«Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи различению звуков с помощью метода наглядного моделирования»
проект по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
«Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи различению звуков с помощью метода наглядного моделирования»
Авторы проекта:
Булах Оксана Витальевна
должность: воспитатель
Бондаренко Екатерина Николаевна
должность: воспитатель
Сухова Наталья Викторовна
должность: учитель-логопед
МБУ детский сад №153 «Олеся»
Тольятти 2014
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ
Титульный лист
Содержание папки
Формулирование проблемы.
Миссия проекта.
Цель и задачи проекта.
Команда проекта
Декомпозиция работ.
Календарный график работ.
Необходимые ресурсы.
Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата.
Мониторинг качества осуществления проекта.
Команда проекта и схема обязанностей.
Область рисков и план работы с ними.
Формы отчетности.
Приложения
Формулирование проблемы
ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА –
НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА
- СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ. Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи испытывают трудности при различении звуков близких по акустическим и артикуляторным признакам
- ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ
- Почему это стало проблемой? Признаки звуков являются абстрактным понятиями, и поэтому с трудом усваиваются дошкольниками с ОНР
- Почему ее следует решать? Для облегчения детям понимания и усвоения абстрактных признаков звуков
- Когда она становится проблемой? При ознакомлении дошкольников с основами обучения грамоте
- Чья это проблема? Воспитателя, логопеда, Родителей и детей
- Касается ли эта проблема других? Музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог
- Кажется ли она им проблемой? В недостаточной степени
- Захотят ли они участвовать в ее решении? При наличии информации о данной проблеме
- Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее? Педагог
- Кто будет сопротивляться решению проблемы? Родители, имеющие пассивную позицию к речевым проблемам ребенка.
- Что случится, если мы не решим проблему? Ребенок будет недостаточно различать слова, испытывать проблемы при овладении письменной речью, что скажется на его социализации и успешности
Миссия проекта
Миссия проекта – облегчить детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи усвоение признаков звуков, используя метод наглядного моделирования в игровой, самостоятельной и образовательной деятельности детей.
- Для кого мы это делаем?
- Что мы делаем?
- Как мы делаем это?
Для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, родителей и педагогов. | |
Облегчаем детям процесс различения звуков близких по акустическим и артикуляторным признакам | |
В игровой, самостоятельной и образовательной деятельности детей, используя метод наглядного моделирования | |
Цель и задачи проекта
ЦЕЛЬ. Организовать процесс усвоения дошкольниками с общим недоразвитием речи различения признаков звуков, используя метод наглядного моделирования.
ЗАДАЧА 1. Помочь детям преодолеть трудности в различении звуков близких по акустическим и артикуляторным признакам
ЗАДАЧА 2. Мотивировать участников педагогического процесса на успешное усвоение признаков звуков
ЗАДАЧА 3.Внедрить использование метода наглядного моделирования для обучения дошкольников с общим недоразвитием речи различению звуков.
