Речевые разминки, направленные на различение звуков речи.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Романик Наталья Леонидовна

Требование времени обязывают дошкольных работников искать новые методы обучения и способы подачи информации. На сегодняшний день педагоги всё чаще начинают использовать интегрированные занятия, комплексные. Развитие коммуникативных способностей должно являться неотемлимой частью этих занятий. Я, в свою очередь, хочу предложить речевые разминки, направленные на различение звуков родного языка для детей старшего возраста, которые можно включать в эти занятия. Эти речевые разминки были написаны на основе книги Ольги Игоревны Крупенчук, известного петербургского логопеда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon речевые разминки59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые разминки, направленные на различение звуков речи

Для детей старшей группы

  1. Подними руку, когда услышишь голос. Взрослый произносит гласные звуки А О И У Э Ы О вслух и шепотом (вразбивку). Дети должны поднять руку только тогда, когда услышат голос.

  1. Подними руку, когда услышишь громкий звук. Взрослый произносит различные звуки то тихо (но не шепотом), то громко. Дети поднимают руку только на громкий звук.

  1. Подними руку, когда услышишь звук «А». Взрослый произносит ряд звуков: А Ш Р А М В Ы и т.д. Дети поднимают руку только тогда, когда слышат звук А. Усложняем задание: должны распознать звук А в слогах: АП ОП УП…

  1. Подними руку, когда услышишь звук «О». Взрослый произносит ряд звуков: В Г О А М Ш О… Дети поднимают руку, когда слышат звук «О». Аналогично - со слогами ОП, ОХ, УМ…

  1. Подними руку, когда услышишь слово со звуком «А». МОХ МУЖ МАК БАК МОЙ МАЙ          Подними руку, когда услышишь слово со звуком «О». РАК РОГ РАЙ БОЙ БОК БАК           Назови первый звук в словах: АНЯ АСЯ ОЛЯ АЛЛА

 

  1. Подними руку, когда услышишь звук «У». О И У Р П У М У С К…

  1. Подними руку, когда услышишь слова со звуком «У»: СОК СУП СОН СЫН РУБЛЬ РОЛЬ        Назови первый звук в словах: УЛЯ АЛЯ УХО АРКА    

  1. Подними руку, когда услышишь слово со звуком «А». МАРТ МАК КОСТЬ. Аналогично – со звуком «О»: ЛОБ БУК ЛИСТ; со звуком «У»: КУСТ КОСА ЛУГ ЛОМ

  1. Подними руку, когда услышишь звук «П»: Взрослый сначала произносит звуки: Р Л О П М К В, а потм слоги: АП АС АР ОП ОХ

  1.  Подними руку, когда услышишь слово со звуком «П»: СОН СУП РОСТ ПОСТ РОТ ПОТ. Назови 1-й звук в слове ПАПА

  1. Подними руку, когда услышишь звук «Т». Взрослый произносит сначала звуки: Р С У Т Д А Т П Т, а потом слоги: АТ ОФ УП ТО ТУ ПА

Подними руку, когда услышишь слово со звуком «Т»: ТАНК САНКИ ТАПКИ ПАЛКИ ТОК КОТ СОК

  1. Подними руку, когда услышишь звук «К» в слогах: КА РО КУ МИ КО

Подними руку, когда услышишь слово со звуком «К»: КОТ КОНЬ ПОНИ ТОМ КРОТ КОРА

  1. Подними руку, когда услышишь звук «М». Взрослый сначала произносит звуки: Р М Ш А М П и т.д., а затем слоги: МА ЛА РА АШ ОМ

  1. Подними руку, когда услышишь слово со звуком «М»: МАК БАК МАМА БАБА МАЙКА ЗАЙКА

  1. Подними руку, когда услышишь звук «Б». Взрослый сначала произносит звуки: В Г Б Д Т П Б К и т.д., а затем слоги: БА РА СА КО БО ЛО …

  1. Подними руку, когда услышишь слово со звуком «П»: БОЧКА ПОЧКА БАБА ПАПА БОК БУЛКА ПАТРОН

  1. Подними руку, когда услышишь звук «Д». Взрослый произносит сначала звуки: К П Д Р С В Д П К Т, а затем слоги: ДА БА ВА ДО РО ДУ ПУ НО МА РА ВЫ ДЫ

  1. Подними руку, когда услышишь слово со звуком «Д»: ДОМ СОМ КОМ ДУШ МУЖ ТУШЬ ДЫМ СЫН

  1. Подними руку, когда услышишь звук «В». Взрослый произносит сначала звуки: А О В У К Л В Ш В, а потом слоги: ВА БА ТА ТО БО ВО КО БУ ВУ…

  1. Подними руку, когда услышишь слово со звуком «В»: ВОДА СОДА ВАТА ДАТА ВАНЯ БАНЯ

  1. Подними руку, когда услышишь звук «Г». Взрослый произносит сначала звуки: С К Т П Г Д М П Г О Г, а потом слоги: КО РО ГО ГУ МЫ ГА…

  1. Подними руку, когда услышишь слово со звуком «Г»: ГРОМ КРОТ ДРОЗД РОГА НОГА РУЖЬЕ

