Развитие диалогической речи детей в процессе общения
статья по развитию речи по теме

Булатова Ольга Максимовна

Данная статья познакомит педагогов с приемами, способствующими формированию диалогической речи, о важности и необходимости работы по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_dialogicheskoy_rechi_u_detey.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как развить диалогическую речь

у детей в процессе общения.

   Одно из условий развития диалогической речи - это  организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

   Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении, а также распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог).

   Разговорная речь – это  простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений. Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

   Если в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено  эмоциональное благополучие детей,  господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком, тогда разговор воспитателя с детьми  оказывает на них развивающее влияние,  . В этом случае главным  являются понимание, признание и принятие личности ребенка. Ребенок с удовольствием  вступает в контакт со взрослым, если чувствует их внимание, интерес и доброжелательность.

   Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дошкольники  овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи во многом зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.

   Ребенок второго и третьего года жизни легко отвлекается от содержания разговора. На четвертом и пятом году он постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последовательным, развернутым, распространенным и  начинает задавать много вопросов, в том числе таких, как  почему? зачем? как? и т. д.  Дети пяти лет могут участвовать в  разговоре  в течение довольно длительного времени. Такой разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т. д.

  Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения.

   Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Формирование разговорной речи осуществляется также на различных занятиях.

   У вновь пришедших детей  речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном  в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей. Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду. Важно  расположить к себе ребенка, приласкать и заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики (Дай мне. У меня тоже есть. А кто это? и т. д.). Это могут быть красивые привлекательные игрушки (звучащая, движущаяся), яркие картинки, животные в уголке природы и т. д. Заранее необходимо наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребенок  может сразу поддержать (Кто тебе купил эту книжку? Какие у тебя дома есть игрушки? Какая игрушка у тебя самая любимая? И т .д.)  В более старшем возрасте можно предложить вспомнить и рассказать: Какие игры есть у тебя дома? А в какие ты играешь на улице? О чем  твоя любимая книга? и т. д. В разговорах воспитатель должен касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними.

    В организации разговоров принимает участие и помощник воспитателя.  Она побуждает детей обращенные в ней просьбы выражать словами, фразами.

    В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого все режимные моменты (приход,  уход, умывание, прогулка, одевание ,прием пищи.)

   Кроме таких кратких разговоров, возникаемых спонтанно воспитатель предусматривает разговоры, которые  планирует. Такие беседы  могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. Нужно отметить большое значение таких бесед. Они помогают сблизить и сдружить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, чем интересным занимались на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним, подсказывающим вопросом, поощрением.

  Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

   Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в автобусе,  что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.

   Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках,  книгах, поделках, рисунках, картинках  и т. д.

   Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Сюжетно - ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», «в больницу»,  позднее -  «в школу», и т.д.  закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель  способствует углублению содержания игр, формированию и обогащению  ролевых диалогов.

   В старших группах  усложняется тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах, речевого этикета. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить его, доказать свою точку зрения.

   Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.

   В коллективном разговоре участвуют несколько детей или вся группа.

   Например, однажды дети нарвали одуванчиков и поставили в вазу. Вечером, уходя домой, Юра подошел к букету, посмотрел на него, очень удивился и позвал других детей: «Смотрите, смотрите, цветы закрылись!» «Это они спать хотят», — сказала Люся. «Нет, они завяли», — сказала другая девочка. Так возник непреднамеренный разговор. Далее воспитатель поддержал его и объяснил, почему одуванчики закрылись. Утром, когда дети увидели вновь распустившиеся цветки, разговор продолжился.

   Самое лучшее время для коллективных разговоров — прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Но когда бы воспитатель, ни говорил с детьми, разговор должен быть полезным, интересным и доступным. Встречая детей в утренние часы, воспитатель может поговорить с каждым ребенком, спросить о чем-то (кто сшил платье? куда ездила в выходной день с папой и мамой? что видел интересного?).

   Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей. Пока ребенок мал,  круг  разговоров связан с тем, что окружает его, что он  непосредственно наблюдает: с игрушками, транспортом, улицей, семьей. В средней и старших группах тематика разговоров расширяется за счет появления  новых знаний и опыта, получаемых детьми  из окружающего мира, книг, телевидения. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна прежде всего учитывать возраст детей, быть правильной, выразительной ,понятной, четкой.

   Педагог должен воспитывать своей речью. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К. Д. Ушинский).

Следует отметить, что отдельные диалогические умения (адресовывать  речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются  лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для

переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей («Всегда приятно общаться с вежливым человеком!» или: «Когда обращаются в вежливой форме, невозможно отказать в просьбе!»).

   В методике формирования разговорной речи детей преобладают рекомендации к обучению ребенка восприятию вопросов взрослого и к ответам на них. Появляются исследования и другой стороны этой проблемы — обучения детей вопросным формам речи. Вопросы — показатель интеллектуального развития ребенка. Воспитатель дает детям образцы вопросительной конструкции предложений.

Таковы основные пути формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры.

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра......

Развитие диалогической речи детей 5 года жизни в общении со взрослыми и сверстниками

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения....

Развитие активной речи детей в процессе общения со взрослыми.

Общение является важнейшим условием развития ребенка в процессе онтогенеза - развития как внутреннего (личностного, эмоционального, мотивационного), так и внешнего (двигательная активность, общий стат...

Консультация для воспитателей. Развитие диалогической речи дошкольника в процессе общения со взрослыми.

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников....

Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения.

                «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах."   Плутарх.  Основная цель ДОУ в развитии р...

Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения

Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, спосо...