«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ»
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Раздольева Наталия Анатольевна

Как развивать у детей умение строить диалог с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_grammaticheskihvystuplenie_na_pedsovete.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ»

(выступление на педсовете)

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSslx3W--GGH-ZOQGcmRsNYKuo3LqhZbnoXsFyfNf9GnGTnhvJf

Воспитатель Раздольева Н.А.

У дошкольников выделяются две основные сферы общения — со взрослыми и со сверстниками.

Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках, маме, сестренке, братишке. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. Это свидетельство определенного прогресса в познавательном, личностном и речевом развитии детей.

Следует заметить, что эмоциональные контакты между детьми, их личностное общение обеспечиваются не только и даже не столько при помощи речи, а прежде всего использованием несловесных средств — взглядов, мимики, жестов, поз, предметных действий. Очень важно, чтобы ребенок мог достичь взаимопонимания, используя любые доступные ему средства: и речевые, и невербальные — неречевые.

Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым. Именно в общении со взрослым дошкольник очень рано научается говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, в наличной ситуации, обучается внеситуативному общению.

Обучение диалогическому общению осуществляется в форме  активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин) — такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Важную роль в налаживании социальных связей детей, установлении эмоциональных контактов между ними играют разнообразные организованные игры, в которых требуется образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (мяча, шаров, кеглей), соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков. Например, в известной народной игре «Садовник» дети последовательно обращаются друг к другу: «Все цветы мне надоели, кроме... ». Это игровое взаимодействие не носит характера личностного общения, но в нем все же ребенок имеет возможность признаться в своей симпатии, выбрать желаемого партнера, установить контакт с предпочитаемым сверстником.   В игре   «Разведчики»   играющие должны тщательно рассмотреть ребенка, который находится в центре внимания, как разведчики, запомнить детали одежды, особенности внешнего вида с тем, чтобы потом определить, что изменилось во внешнем облике игрока. Многообразен круг игр, в которых дети определяют по голосу, даже измененному, имя игрока («Огородник», «Корчага», «Кто позвал?»). Существуют игры, в которых такое взаимодействие имеет характер речевого диалога («Гуси-лебеди»,  «Краски», «Фанты»,  «Где мы были, мы не скажем... » и пр.). Игры эти любимы детьми; удовлетворяя естественную потребность в забаве, досуге, весе-лье, они создают основу для совместных радостных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия. Они формируют коллектив играющих детей, и это ведет к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.

Особое место в ряду организованных игр принадлежит играм-инсценировкам, играм-драматизациям, сюжетно-дидактическим играм. Это тот круг игр, в которых объединяются несколько детей, хорошо знакомых с текстом, представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. Сюжетная основа, знание литературного текста (сказки, потешки, песенки) помогают детям объединять совместные усилия, устанавливать интерактивное взаимодействие, как бы создавая банк общих сведений. Эти игры естественным образом позволяют взрослому занять игровую позицию внутри играющих детей.

Есть специальные приемы, при помощи которых педагог побуждает детей к проявлению инициативной фразовой речи. В отличие от ответных реплик в диалоге, инициативные высказывания, как правило, имеют форму полных предложений либо коротких текстов, состоящих из двух-трех предложений. Приемами, стимулирующими инициативную фразовую речь, являются сюрпризное появление игрушек, предметов, их яркий облик, возможность обследовать их свойства, наблюдать движения и звучание, возможность принять посильное участие в инсценировке, драматизации, свободное пользование материалами (картинками, красками, цветной бумагой, кубиками), интересными костюмами для ряжения, элементами декораций и пр. Игра-драматизация важна для развития диалогического общения еще и тем, что в ней, принимая на себя роль, ребенок встает в позицию сказочного (литературного) персонажа и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. На это обращал внимание А. В. Запорожец.

Следует отметить, что наибольшую ценность представляет прежде всего игра-импровизация по мотивам сказки. Именно в ней дети проявляют самостоятельность в наибольшей мере. Репетиция театрализованных представлений также полезна, но здесь в большей мере развивается умение подчиняться советам взрослого, произвольно регулировать темп, громкость речи, придерживаться литературного текста. В игре-импровизации по мотивам сказки дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли, диалоги. Это может быть разыгрывание лишь отдельных эпизодов, а не всей сказки целиком. Таковыми являются разнообразные пластические этюды, имитативные упражнения. Текстовой основой для них может служить как фольклорное (литературное) произведение, так и собственные сочинения детей и педагога.

Один и тот же текст может быть инсценирован разнообразными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через собственные выразительные движения и речь. Более доступны детям игры с мелкими игрушками и фигурами настольного театра. Такие инсценировки дают возможность действовать самостоятельно рядом со сверстником, не принимая на себя определенной роли. Игры-инсценировки готовят основу для драматизации, в которых дети принимают на себя определенную роль и вынуждены координировать игровые действия с партнерами.

