка.

Примеры вопросов:

Зачем обезьянке хвост?

Зачем слону хобот?

Зачем тигру клыки?

  • Пальчиковая гимнастика. 

Слон

В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

(Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью).

Крокодил.

Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина,

От макушки до хвоста.

(Ладонь выставлена вперед горизонтально параллельно полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты – это глаза, и прижаты соответственно к среднему и безымянному).

  • Графический диктант. 

Цель: формирование умения действовать по правилу, развитие мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш на каждого ребенка.

  • Итог занятия.

Тема: «Зима. Зимние забавы»

  • Организационный момент.

Пластические этюды «Зимние забавы».

Цель: настроить детей на тему на занятия.

Ход игры: психолог дает детям задание изобразить, что они катаются на коньках, лепят снежную бабу, везут на санках малыша.

  • Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.

Игра «Что бывает зимой?».

Цель: закрепить понятие о зимних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход игры: на столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и так далее). Дети выбирают картинки, на которых изображены только зимние явления и сами или с помощью взрослого называют их.

Например: идет снег, на деревьях нет листьев, речка замерзла, холодно, люди надевают теплую одежду.

Игра «Что лишнее?».

Цель: развитие связной речи.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка), сюжетные картинки по теме «Зимние забавы».

Ход игры: логопед предлагает детям выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры детям задаются вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?». Затем для рассматривания предлагается одна или несколько картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу и активизирует речь детей вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» и так далее.

  • Физкультминутка.

(Выполнять движения, соответствующие тексту).

Выпал беленький снежок

Собрались мы все в кружок,

Мы потопаем, мы потопаем,

Будем весело плясать,

Будем руки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем

Чтоб нам было веселее,

Будем прыгать мы скорее.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем.

  • Интеллектуально-развивающая игра, направленная на развитие мышления.

Игра «Бывает – не бывает».

Цель: развитие логического мышления, дать представление о степени существенности признаков.

Оборудование: мяч.

Ход игры: психолог называет какую-нибудь ситуацию по теме занятия, и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч надо отбить.

Примерные ситуации:

Зимой идет снег. Зимой распускаются цветы. Зимой катаются на коньках. Зимой купаются в речке. Зимой прилетают птицы с юга. Зимой лепят снеговиков. Зимой очень жарко. Зимой на улице сильный мороз. Зимой загорают на пляже.

  • Пальчиковая гимнастика. 

Пришла зима,        

(Трем ладошки друг о друга).

Принесла мороз.        

(Пальцами массажируем плечи, предплечья).

Пришла зима,        

(Трем ладошки друг о друга).

Замерзает нос.        

(Ладошкой массажируем кончик носа).

Снег,        

(Плавные движения ладонями).

Сугробы,

(Кулаки стучат по коленям попеременно).

Гололед.        

(Ладони шоркают по коленям разнонаправлено).

Все на улицу – вперед!        

(Одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак - меняем).

Теплые штаны наденем,        

(Ладонями проводим по ногам).

Шапку, шубу, валенки.

(Ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами).

Руки в варежках согреем        

(Круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони).

И завяжем шарфики.

(Ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи).

Зимний месяц называй!        

(Ладони стучат по коленям).

Декабрь, Январь, Февраль.

(Кулак, ребро, ладонь).

Графический диктант. 

Цель: формирование умения действовать по правилу, развитие мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш на каждого ребенка.

Ход задания: смотри занятие №1.

  • Итог занятия.

Тема: «Посуда»

  • Организационный момент.

Мимическое упражнение «Посуда».

Цель: настроить детей на тему на занятия.

Ход игры: психолог дает детям задание изобразить испуг от разбитой посудой, выразить мимикой отношение мамы к случившемуся. Выразить свою и мамину радость от покупки новой посуды.

  • Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.

Игра «Отгадай загадку».

Цель: активизация предметного словаря и словаря прилагательных.

Оборудование: посуда.

