Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели».

3. Графический материал по лексической теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели».

4. Домашнее задание по лексической теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Мебель. Назначение мебели. Части мебели»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели».

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и активизировать словарь детей по теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели».
  • уточнить и расширить представления о мебели, ее составных частях и назначении.
  • закреплять умения согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными;
  • развивать навык подбора антонимов.
  • закреплять употребление предлогов: в, на, за, из, под.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей умение составлять предложения;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент.

Ребята, давайте отгадаем загадки и узнаем, про что мы с вами сегодня будем говорить.

Под крышей — четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки. (Стол)

У него две пары ног.

Он без них стоять б не смог.

Чтоб ты сел и отдохнул,

Есть у нас в квартире...  (Стул)

Если ты устал играть,

То ложишься на… (Кровать)

Здесь и вешалки, и полки,

Словно в доме этажи.

Брюки, кофточки, футболки –

По порядку все лежит. (Шкаф)


Я удобный, очень мягкий,

Вам не трудно угадать, —

Любят бабушки и внуки

На мне сидеть и полежать. (Диван)

Удобный мебели предмет.

Сундук — его отец иль дед.

В нем много ящиков живёт,

Он называется… (Комод)

На диван оно похоже

И на стул немного тоже.

Чтобы сидеть, удобное место.

Догадались? Это... (Кресло)

Ребята, скажите, а как можно назвать все эти предметы одним словом? (Мебель)

Мебель – это предметы обстановки в разных помещениях в квартире.

Скажите, пожалуйста, для чего нужна мебель? (Для удобства в жизни, для красоты и уюта)

Какую мебель можно отнести к кухонной (стол, стулья, буфет, кухонные шкафы), к гостиной (диван, кресло, телевизионная тумба, журнальный стол, книжный шкаф, письменный стол, сервант), к спальной (кровать, платяной шкаф, комод, прикроватная тумба)? Кто знает, где изготавливают мебель? (Мебельная фабрика) Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный)

II. Основная часть. Массаж биологически активных точек «Шкаф»

Шкаф дремучий, шкаф из дуба (гладим лоб кончиками пальцев по направлению к вискам)

В нем костюмы, платья, шубы (указательный и средний пальцы «вилочкой», массаж точек за ушами)

В нем еноты, лисы, волки (массаж уголков губ по направлению к ушам)

Ими заняты все полки (пощипать щеки)

И весь день в шкафу темно (круговыми движениями массируем кончиками пальцев щеки)

Как в лесу или в кино (постучать пальцами по всему лицу)

2. Артикуляционная гимнастика

У Язычка в квартире много разной мебели: в прихожей стоит огромный шкаф. В нем много места для одежды.

Окошко

В гостиной у Язычка стоит широкий белый диван, на котором удобно беседовать с гостями и отдыхать.

Заборчик

У дивана есть круглые мягкие подлокотники, на которые приятно опереться.

Трубочка

В столовой Язычок поставил большой обеденный стол с широкой столешницей.

Блинчик

А вокруг стола – обеденные стулья с удобными сидениями.

Иголочка

В гостиной у Язычка есть большой книжный шкаф с множеством полок. На одну полку Язычок поставил часы, чтобы было удобно видеть время.

Часики

А рядом с книжным шкафом у Язычка стоит кресло-качалка, в котором так приятно читать книги по вечерам.

Качели

Вот такая уютная квартира у Язычка. Как вы думаете, почему у Язычка в квартире уютно? (Потому что у него много удобной и полезной мебели).

3. Игра «Чего не хватает?» (по картинкам)

Что забыл нарисовать художник? (столешницу, ножку стула, дверцы шкафа, спинку дивана, подлокотник кресла). Без чего осталась мебель?

Стол без столешницы, стул без ножки, шкаф без дверец, диван без спинки, кресло без подлокотника.

Мы попросили художника дорисовать недостающие детали. С чем теперь у нас есть мебель?