Приближены к диалогической форме и задания на рассказывание. При этом мы учитывали, что из всех видов рассказывания детей больше всего волнует рассказ из личного опыта и сочинение по набору игрушек. В сценариях предусмотрены многочисленные ситуации, в которых педагог побуждает детей к высказываниям из личного опыта. Это разнообразные вопросы:  «Кто встречался в лесу с зайцем?», «Расскажите, как вы кормили в парке белочку». Педагог будит ассоциации, рассказывая детям смешные и интересные истории из личной жизни («Как ежик обнаружил припасы туристов», «Как маленькая собачка спасала свою хозяйку», «Как собака Чапа надушилась селедочной головой»). Привлекаются рассказы о жизни животных из журналов «Вокруг света», «Природа», «Чудеса и приключения» и др. Такие короткие рассказы служат образцом построения связного текста, пробуждают интерес к рассказыванию, желание высказаться по ассоциации. Очень желанны для детей совместные со взрослым сочинения по набору игрушек. И рассказы из личного опыта, и сочинения по набору игрушек традиционно воспринимаются педагогами как монологическая речь. Но монологизм характеризуется прежде всего отсутствием установки на ответ, это речь одного лица. В наших сценариях эти виды рассказывания выступают как речевое взаимодействие нескольких общающихся, как диалог. Дети откликаются на интересные высказывания сверстников, рассказ строится как взаимодействие речевых партий педагога и детей, когда один начинает фразу, а другой ее завершает. Этот прием позволяет эффективно пробуждать детское творчество даже на этапе младшего дошкольного возраста (Л. Г. Шадрина). В старшей группе поначалу совместно сочиняют педагог и дети, в дальнейшем — несколько детей. Детям очень нравится сочинять истории по тину народных сказок, где главный персонаж (сказочный предмет) по очереди встречает разных зверей и разговаривает с ними: «Как грузовичок искал друга», «Чья лодочка?», «Как звери нашли зеркало» и др. Здесь возникают повторяющиеся диалоги персонажей, которые помогают детям импровизировать на заданную тему.

Особый тип сценариев составляют беседы на темы из личного опыта, в которых специально ставятся задачи развития диалогической речи: умение слушать партнера; инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстника, соблюдать в беседе очередность, быть доброжелательным, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста. В этих беседах (разговорах) не преследуется цели дать исчерпывающую характеристику какого-либо явления, например зимы или весны. Стоит задача пробудить чувства детей, освежить воспоминания, поделиться ими со сверстниками, вступить с ними в интересное взаимодействие. Взрослый в данном случае выступает не как эксперт, оценивающий глубину и полноту ответов детей, но как интересный собеседник, приятный партнер по общению. В такой групповой форме дети приобретают опыт ведения содержательного разговора, светской беседы.

Цель такой работы — пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, делиться своими переживаниями. Этого можно достигнуть лишь при работе с небольшими подгруппами детей. В большом коллективе дети либо дисциплинированно молчат, либо шумно высказываются все разом. Объединение в небольшие подгруппы позволяет удовлетворить естественную потребность каждого ребенка быть услышанным и понятым.

Чтобы научиться диалогу со сверстниками, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Именно с такого общения в диаде начинается развитие диалогической речи как подлинной детской коммуникативной самодеятельности. В нашей работе мы используем игры парами с лингвистическим содержанием, в которых закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией, полученные на фронтальных занятиях, и одновременно дети учатся ориентироваться на партнера-сверстника, его практические и речевые действия, учатся адресованно и доброжелательно обращаться к нему, обосновывать свои высказывания, отвечать на вопросы и реплики товарища.

Такие умения приобретаются постепенно в процессе игр, в которых сами правила игры прямо нацеливают детей действовать совместно, следить за высказываниями и действиями партнера, дополнять или корректировать их. Это разнообразные игры типа: «Разрезные картинки», «Нанижем бусы», «Найди слова с заданным звуком», «Рассказ по набору картинок» и др. Дети учатся не только анализировать языковую информацию и оперировать ею, но взаимодействовать с партнером-сверстником. Это речевое взаимодействие, возникновение диалога — основная задача дидактической игры.

Так, например, в дидактической игре «Найди звук» дети не просто отыскивают картинки, в названиях которых есть заданный звук, но действуют в соответствии с правилом: соблюдать очередность в выполнении задания (сначала один ребенок выбирает одну картинку и выделяет в названии заданный звук, а его партнер аргументированно соглашается или не соглашается с ним, затем они меняются ролями: выполняет следующее задание тот, кто его контролировал, а партнер становится контролером). При этом дети учатся соблюдать очередность, слушать партнера, контролировать свои и его действия, аргументированно высказываться, доброжелательно выражать несогласие.

Соблюдению очередности действий и высказываний дети учатся также в играх «Нанижем бусы», «Угадай на ощупь», «Чего не стало?», *Что попало к нам в роток, что попало на зубок?» и др. В игре «Диктант» надо нанизать фигуры по модели: один ребенок диктует, другой нанизывает. При этом естественно возникает потребность в уточняющих вопросах: треугольник большой или маленький? желтый или зеленый? большой квадрат или прямоугольник? В ряде игр («Найди больше», «Какой, какая, какое?») правило «уже сказанное не повторять» побуждает детей внимательно следить за высказываниями товарища, поддерживать разговор, добавляя только новую информацию. В играх типа «Бывает — не бывает» рождается умение рассуждать, аргументировать согласие или несогласие с высказываниями партнера, проявлять доброжелательность в споре. Апробация игр парами подтвердила целесообразность и эффективность этой формы работы для решения задач языкового и коммуникативного развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи детей в процессе общения

Данная статья познакомит педагогов с приемами, способствующими формированию диалогической речи, о важности и необходимости работы по данному направлению....

Развитие диалогической речи детей 5 года жизни в общении со взрослыми и сверстниками

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения....

Концептуальное изложение своего педагогического опыта РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Концептуальное  изложение своего педагогического опыта «Авторская идея в моей педагогической практике» РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫ...

"Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками"

В данной методической разработке рассматривается проблема диалогического общения детей со сверстниками и взрослыми, описываются педагогические условия развития диалогической речи у детей дошкольного в...

«Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя ...

Самообразование - Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе

Речевое развитие дошкольника включает такое понятие как умение вести диалог, то есть умение общаться с окружающими людьми. В процессе общения реализуется основная и первоначальная функция речи &ndash...