Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Фрукты. Овощи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности : выявить знания детей о значении овощей и фруктов в жизни человека; подводить детей к выводу о пользе овощей и фруктов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frukty._ovoshchi.docx | 655.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Рыбалко Антонина Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области, Россия
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Фрукты. Овощи»
Цель:
Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности : выявить знания детей о значении овощей и фруктов в жизни человека; подводить детей к выводу о пользе овощей и фруктов
Задачи:
- Закреплять обобщающие понятия: овощи и фрукты.
- Совершенствовать диалогическую форму речи.
- Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на схемы.
- Развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме овощи и фрукты.
- Учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных и множественное число существительных.
- Создать двигательную активность детей.
- Учить слушать стихотворения, отвечать на вопросы полными предложениями.
Предварительная работа.
Рассматривание альбомов «Овощи и фрукты»
Беседа «Что растет в огороде и саду»
Чтение стихотворения С.Михалкова. «Овощи»
Оборудование: муляжи, картинки овощей и фруктов, картинки с изображением сада, огорода, схемы, мандарин, банан, лимон, лакмусовые бумажки, пипетки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года? После, какого времени года наступает осень? Игра «Хорошо – плохо»
-Что хорошего вы знаете об осени? (Можно любоваться красотой осеннего леса, увидеть, как меняют свою одежду деревья и кустарники и т. д.)
-Что плохо осенью? ( часто льют дожди, солнце светит меньше, на улице много луж и грязи и т. д.)
А ещё осенью созревают овощи и фрукты. Хотите поиграть? Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите в словах название какого-либо фрукта. Слушайте внимательно: репка, лук, груша, баклажан, апельсин; банан, варенье, персик, компот, слива, салат, сок.
2. Выявление знаний по теме, обогащение знаний детей.
Игра «отгадай-ка».
Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел все лето урожай! Что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто, Летом выросла (капуста)
- Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку)
- От дождя земля намокла, Вылезай, толстушка – (свекла).
- А теперь пойдем мы в сад. Там созрел уж (виноград).
- Очень сочны и красивы Выросли на ветках (сливы).
- Из земли за чуб плутовку Тянем сочную (морковку).
- Помогает деду внук, Собирает с грядок (лук).
- Вот зеленый толстячок - Крупный, гладкий (кабачок).
- Для Володи и Катюши соберем в корзину (груши).
- Не забудем для Алены очень кислые (лимоны).
- Для начинки в пироги набираем (яблоки).
Сейчас я вам раздам картинки фруктов и овощи, и будем их описывать. Чтобы вам легче было это сделать, будем использовать схему. (на доске висит схема описания:
- Что это за предмет?
- Где растет (сад, лес, огород)?
- Какой на вкус? Какой на ощупь?
- Какой формы?
- Какого цвета?
- Что можно приготовить из него?)
Поместите картинку или на грядку, или на дерево.
Как вы думаете, какие фрукты полезнее для здоровья человека: сырые или консервированные? Почему? (Ответы детей.) Что можно приготовить из фруктов? (Ответы детей.) Правильно, из фруктов можно приготовить много разнообразных блюд.
3. Пальчиковая гимнастика. Приготовьте ваши ручки – мы будем «варить компот».
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать «ковшиком» указательным пальцем правой руки «мешают».)
Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Вот: будем яблоки крошить (Имитируют все движения: крошат.)
Грушу будем мы рубить (Рубят.)
Отожмем лимонный сок (Отжимают.)
Слив положим и песок (Имитируют движения.)
Варим, варим мы компот («Варят» и «мешают».)
Угостим честной народ. (Угощают).
Ребята, посмотрите на картинки и скажите, какой сок получится из этого фрукта или овоща?
Сок из моркови - морковный сок
Сок из свеклы - свекольный сок
Сок из яблока – яблочный сок
Сок из помидоров- томатный сок
подумайте, какой суп, если я его буду варить: Из свеклы - свекольный суп, Из картофеля – картофельный суп, Из капусты – капустный суп, Из гороха - гороховый суп.
4. Физминутка. «В ОГОРОДЕ»
Дети шли, шли, шли (дети шагают на месте)
В огород они зашли.
Капусту нашли (наклонились и собирают овощи)
Огурцы нашли, помидоры все собрали,
Кабачки нашли, Всё в корзинки положили
И домой пошли. (шагают на месте)
5. Исследовательская деятельность. (Цель – установить, почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее?)
Дети, есть фрукты, которые растут только в жарком климате, назовите их. (Ответы детей.)
Чем похожи лимон, банан и мандарин? (Ответы детей.) Что у них есть общего? (Ответы детей.) Правильно, мякоть и кожура. Как вы думаете, от чего защищает кожура эти фрукты? (Ответы детей.) Правильно, от того, чтобы не испортились.
мы с вами рассматривали эти фрукты несколько дней назад: мандарин, банан и лимон. Все они были свежие и красивые на вид. Мы их оставили лежать на шкафу в группе. Давайте посмотрим на них сейчас. Они как-то изменились? (Ответы детей.)
Мы с вами знаем, что у них у всех есть кожура – она защищает фрукты от порчи.
И что мы видим? Лимон не испортился совсем, мандарин стал немного портиться, а банан почернел и совсем испортился. Почему же это произошло? (Воспитатель выслушивает все предположения детей.)
Хотите узнать, почему так получилось?
У меня есть специальная бумага, она меняет свой цвет, если на неё попала кислая вода или кислый сок. Давайте это проверим. (Дети из разных пипеток капают на бумагу воду и кислый сок.) Что стало с бумагой? (Ответы детей.) Верно, одна бумага осталась такая же, другая стала розового цвета.
Давайте капнем на такую специальную бумагу по капельке сока из мякоти каждого фрукта. (Дети выполняют действие – поочерёдно капая на разные лакмусовые бумажки сок лимона, мандарина и банана (в марле мякоть).)
Теперь сравните цвет бумаги. Что с ней произошло? (Ответы детей.) Где больше всего изменился цвет бумаги? (Ответы детей.)
Значит, кислого сока больше всего где? (В лимоне.) А меньше всего где? (В банане.)
Так, почему банан испортился быстрее всех? (ответы детей), правильно, потому, что он самый сладкий. Почему не испортился лимон? (Ответы детей.) Теперь мы все вместе можем ответить на трудный вопрос: почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее? (Воспитатель выслушивает ответы детей, затем помогает детям сделать общий вывод – сладкие фрукты портятся быстрее, чем кислые.)
После занятия коллективное собирание общего панно «Фрукты». Слушание песни «Урожайная» (диск)
6.Подведение итогов:
Послушайте стихотворение:
«Солнце, солнце веселей,
Посвети еще, погрей!
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях,
Не мешай пшеницу жать,
Не мешай ты нам копать
Свеклу, редьку и картошку
И, конечно же, морковку
И когда придет зима,
Были полны закрома.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты?
(Ответы детей - люди употребляют их в пищу.)
Воспитатель: А как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья?
(ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему : " Овощи".
Закрепить знания об овощах....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: "Овощи"
Развитие грамматического строя речи, связной речи (диалогические и монологические формы)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Овощи"
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Овощи"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Овощи".
Цель: Расширять словарь по теме « овощи», составление описательного рассказа по схеме.Обучающие задачи: Совершенствовать умение обобщать понятия « овощи», упражнять в упот...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе по теме: "Фрукты. Овощи"
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе по теме: "Фрукты. Овощи" Цель: Развитие всех компонентов устной речи в различн...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Овощи, огород"
Целью этого занятия, является научить детей правильно называть и различать овощи. Дети учатся составлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно - ласкательную форму, больше употребляют в св...