Ход игры: логопед загадывает загадки про посуду:

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка).

Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник).

Рыба в море, а хвост на заборе. (Ковш).

Деревянная темница, а в ней хлебушек хранится. (Хлебница).

Круглая, как блин, а сверху ручка. (Сковорода).

Она бывает глубока.

Она бывает мелка.

Однако, это не река. (Тарелка).

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень -

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож).

Все отгадки выставляются на стол.

Далее педагог просит детей описать посуду, которую они видят.

Например: чайник (какой?) – фарфоровый, красивый, пузатый, маленький, новый, чистый...; кувшин (какой?) – стеклянный, прозрачный, высокий, узкий, голубой, чистый, новый, любимый.

Игра «Догадайся, какая посуда?».

Цель: образование относительных прилагательных.

Оборудование: мяч.

Ход игры: логопед бросает ребенку мяч и говорит: «Ложка из дерева. Какая ложка?» Ребенок, поймав мяч, отвечает: «Деревянная ложка» и так далее.

  • Физкультминутка.

Дети ходят по группе и по  команде логопеда изображают, стоя на месте, посуду:

Самовар – руки в боки

Кастрюля – руки к плечам

Чайник – одна рука в бок, другая поднята под углом

Ложка – руки соединены вверху, над головой.

  • Интеллектуально-развивающая игра, направленная на развитие мышления.

Игра «Изобретатели».

Цель: развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.

Оборудование: посуда или картинки с нарисованной посудой, мяч.

Ход игры: детям дается задание назвать как можно больше различных, оригинальных способов использования посуды. Например: из стакана можно пить, можно выдавливать из теста кружочки, можно мять картошку, ставить туда ручки и карандаши, посадить внутрь жука или божью коровку.  В тарелке можно пускать кораблики, на ложку прикрепить носовой платок и получиться флаг. Психолог бросает мяч ребенку и называет посуду, ребенок бросает обратно и называет оригинальный способ использования.

  • Пальчиковая гимнастика.

(Поочередно загибать, а затем разгибать пальцы).

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже

Развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали –

Так мы маме помогали.

  • Графический диктант. 

Цель: формирование умения действовать по правилу, развитие мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш на каждого ребенка.

Ход задания: смотри занятие №1.

  • Итог занятия.

Тема: «Продукты»

  • Организационный момент.

Мимическое упражнение «Конфеты».

Цель: настроить детей на тему на занятия.

Ход игры: у психолога в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят того, кто им дал кулек. Далее разворачивают фантики и берут конфеты в рот, изображая удовольствие от вкусного угощения.

  • Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.

Игра «Покупки».

Цель: образование существительных винительного и родительного падежей.

Оборудование: сумка, муляжи продуктов.

Ход игры: логопед дает задание детям сходить в магазин за продуктами и рассказать, что они покупают, и из чего этот продукт сделан. На полках - продукты питания. Дети стоят в очереди, у первого в руках хозяйственная сумка. Он берет что-нибудь из продуктов питания и кладет в сумку, обговаривает при этом свои действия. Например: «Я положил в сумку творог, его делают из молока». Затем передает сумку следующему и так до конца очереди. Логопед подводит итог: «Что мы положили в сумку? Продукты питания».

Игра «Магазин».

Цель: расширение словаря относительных прилагательных, закрепление классификации продуктов.

Оборудование: картинки с классификацией продуктов, наборное полотно, флажок.

Ход игры: логопед дает задание вспомнить, в каком магазине дети были, и какие отделы видели. На наборном полотне картинки с классификацией продуктов. Логопед называет какой-либо отдел магазина, например, молочный и дает флажок ребенку. Он называет продукт и передает другому ребенку по очереди и так далее.

  • Физкультминутка.

В магазин мы все ходили и продукты там купили.

(Идут по кругу).

Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога,

(Взмахи руками влево, вправо).

Все к обеду припасли,

(Широко разводят руки).

Чуть до дома донесли.

(Приседают).

