Обучение детей рассказыванию из личного опыта.
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Условия успешного обучения обучения рассказыванию на темы из личного опыта. Методика проведения данных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_rasskazyvaniyu_na_temy_iz_lichnogo_opyta.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей рассказыванию на темы из личного опыта. Условия успешного обучения рассказыванию. Методика проведения данных занятий.
Обучение детей рассказыванию из личного опыта (по памяти)
Методические приемы:
- вопросы на данную тему, предваряющие рассказ;
- вопросы в виде плана;
- выяснение знаний;
- образец рассказа педагога.
- указания.
6. Обучение детей составлению писем.
Значение:
Рассказывание по памяти более сложное для ребенка, чем по восприятию. Память, как и восприятие, представляет собой процесс-отражение действительности, но память отражает то, что пережито ранее. В психологии эмоциональная память классифицируется как самый сильный вид памяти, этим объясняется методическое правило: предлагать для рассказывания яркие эпизоды из жизни, где были задеты чувства детей, т.е. связанность и последовательности зависят от ясности и четкости представлений.
Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.
Требования:
Дети 5-6 лет учатся рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях, связанных живо, не отклоняясь от заданной темы, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать с достаточной полнотой и законченностью, указывать время и место событий; пользоваться точными названиями качеств и действий.
У детей 6-7 лет рассказы должны быть несколько сложнее по структуре и строю, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.
Условия:
1. Основа развития этого вида рассказывания – содержательная жизнь детей дома и в детском саду.
2. Словарная работа, которую проводит педагог.
От качества словарной работы зависят:
- стройность речи;
- ее живость;
- отсутствие излишних пауз и заминок.
Ребенок из личного опыта самостоятельно учится отбирать словарный материал. Он, по словам Тихеевой «вынужден брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа.
Тематика
1. Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии.
2. Из коллективного и индивидуального опыта.
3. Коллективно-индивидуальный.
Темы намечаются педагогом на основе знания того, чем и какими интересами живут дети дома и в детском саду.
Тематика для детей 5-6 лет:
1. Моя любимая игрушка.
2. Как я помогаю дома.
3. Наши зимние забавы.
4. Про котенка.
Тематика для детей 6-7 лет:
5. Елка для дошкольников.
6. Как заботимся о малышах.
7. Как проводим время дома.
Одни темы требуют работы педагога в групповой форме, т.к. сравнительно легки для детей: впечатления прочны, и для педагогов, которые хорошо знают содержание предстоящих рассказов и умеют ими хорошо руководить.
Другая категория – из индивидуального опыта. Они сложнее для детей, так как детям нужно самостоятельно отобрать из своего опыта узкое содержание из своего рассказа. Ребенок должен рассказывать наиболее полно и понятно, так как описуемый предмет слушатели не видели. Эти занятия трудны и для педагога, потому что он, не зная конкретного содержания детских рассказов, не всегда может вовремя поправить или добавить. Но в другом – эти рассказы являются показателем развития речи и интересов, суждений детей.
Методические приемы:
1. Вопросы на данную тему, предваряющие рассказ.
2. Образец рассказа педагога:
- тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту;
- четкость построения, отсутствие лишней детализации;
- динамичность действий, яркие описания;
- язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен сухости). Из личных впечатлений педагог отбирает те, которые должны быть близки детям, полезны в воспитательном отношении.
3. Вопросы в виде плана: 2-4 вопроса. У ребенка, отвечая на них, получается рассказ.
4. Выясняющие вопросы к рассказчику. В конце беседы педагог с помощью вопросов выясняет, как дети усвоили данную тему, и после этого предлагает обдумать это с начала и до конца. Выясняющие вопросы предлагаются робким, застенчивым детям, помогая им начать или предлагать свой вариант рассказа.
5. Указания могут быть тоже в виде вопросов, по установлению последовательности, по четкости повествования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Рассказывание из личного опыта, как метод развития речевой деятельности детей дошкольного возраста».
В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта.Рассказу должно быть отведено большое место в развитии речи детей, рассказ является той ф...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе детского сада: рассказывание из личного опыта на тему «Как мы помогаем маме»
НОД проходит в игровой форме. В ходе игры дети учаться высказываться на тему из личного опыта, упражняются в произнесении фраз с разной силой голоса, формируется правильное произношение звука &q...
План - конспект интегрированного занятия по обучению детей рассказыванию из личного опыта "Удивительная история".
План - конспект интегрированного занятия по обучению детей рассказыванию из личного опыта. Тема: Удивительная история....
Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому)."
Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому)". Задачи: • познакомить с особенностями творческого рассказывания и рассказывания из опыта...
Занятие по развитию речи. Рассказывание из личного опыта «Как мы играем зимой»
Мақсаты/Цель: Закрепить умения рассказывать из личного опыта. Обобщать понятие «Зимние забавы»;Закрепление свистящих звуков З-С; Активизировать употребление однокоренных слов. Закрепить умения отгадыв...
«Моя семья» речевое развитие (рассказывание из личного опыта)
Открытое занятие...
Тема: Рассказывание из личного опыта: «Профессия моих родителей»
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по развитию речиТема: Рассказывание из личного опыта: «Профессия моих родителей»Программные...