Паспорт проекта «В чем секрет стихов Агнии Барто?»
проект по развитию речи (старшая группа) по теме
Проект направлен на формирование предпосылок познавательно-речевого развития и исследовательских навыков дошкольников при исследовании стихов А. Барто.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasportbarto.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта «В чем секрет стихов Агнии Барто?»
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 123» г.Нижний Новгород.
Руководитель проекта: педагог дополнительного образования МБДОУ «Детский сад № 123» Хазова Наталья Юрьевна
Участник: воспитанники старшей группы
Проблема: необходимость формирования у дошкольников исследовательских навыков, отсутствие у детей интереса к стихам.
Цель ребенка: выяснить, в чем секрет стихов Агнии Барто, почему их любят и помнят и взрослые и дети.
Цель педагога: создание педагогических условий для формирования предпосылок познавательно-речевого развития и исследовательских навыков дошкольников при исследовании стихов А. Барто.
Задачи:
- Познакомить детей с творчеством Агнии Барто, обогащая читательский опыт за счет ее произведений.
- Воспитывать чуткость к художественному слову, учить вслушиваться в ритм и методику поэтического текста.
- Формировать устойчивый интерес к художественной литературе.
- Развивать умение детей участвовать в коллективных разговорах, обсуждать содержание стихотворения, поведение и характеры героев.
- Развивать познавательные интересы детей, желание проводить исследование: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, делать простейшие выводы.
Сроки проведения проектной деятельности: 2 месяца
Этапы работы над проектом
- На первом этапе родители помогли собрать разнообразный литературный и наглядный материал: книги А. Барто, иллюстрации к стихам, фотографии, материалы о биографии поэтессы, ее творчестве и деятельности и т. д… Информационный материал дети приносили из дома, каждый ребенок принес свою книжку, остальные собрали в соседних группах детского сада.
Мама Вани Т. принесла для просмотра кинофильмы «Слон и веревочка» и «Подкидыш», снятые по стихам и сценариям Агнии Барто. Дети с удовольствием посмотрели фрагменты этих фильмов. Пройдя по группам детского сада, дети убедились, что книги А. Барто есть во всех группах, только они разного содержания, в зависимости от возраста детей. Познакомившись с библиографией А. Барто, дети узнали, что скоро у нее юбилей: 110 лет со дня рождения и решили устроить посвященную этой дате выставку книг и рисунков.
2. На втором этапе, после изучения собранных материалов, была проведена классификация стихов и заполнение морфологической таблицы, где по горизонтали выделены темы стихотворений, а по вертикали – распределены рисунки детей по отдельным стихотворениям. Вместе с детьми были выделены следующие темы стихотворений:
«Игрушки», адресованные самым маленьким. Сюда вошли стихотворения: «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Кораблик», «Бычок» и т.д.
«Я расту» - о детях дошкольного возраста. Стихотворения: «Девочка чумазая», «Девочка - ревушка», «Снегирь», «Я выросла», «Веревочка» и т.д.
«Вовка – добрая душа» - о добрых поступках мальчика. Стихотворения: «Как Вовка бабушек выручил», «Вовка, кошка и черепаха», «Шел вчера я по Садовой», «Как Вовке ветер помог» и т.д.
«О школе» - о первоклассниках, об обучении в школе. Стихотворения: «Первый урок», «Сережа учит уроки», «Что делать с Алексеем» и т.д.
«Мы с Тамарой» - веселые стихи о детских играх и поступках. Стихотворения: «Любочка», «Катя», «Очки», «Мы с Тамарой», «Болтушка».
3. Далее дети провели опрос своих родственников и сотрудников детского сада. Ответы на вопросы: «Какие стихи Агнии Барто вы помните (знаете)? Чем вам они нравятся? В чем секрет ее произведений?» учитывали при выделении признаков, по которым сразу можно узнать стихи А. Барто. Многие отмечали, что стихи у нее веселые, выделив такую характеристику, как юмор. Доброта – стала другим признаком ее стихотворений. Дети удивились, что близкие им взрослые: родители, бабушки и дедушки помнят и любят ее стихи. Так был сформулирован признак «легко запоминаются». Так как большинство стихотворений А. Барто о детях: об их играх, интересных событиях жизни, это и стало следующим признаком.
В ходе проектной деятельности дети с удовольствием слушали самые разные стихотворения А.Барто, эмоционально реагировали на описанные события, с интересом их обсуждали. Дети охотно обыгрывали понравившееся стихотворения, заимствуя из них образные выражения, меткие слова, обороты речи. Свои впечатления отражали в рисунках.
В процессе знакомства с творчеством писателя, были организованы дидактические речевые игры «Угадай, как зовут героя», «Дай характеристику герою», «Узнай о каком стихотворении рассказ» и др. В игре «Я – начну, а ты – продолжи» дети сами с легкостью вспоминали строчки из когда-то прочитанных стихотворений.