  • Интеллектуально-развивающая игра, направленная на развитие мышления.

Игра «Догадайся».

Цель: развитие словесно-логическое мышления, активизация речи в ходе работы.

Оборудование: мяч.

Ход игры: психолог называет предмет посуды и бросает мяч ребенку. Ребенок должен назвать продукты или блюда, с которыми используется данная посуда.

Например: нож – хлеб, колбаса, масло; сковорода – блины, яичница, котлеты.

  • Пальчиковая гимнастика. 

(Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений).

Я три горсточки муки

Сыплю в миску из руки,

Подолью воды немножко,

Размешаю тесто ложкой,

Все с яйцом я перетру,

Тесто я руками мну.

Разделяю на кусочки,

Делаю я колобочки.

Мясорубку покручу,

Фарш мясной я получу.

Отделяю фарша горстку,

На кружок кладу я горку,

Я края соединяю,

Пальчиками их сжимаю,

Покажу свое уменье -

Вылеплю я сто пельменей!

  • Графический диктант. 

Цель: формирование умения действовать по правилу, развитие мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш на каждого ребенка.

  • Итог занятия.

Тема: «Одежда. Обувь»

  • Организационный момент.

Психогимнастика «Одежда. Обувь».

Цель: настроить детей на тему на занятия.

Ход игры: психолог дает детям задание представить себя потерянной варежкой, и варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной; грязным ботинком, чистым ботинком.

  • Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.

Беседа «Что наденем на прогулку?».

Цель: активизация и обогащение предметного словаря.

Оборудование: картинки с сезонной одеждой и обувью, наборное полотно,

Ход игры: вначале игры логопед с помощью детей проводит беседу об одежде и обуви. Какая одежда и обувь бывает (летняя, зимняя, осенняя, весенняя), а также знакомит с деталями одежды и обуви. Во время беседы картинки с сезонной одеждой и обувью помещаются на наборное полотно.

Игра «Во что я одет?».

Цель: образование существительных единственного и множественного числа в винительном падеже.

Оборудование: мягкая игрушка (любая).

Ход игры: логопед дает задание детям перечислить предметы их одежды и обуви, а также назвать одну из деталей названных вещей. Мягкая игрушка передается по кругу, и у кого она в руках, тот перечисляет одежду, в которую одет. Например: я сегодня надела блузку с воротником, юбку с поясом, туфли на каблучках и так далее.

  • Физкультминутка.

(Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения).

В понедельник я кроила,

А во вторник – платье шила.

В среду – фартук вышивала,

А в четверг – белье стирала:

Все свои платочки

И братишкины носочки.

А в пятницу, субботу

Отдыхала от работы.

  • Интеллектуально-развивающая игра, направленная на развитие мышления.

Игра «Четвертый лишний».

Цель: развитие словесно-логическое мышление, активизация речи в ходе работы.

Оборудование: мяч.

Ход игры: психолог называет цепочку слов по теме занятия (четыре слова, одно из них лишнее) и бросает мяч ребенку. Ребенок должен повторить цепочку слов, не называя лишнее и бросить мяч обратно (ответ ребенок должен объяснить).

Цепочки слов:

Кофта, юбки, туфли, колготки.

Куртка, шорты, пальто, шуба.

Платье, кеды, спортивный костюм, рубашка.

Сапоги, футболка, ботинки, кроссовки и т. д.

  • Пальчиковая гимнастика. 

Открываем магазин,        

(Соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны).

Протираем пыль с витрин.        

(Ладонь одной руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот).

В магазин заходят люди,        

(Подушечки четырех пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой).

Продавать одежду будем.        

(Костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх - вниз по ладони другой руки, и в это время дети по очереди называют различную одежду).

Магазин теперь закроем,

(Фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони).

Каждый пальчик мы помоем.        

(Массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки).

Потрудились мы на «пять»

(Потираем ладони).

Пальцы могут отдыхать.        

(Поглаживаем каждый палец).

