Перспективный план по развитию речи по программе "Детство" .1 мл. группа
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему
Перспективный план по развитию речи по программе "Детство" .1 мл. группа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задачи | Календарные сроки | Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьями детей |
Осень золотая | |||||
Учить детей понимать обращенную к ним речь, реагировать на обращение; побуждать к повторению отдельных слов и предложений; раз-вивать и активизировать словарь, навыки общения, наблюдательность. | 1. неделя сентября | 1. Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Листопад». Познавательно-речевые задачи: уточнить представления детей об объектах и некоторых явлениях природы (листопад); стимулировать использование детьми в активной речи прилагательных и глаголов; побуждать к повторению от- дельных слов и предложений[8, с. 18]*. 2. Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Дождик, дождик кап да кап». Цели: побуждать детей вступать в игровое и речевое общение; соотносить слова с выразительными движениями; развивать голосовой аппарат, внимание; активизировать глаголы [3, с. 64]. | 1.Дидактическая игра «Поручения». Цель: учить ребенка понимать обращенную к нему речь, реагировать на обращения. 2 «Найди такой же». Цели: учить находить предметы, схожие по форме; стимулировать активное использование слов «такой», «не такой» ращение, находить заданные предметы, выполнять соответствующие действия с ними. 3 Игровая ситуация «Поможем собрать листья». Цели: развивать связную речь детей; воспитывать желание помогать взрослым | В предметную среду группы внести алгоритм последовательности умывания. Для создания благоприятной эмоциональной среды внести в группу семейные фотографии детей. | Закреплять с детьми порядок одевания, гендерные отличия одежды детей. |
Самые красивые и аккуратные | |||||
Развивать все компоненты устной речи детей; обогащать и активизировать словарь; стимулировать использование в речи прилагательных и глаголов. | 2-я неделя сентября | 3. Рассказ воспитателя «Как я ходила в парикмахерскую». Познавательно-речевые задачи: формировать интерес к труду взрослых; развивать все компоненты устной речи детей; обогащать и активизировать словарь | 1. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская». Цели: уточнить представление о профессии; активизировать в речи детей глаголы «стричь», «причесать». Помощь в наведении порядка в кукольном уголке. Цели: расширять кругозор детей через знакомство с предметным миром, закреплять знания о назначении предметов мебели; стимулировать использование детьми в активной речи прилагательных, глаголов «Я умею одеваться, если только захочу…» Задача: закреплять знания о назначении предметов одежды; стимулировать использование детьми в активной речи прилагательных, глаголов | В предметно- игровую среду внести алгоритм одевания-раздевания. | Закреплять с детьми навыки самообслуживания. |
Чудесный мир детства | |||||
научить ребенка узнавать и называть свое имя в разных формах, узнавать и называть имена детей, вызвать у детей желание общаться, говорить с воспитателем и другими детьми; развивать умение употреблять речевые формы вежливого общения, самостоятельную инициативную разговорную речь детей; стимулировать монологическую речь. | 3-я неделя сентября | Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Знакомство с куклой Катей». Познавательно-речевые задачи: научить ребенка узнавать и называть свое имя и имена других детей в разных формах; вызвать желание общаться, говорить с воспитателем и деть¬ ми [10, с. 193]. | Сюжетная игра ««Напоим куклу чаем» Закрепить знание предметов для чаепития, понимание о том, что посуда должна быть чистой Наблюдение за строительными играми старших детей. Познавательно- речевые задачи: рассмотреть с детьми предметы мебели, построенные старшими дошкольниками; активизировать словарь детей за счет слов - названий предметов мебели | Создать благоприятную предметно-развивающую, среду для адаптации детей к условиям детского сада, способствовать формированию положительных эмоций по отношению к сверстникам и сотрудникам детского сада. | Закреплять с детьми культурно-гигиенические навыки: умывание, умение пользоваться горшком. |
Наш любимый детский сад | |||||
научить ребенка узнавать и называть свое имя в разных формах, узнавать и называть имена детей, использовать в речи простые предложения с однородными членами, сложноподчиненные предложения; вызвать у детей желание общаться, говорить с воспитателем и другими детьми; развивать умение употреблять речевые формы вежливого общения, самостоятельную инициативную разговорную речь детей; стимулировать монологическую речь. | 4-я неделя сентября | Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «У меня в шкафу порядок». Познавательно-речевые задачи: способствовать рассматри-ванию шкафчика для одежды: назначение, строение, для чего предназначена верхняя полка, для чего - нижняя, крючок для пальто, дверца шкафа с картинкой; запомнить картинку на своем шкафчике [10, с. 184]. 3. Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Мой стульчик». Познавательно-речевые задачи: способствовать рассматри-ванию стула, определению назначения, строения, способов передвижения стула по группе; учить образовывать слова при помощи суффиксов уменьшительно-ласкательного значения (стул воспитателя и стульчик ребенка) [10, с. 184]. | Игровая ситуация «Мишка-Топтыж- ка знакомится с ребятами». Цели: воспитывать желание помогать взрослым; развивать разговорную речь детей [7, с. 89] Помощь в наведении порядка в кукольном уголке. Цели: расширять кругозор детей через знакомство с предметным миром, закреплять знания о назначении предметов мебели; стимулировать использование детьми в активной речи прилагательных, глаголов | Создать условия для использования в играх предметов заместителей. Создать условия для освоения культурно-гигиенических навыков в детском саду. | Закрепить знания о предметах ближайшего окружения. |
Октябрь
Задачи | Календарные сроки | Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьями детей |
Музыкальный калейдоскоп | |||||
