Примеры коммуникативно-речевых ситуаций направленных на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа)

Абибулла Екатерина Сергеевна

Высокое владение навыками диалогической речи позволяет ребенку вступать в свободное общение и вести диалог со сверстниками и взрослыми, дает возможность получать необходимую ему информацию и передавать накопленные знания. Именно поэтому, так важно развивать у детей навыки диалогической речи.    Одним из методов формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста являются речевые ситуации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dialogicheskoy_rechi.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

Образовательное учреждение «Детский сад №25»

Примеры коммуникативно речевых ситуаций направленных на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Выполнила воспитатель:

Абибулла Е.С.

Основным средством проявления важнейших психических процессов мышления, восприятия, памяти в дошкольном возрасте является речь. Она позволяет оценить степень сформированности у воспитанника таких  сфер развития как коммуникативная, эмоционально-волевая, познавательная. 

Особое значение для взросления старшего дошкольника имеет диалог, который позволяет сформировать межличностные отношения, помогает успешно овладеть родным языком, без знания которого сложно социализировать ребенка. В большей степени сформированная  диалогическая речь, выступает в качестве одного из основных условий полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми.

Высокое владение навыками диалогической речи позволяет ребенку вступать в свободное общение и вести диалог со сверстниками и взрослыми, дает возможность получать необходимую ему информацию и передавать накопленные знания. Именно поэтому, так важно развивать у детей навыки диалогической речи.    Одним из методов формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста являются речевые ситуации.

Речевая ситуация – такая совокупность условий (обстоятельств) в акте деятельности какого-либо лица, одна часть которой, заключающая в себе противоречие, ставит перед ним проблему-задачу действия, другая часть этой совокупности обусловливает возможность решения задачи с помощью собеседника, обращением к которому с этой целью и служит речевое действие, формирует всей совокупностью в целом.

Речевая ситуация «Чужой город»

 Цель: установление социальных контактов детей друг с другом, развитие диалогической речи старших дошкольников.

 Методика проведения:

-Представьте, что вы оказались в совершенно незнакомом для вас городе и вам нужно найти улицу Ленина (для мальчиков), на которой живёт друг, а девочки должны узнать, где находится кинотеатр. Как вы спросите прохожих, чтобы узнать, где находится данная улица? Кинотеатр? Давайте попробуем это узнать.

В ходе, предложенной речевой ситуации, дети учатся правильно вести диалог со своим собеседником, умело задавать вопрос, отвечать точно и полным предложением на вопросы, смотреть в глаза собеседнику, говорить чётко и ясно; отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространённо.

Речевая ситуация «Книжный магазин»

Цель: развитие диалогической речи, установление социальных контактов друг с другом.

Методика проведения:

«Сегодня открылся книжный магазин, я продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом». Предложенная речевая ситуация приобщает детей вступать в общение со взрослым, употреблять в речи разнообразные формы речевого этикета: «Здравствуйте!», «Скажите, пожалуйста!», «Будьте добры», «Спасибо!», «До свидания!» и т. п. Также уверенно общаться с собеседником, смотреть в лицо, чётко и внятно объяснять свою просьбу.

Речевая ситуация «Магазин овощей»

 Цель: развитие диалогической речи, установление социальных контактов друг с другом.

Методика проведения:

Один ребенок «продавец», остальные — «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные овощи.

Воспитатель говорит детям: «Представьте, что вы пришли в магазин овощей. Как вы построите диалог с продавцом? Что будете говорить сначала, что потом?» Дошкольники выбирают себе роли продавца и покупателей.

Дети учатся говорить в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога, пользоваться речевым этикетом: обращением, привлечением внимания, просьбой, благодарностью. И словами речевого этикета: «Здравствуйте! Будьте любезны! Спасибо! Пожалуйста!» и т. д. и т. п.

Речевая ситуация «Признаки наступающей весны»

 Цель: учить детей диалогической речи, вступать в разговор, соблюдать правила этикета, поговорить о празднике 8 марта.

Методика проведения: данная речевая ситуация проводится при экскурсии в парк.

 Воспитатель: «Сегодня мы пришли на экскурсию в весенний лес. Посмотрите вокруг себя, что интересного вы заметили?

«Назовите весенние месяцы»

 «Посмотрите на небо, чем оно отличается от зимнего?»

 «На овражках скоро появятся первые цветы. Какие?»

«А какой праздник к нам придёт в марте?»

 «А что это за праздник?»

 Развитие диалогической речи посредством речевых ситуаций происходит  в повседневном общении с детьми, так как это наиболее распространённая, общедоступная форма речевого общения педагога с детьми в повседневной жизни.