Стол со столешницей, стул с ножкой, шкаф с дверцами, диван со спинкой, кресло с подлокотником.

Рассмотрим несколько предметов мебели и назовем их детали.

У стола четыре ножки и столешница. У стула четыре ножки, спинка и сиденье. У кресла есть спинка, сиденье, подлокотники и четыре ножки. У дивана есть спинка, сиденье, подлокотники и четыре ножки. У шкафа есть дверцы, полки, вешалка, крышка, стенки.

4. Физкультминутка

На кровати можно спать (руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху),

Стулья, стол – переставлять (руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки).

В шкаф я книги буду ставить (поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз),

Кресла буду застилать (руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх).

С полки буду пыль стирать (правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью),

Тумбу – в чистоте держать (левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди).

И скажу вам без прикрас (две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв),

Эта мебель – просто класс (большие пальцы вверх)!

5. Чтение сказки «Счастливый Шкаф». Автор: Ирис Ревю

Добротный Шкаф жил в небольшой комнате. Много повидал он на своём веку. Бывало, что его содержимое ломилось от дорогих вещей; а бывало, что вещи на полках были очень скромны.

Каких только нарядов не повидал старинный Шкаф! Бальные платья и летние сарафаны, пышные юбки и вышитые бисером блузы, украшенные золотом кафтаны и дорогие костюмы.

И вот однажды хозяин Шкафа решил отправить его в Страну Старой Мебели, а на его место поставить новый, современный шкаф. Но жена хозяина не захотела расставаться со старинным шкафом и пригласила домой Мастера, умеющего восстанавливать старинную мебель.

С чемоданчиком, в котором лежали различные инструменты, в дом пришёл настоящий умелец. Он отремонтировал Шкаф так, что на него было любо-дорого смотреть. Хозяин и хозяйка остались довольны работой Мастера. Шкаф засиял и зажил новой жизнью: на новеньких полочках лежали современные яркие вещи, а на отремонтированной вешалке висели разноцветные платья хозяйки и деловые костюмы хозяина. Старинный шкаф снова почувствовал себя молодым, он был очень счастлив служить своей новой семье.

Вопросы к сказке «Счастливый Шкаф»:

Какие вещи хранились в старинном Шкафу?

Почему хозяин решил отправить Шкаф в Страну Старой Мебели?

Какого мастера решила пригласить в дом жена хозяина?

Понравилась ли хозяйке и хозяину работа Мастера?

Как вы думаете, почему хозяйка решила отремонтировать старый шкаф? Она ведь могла купить новый.

6. Игра «Назови ласково»

Ребята, чтобы мебель долго служила, с ней нужно бережно обращаться. Нужно аккуратно открывать и закрывать дверцы и ящики шкафов, вовремя протирать столы и полки от пыли, осторожно ставить на стол посуду, не стучать ей по столу, не качаться на стульях. Давайте мы похвалим мебель, потому что она очень долго и верно нам служит. Будем называть ее ласковыми словами.

Кровать – кроватка, стул – стульчик, стол – столик, шкаф – шкафчик, табуретка – табуреточка, диван – диванчик, буфет – буфетик, кресло – креслице, тумба – тумбочка, полка – полочка.

7. Пальчиковая гимнастика

Это стул – на нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх).

Это стол – за ним едят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху).

Вот кровать нам, чтоб лежать (руки, согнутые в локтях, перед грудью лежат одна на другой).

Стол журнальный, чтоб читать (складывать ладони книжкой).

В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей).

На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам).

8. Игра «Скажи наоборот»

Шкаф высокий, а стул… низкий;

Диван широкий, а кресло… узкое;

Табурет жесткий, а кресло… мягкое;

Диван большой, а стул… маленький;

Обеденный стол высокий, а журнальный столик… низкий;

Кровать широкая, а кушетка… узкая;

Шкаф большой, а полка… маленькая;

Журнальный столик стоит низко, а полка висит… высоко;

Диван мягкий, а стол… жесткий;

Тумбочка низкая, а шкаф… высокий.