: развивать все компоненты устной речи детей; обогащать и активизировать словарь; стимулировать использование в речи прилагательных и глаголов. | 1 неделя октября | Развивающая образова-тельная ситуация на игровой основе «Спой мишке песенку, чтобы он уснул, укрой его одеялом». Цель: учить находить игрушку по слову-названию, выполнять игровые действия с ней в соответствии со словесным пояснением воспитателя, | Сюжетно- ролевая игра «День рождения». Слушание детских песенок о спорте. Музыкально-ритмические движения « Головой мы покиваем» , «Водичка» . Цель: тренировать в звукопроизношении; развивать фонематический слух; активизировать словарь | Создать условия для совместных игр детей: приучать не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, делиться ими. | Закреплять с ребенком культуру поведения за столом. |
Природа вокруг нас | |||||
: учить детей понимать сюжет, отвечать на вопросы, высказываться по поводу увиденного; развивать фонематический слух; активизировать словарь; стимулировать освоение уменьшительно-ласкательных суффиксов: -чик-; -щик- -;-чек-;-ок-. | 2 неделя октября | Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Кто как кричит?». Познавательно-речевые задачи: закреплять представления о домашних животных и их детенышах; тренировать в звукопроизношении; развивать фонематический слух; активизировать словарь [5, с. 65]. Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Как живут домашние животные?». Познавательно-речевые задачи: расширять знания о домашних животных; активизировать речь детей; продолжать знакомить с малыми фольклорными формами, обогащать речь детей словами и строчками стихов [1, с. 94]. | 1. Рассматривание картинки «Домашние животные». Познавательно-речевые задачи: учить детей понимать сюжет, отвечать на вопросы; развивать умение различать взрослых и детенышей, высказываться по поводу увиденного; упражнять в произнесении звукоподражаний (громко - тихо) [12, с. 70]. Дидактические игры: • «Ослик». Цели: обучать правильному произношению звуков «и» и «о»; активизировать в речи детей слова «длинный», «короткий». | Разместить в группе фотоальбом «Наши любимцы» | Понаблюдать дома за питомцами. Групповая консультация «Эти «дикие» домашние животные» |
Будь здоров | |||||
развивать все компоненты устной речи детей; обогащать и активизировать словарь; стимулировать использование в речи прилагательных и глаголов. | 3 неделя октября | Развивающая образовательная ситуация-инсценировка «Оля и Айболит». Познавательно-речевые задачи: закрепить представления детей о профессии доктора; учить передавать содержание сценки в игре-инсценировке; развивать умение подражать героям произведения; активизировать словарь [12, с. 67]. | 1. Сюжетная игровая ситуация «Миша промочил ноги». Цели: развивать разговорную речь детей и навыки общения; вызвать желание помочь. Ситуативные беседы во время проведения утренней гимнастики, гимнастика после сна (продолжать знакомить с частями тела) | Создавать условия для повышения двигательной активности в течение дня (предложить мячи, массажные дорожки) | Закреплять название частей тела, их значение (попросить показать или назвать у куклы (мамы) какую-либо часть тела) |
В гостях у мультяшек | |||||
учить детей внимательно смотреть мультики, узнавать героев сказок, эмоционально откликаться на события, отвечать на вопросы по содержанию, передавать словом, жестом, действием содержание; развивать слуховое внимание и интонационную выразительность речи; стимулировать употребление прилагательных, глаголов. | 4 неделя октября | Чтение и показ на фланелеграфе сказки К. Чуковского «Цыпленок». Познавательно-речевые задачи: познакомить детей со сказкой через показ театра на фланелеграфе; вызвать желание вместе рассказывать сказку; развивать интонационную выразительность речи [10, с. 191]. | Дидактические игры: «Найди по описанию», «Кто в теремочке живет?». Цели: развивать голосовой аппарат; закреплять звукопроизношение. Обыгрывание потешки «Ходит кот по лавочке» [10, с. 192] | Поместить в среду иллюстрации, картинки. . | Просмотр мультфильма «Ёжик в тумане» |
Ноябрь
Задачи | Календарные сроки | Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьями детей |
Поздняя осень | |||||
учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по ее содержанию; обогащать и активизировать словарь детей; развивать активную самостоятельную речь детей; стимулировать детское словотворчество. | 1 неделя ноября | Образовательная деятельность «Катин огород» Задачи: Формировать знания о пользе овощей для здоровья человека, рассматривание и обследование овощей: морковь, огурец, Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Ах, какие яблочки и груши!» (рассматривание яблока и груши: яблоко красное (зеленое, вкусное, сладкое, кислое), груша желтая (вкусная, сладкая, сочная). Познавательно-речевые задачи: познакомить детей с названиями некоторых фруктов; учить узнавать их по названию и внешнему виду | Подвижная игра «Такой листочек, лети ко мне». Цель: учить ребенка понимать обращенную к нему речь, реагировать на обращение. Дидактические игры: «Волшебный мешочек». «Узнай и назови овощи». Цель: обогащать словарь и сенсорный опыт детей [10, с. 162]. | Создание условий для развития речевой активности | Рассмотреть с детьми овощи и фрукты. Приготовить витаминный салат. |
Неделя вежливости | |||||
вызвать у детей желание общаться, говорить с воспитателем и другими детьми; развивать умение употреблять речевые формы вежливого общения, самостоятельную инициативную разговорную речь детей; стимулировать монологическую речь. | 2 неделя ноября | 2. Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «До свидания, игрушки». Познавательно-речевые задачи: учить использовать вежливые формы приветствия, прощания (обогащение словаря) [10, с. 180]. | Игровая ситуация «Мишка-Топтыжка знакомится с ребятами». Цели: воспитывать желание помогать взрослым; развивать разговорную речь детей [7, с. 89] | Создать условия для совместных игр детей, прививать навыки умения делиться с игрушкой, не отнимать. | Выучить пальчиковую гимнастику «Моя семья» |
Моя Воркута | |||||