Команда проекта и схема обязанностей
КОМАНДА ПРОЕКТА
№ | Участник проекта (заинтересованное лицо проекта) | Знак заинтересованности участника проекта: + - положительный - - отрицательный | Интерес участника |
Учитель - логопед | + | Оптимизация процесса обучения дошкольников различению оппозиционных звуков. | |
Воспитатель | + | Успешная социализация воспитанников, готовность к обучению в школе. | |
Родители | + - | Наличие «чистой» речи у детей. | |
Дети | + | Участие в игровой деятельности |
№ | Участник проекта | Командные роли | Обязанности |
1 | Учитель - логопед | Организатор, исполнитель | формирование проектной группы; контроль на всех этапах проекта; |
2 | Воспитатель | исполнитель | Практическое применение метода наглядного моделирования с детьми |
3 | Родители | исполнитель | Выполнение рекомендаций логопеда и воспитателя |
4 | Дети | исполнитель | Выполнение заданий |
Требования, предъявляемые к этапам работам по проекту (список всех этапов работы, которые подлежат выполнению, и функционал участников проекта на каждом из них)
№ | Этап | Участники проекта | Функционал |
1. | Подготовительный | Учитель – логопед | - организация команды проекта; - распределение обязанностей между участниками проекта; - определение у детей трудностей в различении звуков; - мотивация участников проекта; - составление заданий для совместной деятельности родителей с детьми; |
Воспитатель | - знакомство с методикой использования наглядного моделирования при обучении различению звуков; - изготовление карточек с символами (картинок); - мотивация родителей; - составление заданий для совместной деятельности родителей с детьми; - подготовка анкеты для родителей; | ||
Родители | - Помощь в изготовлении демонстрационного и раздаточного материала | ||
Дети | - Знакомство с наглядными обозначениями признаков звуков | ||
2. | ПРАКТИЧЕСКИЙ | Учитель – логопед | - использование в образовательной деятельности с детьми символов признаков звуков для различения звуков: - изолированно - в слогах - в словах - во фразах |
Воспитатель | - применение в игровой деятельности с детьми символов признаков звуков для их различения: - изолированно - в слогах - в словах - во фразах. | ||
Родители | - выполнение рекомендаций логопеда и воспитателя | ||
Дети | - игры со звуками, слогами, словами с картинками-символами; | ||
3. | ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ | Учитель – логопед | - представление методики и результатов ее применения; - распространения опыта применения методики; |
Воспитатель | - презентация проекта;
| ||
Родители | Подготовка презентационных материалов; | ||
4. | КОНТРОЛЬНЫЙ | Учитель – логопед | - контрольный мониторинг фонематического восприятия и звуковой культуры речи детей; |
Воспитатель | - оказание помощи в контрольном мониторинге; | ||
Родители | - заполнение анкеты; | ||
Декомпозиция работ (блок-схема, таблица)
ЗАДАЧА 1. Помочь детям преодолеть трудности в различении звуков близких по акустическим и артикуляторным признакам | ЗАДАЧА 2. Мотивировать участников педагогического процесса на успешное усвоение признаков звуков | ЗАДАЧА 3. Внедрить использование метода наглядного моделирования для обучения дошкольников с общим недоразвитием речи различению звуков. |
- познакомить детей с признаками звуков и их наглядным обозначением. Например: свистящие – шипящие («стрелочка вниз» – «стрелочка вверх»); - произнесение пар звуков с опорой на наглядность; - произнесение цепочек слогов с оппозиционными звуками с опорой на наглядность; - произнесение слов, содержащих оппозиционные звуки с опорой на наглядность; - произнесение фраз (чистоговорок, скороговорок); | - знакомство родителей с результатами обследования детей; - оформление стенда для родителей «В стране Похожих звуков»; - групповые и индивидуальные консультации; | - публикация статей в СМИ; - презентация проекта на «Ярмарке педагогических идей»; - обмен опытом на методических объединениях и семинарах; |
План проекта
Название проекта (продукт) | |
Подготовлен Имя ответственного за структуру (организацию), реализующую проект | |
Дата: | |
Краткая информация о проекте | Включает название проекта и имя проектного менеджера, отвечающего за реализацию проекта, сроки реализации |
Обоснование проекта, общая цель |
|
Описание продукта. Ожидаемые результаты продукта | Определите, какой продукт станет результатом реализации проекта, а также промежуточные результаты. Опишите продукт, который удовлетворял бы вышеописанным нуждам или решал вышеописанную проблему |
Ожидаемые результаты проекта |
|
Цели и задачи | Формулирование целей и задач в соответствии с ожидаемым результатом |
Деятельность (расписание и описание всех мероприятий, начало и конец, ожидаемые результаты каждого мероприятия, ответственный за каждое мероприятие) | |
Команда и организационная структура проекта |