Речевая ситуация «День рождения»

- У Вити  был день рождения. Пришли его друзья, принесли подарки. А Дима, самый лучший Витин друг, пришел без подарка.

Дойдя до этих слов, воспитатель останавливается и просит детей подумать и ответить: какими словами Дима объяснил отсутствие подарка? Что ответил Витя? После высказывания детей, воспитатель продолжает:
- Витя улыбнулся и сказал:

Воспитатель спрашивает: - Что мог сказать Витя?

Выслушав ответы детей, воспитатель подводит к тому, что забытый подарок не повод для огорчения.

Как вы думаете,  правильно ли поступил Дима? Как бы вы поступили в этой ситуации? Повторите слова, которыми  Витя успокоил Диму.

Бывает у детей недостаточно знаний о том, как реагировать в данной ситуации. Необходимо познакомить ребят с  правилами поведения  в различных ситуациях.

Речевая ситуация  «Подумай,  расскажи»

Воспитатель  предлагает детям подумать и рассказать, какие бы действия они предприняли в различных ситуациях:
1. Вам подарили книгу….

2. Вас поздравили с днем рождения….

3. Вы обращаетесь к продавцу в магазине….

4. Вас провожают на вокзале…

5. К вам пришли гости….

6. В трамвай вошла женщина, все места заняты….

7. Идет по дороге пожилой человек, в руках у него тяжелые сумки….

8. Взрослый мальчик толкнул малыша…..

9. Вы упали, вам помогли подняться…..
10. Вы встретили знакомого….

Речевая ситуация  «Подбери слово»

 

 Воспитатель предлагает ситуацию, а дети подбирают подходящие по смыслу слова.

 

  1. Вова, как просыпается, начинает разыскивать свои вещи: рубашку под столом, тапочки на стуле, брюки под кроватью. Каждое утро ищет, ищет, в детский сад опаздывает. Как можно назвать Вову? (лентяй, неряха, лодырь). Что нужно делать, чтобы в садик не опаздывать?
  2. Играли ребята в песочнице. Наложили полное ведро песка. Не могут его поднять. Какое стало ведро? (Тяжелое). Что значит тяжелое? А что еще может быть тяжелым?
  3. Решила Маша куклу искупать. Налила в таз воды, опустила руку, но быстро одернула и закричала. Как вы думаете, почему девочка закричала? Какую воду она налила в таз? А какую надо было налить? Какая еще бывает вода?
  4. Мама купила арбуз, но он не помещался в сумке, потому что он был…(большой). Она еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой…(красный). Мама нарезала арбуз дольками и угостила…(детей). Дети откусили по кусочку и причмокнули губами. Мама поняла, что арбуз был очень…(вкусный и сочный). А что значит сочный? Что ещё может быть сочным?

Речевая ситуация «Кто  прав?»

Воспитатель  рассказывает  историю.

Вадим  и  Егор были друзьями. Однажды, играя в детском саду, они так разыгрались, что уронили  горшок с  цветком. “Это Егор виноват!” - сразу же закричал Вадим, увидев воспитателя. “Егор, это ты сделал?” - Спросила Татьяна  Николаевна мальчика. “Я!” - ответил Егор и отвернулся от Вадима.  “Хотя  виноват только Егор, я накажу вас обоих”, - сказала Татьяна  Николаевна и усадила детей около веранды. “А меня за что?” - захныкал Вадим. Татьяна  Николаевна внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Егор отвернулся от Вадима, сев к нему спиной.

- Как вы думаете, кто виноват в том, что горшок  с цветком  упал? Как поступили друзья в этой ситуации? Права ли Татьяна  Николаевна? Почему Егор отвернулся от Вадима?

 

Речевая ситуация «Волшебный цветик-семицветик»

Воспитатель берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:

Лети, лети, лепесток

Через запад - на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели...

А дальше он, например, говорит: «Вели, чтобы Юля сказала Грише Доброе слово».

Цветков можно заготовить заранее несколько.

Чтобы дети не ушли в сторону от темы, воспитатель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».

Воспитатель: А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова?

Дети:  Вежливо, с улыбкой.

Воспитатель: Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.

Речевая ситуация  «Птица благодарности»

Попросите детей представить, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родителей, друзей или знакомых, и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодарности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им «спасибо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры.

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра......

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры...

Дидактические игры для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической реч...

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В презентации представлены игры, используемые нами в работе по развитию диалогической речи дошкольников....

Программно – методический материал " РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ"

Всем хорошо известно, как важен для человека дар слова. К.С.Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание ид...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

Использование технологических карт в сюжетно ролевых играх направленных на формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Использование технологических карт в сюжетно ролевых играхнаправленных на формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Технологическая карта по игровой деятельности это &ndash...