развивать все компоненты устной речи детей; обогащать и активизировать словарь; стимулировать использование в речи прилагательных и глаголов. | 3 неделя ноября | «Транспорт в нашем городе» Цель: формировать понятие о транспорте, объяснить разницу между пассажирским и грузовым транспортом. | «Путешествие по городу» Цель: способствовать развитию игрового сюжета, развивать коммуникативные навыки «Мы идём в театр» Цель: формировать первичные представления о значимости посещения учреждения. «Дома большие и маленькие» Цель; закреплять с детьми понятия о величине , активизировать в речи слова «Большой-маленький» | В предметно- игровую среду внести алгоритм одевания-раздевания. | Закреплять с детьми навыки самообслуживания. |
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны! | |||||
учить строить предложения, грамматически правильно употребляя существительное; развивать интонационную выразительность речи и разговорную речь детей. | 4 неделя ноября | 1. Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка». Познавательно-речевые задачи: рассказать детям, как лучше встретить маму, вернувшуюся с работы; вызвать желание сказать ей ласковые слова; развивать интонационную выразительность речи. Развивающая образовательная ситуация «Покажем Мишутке как нужно ласково говорить с мамой». Цель: обучать детей культурным формам поведения и общения (этикет) [8, с. 102] | Речевые игры: «Что делает мама?», «Скажи, какая мама ?»(ласковая, добрая, милая и т. п.). Пальчиковая игра«Семья». Цели: развивать мелкую моторику руки; формировать чувственное восприятие Игра «Что подарим маме?». Познавательно-речевые задачи: закрепить знания о знакомых предметах (посуда, игрушки, предметы быта и т. д.); развивать речь; учить строить предложения, грамматически правильно употребляя существительное [11, с. 110] Дидактическая игра «Мамы и детки». Цель: закрепить название детенышей домашних животных[10, с. 204, 220] | Оформить развивающую среду в соответствии с темой проекта: иллюстрации о зимних играх, забавах | Закреплять название зимней одежды, порядок одевания, раздевания, учить аккуратно складывать |
Декабрь
Задачи | Календарные сроки | Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьями детей |
Зимняя сказка | |||||
учить детей рассказывать о нарисованном на картине, согласовывать существительные с глаголом; закреплять умение отвечать на вопросы; активизировать употребление в речи глаголов; развивать разговорную речь детей. | 1-я неделя декабря | Рассматривание картинки «Зимой на прогулке». Познавательно-речевые задачи: помочь понять содержание картинки; побуждать к повторению отдельных слов и предложений; пополнять словарь новыми словами; учить рас-сказывать о нарисованном на картине; закреплять умение отвечать на вопросы; активизировать употребление глаголов [12, с. 67]. | Строительная игра «Горка». Цели: уточнить представление о зимних забавах; активизировать в речи детей глаголы; учить обыгрывать постройку. «На деревья, на лужок тихо падает снежок». Цели: закрепить первичное представление о зимних явлениях природы; разви-вать разговорную речь детей.Игра «Подскажи словечко» (по стихотворению К. Чуковского «Елка») [10, с. 191]. Подвижная игра «Снег кружится» (по стихотворению А. Барто). Цели: развивать координацию; побуждать к повторению текста [3, с. 46] | 1.Обеспечить условия для катания на санках и с горки на участке детского сада. Предложить детям игрушки для самостоятельной двигательной деятельности. | 1.«Учите малыша одеваться/раздеваться самостоятельно»:обучать ребенка порядку одевания и раздевания; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках |
Любимые игрушки | |||||
научить ребенка узнавать и называть свое имя в разных формах, узнавать и называть имена детей, использовать в речи простые предложения с однородными членами, сложноподчиненные предложения; вызвать у детей желание общаться, говорить с воспитателем и другими детьми; развивать умение употреблять речевые формы вежливого общения, самостоятельную инициативную разговорную речь детей; стимулировать монологическую речь. | 2-я неделя декабря | Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Наша кукла». Цели: познакомить детей с потешкой «Наша Маша»; учить понимать сюжет, отвечать на вопросы; активизировать словарь; способствовать запоминанию стихотворного текста [5, с. 67; 12, с. 65]. Развивающая образовательная ситуация на игровой основе; Рассматривание картинки «Дети играют в кубики». Познавательно-речевые задачи: уточнить представления детей о назначении прилагательных «длинный», «короткий»; активизировать в словаре названия геометрических фигур, учить отвечать на вопросы по картинке [12, с. 69]. | «Уложим куклу спать». Познавательно-речевые задачи: активизировать в словаре названия предметов одежды; осваивать слова, обозначающие действия и качества предметов «Кукла Катя в новом платье»(знакомство с предметами одежды девочки :платье, колготки). Познавательно-речевые задачи: учить называть предметы одежды и их признаки; развивать наблюдательность [10, с. 182]. Дидактические игры: «Магазин игрушек». Цель: учить узнавать знакомые предметы по словесному описанию. «Кто к нам в гости пришел?» (демонстрация и обыгрывание игрушек). Познавательно- речевые задачи: учить узнавать и называть игрушки, имеющиеся в группе; совершать игровые действия с ними («Это машина. Она едет», «Это кукла. Покачаю куклу») [10, с. 181] «Игрушки для Миши и Мишутки». Цель: учить подбирать картинки, называть изображение, понимать сочетание слов, указывающих на величину изо- браженного предмета | .Создать условия для развития навыков ухода за игрушками: сложить их в тазик для мытья, расставить после мытья на полки, подготовить предметы-заместители. | 1.Ситуативная беседа «Я одеться сам могу»: продолжать обучать ребенка порядку одевания и раздевания; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках |
Мы сильные, ловкие и смелые | |||||
