Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Овощи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Нина Юрьевна Протасова

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Овощи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_ovoshchi.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Овощи».

Цель: Развивать лексико-грамматический строй речи. Закрепить знания детей об овощах.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- Актуализация и обогащение словаря по теме «Овощи».

 - Закреплять образование существительных мн. ч. именительного и родительного падежа, образование сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

- Учить образовывать относительные прилагательные, изменять глаголы по лицам, употреблять существительные в различных падежных формах.

коррекционно-развивающие:

- Развитие зрительного и слухового внимания, развитие мелкой и общей моторики, развитие мышления и воображения. 

коррекционно-воспитательная:

- Формировать познавательный интерес; развивать активность и самостоятельность.

Оборудование:  муляжи овощей,  картинки с изображением  овощей, картинка «Зайчиха с зайчатами»,  картинка Незнайка, картинка Чиполлино, корзинки с овощами.

1. Организационный момент.

        - С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво чётко отвечать!        

2. Актуализация опорных знаний.

- А сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы мне поможете отгадать слова.

«Подскажи словечко»

- Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

- Здесь весною было пусто. Летом выросла (капуста).

- Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку).

- От дождя земля намокла — вылезай, толстушка (свекла).

- Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную (морковку).

- Надо поклониться низко, чтобы вытащить (редиску).

- Помогает деду внук — собирает с грядок (лук).

- Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий (кабачок).

- И красавец - великан темно-синий (баклажан).

- Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

3. Обучающий этап:

- Догадайтесь, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

  • Об овощах.

- А где растут овощи?

  • Овощи растут в огороде на грядках. 

        - Некоторые овощи вырастают в земле, и такие корнеплоды называют корешки. А некоторые овощи вырастают над землёй - это вершки.

        - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Вершки-корешки».

- Я буду называть овощи, а вы должны вспомнить, как они растут, что люди едят - вершки или корешки. И в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх.

- Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое.

- Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (вершки и корешки).

- Картофель (корешки), огурец (вершки).....

4. Этап закрепления нового материала:

-Молодцы! А теперь поиграем в другую игру «Чего много в огороде?» (образование существительных множественного числа):

- Я буду называть один овощ, а вы мне отвечать во множественном числе, когда их много.
- Огурец - 
много огурцов (горох, помидор, морковь, картошка, редиска, баклажан, перец, лук, чеснок, тыква, редька, кабачок).

- Молодцы, хорошо справились с заданием!

- Ребята, я вам буду показывать картинки с овощами, а вы мне будете говорить название овоща и какое количество вы видите на картинке.

«Сосчитай» (согласование числительных в роде, числе и падеже):
Одна морковка, две морковки, пять морковок.

Один огурец, два огурца, пять огурцов.

Один помидор, два помидора, пять помидоров.

Одна тыква, две тыквы, пять тыкв.

Одна картошка, две картошки, пять картошек.

Один перец, два перца, пять перцев.

Одна редиска, две редиски, пять редисок.

Одна луковица, две луковицы, пять луковиц.

Один кабачок, два кабачка, пять кабачков.

Один баклажан, два баклажана, пять баклажанов.

        

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

- А теперь давайте превратимся в зайцев: «Я буду зайчихой, а вы зайчатами.

И поиграем в игру «Угостим зайца и зайчонка».

- Я буду называть большой овощ, а вы - маленький»: «морковь – морковочка, лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка – картошечка, перец – перчик, чеснок – чесночок,   горох – горошек, репа – репка.

- Затем:  «Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца – луком, зайчонка – лучком и т.д.»

5. Физкультминутка

«Картошка»
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений)

6. Итоговое закрепление нового материала

- Давайте поиграем еще в одну игру, она называется «Соберем урожай»

- Покажем Чиполлино, как мы собираем урожай. Будем пользоваться словами: я, ты, он, она, они, мы, вы.

На игровом поле - картинки в виде силуэтов овощей. Каждый ребёнок берёт картинку и комментирует:

- Я срезаю капусту. Кабачок. Он срезает капусту. Она....

- Я срываю  огурцы, помидоры,  горох.

- Я копаю картошку.

- Я выдергиваю редиску. Морковь. Свеклу.

   - Ребята,  посмотрите,  у меня корзинка с овощами.  Ваша задача назвать, чем наполнена корзинка.

Корзинка с помидорами..( огурцы, перцы, баклажаны, свекла, кабачки... ).

  Игра «Подбери слово»


Раз, два, три, четыре, пять - снова будем мы играть.

Надо ответить на вопрос.

Огурец, какой?

(Зелёный, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный).

Помидор, какой?

(Красный, круглый, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый).

- А теперь поможем Незнайке закончить предложения:

Помидор круглый, а морковка…
Редиска мелкая, а редька…
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковка…
Помидор кислый, а чеснок…
Огурец зелёный, а свёкла…
Морковка в земле, а помидор…

7. Итог занятия.

 - А теперь скажите, о чем мы сегодня говорили на занятии?

- Об овощах.        

- Вы сегодня молодцы, все хорошо занимались. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Овощи».

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.Задачи:- закрепить умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и т...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Овощи"

Конспект занятия по развитию речи в технологии "ситуация" для средней группе....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Овощи»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Овощи»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: "Овощи"

Развитие грамматического строя речи, связной речи (диалогические и монологические формы)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Овощи".

Цель: Расширять словарь по теме « овощи», составление описательного рассказа по схеме.Обучающие задачи: Совершенствовать умение обобщать понятия « овощи», упражнять в упот...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Овощи, огород"

Целью этого занятия, является научить детей правильно называть и различать овощи. Дети учатся составлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно - ласкательную форму, больше употребляют в св...