Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому)."
презентация к уроку по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому)".
Задачи:
• познакомить с особенностями творческого рассказывания и рассказывания из опыта
• проанализировать методические рекомендации по обучению рассказыванию
Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребёнка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.
В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т.д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения.
Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений
2. Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: Автореферат докт. дисс. – М., 1996
3. Короткова Э.П., "Обучение рассказыванию в детском саду", М., 1978 г
4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М.: Просвещение, 2003
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 501.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В зависимости от источника высказывания можно выделить виды рассказывания : по игрушкам и предметам, по картине, из опыта, творческие рассказы.
Рассказывание из опыта Основа - содержательная, интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события. Особенности: 1) опирается на представления, полученные в процессе наблюдений и разных видов деятельности; 2) отражает переживания и чувства ребенка; 3) в их основе работа памяти и воссоздающего воображения; 4) недостаточно связны и последовательны; 5) имеют большое значение для развития мыслительных и речевых способностей ребенка, для проявления его индивидуальности.
Рекомендованные темы Средняя группа: как провели праздник новогодней елки; о родном доме, о своей кошке или собаке; как работали на огороде; как меняли рыбкам воду в аквариуме; что видели на кухне. Старшая и подготовительная группы: как провели праздник; что видели во время экскурсий в библиотеку, в школу; про то, как отдыхали летом; наш огород; как шьют одежду; мой лучший друг (подруга); как мы заботимся о малышах, о маме.
Рассказы из опыта можно разделить на два вида: Рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия на почту). 2. Рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»).
Виды помощи при составлении рассказа из личного опыта: вспомогательные вопросы образец рассказа воспитателя план рассказа указания анализ и оценка детских рассказов подсказ нужного слова совместный рассказ воспитателя и ребенка
Творческое рассказывание это деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Виды творческого рассказа: 1) рассказы реалистического характера; 2) сказки; 3) описания природы; 4) по аналогии с литературным образцом: - замена героев с сохранением сюжета; - изменение сюжета с сохранением героев.
Условия успешного обучения творческому рассказыванию 1. Постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. 2. Пополнение и активизация словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. 3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. 4. Правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел.
Приемы обучения творческому рассказыванию 1. Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам. 2. Придумывание детьми продолжения авторского текста. 3. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-157179-1354554386.jpg)
«Рассказывание из личного опыта, как метод развития речевой деятельности детей дошкольного возраста».
В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта.Рассказу должно быть отведено большое место в развитии речи детей, рассказ является той ф...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-679632-1444677129.jpg)
Конспект НОД по развитию речи в средней группе детского сада: рассказывание из личного опыта на тему «Как мы помогаем маме»
НОД проходит в игровой форме. В ходе игры дети учаться высказываться на тему из личного опыта, упражняются в произнесении фраз с разной силой голоса, формируется правильное произношение звука &q...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/30/picture-717863-1448863103.jpg)
План - конспект интегрированного занятия по обучению детей рассказыванию из личного опыта "Удивительная история".
План - конспект интегрированного занятия по обучению детей рассказыванию из личного опыта. Тема: Удивительная история....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/02/picture-396274-1483363025.png)
Обучение детей рассказыванию из личного опыта.
Условия успешного обучения обучения рассказыванию на темы из личного опыта. Методика проведения данных занятий....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/23/picture-626839-1429788869.png)
Занятие по развитию речи. Рассказывание из личного опыта «Как мы играем зимой»
Мақсаты/Цель: Закрепить умения рассказывать из личного опыта. Обобщать понятие «Зимние забавы»;Закрепление свистящих звуков З-С; Активизировать употребление однокоренных слов. Закрепить умения отгадыв...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-394586-1536579949.jpg)
Тема: Рассказывание из личного опыта: «Профессия моих родителей»
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по развитию речиТема: Рассказывание из личного опыта: «Профессия моих родителей»Программные...