развивать все компоненты устной речи детей; обогащать и активизировать словарь; стимулировать использование в речи прилагательных и глаголов. | 3-я неделя декабря | «Из чего же сделаны ребятишки?» с рассматриванием плаката «Моё тело». .Формирование представлений о себе как человеке, об основных частях тела человека, их назначении. | Чтение стихотворения А. Барто «Мячик». Познавательно-речевые задачи: учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание; побуждать помогать читать стихотворение; вызывать сочувствие к девочке Тане [12, с. 36] | 1.Обеспечить условия для катания на санках и с горки на участке детского 2.Создать условия для развития навыков самообслуживания - схема одевания и раздевания | 1.Ситуативная беседа «Холодный снег»: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье |
В гостях у Деда Мороза | |||||
учить детей рассказывать о нарисованном на картине, согласовывать существительные с глаголом; закреплять умение отвечать на вопросы; активизировать употребление в речи глаголов; развивать разговорную речь детей. | 4 -я неделя декабря | Рассматривание елки, украшенной игрушками. Познавательно-речевые задачи: развивать разговорную речь; способствовать общению; привлечь к диалогу со взрослыми, активизировать словарь: называть предметы, включенные в круг действий (елочные игрушки, шарики, хлопушки, бантики, колючие иголки [12, с. 25] | Игра «Подскажи словечко» (по стихотворению К. Чуковского «Елка») [10, с. 191]. 3. Подвижная игра «Снег кружится» (по стихотворению А. Барто). Цели: развивать координацию; побуждать к повторению текста [3, с. 46] «На деревья, на лужок тихо падает снежок». Цели: закрепить первичное представление о зимних явлениях природы; развивать разговорную речь детей | 1.Обеспечить условия для катания на санках и с горки на участке детского 2.Создать условия для развития навыков самообслуживания - схема одевания и раздевания | Консультация «Семь родительских заблуждений о холодной погоде» |
Январь
Задачи | Календарные сроки | Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьями детей |
Вежливые ребята | |||||
вызвать у детей желание общаться, говорить с воспитателем и другими детьми; развивать умение употреблять речевые формы вежливого общения, самостоятельную инициативную разговорную речь детей; стимулировать монологическую речь. | 1 неделя января | Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Что хочет Катя?» Познавательно-речевые задачи: упражнять детей в умении выражать свои желания и просьбы в вежливой форме; развивать связную речь: учиться использовать в речи трех- четырехсловные предложения для выражения своих потребностей и желаний [10, с. 180]. | Игровая ситуация «Мишка-Топтыжка знакомится с ребятами». Цели: воспитывать желание помогать взрослым; развивать разговорную речь детей [7, с. 89] | Рассматривание альбома «Зимние игры детей» | Консультация «Чем опасна агрессия ребёнка для окружающих» |
В гостях у Снежной королевы | |||||
учить детей рассказывать о нарисованном на картине, согласовывать существительные с глаголом; закреплять умение отвечать на вопросы; активизировать употребление в речи глаголов; развивать разговорную речь детей. | Рассматривание картинки «Катаемся на санках». Познавательно-речевые задачи: учить детей узнавать зимние явления природы, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию, повторяя отдельные слова [12, с. 28]. Игра-инсценировка по потешке «Как по снегу, по метели трое саночек летели». Познавательно-речевые задачи: учить согласовывать существительное с глаголом; побуждать к участию в инсценировании произведения; активизировать словарь. | 1. Строительная игра «Горка». Цели: уточнить представление о зимних забавах; активизировать в речи детей глаголы; учить обыгрывать постройку. «На деревья, на лужок тихо падает снежок». Цели: закрепить первичное представление о зимних явлениях природы; развивать разговорную речь детей | 1.Наблюдение за одеждой прохожих: закреплять представления о зимнем гардеробе | 1.Консультация «Весёлые зимние игры» | |
Доброта есть у всех | |||||
научить ребенка узнавать и называть детей, использовать в речи простые предложения с однородными членами, сложноподчиненные предложения; вызвать у детей желание общаться, говорить с воспитателем и другими детьми; развивать умение употреблять речевые формы вежливого общения, самостоятельную инициативную разговорную речь детей; стимулировать монологическую речь. | III неделя января | Развивающая образователь-ная ситуация на игровой основе «Грустный — веселый». Чтение стихотворения А. Барто «Зайку бросила хозяйка...». Познавательно-речевые задачи: учить распознавать и называть выраженные эмоциональные состояния: смеется, плачет, весёлый. грустный (обогащение и активизация словаря), nока- зывать их на картинках [10, с. 180]. Чтение и показ на фланеле-графе сказки Г. Цыферова «Кто кого добрее?». Познавательно-речевые задачи: познакомить детей со сказкой через показ театра на фланелеграфе; вызвать желание вместе рассказывать сказку | Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол». Познавательно-речевые задачи: формировать слуховое и зрительное восприятие, желание повторять отдельные слова и фразы; воспитывать бережное отношение к игрушкам и животным [7, с. 88] | 1.Поместить в развивающую среду дидактическую куклу. 2.Рассматривание иллюстраций по сказкам. 3.Оформить альбом с фотографиями детей. | Рекомендовать игру: «Соберем Машу на прогулку» Учить ребёнка снимать, одевать расстёгивать одёжду. |
Моя любимая машинка | |||||
учить детей участвовать в инсценировании рассказа, согласовывать существительное с глаголом, отвечать на вопросы воспитателя в форме 3-4-словного предложения; упражнять в правильном звукопроизношении; развивать разговорную речь детей; активизировать словарь. | IV неделя января | Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Транспорт». Познавательно-речевые задачи: закреплять у детей умение различать грузовой и легковой транспорт, его части [12, с. 68]. Развивающая образователь-ная ситуация на игровой основе «Едем в детский сад» Познавательно-речевые задачи: познакомить детей с основными видами транспорта; учить называть и узнавать транспортные средства по слову, видеть и называть яркие признаки отдельных транспортных средств, их назначение; учить передавать в речи простые причинно-следственные связи; упражнять в правильном звуко-произношении посредством имитации звуков [10, с. 188].