  1. Подними руку, когда услышишь звук «Н». Взрослый произносит сначала звуки: Р В П Н Г О М Н, а потом слоги: НА ПА ПУ НУ ОН УН

  1. Подними руку, когда услышишь слово со звуком «Н»: НАТА ВАТА НОС ВОЗ НЫТЬ МЫТЬ

  1. Подними руку, когда услышишь звук «С». Взрослый произносит сначала сочетания звуков: ОУСАМ ПКСТ ФСШ ЗСШ, а потом слоги: СА ША ОС УФ ЗА ИС ЖУ

  1. Подними руку, когда услышишь слово со звуком «С»: САНКИ ЗАЙКА ШАЙБА ШУТКА СУТКИ ЗУБКИ

  1. Подними руку, когда услышишь звук «Л». Взрослый произносит сначала сочетания звуков: СКЛПФ НРЛМ ОАЛЫЭ РПЛЭИ АНОЛД, а затем слоги: АЛ ОП УМ УЛ АМ НУ ЛА ДА

  1. Подними руку, когда услышишь слово со звуком «Л»: ЛАПА ПАПА ЛАЙ МАЙ СТУЖА ЛУЖА РАК ЛАК

  1. Подними руку, когда услышишь звук «Ш». Взрослый произносит сначала сочетания звуков: РБШГД АОУШЫ СФШЖ, а потом слоги: ША ШО ТО СО КУ ШУ

  1. Подними руку, когда услышишь слово со звуком «Ш»: ШАПКА ШУБА СОК ШОК ДУБ КОРКА КОШКА

  1. Подними руку, когда услышишь звук «Р». Взрослый произносит сначала сочетания звуков: АУРЭ БВГРДЖ МРЛН, а затем слоги: РА ДА ЛА РО ТО

  1. Подними руку, когда услышишь слово со звуком «Р»: РЫБА ЛАПА ДОМ РАК РОТ

  1. Назови первый звук в словах: АНЯ АЛЛА ОЛЯ ОБЛАКО УЛЯ УХО

  1. Назови звуки в слогах: АП ПА ОП ПО

  1. Назови первый звук в словах: ПОРТ ПЛОТ ПАР АЛЛА

  1. Назови звуки в слогах: УТ ТА ТО АТ

  1. Назови первый звук в словах: ТОК ТУМАН ОКНА ТРАВА

  1. Назови звуки в слогах: УК КО КУ АК

  1. Назови первый звук в словах: КОЗА КРОТО АФРИКА КАБАН

  1. Придумай слова, которые начинаются со звука «П»

  1. Придумай слова, которые начинаются со звука «К»

  1. Придумай слова, которые начинаются со звука «Т»

  1.  1.Назови первый звук в словах: МОРОЗ ОКНО МАЙ

2. Придумай несколько слов, которые начинаются со звука «М»

  1. 1.Назови первый звук в словах: БЫСТРЫЙ БАЛЕТ БРОСОК

2. Придумай несколько слов, которые начинаются со звука «Б»

  1. 1.Назови первый звук в словах: ДОРОГА ДРОЖАТЬ

2. Придумай несколько слов, которые начинаются со звука «Д»

  1. 1.Назови первый звук в словах: ВАННА ВОКЗАЛ

2. Придумай несколько слов, которые начинаются со звука «В»

  1. 1.Назови первый звук в словах: ГРОЗА ГОНЕЦ

2. Придумай несколько слов, которые начинаются со звука «Г»

  1. 1.Назови первый звук в словах: НАДЯ НОГОТЬ

2. Придумай несколько слов, которые начинаются со звука «Н»

  1. Назови последний звук в словах: ДОМ БАНАН СТУК ГАЛОП

  1. Назови последний звук в словах: БРАТ ЗИМА ОКНО ГРОМ

  1. Назови 1-й звук в словах и придумай еще несколько слов, начинающихся со звука «С»: СЫН СОЛНЦЕ

  1. Назови 1-й звук в словах и придумай еще несколько слов, начинающихся со звука «л»: ЛАМПА,ЛАЙКА, ЛЫСЫЙ

  1. Назови 1-й звук в словах и придумай еще несколько слов, начинающихся со звука «Ш»: ШУМ, ШУТКА, ШОВ

  1. Назови 1-й звук в словах и придумай еще несколько слов, начинающихся со звука «Р»: РОНДО, РЫНОК,РЫБАЛКА

  1. Назови последний звук в словах и придумай еще несколько слов, начинающихся с этого же звука: БАС, МАТРОС, КЛАСС

  1. Назови последний звук в словах и придумай еще несколько слов, начинающихся с этого же звука: ПОСОЛ, УПАЛ, ОРЕЛ, ВОКЗАЛ

  1. Назови последний звук в словах и придумай еще несколько слов, начинающихся с этого же звука: ДУШ, ФИНИШ, МАЛЫШ

  1. Назови последний звук в словах: ШАР, ПОЖАР, УДАР

  1. Покажи картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «П».

  1. Покажи картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «Т».

  1. Покажи картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «К».

  1. Покажи картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «М».

  1. Покажи картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «Б».