  • Графический диктант. 

Цель: формирование умения действовать по правилу, развитие мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш на каждого ребенка.

  • Итог занятия.

Тема: «Мебель»

  • Организационный момент.

Игра «Повтори за мной».

Цель: настроить детей на тему на занятия.

Оборудование: стульчики.

Ход игры: дети стоят у стульев и по инструкции психолога выполняют различные действия. Например: «Я кладу руки на спинку стула, убираю руки со спинки стула. Я обхожу стул, сажусь на него, встаю со стула...». Сначала психолог говорит и показывает, дети повторяют. Затем психолог показывает, дети выполняют действия и обговаривают их.

  • Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.

Игра «В гостях у куклы».

Цель: обогащение предметного словаря, развитие связной речи.

Оборудование: кукольная мебель, кукла.

Ход игры: логопед приглашает ребенка пойти в гости к кукле. У куклы есть дома разная мебель. Логопед вместе с детьми рассматривает мебель, определяют, из чего она сделана, уточняют ее значение. Педагог активизирует речь детей вопросами: «Покажи, где стул? Для чего он нужен?» и т. д.

После беседы логопед передает куклу ребенку, показывает какой либо предмет мебели и спрашивает: «Как называется эта мебель и для чего нужна?». Ребенок отвечает и передает куклу следующему и так далее.

Игра  «Где взял игрушку?».

Цель: образование существительных в разных падежах.

Оборудование: игрушки по усмотрению педагога.

Ход игры: логопед дает по очереди задание детям выполнить его инструкцию. Например: «Куклу положи в кроватку, мишку посади на стул, кубик поставь на стол. Расскажи, что ты сделал?».

«Робота поставь на тумбочку, матрешку положи в кресло, пирамидку убери под шкаф. Расскажи, что ты сделал?» и так далее.

  • Физкультминутка.

(Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения).

Мы ребята – мастера.

Стул сломали мы вчера,

Молотком тук-тук стучали,

Гвозди долго забивали,

Получилось как-то криво,

Отпилили мы красиво.

Зачищали шкуркой долго,

Покрывали лаком стойким,

Верх узором украшали.

Мастера смотреть позвали.

  • Интеллектуально-развивающая игра, направленная на развитие мышления.

Игра «Сравнение предметов».

Цель: развитие наглядно-действенного мышления, закрепление умения сравнивать предметы друг с другом, выделяя в них общее и различное.

Оборудование: картинки с изображением мебели, наборное полотно.

Ход игры: психолог дает задание детям сравнить предметы мебели.

Например: на наборном полотне картинки стула и кресла.

Психолог: «Давайте представим себе, что мы пришли в мебельный магазин и хотим купить в свою квартиру мебель. Но мы не можем выбрать, что лучше стул или кресло? Нам необходимо сравнить эти два предмета. Сначала скажите мне, чем они похожи? (И на стуле и на кресле можно сидеть; и у стула и у кресла есть сидение, ножки, спинка; и стул и кресло – это мебель). А теперь скажите, чем они различаются? (У кресла есть подлокотники, а у стула – нет; кресло мягкое, а стул – жёсткий; стул сделан из дерева, а кресло покрыто тканью). А в какие комнаты можно поставить стул? (В кухню, в гостиную, в спальню). А кресло, куда можно поставить? (Только в гостиную)». В течение игры картинки меняются несколько раз.

  • Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре,

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки).

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

(Загибают пальчики на каждое название мебели).

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

(Хлопают в ладоши).

Много мебели в квартире!

  • Графический диктант. 

Цель: формирование умения действовать по правилу, развитие мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш на каждого ребенка.


Тема: «Дом»

  • Организационный момент.

Психогимнастика «Дома».

Цель: настроить детей на тему на занятия.

Ход игры: психолог дает детям задание представить себе, что они увидели какой-то красивый или необычный дом, и изобразить это. При этом произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!».

  • Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.

Игра «Части дома».