Отчетность |
Возможные риски и угрозы | Кратко опишите возможные допущения и риски, которые могут повлиять на процесс реализации проекта и/или на результат и которые требуют решения и действий со стороны проектной команды |
Ресурсы и бюджет | Определите требуемые и/или доступные ресурсы, которые могут быть использованы в проекте: (финансовые, человеческие и материальные ресурсы) - ресурсы, требуемые для начала и осуществления программы ДПО; - ресурсы, требуемые проектной командой; - бюджет полного цикла производства продукта (покрывающий расходы проектной команды и др. расходы по реализации продукта) |
Процесс коммуникации и отчетность | Определяется необходимая процедура коммуникации между проектной командой одной стороны и проектной командой другой стороны |
Одобрение результатов | Предоставляются методы и критерии для проектной команды, на основе которых результаты проекта будут оцениваться |
Управление изменениями | Совместно с проектной командой сторон определяются процедуры, которые будут использоваться в случае изменений в проектном плане - какие изменения могут быть сделаны в ходе реализации проекта - какими будут последствия, если эти изменения невозможно будет осуществить - кого нужно информировать о данных изменениях - кто будет утверждать изменения |
Календарный график работ (график, диаграмма, таблица)
I – II неделя сентября | - определение у детей трудностей в различении звуков; - изготовление необходимого наглядного материала; |
III неделя сентября – II неделя мая | - знакомство детей с признаками звуков и их наглядным обозначением; - произнесение пар звуков с опорой на наглядность; - произнесение цепочек слогов с оппозиционными звуками с опорой на наглядность; - произнесение слов, содержащих оппозиционные звуки с опорой на наглядность; - произнесение фраз (чистоговорок, скороговорок); |
III – IV неделя мая | - мониторинг фонематического восприятия; |
Необходимые ресурсы
Этап | Виды работ | Ресурсы | Прочее (цена, количество и т.п.) |
Подготовительный | - обследование - анализ - планирование - изготовление материала | Речевые карты, бумага, картинки, компьютер, интернет ресурсы, логопедический кабинет, помещение группы | |
Практический | -применение наглядного материала для обучения различению оппозиционных звуков -игровая деятельность - образовательная деятельность | логопедический кабинет, помещение группы, наглядный материал, ноутбук | |
Презентационный | - подготовка презентации проекта -презентация проекта | Проектор, флешкарта, экран, ноутбук | |
Контрольный | - анализ результатов проекта | Протокол осмотра мониторинга, анкета для родителей. |
Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата
Ожидаемый результат: Организован процесс усвоения дошкольниками с общим недоразвитием речи различения признаков звуков.
Критерий | Показатели |
1. Различает на слух изолированные оппозиционные звуки | 1 балл– 10% 4 балла – 20% 8 баллов – 70% |
| 1 балл– 20% 4 балла – 20% 7 баллов – 10% 8 баллов – 50% |
| 1 балл– 10% 4 балла – 40% 8 баллов – 50% |
| 1 балл– 10% 6 баллов – 20% 8 баллов – 70% |
Мониторинг качества осуществления проекта
критерии оказатели | ||||||||
1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов | 6 баллов | 7 баллов | 8 баллов | |
1. | 10% | 20% | 70% | |||||
2. | 20% | 20% | 10% | 50% | ||||
3. | 10% | 40% | 50% | |||||
4. | 10% | 20% | 70% |
Область рисков и план работы с ними
Риски, способные повлиять на проект | Выход |
Пассивная позиция родителей к речевым проблемам ребенка. | Мотивация родителей с целью активизации их позиции: - индивидуальные консультирования; - мастер – класс; -наглядная пропаганда |
Формы отчетности
№ | Форма отчетности |
1. | Мониторинг фонематического восприятия и звукопроизношения. |
2. | Аналитический отчет по результатам мониторинга. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"
Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...
«Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи».
Обучение дошкольников рассказыванию по картинке является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и приро...
Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин
В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин...
Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин.
В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин....
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКАЛэпбук –интерактивн...
Методическая разработка:ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:Зачем нужен «Лэпбук»?Лэпбук помогает ребенку по своему желанию найти информацию по и...
Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи составлению плана текста
Статья «Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи составлению плана текста» в информационно-методическом и научно-педагогическом журнале «Источник», г. Вологда, ию...