| Строительная игра «Мы едем на поезде». Цели: развивать связную речь детей; учить отвечать на вопросы воспитателя в форме 3-4-словного предложения, составлять постройку и обыгрывать ее [10, с. 189]. дидактическая игра «Катя едет на дачу». Цель: учить выбирать различные виды транспорта для передвижения по городу, для перевозки вещей, для передвижения вне города [10, с. 189]. развивающие игры: «Самолетики», «Паровоз», «За рулем» сиитуация общения «Машины- помощники». Цели: выяснить с детьми, какие машины облегчают труд человека; обогащать словарь детей. | 1.Поместить в среду предметные и сюжетные картинки. 2.Обустроить игровой уголок. 3. Подобрать пальчиковые игры. (пальчиковый театр) | 1.Учить ребёнка правилам поведения за столом. 2. Поиграть в пальчиковые игры. |
Февраль
Задачи | Календарные сроки | Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьями детей |
История и традиции | |||||
учить обыгрывать потешку; побуждать к высказываниям, к повторению фольклорных текстов по частям, подражанию голосам животных; стимулировать освоение правильного звукопроизношения; развивать выразительность речи детей. | I неделя февраля | Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Курочка-пеструшечка» (по потешке). Познавательно-речевые задачи: расширять представления детей о домашних животных и птицах; развивать умение узнавать и сравнивать животных и птиц на картинках; используя произведения фольклора, активизировать речь; побуждать к высказываниям, к повторению фольклорных текстов по частям, к звукоподражанию голосам животных; формировать реалистическое представление о домашних животных, гуманное отношение к ним; учить узнавать животных в реалистическом изображении на картинке и в игрушке (объемное и плоскостное пособие) [11, с. 96] | Игра «Расскажи, что ты видишь». Цель: учить внимательно рассматривать предмет, изображение, обращая внимание на характерные детали [10, с. 223]. Хороводная игра «Карусель» [10, с. 191]. Игра-драматизация «Курочка Ряба». Цели: вызвать интерес к сказке, ряжению; привлечь к использованию отрывков из сказки в собственной игре [3, с. 18] | 1.Оформить выставку фотоальбомов. 2. Подобрать пальчиковые игры. (пальчиковый театр). | 1. Учить ребёнка гигиеническим процедурам. 2. Поиграть в подвижные игры на различение пространственных представлений: справа, слева, сзади. |
У Лукоморья | |||||
: развивать все компоненты устной речи детей; обогащать и активизировать словарь; стимулировать использование в речи прилагательных и глаголов. | II неделя февраля | Развивающая образовательная ситуация на игровой основе по иллюстрации из сказки Пушкина «Сказка о золотом петушке» Цель Развивать эстетические чувства, формировать речевые навыки | Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке». Цели: развивать мелкую моторику; добиваться проговаривания отдельных слов и фраз. «Орешки для белочки» Цель» Упражнять детей в группировке по форме и цвету. «Пёрышко для петушка» Цель: Закрепить знания основных цветов «Белка на тележке щёлкает орешки» Продолжать знакомить детей со сказками Пушкина, развивать интерес к театральной игре | Поместить в среду иллюстрации, картинки. Внести в среду предметы гигиены. | Чтение художественной литературы: В.Берестов «Больная кукла». |
Почемучки | |||||
развивать все компоненты устной речи детей; обогащать и активизировать словарь; стимулировать использование в речи прилагательных и глаголов. | 3 неделя февраля | Ситуационная беседа «Как тебя зовут?». Расширять словарный запас детей за счет знакомства с именами детей мальчиков и девочек, именами родителей, педагогов. Чтение произведений Н. Пикулева «Знаем, знаем, да-да-да, где тут прячется вода», А. Барто «Снег», З.Александрова «Раз-два-три-четыре-пять!» Сопровождать чтение произведений игровыми действиями. | «Почему дворник чистит снег?» Цель: развивать разговорную речь детей, отвечать на вопросы педагога «Чем играют дети?» по картине Цель:развивать желание рассматривать картину, повторять слова «Кто позвонил?» Цель: развивать слуховое внимание, развивать умение двигаться по сигналу «Угадай по звуку» Цель: развивать слуховое внимание, усидчивость «Чей пароход гудит громче?» Цель: развивать слуховой аппарат, силу голоса, звукоподражание | Предоставить детям возможность самостоятельно заниматься дидактическими играми «Я-мальчик, я – девочка»; «Составь изображение» | Организовать пешие прогулки в ближайшие скверы, парки |
Наша армия | |||||
развивать все компоненты устной речи детей; обогащать и активизировать словарь; стимулировать использование в речи прилагательных и глаголов. | 4 неделя февраля | Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Наши папы» Цель: побуждать отвечать на вопросы воспитателя, активизировать словарь ; побуждать к повторению отдельных слов и предложений | «Капитаны». Цель: развивать умение длительно произносить звук «ф» на одном выдохе и многократно произ носить звук «п» (п-п-п) на одном выдохе [1, с. 241 ] (составить из частей изображение солдата); «Собери солдата на службу». | Предоставить детям возможность самостоятельно заниматься д/и«Я собираюсь на прогулку», «Угадай кто это?» «Собери картинку», Что лишнее?» Внести иллюстрации с изображением детей на зимней прогулке; Внести в развивающую среду игрушки для сюжетно-ролевых игр |