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Какую мебель мы вспомнили? Ребята, какую мебель мы можем назвать кухонной, спальной, гостиной? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 223-243
  3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 85-96



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Мебель. Назначение мебели. Части мебели»

Цель: закрепление представлений о мебели, развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать связность и последовательность пересказа;
  • Учить отвечать полным ответом;
  • Учить пересказу по схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление пересказа по схеме);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент. Чтение стихотворения Нищевой Н. «Много мебели в квартире».

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Ребята, вспомните, что такое мебель? Для чего она нам нужна? Какую мебель можно отнести к кухонной (стол, стулья, буфет, кухонные шкафы), к гостиной (диван, кресло, телевизионная тумба, журнальный стол, книжный шкаф, письменный стол, сервант), к спальной (кровать, платяной шкаф, комод, прикроватная тумба)? Кто помнит, где изготавливают мебель? (Мебельная фабрика) Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный)

II. Основная часть:

1. Массаж биологически активных точек

Шкаф дремучий, шкаф из дуба (гладим лоб кончиками пальцев по направлению к вискам)

В нем костюмы, платья, шубы (указательный и средний пальцы «вилочкой», массаж точек за ушами)

В нем еноты, лисы, волки (массаж уголков губ по направлению к ушам)

Ими заняты все полки (пощипать щеки)

И весь день в шкафу темно (круговыми движениями массируем кончиками пальцев щеки)

Как в лесу или в кино (постучать пальцами по всему лицу)

2. Артикуляционная гимнастика

У Язычка в квартире много разной мебели: в прихожей стоит огромный шкаф. В нем много места для одежды.

Окошко

В гостиной у Язычка стоит широкий белый диван, на котором удобно беседовать с гостями и отдыхать.

Заборчик

У дивана есть круглые мягкие подлокотники, на которые приятно опереться.

Трубочка

В столовой Язычок поставил большой обеденный стол с широкой столешницей.

Блинчик

А вокруг стола – обеденные стулья с удобными сидениями.

Иголочка

В гостиной у Язычка есть большой книжный шкаф с множеством полок. На одну полку Язычок поставил часы, чтобы было удобно видеть время.

Часики

А рядом с книжным шкафом у Язычка стоит кресло-качалка, в котором так приятно читать книги по вечерам.

Качели

Вот такая уютная квартира у Язычка.

3. Пересказ сказки «Счастливый шкаф» по схеме

Добротный Шкаф жил в небольшой комнате. Много повидал он на своём веку. Бывало, что его содержимое ломилось от дорогих вещей; а бывало, что вещи на полках были очень скромны.

Каких только нарядов не повидал старинный Шкаф! Бальные платья и летние сарафаны, пышные юбки и вышитые бисером блузы, украшенные золотом кафтаны и дорогие костюмы.

И вот однажды хозяин Шкафа решил отправить его в Страну Старой Мебели, а на его место поставить новый, современный шкаф. Но жена хозяина не захотела расставаться со старинным шкафом и пригласила домой Мастера, умеющего восстанавливать старинную мебель.

С чемоданчиком, в котором лежали различные инструменты, в дом пришёл настоящий умелец. Он отремонтировал Шкаф так, что на него было любо-дорого смотреть. Хозяин и хозяйка остались довольны работой Мастера. Шкаф засиял и зажил новой жизнью: на новеньких полочках лежали современные яркие вещи, а на отремонтированной вешалке висели разноцветные платья хозяйки и деловые костюмы хозяина. Старинный шкаф снова почувствовал себя молодым, он был очень счастлив служить своей новой семье.

4. Физкультминутка

На кровати можно спать (руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху),

Стулья, стол – переставлять (руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки).

В шкаф я книги буду ставить (поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз),

Кресла буду застилать (руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх).

С полки буду пыль стирать (правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью),

Тумбу – в чистоте держать (левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди).