Оборудование: игра дом – конструктор.

Цель: обогащение предметного словаря.

Ход игры: логопед вместе с детьми рассматривает дом – конструктор. Разбирают его и собирают, знакомясь с его частями: окно, стена, крыша, дверь, труба (если есть), определяют высокий дом или низкий. Затем педагог дает задание детям отгадать, о чем он говорит. Например: «Через эту часть дома люди заходят в дом и выходят. Что это? (дверь) Это нужно дому для того, чтобы защищать своих жильцов от дождя и снега (крыша)» и так далее.

Игра «Какой – какая?».

Цель: расширение словаря относительных прилагательных.

Оборудование: мяч.

Ход игры: логопед дает задание детям, кидая мяч дать сначала краткий, а затем полный ответ на вопросы:

Дом из бревен. Какой?

Дом из камня. Какой?

Дом из кирпича. Какой?

Крыша из железа. Какая?

Окна из стекла. Какие?

Фундамент из цемента. Какой?

Пол из дерева. Какой?

Труба из кирпича. Какая?

  • Физкультминутка.

Стук – стук молотком,

(Дети сидят на корточках и стучат кулачками по полу).

Строим, строим новый дом.

Ты, пила, пили быстрей,

(Затем медленно встают, руками изображая пилу).

Домик строим для людей.

  • Интеллектуально-развивающая игра, направленная на развитие мышления.

Игра «Как узнать?».

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Оборудование: кубики для постройки дома.

Ход игры: психолог предлагает детям вместе с ним построить дом. Во время постройки дома педагог задает детям по очереди различные вопросы по теме занятия. Вопросы должны начинаться с вопроса «Как узнать?». Вопросы можно задавать и простые и сложные. Затем можно поменяться ролями. Даже если ребенок не знает ответа, пусть фантазирует.

Примерные вопросы:

Как узнать, сколько в доме этажей?

Как узнать, посмотрев на дом, был недавно дождь, или нет?

Как узнать, посмотрев на окна дома, жильцы любят цветы или нет?

Как узнать живут ли в доме животные?

  • Пальчиковая гимнастика. 

На горе мы видим дом,

(Сложить домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”).

Много зелени кругом.

(Сделать волнообразные движения руками).

Вот деревья, вот кусты,

(Изобразите деревья и кусты).

Вот душистые цветы.

(Сделать из ладоней “бутон”).

Окружает все забор,

(Изобразить забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию).

За забором – чистый двор.

(Погладьте ладонями стол).

Мы ворота открываем,

(Изобразить открывающиеся ворота).

К дому быстро подбегаем,

(Пальцы “побежали” по столу).

В дверь стучимся:

(Кулаками по столу).

Тук-тук-тук,

Кто-то к нам идет на стук?

(Приложить ладонь к уху, как будто прислушиваетесь).

В гости к другу мы пришли,

И гостинцы принесли.

(Вытянуть руки вперед, как будто что-то несете)

  • Графический диктант. 

Цель: формирование умения действовать по правилу, развитие мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш на каждого ребенка.

Тема: «Человек. Части тела и лица»

  • Организационный момент.

Психогимнастика «Человек».

Цель: настроить детей на тему на занятия.

Ход игры: психолог дает детям задание изобразить человека, который хочет кушать, и который уже поел. Человека, который несет тяжелый груз или легкую сумку. Показать, каким разным может быть взгляд человека. Изобразить добрый, хитрый, умоляющий, печальный, обиженный взгляд.

  • Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.

Игра «Сказочка - указочка».

Цель: обогащение предметного словаря (части лица).

Ход игры: логопед читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и артикуляционные органы.

 Не устала ты пока,

Покажи, моя рука:

Это – правая щека,

Это – левая щека.

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта -

В них улыбка заперта:

Вправо – правый угол рта,

Влево – левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там – к прогулкам не привык

Робко прячется язык.

А вокруг-то – целый ряд

Зубки нижние стоят:

Боковые слева, справа,

Впереди – зубов оправа.

