Конспект непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе по теме: "Фрукты. Овощи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сучилина Елена Викторовна
 Конспект  непосредственно- образовательной деятельности  по развитию речи в старшей группе по теме: "Фрукты. Овощи"
 
Цель: Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности: выявить знания детей о значении овощей и фруктов в жизни человека; подводить детей к выводу о пользе овощей и фруктов
Задачи:
1.Закреплять обобщающие понятия: овощи и фрукты.
2.Совершенствовать диалогическую форму речи.
3.Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на схемы.
4.Развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме овощи и фрукты.
5.Учить образовывать уменьшительно- ласкательную форму
Существительных и множественное число существительных.
6. Создать двигательную активность детей.
7. учить слушать стихотворения, отвечать на вопросы полными предложениями.
Предварительная работа.
Рассматривание альбомов «Овощи и фрукты»
Беседа «Что растёт в огороде и в саду»
Чтение стихотворения С. Михалкова. «Овощи»
Оборудование: муляжи, картинки овощей и фруктов, картинки с изображением сада, огорода, схемы, мандарин, банан, лимон, лакмусовые бумажки, пипетки.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokumen_frukty_ovoshchi.docx8.06 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности: выявить знания детей о значении овощей и фруктов в жизни человека; подводить детей к выводу о пользе овощей и фруктов

Задачи:

1.Закреплять обобщающие понятия: овощи и фрукты.

2.Совершенствовать диалогическую форму речи.

3.Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на схемы.

4.Развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме овощи и фрукты.

5.Учить образовывать уменьшительно- ласкательную форму

Существительных и множественное число существительных.

6. Создать двигательную активность детей.

7. учить слушать стихотворения, отвечать на вопросы полными предложениями.

Предварительная работа.

Рассматривание альбомов «Овощи и фрукты»

Беседа «Что растёт в огороде и в саду»

Чтение стихотворения С. Михалкова. «Овощи»

Оборудование: муляжи, картинки овощей и фруктов, картинки с изображением сада, огорода, схемы, мандарин, банан, лимон, лакмусовые бумажки, пипетки.

Ход занятия

1.Организационный  момент.

Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года? После, какого времени года наступает осень?

 Игра «Хорошо - плохо» 

-Что хорошего вы знаете об осени? (Можно любоваться красотой осеннего леса, увидеть, как меняют свою одежду деревья и кустарники и т.д)

-Что плохо осенью? (часто льют дожди, солнце светит меньше, на улице много луж и грязи и т.д.)

А ещё осенью созревают овощи и фрукты.  Хотите поиграть? Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите в словах название какого- либо фрукта.

Слушайте внимательно: репка, лук, груша, баклажан, апельсин, банан, варенье, персик, компот, слива, салат, сок.

2. Выявление знаний по теме, обогащение знаний детей.

Игра «Отгадай- ка».

Поздним летом в огороде собирается народ.

Зрел всё лето урожай! Что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто, Летом выросла (капуста).

а) Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку).

б) От дождя земля намокла, Вылезай, толстушка- (свёкла).

в) Очень сочны и красивы выросли на ветках (сливы).

г) Из земли за чуб плутовку тянем сочную (морковку).

д) Помогает деду внук, собирает с грядок (лук).

е) Вот зелёный толстячок- Крупный, гладкий (кабачок).

ж) Для Володи и Танюши собираем в корзину (груши).

з) Не забудем для Алины очень кислые (лимоны).

и) Для начинки в пироги набираем (яблоки).

Сейчас я вам раздам картинки фруктов и овощей, и будем их описывать.

Чтобы вам легче было это сделать, будем использовать схему. (на доске висит схема описания):

  • Что это за предмет?
  • Где растёт (сад, лес, огород)?
  • Какой на вкус? Какой на ощупь?
  • Какой формы?
  • Какой цвета?
  • Что можно приготовить из него?

Поместите картинку или на грядку, или на дерево.

Как вы думаете, какие фрукты полезнее для здоровья человека: сырые или консервированные? Почему? (ответы детей.) 

Правильно, из фруктов можно приготовить много разнообразных блюд.

Пальчиковая гимнастика. Приготовьте ваши ручки – ими мы будем «варить компот».

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать «ковшиком» указательным пальцем правой руки «мешают».)

Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Вот: будем яблоки крошить (Имитируют все движения: крошат.)

Грушу будем мы рубить (Рубят.)

Отожмём лимонный сок (Отжимают.)

Слив положим и песок (Имитируют движение.)

Варим, варим мы компот («Варят и мешают».)