|
Март | |||||
Задачи | Сроки | Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьями детей |
Здравствуй, Весна | |||||
учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по ее содержанию; обогащать и активизировать словарь детей; развивать активную самостоятельную речь детей; стимулировать детское словотворчество. | 1 неделя марта | Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Весна, весна, и все ей рады». Познавательно-речевые задачи: дать детям представление о весенних изменениях в природе; обогащать и активизировать словарь детей. побуждать к повторению отдельных слов и предложений; воспитывать доброе отношение к «братьям меньшим» [12, с. 64]. | Дидактические упражнения: «Далеко - близко (эхо)». Цель: укреплять голосовой аппарат детей [5, с. 54]. Дидактическая игра «Чья птичка дальше улетит?». Цели: выработать длительный, направленный, плавный ротовой выдох; укрепить мышцы губ; продолжать учить внятно произносить звук «б», регулировать силу голоса [2, с. 23] |
|
|
Книжный калейдоскоп | |||||
учить детей слушать произведения художественной литературы, понимать сюжет, отвечать на вопросы, способствовать запоминанию стихотворного текста; развивать голосовой аппарат, разговорную речь детей, речевое дыхание, внимание; воспитывать любовь к художественной литературе. | 2 неделя марта | Знакомство с русской народной сказкой «Козлятки и волк». Познавательно-речевые задачи: познакомить детей со сказкой через показ настольного театра; вызвать желание рассказать сказку; развивать слуховое внимание и интонационную выразительность речи [12, с. 67]. | Дидактические игры: «Найди по описанию», «Кто в теремочке живет?». Цели: развивать голосовой аппарат; закреплять звукопроизношение. Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке». Цели: развивать мелкую моторику; добиваться проговаривания отдельных слов и фраз. Обыгрывание потешки «Ходит кот по лавочке» [10, с. 192] | Предоставить детям возможность заниматься дидактическими играми «Помоги найти маму»; Обеспечить наличие необходимых игрушек для сюжетно-ролевых игр «Мойдодыр», «Книжкина больница», «Доктор Айболит». | Побуждать детей самостоятельно выполнять культурно-гигиенические навыки; Индивидуальное задание: подготовить материал для презентации семьи; |
Блины выпекай, масленицу встречай | |||||
учить обыгрывать потешку; побуждать к высказываниям, к повторению фольклорных текстов по частям, подражанию голосам животных; стимулировать освоение правильного звукопроизношения; развивать выразительность речи детей. | 3неделя марта | Знакомство с русской народной сказкой «Репка». Познавательно-речевые задачи: помочь понять содержание через показ настольного театра; побуждать к повторению отдельных слов и предложений; учить отвечать на вопросы («Кто посадил репку?», «Кто пришел?», «Какая выросла репка?»); развивать голосовой аппарат, речевое дыхание, внимание [5, с. 33; 12, с. 65]. | . Создать условия для организации и проведения сюжетно-ролевой игры Кормим м куклу блинами». «Масленица» Цель: дать представление о празднике посредством рассматривания картины «Масленица» П+К+С «Скоморохи» Цель: дать представление о одежде, которую одевают ряженные скоморохи П+К+С «Дудочка для Петрушки» Цель: учить глубоко вдыхать воздух и тихо выдыхать П+К+С | Дополнить предметно-развиваю-щую среду настольными играми, направленными на развитие осязания и мелкой моторики пальцев рук | 1. Создавать в домашних условиях игровые ситуации «Расскажем Карлсону, как надо правильно кушать блины», «Поучим Вини-Пуха делать пену» и др. |
Неделя театра | |||||
учить детей участвовать в инсценировании рассказа, согласовывать существительное с глаголом, отвечать на вопросы воспитателя в форме 3-4-словного предложения; упражнять в правильном звукопроизношении; развивать разговорную речь детей; активизи-ровать словарь. | 4-я неделя марта | Чтение и показ на фланелеграфе сказки К. Чуковского «Цыпленок». Познавательно-речевые задачи: познакомить детей со сказкой через показ театра на фланелеграфе; вызвать желание вместе рассказывать сказку; развивать интонационную выразительность речи [10, с. 191]. Чтение и показ на фланелеграфе сказки Г. Цыферова «Кто кого добрее?». Познавательно-речевые задачи: познакомить детей со сказкой через показ театра на фланелеграфе; вызвать желание вместе рассказать сказку | Моделирование сказки («Теремок», «Репка»), Цели: помочь детям вычленять свойства объектов (животные, растения), устанавливать локальные связи; учить отвечать на вопросы «Петрушка» Цель: учить выполнять знакомые действия по сюжету игры П+К+С «Цветные колпачки» Цель: учить соотносить платочки по цвету платья куколки П+К+С «Весёлый хоровод» Цель: учить выполнять действия по сюжету праздника, вызвать положительные эмоции П+К+С | Поддерживать стремление к самостоятельности (постепенное включение ребенка в режимный процесс). .Предоставлять возможность манипулировать с театральными игрушками и дидактическим материалом. | 1. Научить ребенка одеваться в соответствии с погодными условиями. 2. Сходить на представление в кукольный театр. |