  1. Покажи картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «Д».

  1. Покажи картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «В».

  1. Покажи картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «Г».

  1. Покажи картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «Н».

  1. Покажи картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «С».

  1. Покажи картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «Л».

  1. Покажи картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «Ш».

  1. Покажи картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «Р».

  1. Где ты слышишь звук «П» - в начале, в середине или в конце слова? – ПОЛК, СНОП, КОПОТЬ

  1. Где ты слышишь звук «К» - в начале, в середине или в конце слова? – КАДР, СОК, ПОКОС

  1. Где ты слышишь звук «М» - в начале, в середине или в конце слова? – ДОМ, ГАМАК, МАК

  1. Где ты слышишь звук «Б» - в начале, в середине или в конце слова? БАК, СОБАКА, БОТЫ

  1. Где ты слышишь звук «Д» - в начале, в середине или в конце слова? – ДВОРЕЦ, МЕДНЫЙ, ЛАДА

  1. Где ты слышишь звук «В» - в начале, в середине или в конце слова? – НОВЫЙ, СОВА, ВАТА

  1. Где ты слышишь звук «Г» - в начале, в середине или в конце слова? – ГОРН, ШПАГАТ, ГРОЗА, ЗАГОТОВКИ, ГЛАДКИЙ

  1. Где ты слышишь звук «Н» - в начале, в середине или в конце слова? – НАДЯ, ОНА, КОН

  1. Где ты слышишь звук «С» - в начале, в середине или в конце слова? – СВЕТ, УТЕС, САЛАТ, ПОСОЛ

  1. Где ты слышишь звук «Л» - в начале, в середине или в конце слова? – ЛОТО, ПОДОЛ,КОЛОДЕЦ

  1. Где ты слышишь звук «Ш» - в начале, в середине или в конце слова? – КОШКА, ШКАФ, ОПУШКА, МЫШЬ, ШАРФ

  1. Где ты слышишь звук «Р» - в начале, в середине или в конце слова? – ПАР, РЫСЬ, РЫБА, КОРОВА, СОРОКА, ТОПОР, УЗОР

  1. Назови первый и последний звук в словах: СУП, БОК

  1. Назови первый и последний звук в словах: СОМ, ЛАК

  1. Назови все звуки  слове МАК 

  1. Назови все звуки  слове ДОМ

  1. Назови все звуки  слове ЛУК

  1. Назови все звуки  слове СЫН

  1. Чем различаются слова ЛУК – ЖУК?

  1. Чем различаются слова СОМ - ДОМ?

  1. Чем различаются слова РОТ - КОТ?

  1. Чем различаются слова ЖАР - ДАР?

  1. Чем различаются слова СОМ - СОК?

  1. Чем различаются слова БАЛ - БАС?

  1. Чем различаются слова ДОМ - ДОК?

  1. Чем различаются слова БОР - БОБ?

  1. Чем различаются слова СОК - СУК?

  1. Чем различаются слова СОМ - САМ?

  1. Чем различаются слова ДОМ - ДЫМ?

  1. Чем различаются слова ЛУК – ЛАК?

  1. Составь слово из звуков С,О,Р

  1. Составь слово из звуков С,Ы,Р

  1. Составь слово из звуков Ж,У,К

  1. Составь слово из звуков Р,А,К

  1. Составь схему слова (синий, красный кружки): ДА

  1. Составь схему слова (синий, красный кружки): ОН

  1. Определи, какой по порядку звук «С» в словах: СОК, БАРС, НОС, ОСА;

    Составь схему слова (синий, красный кружки): НА

                 

  1. Определи, какой по порядку звук «Р» в словах: ТОРТ, КРАЙ, РЫБА, ОСТРЫЙ.

    Составь схему слова (синий, красный кружки): ОТ

  1. Составь слово из звуков С,О,Н

  1. Составь слово из звуков У,Х,О

  1. Составь слово из звуков Ж,А,Р,А

  1. Составь слово из звуков С,О,К

  1. В слове КОМ замени первый звук на звук «Д». Какое слово получилось?

  1. В слове ПАРК убери последний звук. Какое слово получилось?

  1. В слове СТОЛ убери последний звук. Какое слово получилось?

  1. Если у слова БАЛКОН взять только три первых звука, то какое слово получится?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональные дидактические речевые игры, направленные на автоматизацию звука Р по темам «Овощи» и «Фрукты».

Материал представляет собой аннотацию  и  непосредственно дидактический материал по данной теме, распечатав и разрезав который, Вы получите  дидактические речевые игры, которые мо...

Игры своими руками. Игры, направленные на автоматизацию звуков речи у детей с ОВЗ

Дидактические игры, направленные на автоматизацию звуков речи у дошкольников...

Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на четвертом и пятом этапе развития речевого слуха: различение слогов и различение звуков"

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на четвертом и пятом этапе развития фонематического восприятия: различение слогов и различение звуков...

Примеры коммуникативно-речевых ситуаций направленных на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Высокое владение навыками диалогической речи позволяет ребенку вступать в свободное общение и вести диалог со сверстниками и взрослыми, дает возможность получать необходимую ему информацию и передават...