Послушав песни, написанные известнейшими композиторами Д.Б.Кабалевским, С.С.Прокофьевым и другими к стихам Барто, дети выделили еще один их признак «музыкальность». А песенки современных композиторов «Резиновая Зина», «Любитель-рыболов». «Я расту!» сразу вошли в детский репертуар.
Анализируя содержание стихотворений, дети пришли к выводу: стихи не просто шутливые и веселые, они заставляют задуматься о детских поступках. Учат правилам вежливости («Медвежонок-невежда»), дисциплине («Сережа учит уроки»), трудолюбию («Катя»), доброте и заботе («Уехали», «Вовка – добрая душа») и т.п.
4. Выявленные в ходе исследования характеристики стихотворений легли в основу модели «Стихи Агнии Барто», которая стала своеобразным алгоритмом составления рассказа о стихотворениях поэтессы.
Модель объединила следующие признаки стихотворений:
Они про детей: больших и маленьких
Веселые, шутливые, задорные
Добрые
Легко и надолго запоминаются
Музыкальные
Заставляют задуматься детей над поведением
Интересные, по ним сняты кинофильмы.
Сформулированные и отраженные в модели признаки стихотворений и стали ответом на вопрос «В чем секрет стихов Агнии Барто?»
Результат проектной деятельности
Завершением проектной деятельности стала викторина «Что мы знаем о творчестве А.Л. Барто». Затем дети оформили выставку, посвященную юбилею поэтессы, где собрали ее книги, поместили портрет, альбом своих рисунков, выпущенную стенгазету, посвященную ее творчеству.
Была подготовлена драматизация стихотворения А.Барто «Как Вовка стал старшим братом», выучена понравившаяся больше других веселая песенка «Я расту!» и составлен рассказ о проведенном исследовании творчества писателя. Самостоятельно оформив приглашения, ребята пригласили на презентацию своих родителей и других членов семьи.
На презентации родители увидели практические результаты работы:
- ребятам полюбились стихи Агнии Львовны Барто, она писала о том, что интересно детям, о том, что им понятно и знакомо;
- у детей появился устойчивый интерес к стихотворным текстам, они
стали улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность стихов;
- на основе анализа поступков персонажей они стали более уверенно высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится, не нравиться и почему);
- дети научились сопоставлять услышанное с реальными фактами жизни, при анализе поступков и характеров героев проявляют отзывчивость и сопереживание, стремятся быть справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.
После проведения презентация проекта для родителей, она была представлена для старших дошкольников и для педагогов детского сада
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект в средней группе по приобщению к художественной литературе Мои любимые стихи Агнии Барто
Стихотворения для детей – один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто еще до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти строки от взрослых и выучивае...
Паспорт проекта в средней группе. Тема:«В гостях у Агнии Барто»
Паспорт педагогического проектаНазвание проекта«В гостях у Агнии Барто» Тип проекта Познавательно - творческийПродолжительность проектаКраткосрочныйАвторы и участники прое...
Конспект занятия "Игра с куклой Таней" (в рамках проекта "Мои первые стихи" -по стихам Агнии Барто из цикла "Игрушки")
Данное занятие позволяет решить комплекс задач коррекции речи детей 3-4 лет с ТНР: совершенствовать понимание речи, активизировать речевую активность, развивать фонематическое восприятие. И всё это ре...
Конспект занятия "Игра с Мишкой" (в рамках проекта "Мои первые стихи" -по стихам Агнии Барто из цикла "Игрушки") план-конспект занятия по логопедии (младшая группа)
Данное занятие позволяет решить комплекс задач коррекции речи детей 3-4 лет с ТНР: совершенствовать понимание речи, активизировать речевую активность, развивать фонематическое восприятие. И всё это ре...
Конспект занятия "Игра с Зайкой" (в рамках проекта "Мои первые стихи" -по стихам Агнии Барто из цикла "Игрушки")
Данное занятие позволяет решить комплекс задач коррекции речи детей 3-4 лет с ТНР: совершенствовать понимание речи, активизировать речевую активность, развивать фонематическое восприятие. И всё это ре...
Конспект занятия "Поможем Бычку" (в рамках проекта "Мои первые стихи" -по стихам Агнии Барто из цикла "Игрушки")
Данное занятие позволяет решить комплекс задач коррекции речи детей 3-4 лет с ТНР: совершенствовать понимание речи, активизировать речевую активность, развивать фонематическое восприятие. И всё это ре...
Педагогического проекта «Любимые игрушки» по стихам Агнии Барто.
Презентация к проекту в программе PowerPoint Ссылка на сайт:https://disk.yandex.ru/i/oSQG9BRgn3ebhw...