"Мебель"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Леванова Светлана Дмитриевна

НОД с элементами ТРИЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский  сад  «Байр»

        С.Яшалта  Республика  Калмыкия        

Конспект  НОД  по  развитию речи с использованием элементов  ТРИЗ

Тема  «Мебель»

Подготовила:         Леванова С.Д., воспитатель первой квалификационной  категории.

Программное  содержание:
Закрепить понятие “мебель” и назначение каждого из предметов мебели.
Учить подбирать слова описания, составляя рассказ, используя прием эмпатии, развивать описательную, связную речь ребенка.
Учить определять противоречия и выделять положительные и отрицательные стороны объекта.
Развивать логическое, творческое мышление.
Материалы:
Кукла, мяч, кольцо, кукольная мебель, листочки с загадками.
Словарная  работа:
Шифоньер, прихожая
Ход занятия:
Воспитатель:  Ребята, я вам загадаю загадки, вы их отгадаете, найдете этот предмет у нас в группе и, если ответ правильный, то на предмете – отгадке будет лежать следующая загадка.
Если ты захочешь спать,
В спальне ждет тебя__________
(кровать)
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на_________
(стуле)
С пирогами чай попьем
За обеденным
_________ (столом)
Как приятно нашей Тане,
Поваляться на ________
(диване)
Свитер, кофту, теплый шарф
Аккуратно сложим в _________
(шкаф)
Воспитатель: О чем были все загадки?
Дети:  О мебели.
Воспитатель: Сегодня, мы с вами поговорим о предметах мебели, а поможет нам в этом кукла Наташа.  Мы пойдем к ней в гости на новоселье.
                                    (На столе расставлена мебель).
Воспитатель: Посмотрите и назовите, какие комнаты есть в квартире у Наташи?
Воспитатель:  Вспомните, ребята, какие комнаты есть у вас в квартире?
- Для чего нужен зал, кухня, спальня, прихожая, детская комната?
- По каким признакам, можно определить какая это комната?
Дети:  По мебели.
Воспитатель: Назовите, какая мебель нужна для гостиной, кухни, прихожей? Давайте поможем расставить кукле мебель.
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам  поиграть в игру “Колечко”, я буду называть предмет мебели, а вы, у кого в руках окажется колечко, должны назвать, для чего нужен этот предмет мебели, (для чего нужен диван, шкаф, стол, стул, тумбочка и т.д.)
Воспитатель: А теперь  поиграем  в  игру  «Складушки-вычиталки»  (с мячом)
стол + обед = обеденный стол
стол + журнал = журнальный стол
шкаф + книги = книжный шкаф
шкаф + одежда = шифоньер
шкаф + посуда = шкаф для посуды
Воспитатель: Из  какого  материала  сделана  мебель? (из  дерева)
Воспитатель: Давайте  мы  с  вами  заготовим  материал  для  новой  мебели.
Физминутка  «Пилильщики»
Запилила пила,               ( дети стоят парами, одна нога выставлены вперед)
Зажужжала как пчела,    (руки скрещены в запястьях)  
Отпилила кусок,              (выполняют руками движения, имитирующие
Наскочила на сучок,         процесс напиливания дров)
Лопнула и встала -           (броском отпускают руки вниз)
Начинай сначала.              (меняются местами)
Воспитатель: Ребята, а сейчас, мы с вами поговорим о шкафе. Пройдем по ступенькам и многое узнаем.
I ступень:
- Название объекта. (Шкаф)
- Из каких частей состоит шкаф?
- К чему относится?
(К мебели)
II cтупень:
- Какой шкаф по величине? (Большой)
- Какой по форме?
(Квадратный)
- Какой по цвету?
- Из чего сделан шкаф?
III ступень:
Рассматривается с точки зрения игры “Хорошо – плохо”
- Шкаф большой – это хорошо – почему?
- Шкаф большой – это плохо– почему?
- Шкаф квадратный– это хорошо – почему?
- Шкаф квадратный– это плохо– почему? и т.д.
IV ступень:
Прием эмпатия (вживание в образ) «Я – шкаф»
Воспитатель: Ребята, теперь прилягте на пол, закройте глаза и представьте, что вы шкафы. Подумайте  и  расскажите,  какой вы шкаф. Эти рассказы мы подарим кукле Наташе.
Миша: Я – новый  шкаф. Я сделан  из  резины. Когда  игрушки  складывают,  я растягиваюсь и помещается  много  игрушек.
Коля: Я – железный шкаф.  Когда  мама  хочет  проверить, как  сложены  игрушки, она  не  может  меня  открыть.
Аня: Я- веселый  шкаф. Когда  дети  веселятся, прыгают, я делаю  это  вместе с ними.
Наташе  очень  понравились  ваши  рассказы.  Она  теперь  знает, какой  важный  предмет  мебели  должен  быть  в  ее  квартире.
А сейчас Наташа  зовет  всех  за  стол  пить  чай.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР по теме: «Мебель. Части мебели, её назначение»

Цель: повторять обобщающее понятие «Мебель» и ее назначениеЗадачи: Коррекционно-образовательные:  продолжать знакомство детей с предметами мебели, учить правильно называть обобщающее поняти...

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Мебель. Части мебели" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

План - конспект НОД в подготовительной группе у детей с ОНР.  Использование игровых технологий. Лексическая тема "Мебель. Части мебели"....

План Коррекционно-педагогического процесса по теме недели: «Мебель. Назначение мебели, части мебели»

Тема недели: «Мебель. Назначение мебели, части мебели» (09.12.19-13.12.19)Программное содержание: Расширять и уточнять знания детей о назначении мебели, ее видах, из чего она изготовлена. ...

Календарно - тематическое планирование в подготовительной логопедической группе по теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель»

Предлагаем календарно-тематическиео планирование по теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель»   в подготовительной группе. Надеюсь...

Лексическая тема недели: «МЕБЕЛЬ (части мебели). Кто нам мебель поставляет?»

Цель: активизация и расширение словаря по теме «мебель», развитие грамматического строя речи, развитие связной речи....

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...