Нёбо вместо потолка

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот,

Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края -

Всё про ротик знаю я!

Игра «Один - много».

Цель: образование множественного числа существительных.

Оборудование: кукла, мяч.

Ход игры: перед игрой логопед предлагает одному ребенку из группы показать на кукле части тела, другому части лица, дополняя их рассказ. После беседы игра с мячом. Логопед бросает детям мяч и задает вопрос: «У тебя один лоб, а у всех нас? У тебя один рот, а у всех нас? Один глаз,  а два ..?  Одно ухо, а два ?»

  • Физкультминутка.

(Выполнять показ частей тела, вместе с педагогами, которые знают дети в соответствии с содержанием стихотворения).

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы, и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой.

  • Интеллектуально-развивающая игра, направленная на развитие мышления.

Игра «Найди ошибку».

Цель: развитие словесно-логическое мышление, активизация речи в ходе работы.

Оборудование: мяч.

Ход игры: психолог бросает мяч ребенку и говорит предложение о назначении частей тела намеренно неправильно. Ребенок бросает мяч обратно и исправляет предложение.

Например:

Руками прыгают, а ногами трогают.

Глазами нюхают, а носом смотрят.

Ушами едят, а ртом слушают.

Ногами хлопают, а руками топают.

Ногтями берут, а руками царапают.

Далее выполнение всеми детьми многоступенчатых инструкций психолога:

Понюхайте носом, постучите кулаком, поднимите плечи.

Поднимите руки, похлопайте в ладоши, сядьте на корточки.

Расскажи по порядку, что ты делал?

(Обращаясь к одному ребенку).

  • Пальчиковая гимнастика. 

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет – поочередно загибать пальчики на обеих руках.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

  • Графический диктант. 

Цель: формирование умения действовать по правилу, развитие мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш на каждого ребенка.

  • Итог занятия.

Тема: «Транспорт»

  • Организационный момент.

Психогимнастика «Транспорт».

Цель: настроить детей на тему на занятия.

Ход игры: психолог дает задание детям изобразить автобус, который едет по кочкам; корабль, попавший в шторм; сломанную машину; летящий самолет.

  • Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.

Игра: «Скажи наоборот».

Цель: активизация глагольного словаря.

Оборудование: маленькая игрушечная машинка.

Ход игры: логопед дает задание подобрать слово противоположное тому, которое он скажет. Дети передают машинку и у кого в руках игрушка, тому логопед задает вопрос.

Например: отъехал – подъехал; вылетел – залетел; въехал – съехал; взлетел – приземлился; выехал – заехал; укатил – прикатил; улетел – прилетел; уплыл – приплыл.

После ответа логопед спрашивает: « О чем так можно сказать?».

Игра – заучивание «Шутки».

Цель: усвоение глагола «ехать» с разными приставками.

Ход: логопед вместе с детьми заучивает стихотворение.

Ехали мы, ехали, до горки доехали,

Въехали, съехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до речки доехали,

Мост переехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до дома доехали,

Во двор заехали, вот и приехали.

  • Физкультминутка.

(Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения).

Летит самолет высоко-высоко,

Ему на посадку зайти нелегко!

Летчик за кругом делает круг...

Ему самолет и товарищ, и друг!

На взлетную полосу сел самолет,

Вперед побежал – и закончен полет.

Двери открылись, под трапом земля,

И пассажиров встречают друзья.

  • Интеллектуально-развивающая игра, направленная на развитие мышления.

Игра «Подбери предмет к признаку».

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Оборудование: мяч.

Ход игры: психолог дает задание детям подобрать вид транспорта по определенному признаку. Педагог бросает мяч ребенку, называя признак, ребенок бросает мяч обратно, называет прилагательное и вид транспорта.

Например:

Старый – старый грузовик.

Новый – новый велосипед.

Мощный – мощный паровоз.

Быстроходный – быстроходный корабль.