Угостим честной народ. (Угощают).

Ребята, посмотрите на картинки и скажите, какой сок получится из этого фрукта или овоща?

Сок из моркови- морковный сок

Сок из свеклы- свекольный сок

Сок из яблок- яблочный сок

Сок из помидоров – томатный сок

Подумайте, какой суп, если я его буду варить: Из свеклы – свекольный суп, из картофеля - картофельный суп, из капусты- капустный суп,

Из гороха - гороховый суп.

Физминутка.  "В ОГОРОДЕ"

Дети шли, шли, шли (дети шагают на месте)

В огород они зашли.

Капусту нашли (накланились и собрали овощи)

Огурцы нащли, помидоры все собрали,

Кабочки нашли, Всё в корзину положили

И домой пошли. (Шагают на месте)

Исследовательская деятельность. (Цель- установить, почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее?)

Дети, есть фрукты, которые растут только в жарком климате, назовите их.

Ответы детей (Лимон,банан, мандарины).

Чем похожи лимон, банан и мандарин? (ответы детей).

Что у них общего? (ответ детей).

Правильно, мякоть и кожура. Как вы думаете, от чего защищает кожур эти фрукты? (ответ детей). Правильно от того, чтобы не испортились.

Мы с вами рассматривали эти фрукты несколько дней назад: мандарин, банан и лимон. Все они были свежие и красивые на вид. Мы их оставили лежать на шкафу в группе. Давайте посмотрим на них сейчас . Они как- то изменились? (Ответ детей).

Мы с вами знаем, что у них у всех есть кожура- она защищает фрукты от порчи.

И что мы видим? Лимон совсем не испортился, мандарин стал немного портиться а банан почернел и совсем испортился. Почему же это произошло? (Воспитатель выслушивает все предположение детей.)

Хотите узнать, почему так получилось?

У меня есть специальная бумага, она меняет свои цвет, если на неё попала кислая вода или кислый сок. Давайте это проверим. ( Дети из разных пипеток капают на бумагу воду и кислый сок.) Что стало с бумагой? (Ответы детей) Верно, одна бумага осталась такая же, другая стала розового цвета.

Давайте капнем на такую специальную бумагу по капельке сока из мякоти каждого фрукта. (Дети выполняют действие- поочерёдно капая на разные лакумусовые бумажки сока лимона, мандарина и банана ( в марле мякоть).

Теперь сравните цвет бумаги. Что с ней произошло? (Ответы детей). Где больше всего изменился цвет бумаги? (Ответ детей).

Значит , кислого сока больше всего где? ( В лимоне).

 А меньше всего где? (В банане).

Так, почему банан испортился быстрее всех? (Ответ детей), правильно, потому, что  он самый сладкий. Почему не испортился лимон? (Ответ детей). Теперь мы все вместе можем ответить на трудный вопрос: почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее? (Воспитатель выслушивает ответы детей, затем помогает детям сделать общий вывод- сладкие фрукты портятся быстрее, чем кислые.)

После занятия коллективное собирание общего панно "Фрукты". Слушание песни "Урожайная"(диск)

Подвидение итогов:

Послушайте стихотворение:

"Солнце, солнце веселей,

Посвети ещё, погрей!

дождик, дождик, не мешай

собирать нам урожай

Груши, яблоки в садах,

Помидоры на полях,

Не мешай пшеницу ждать,

Не мешай ты нам копать

Свеклу, редьку и картошку

И, конечно же, морковку

И когда придёт зима,

Были полны закрома.

Воспитатель: Как  вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты?

(ответы детей- люди употребляют их в пищу.)

Воспитатель: А как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья? (Ответы детей).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в средней группе на тему: "Фрукты"

Данный материал - это открытое занятие по развитию речи на тему: "Фрукты". Цели: 1. учить детей использовать прилагательные в речи; 2. пополнять активный словарь детей; 3. закрепление тематического сл...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Фрукты. Овощи»

Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности : выявить знания детей о значении овощей и фруктов в жизни человека; подводить детей к выводу о пользе овощей и фруктов....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы по теме «Фрукты и овощи»

Конспектобразовательной деятельностипо познавательному развитию  с детьми средней группы по теме«Фрукты и овощи»с использованием современных (социо-игровой, деятельностной, личн...

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ. Тема "Фрукты"

Цель:  Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:  Образовательные- Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.- Закреплят...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Фрукты».

Задачи: закрепить и уточнить знания детей о фруктах; закрепить умения детей образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных; закрепить последовате...