Апрель
Задачи | Календарные сроки | Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность при проведении режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями детей |
От улыбки станет всем светлей | |||||
научить ребенка узнавать и называть имена детей, использовать в речи простые предложения с однородными членами, сложноподчиненные предложения; вызвать у детей желание общаться, говорить с воспитателем и другими детьми; развивать умение употреблять речевые формы вежливого общения, самостоятельную инициативную разговорную речь детей; сти- мулировать монологическую речь. | I неделя апреля | Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «У Кати день рождения». Познавательно-речевые задачи: обобщить знания детей о сервировке стола, о некоторых продуктах питания; познакомить с новой игрушкой - обезьянкой, с новым продуктом –ананасом упражнять в назывании применении обследовательских действий обогащать словарь детей за счет новых слов; активизировать словарь развивать самостоятельную инициативную разговорную речь детей использовать в речи простые предложения с однородными членами, сложноподчиненные предложения; стимулировать монологическую речь; упражнять детей в произнесении звука «ч» [10, с. 195]. ананасом: с его внешним видом, цветом, особенностями поверхности, ароматом, вкусом; упражнять в назывании и применении обследовательских действий (погладить, понюхать, нажать, попробовать); обогащать словарь детей за счет новых слов (обезьяна, ананас, шершавая, ароматный, понюхать, кислый); активизировать словарь детей за счет слов: веселая, нарядная, зайка-попрыгайка, апельсин, поми¬ дор, банан; тарелка, вилка, скатерть, салфетка; развивать самостоятельную инициативную разговорную речь детей: использовать в речи простые предложения с однородными членами, сложноподчиненные предложения; стимулировать монологическую речь; упражнять детей в произнесении звука «ч» [10, с. 195]. | - театрализованная игра « Катя показывает концерт»; - игры- хороводы «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»; выполнять игровые действия с ней в соответствии со словесным пояснением воспитателя |
| 1. Домашнее чтение произведений юмористического характера: К. Чуковский «Закаляка», «Солнышко-ведрышко». |
Пернатые друзья | |||||
учить детей понимать сюжет, изображенный на картине, отвечать на вопросы по содержанию изображенного, слушать пояснения воспитателей и товарищей; развивать разговорную речь детей, правильное звукопроизношение; | 2 неделя апреля | Рассматривание картинки «Таня и голуби». Познавательно-речевые задачи: помочь понять содержание картинки; побуждать к повторению отдельных слов и предложений; активизировать глаголы [5, с. 47]. Чтение потешки «Петушок и его семья». Познавательно-речевые задачи: познакомить с фольклорным произведением; учить различать петушка и цыплят; | Развивающее упражнение «Кто как кричит?». Цель: развивать слуховое восприятие. «Чья птичка дальше улетит?». Цели: выработать дли-тельный, направленный, плавный ротовой выдох; укрепить мышцы губ; продолжать учить внятно произносить звук «б», регулировать силу голоса [2, с. 23] | 1.Внести в предметно-развивающую среду настольные игры, направленные на развитие осязания и мелкой моторики | 1. Разучивать потешки, русские народные попевки и потешки о птицах «Сорока белобока …», «Ой, утушка моя луговая». |
Вперёд к звёздам | |||||
развивать все компоненты устной речи детей; обогащать и активизировать словарь; стимулировать использование в речи прилагательных и глаголов. | 3 неделя апреля | Рассматривание модуля «Космос» Цель: Формировать первичные понятия о космосе, активизировать в речи понятия «ракета», «космос» «Где живут разные звёздочки?» Цель: Обратить внимание на форму предметов, ориентируясь на понятия «такая», «не такая» « разная», дать понятие о их расположении | «Капитаны». Цель: развивать умение длительно произносить звук «ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «п» (п-п-п) на одном выдохе [1, с. 241 ] | В предметно-игровую среду группы внести пластмассовые фигурки девочки и мальчика для изучения и закрепления основных частей тела. Д/игру «Составь фигуру девочки(мальчика) | Закреплять с детьми полученные знания о строении человека (Голова – думать, ручки – держать, ножки – ходить) |
Закаляйся детвора! Всем привет! Физкульт–ура! | |||||
развивать все компоненты устной речи детей; обогащать и активизировать словарь; стимулировать использование в речи прилагательных и глаголов. | 4 неделя апреля | Развивающая образовательная ситуация «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?» Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни «Наш веселый, наш любимый носовой платок» обогащать словарь детей существительными, обозначающими, предметы личной гигиены | Сюжетные игры: «Катя не боится мороза». Познавательно-речевые задачи: учить называть предметы верхней одежды, активизировать их в речи. ды и обуви для каждого сезона, некоторые их характеристики - теплая, меховая, резиновая; ус¬ танавливать причинно- следственные связи и выражать их в форме сложноподчиненного предложения [10, с. 183]. | Создать условия для совместных игр детей в центре воды и песка. | Рассказать, показать детям, «что такое пар». |