И скажу вам без прикрас (две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв),

Эта мебель – просто класс (большие пальцы вверх)!

5. Посчитай «Один, два, пять»

Один комод, два комода, пять комодов.

Один диван, два дивана, пять диванов.

Одна тумба, две тумбы, пять тумб.

Один шкаф, два шкафа, пять шкафов.

Один буфет, два буфета, пять буфетов.

Одна полка, две полки, пять полок.

Один стул, два стула, пять стульев.

Один стол, два стола, пять столов.

Одно кресло, два кресла, пять кресел.

Одна кушетка, две кушетки, пять кушеток.

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Какую мебель мы вспомнили? Ребята, какую мебель мы можем назвать кухонной, спальной, гостиной? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 223-243
  3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 85-96

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Домашнее задание

МЕБЕЛЬ. НАЗНАЧЕНИЕ МЕБЕЛИ. ЧАСТИ МЕБЕЛИ

1. Упражнение «Из чего сделана мебель?»

Шкаф сделан из дерева, значит он какой? – Деревянный.

Стул из пластика – …

Стол из металла – …

Диван из кожи – …

Табурет из пластмассы – …

Скамейка из бамбука – …

Кресло сплетено – …

2. Упражнение «Скажи наоборот»

Шкаф высокий, а стул…

Диван широкий, а кресло…

Табурет жесткий, а кресло…

Диван большой, а стул…

Обеденный стол высокий, а журнальный столик…

Кровать широкая, а кушетка…

Шкаф большой, а полка…

Журнальный столик стоит низко, а полка висит…

Диван мягкий, а стол…

Тумбочка низкая, а шкаф…

3. Игра «Скажи ласково»

Кровать – …, стул – …, стол – …, шкаф – …, табуретка – …, диван – …, буфет – …, сервант – …, кресло – …, тумба – …, полка – …

4. Назови, какие части есть у мебели:

Обеденный стол: четыре ножки и столешница.

Стул:

Шкаф:

Письменный стол:

Кресло:

Диван:

Кровать:

Словарь: ножки, дверцы, стенки, крышка, столешница, вешалка, полки, ящики, сиденье, спинка, подлокотники, матрас.

Домашнее задание

МЕБЕЛЬ. НАЗНАЧЕНИЕ МЕБЕЛИ. ЧАСТИ МЕБЕЛИ

1. Упражнение «Из чего сделана мебель?»

Шкаф сделан из дерева, значит он какой? – Деревянный.

Стул из пластика – …

Стол из металла – …

Диван из кожи – …

Табурет из пластмассы – …

Скамейка из бамбука – …

Кресло сплетено – …

2. Упражнение «Скажи наоборот»

Шкаф высокий, а стул…

Диван широкий, а кресло…

Табурет жесткий, а кресло…

Диван большой, а стул…

Обеденный стол высокий, а журнальный столик…

Кровать широкая, а кушетка…

Шкаф большой, а полка…

Журнальный столик стоит низко, а полка висит…

Диван мягкий, а стол…

Тумбочка низкая, а шкаф…

3. Игра «Скажи ласково»

Кровать – …, стул – …, стол – …, шкаф – …, табуретка – …, диван – …, буфет – …, сервант – …, кресло – …, тумба – …, полка – …

4. Назови, какие части есть у мебели:

Обеденный стол: четыре ножки и столешница.

Стул:

Шкаф:

Письменный стол:

Кресло:

Диван:

Кровать:

Словарь: ножки, дверцы, стенки, крышка, столешница, вешалка, полки, ящики, сиденье, спинка, подлокотники, матрас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Космос» для детей с ОНР подготовительной группы

Конспект логопедического занятия  по формированию лексико - грамматических категорий и связной речи по теме "Космос" для детей подготовительной группы с ОНР...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Осень. Осенние месяцы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматически...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи. Огород». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Фрукты. Сад». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Насекомые и пауки». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Перелетные птицы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Зимующие птицы. Дикие животные зимой». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...