  • Пальчиковая гимнастика. 

(По ходу чтения стихотворения по очереди загибать пальцы).

Мы с первым пальцем-малышком

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим – поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

С третьим – сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвезти!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолет,

С тобой отправимся в полет.

(Правая рука изображает самолет: большой палец и мизинец оттопырены – это крылья).

  • Графический диктант. 

Цель: формирование умения действовать по правилу, развитие мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш на каждого ребенка.

  • Итог занятия.

Тема: «Профессии»

  • Организационный момент.

Психогимнастика «Кем я хочу стать».

Цель: настроить детей на тему на занятия.

Ход игры: психолог предлагает детям изобразить действием  профессию, которая им нравиться. Педагог должен угадать, какую профессию изображает ребенок.

  • Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.

Игра «Кто что делает?».

Цель:  образование существительных от глаголов, развитие связной речи.

Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: логопед раздает картинки с изображением людей разных профессий детям, и спрашивает: «Какая это профессия и чем занимаются люди этой профессии?». Дети должны отвечать по одному  полным ответом.

Например:

На картинке нарисован учитель. Он учит детей.

На картинке нарисован строитель. Он строит дома.

Игра «Кому это нужно?».

Цель: образование существительных единственного числа дательного падежа.

Оборудование: мяч.

Ход игры: логопед бросает мяч ребенку и называет орудие труда. Ребенок должен сказать, кому нужно это орудие и на каждое слово ударяет мячом об пол.

Например:

Ножницы – ножницы нужны портнихе.

Градусник – градусник нужен врачу.

  • Физкультминутка.

(Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения).

Мы пилили доску,

С утра у нас дела!

Стальные зубы остры,

Легко идет пила.

Мы сейчас бревно распилим,

Пилим, пилим, пилим, пилим.

Раз – два, раз – два,

Будут на зиму дрова.

  • Интеллектуально-развивающая игра, направленная на развитие мышления.

Игра «Исправь ошибку».

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Оборудование: бубны по числу детей.

Ход игры: у детей в руках бубны. Психолог по очереди говорит детям намеренно неверные фразы, ребенок должен исправить предложение. Если ребенок правильно отвечает, дети ударяют в бубны.

Примеры предложений:

Повар лечит, а врач готовит.

Маляр рисует, а художник красит.

Летчик ездит, а шофер летает.

  • Пальчиковая гимнастика. 

Понемножку по ладошке

Наши пальчики идут,        

(Пальцы одной руки легко стучат по ладони другой).

Серединку на ладошке

Наши пальчики найдут.        

(То же другой рукой).

Чтоб внимательнее стать,

Нужно точку нажимать.        

(Нажимать на центр ладони пальцем другой руки - поменять руки).

Помассировать по кругу,        

(Круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой – поменять руки).

А теперь расслабить руку.        

(Легко пошевелить пальцами).

Давим,        

(Крепко сжать кулаки).

Тянем,        

(Напряженно вытянуть пальцы).

Отдыхаем.        

(Расслабить кисть).

Мы внимательными станем!        

(Скрестить руки на груди).

  • Графический диктант. 

Цель: формирование умения действовать по правилу, развитие мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш на каждого ребенка.

  • Итог занятия.

Тема: «Весна»

  • Организационный момент.

Психогимнастика «Весна».

Цель: настроить детей на тему на занятия.

Ход игры: психолог предлагает детям изобразить, как будто они загорают на солнышке в теплый весенний день.

Психолог дает инструкции и изображает вместе с детьми: подбородок загорает – подставьте солнышку подбородок. Летит жучок, собирается сесть  кому-нибудь из вас на язык. Крепко закройте рот (задержка дыхания). Жучок улетел. (Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами). Нос загорает – подставьте нос солнцу. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. (Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым). Бабочка улетела. (Расслабить мышцы лица).

  • Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий.

Игра «Первые приметы весны».

Цель: активизация предметного словаря и словаря признаков, образование прилагательных и существительных в винительном падеже.