Май
Задачи | Календарные сроки | Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьями детей |
Лучик-лучик, пригревай! Деток, солнышко, встречай! | |||||
учить детей вступать в игровое и речевое общение, соотносить слова с выразительными движениями; развивать речевое дыхание, разговорную речь; обогащать словарь детей, активизировать глаголы. | 1 неделя мая | 2. Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Тонет-не тонет» Познавательно-речевые задачи: побуждать детей вступать в игровое и речевое общение; соотносить слова с выразительными движениями; развивать речевое дыхание, внимание; активизировать употребление глаголов [8, с. 65]. | Развивающие игры: «Кто что услышит?» (звуки природы), «Водичка», «Ветерок», «Кап- кап-кап». Речевые игры: «Солнце или дождик?». Цель: развивать у детей умение переключать слуховое внимание [1, с. 106]. «Дует ветер». Цель: развивать умение менять силу голоса [4, с. 253; 10, с. 136]. | Оформить развивающую среду в соответствии с темой проекта, подготовить игры, пособия | Обращать внимание на празднично-украшенные улицы города, наблюдать за весенними превращениями в природе |
Этот День Победы порохом пропах | |||||
: развивать все компоненты устной речи детей; обогащать и активизировать словарь; стимулировать использование в речи прилагательных и глаголов. | 2-я неделя мая | Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Наши деды» Цель: побуждать отвечать на вопросы воспитателя, активизировать словарь, ; побуждать к повторению отдельных слов и предложений | • «Капитаны». Цель: развивать умение длительно произносить звук «ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «п» (п-п-п) на одном выдохе [1, с. 241 ] | 1.Внесение флажков, фуражек в уголок ряженья и спортивный уголок 2.Модели самостоятельного одевания/раздевания, мытья рук… для развития самостоятельности | 1.Игровое упражнение «Бравые солдаты»: развивать положительные эмоции при выполнении подражательных действий |
Пусть всегда будет мама! Пусть всегда будет папа! Пусть всегда буду я! | |||||
учить строить предложения, грамматически правильно употребляя существительное; развивать интонационную выразительность речи и разговорную речь детей. | III неделя мая | Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Кого я люблю. Рассматривание семейных фотографий». Познавательно-речевые задачи: упражнять в узнаваниина фотографии членов своей семьи и назывании их [10, с. 180]. | Дидактическая игра «Мамы и детки». Цель: закрепить название детенышей домашних животных [10, с. 204, 220] «Где моя мама?». Цели: закрепить, как зовут мам у разных животных, как они созываютсвоих детей; учить слушать звуки без опорына зрительный образ. «Отгадай загадку». Цель: учить по характерным признакам отгадывать животное | Подобрать дидактические, настольные игры, альбом с семейными фотографиями | Осуществлять прогулки с детьми на воздухе, обращая внимание на теплое солнце, тёплый ветерок … |
Хочу всё знать! | |||||
: развивать все компоненты устной речи детей; обогащать и активизировать словарь; стимулировать использование в речи прилагательных и глаголов. | 4 неделя мая | Ситуационная беседа «Как тебя зовут?». Расширять словарный запас детей за счет знакомства с именами детей мальчиков и девочек, именами родителей, педагогов. Чтение произведений Н. Пикулева «Знаем, знаем, да-да-да, где тут прячется вода», А. Барто «Снег», З.Александрова «Раз-два-три-четыре-пять!» Сопровождать чтение произведений игровыми действиями. | проведение дидактических игр с целью обогащения чувственного опыта детей; - использование художественного слова в общении с детьми; «У кого такая же?» Цель: уточнить представления о предметах, развивать ловкость , расширять словарный запас детей | Предоставить детям возможность самостоятельно заниматься с дидактическими играми «Оденем куклу на прогулку»; «Собери изображение девочки, мальчика»; Предоставить детям возможность самостоятельно рассматривать иллюстрации к | Оформить совместно с детьми альбом «Вот мы какие стали большие». |
Реализация образовательной области «Коммуникация»
1 младшая группа
Воспитатель Соколова В. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по развитию речи во второй младшей группе
Задача- повышение уровня развития грамматически - правильной речи детей, обогащение словарного запаса и развитие связной речи....
Перспективный план по развитию речи в I младшей группе.
Перспективное планирование в первой младшей группе по развитию речи у дошкольников....
Перспективный план по развитию речи (подготовительная к школе группа)
Первспективное планирование на год по развитию речи...
Перспективный план по развитию речи во второй младшей группе
Перспективный план по развитию речи во второй младшей группе...
Перспективный план по развитию речи детей в средней группе
Перспективный план по развитию речи детей в средней группе...
Перспективный план по развитию речи во второй младшей группе
Перспективный план по развитию речи во второй младшей группе...
Перспективный план по развитию речи + рисование в старшей группе.
Перспективный план по развитию речи + рисование в старшей группе....