Оборудование: несколько картин с изображением весны.

 Ход игры: логопед с помощью наводящих вопросов выясняет у детей весенние приметы (увеличился день, подул теплый ветер, пригревает солнышко; снег потемнел, набух и стал таять; появились проталины; на реках тает и трескается лед; капель). Далее педагог предлагает внимательно рассмотреть картины и описать весну (ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, дождливая, сухая, солнечная, шумная, веселая, звонкая, цветущая, холодная, теплая). Дети отвечают по очереди полным ответом: «На картине я вижу дождливую весну» и так далее.

Игра «Чего больше?».

Цель: согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже.

Оборудование: искусственный цветок.

Ход игры: логопед дает одному из детей цветок, называет слово и предлагает сосчитать до пяти. Например: одна сосулька, две сосульки, три сосульки, четыре сосульки, пять сосулек. Ребенок отвечает и передает цветок следующему. Слова должны соответствовать теме занятия (проталина, ручеек, подснежник, почка и так далее).

  • Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся.

(Туловище влево, вправо.)

Больше спать не захотел.

(Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Покружиться.)

  • Интеллектуально-развивающая игра, направленная на развитие мышления.

Игра «Почемучка».

Цель: развитие логического мышления, установление элементарных причинно-следственных связей.

Оборудование: несколько картин с изображением весны.

Ход игры: психолог вместе с детьми рассматривает картины и каждому ребенку по очереди задает вопросы. Приветствуется любой ответ ребенка.

Примерные вопросы:

Почему весной тает снег?

Почему бегут ручьи?

Почему тает лед?

Почему набухают почки?

Почему распускаются цветы?

Почему пробивается травка?

Почему появляются насекомые?

Почему прилетают птицы?

Почему животные просыпаются от зимней спячки?

Почему радуются люди?

  • Пальчиковая гимнастика. 

Если пальчики грустят,

Доброты они хотят.        

(Пальцы плотно прижимаем к ладони).

Если пальчики заплачут,

Их обидел кто-то, значит.        

(Трясем кистями).

Наши пальцы пожалеем -

Добротой своей согреем.        

(«Моем» руки, дышим на них).

К себе ладошки мы прижмем,        

(Поочередно, 1 вверху, 1 внизу).

Гладить ласково начнем.        

(Гладим ладонь другой ладонью).

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко.        

(Скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух рук быстро легко стучат).

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать.        

(Каждый палец зажимаем в кулачке).

  • Графический диктант. 

Цель: формирование умения действовать по правилу, развитие мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш на каждого ребенка.

  • Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие логопеда и психолога Тема: «Путешествие в зимний лес»

Занятие проводят педагоги:Пушкарева Татьяна Павловна - педагог-психолог Петрова Светлана Владимировна - учитель-логопедС опорой на лексическую тему "Зимующие птицы"...

Интегрированное занятие логопеда и психолога по теме "Путешествие по городу Чистой и Красивой речи» с детьми подготовительной группы

Задачи: Образовательная (обучающая):Обогащение словарного запаса у детей с ФФН, развитие грамматической стороны речи, развитие вербального интеллекта.Становление познавательной, мотивационной, коммуни...

ПРОЕКТ "ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Проект рассчитан на один учебный год и представляет собой систему работы, основанную на следующих материалах:1. Описание этапов взаимодействия логопеда и психолога.2. Перспективно-тематический план ин...

Конспект совместного занятия логопеда и психолога

Тема: Автоматизация звука «л» в слогах, словах и предложениях. Путешествие  с колобком....

Конспект интегрированного занятия логопеда с психологом "В поисках улыбки"

Во время занятия дети ищет потерянную улыбку клоуна Тепы, выполняя различные задания. Задания напралены на развитие различных сторон речи, а также помогают детям сдружиться и побороть свои негативные ...

Конспект интегрированного занятия логопеда и психолога

Конспект интегрированного занятия логопеда и психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Сказочное путешествие"...