Самообразование - Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе
материал по коррекционной педагогике
Речевое развитие дошкольника включает такое понятие как умение вести диалог, то есть умение общаться с окружающими людьми. В процессе общения реализуется основная и первоначальная функция речи – коммуникативная. Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения, а также в поддержании социальных контактов, обмене интеллектуальной информацией, воздействии на эмоциональную сферу и поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообразование | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе»
Подготовила:
Воспитатель Магомедэминова З.С.
МКДОУ детский сад «Радуга» с. Перемышль
Речевое развитие дошкольника включает такое понятие как умение вести диалог, то есть умение общаться с окружающими людьми. В процессе общения реализуется основная и первоначальная функция речи – коммуникативная.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования формирование и развитие диалогического общения является одной из актуальных задач личностного развития дошкольника.
Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходима развивающая среда. Диалог является естественной средой развития личности.
Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения, а также в поддержании социальных контактов, обмене интеллектуальной информацией, воздействии на эмоциональную сферу и поведение.
Задачи:
— освоение языка как средства общения;
— установление детьми социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных вербальных и невербальных средств коммуникации;
— установление интерактивного взаимодействия - умения слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение и т. п.
Основная часть
Общение ребенка с взрослым - один из ведущих факторов его психического развития. Оно обеспечивает приобщение детей к общественно - историческому опыту человечества, посредством общения происходит обмен знаниями, способами, результатами деятельности, воплощенными в материальные и духовные культурные ценности. Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи.
Ребенку свойственно стремление к общению. Он ищет пути к личностным контактам, но для этого необходимо быть коммуникабельным, доброжелательным, открытым, приветливым и т. п. Для этого ему необходимо знать этикетные штампы, уметь их применять в соответствующей ситуации. Если ребенок не владеет культурой общения, навязывает сверстникам свое мнение, то те будут избегать его, и он может оказаться в изоляции.
Трудности во взаимоотношениях с другими детьми могут возникнуть и при недостаточно развитой у ребенка потребности в общении. Такие дети предпочитают одиночную игру совместной и ревниво оберегают ее от вмешательства сверстников. Неприятие ребенка в коллективе отрицательно сказывается не только на его эмоциональном состоянии, но и на дальнейшем формировании речи, характера. Оно порождает замкнутость, неверие в свои силы, повышенную обидчивость, упрямство, агрессивность. Поэтому особое значение приобретают первые контакты ребенка с взрослыми и детьми, добрые взаимоотношения его со сверстниками.
Все это возможно при хорошо развитой диалогической речи, которая требует специальной подготовки. Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Обучение диалогическому общению осуществляется в процессе бесед, различных игр, инсценировок, драматизаций, занятий продуктивной деятельностью.
В подобных формах взаимодействия как раз и решаются задачи, которые являются традиционными для методики развития речи:
— обогащение и активизация словаря;
— воспитание звуковой культуры речи;
— формирование грамматического строя языка ребенка.
Необходимо подбирать конкретный языковой материал, игровые задания, проблемные ситуации таким образом, чтобы активизировать речевое общение между детьми, их инициативные высказывания, вопросы, рассказы из личного опыта, а также инициировать речевое творчество.
Для младшего дошкольника наиболее эффективным является индивидуальное общение ребенка с взрослым на основе совместной деятельности. Например, совместное составление рассказа на тему, предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в рисование.
В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не нужно избегать разговоров и во время еды. Воспитатель обращается с общими вопросами к детям; вкусно ли, не остыло ли блюдо, узнали ли они свое любимое кушанье и т. д. Он приучает их к негромкому сдержанному разговору во время еды, подчеркивает, что никогда не говорят с пищей во рту.
С детьми 4-5 лет воспитатель является активным участником и организатором общения: разъясняет правила и содержание игры, называет и объясняет смысл новых слов; предлагает ребенку рассказать о своих новостях другим детям.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Продолжается воспитание культуры общения, то есть формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием формул этикета («Здравствуйте!», «Доброе утро!»), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, не вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.
Дети 4 - 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами «еще», «потом»).
Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.
Успешно овладение диалогической речью подразумевает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построение связных высказываний.
Старших дошкольников следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться.
Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, а также строить и дополнять ответ, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
В методике формирования разговорной речи детей преобладают рекомендации к обучению ребенка восприятию вопросов взрослого и к ответам на них. Вопросы - показатель интеллектуального развития ребенка. Воспитатель дает детям образцы вопросительной конструкции предложений.
Таковы основные пути формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни.
Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами.
Театрализованные игры условно можно разделить на две подгруппы: игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых играх. Для игр первой подгруппы характерна ориентировка на зрителя и установка на эстетическую ценность действия. Игры второй подгруппы разыгрываются для себя, «понарошку», не предполагают зрителя и не стремятся к эстетической выразительности.
Для развития общения со сверстниками важное значение имеют обе подгруппы игр.
При подготовке спектакля большое внимание уделяется выразительности речи и движений детей. Отрабатываются дикция, интонация, громкость речи, способы игрового взаимодействия с партнером. Принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции.
Игра позволяет детям приобрести навыки произвольного поведения и совместной деятельности. Следовательно, игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста является фактором, определяющим его всестороннее развитие. Особенно важную роль игра занимает в речевом развитии дошкольника, в частности в развитии разговорной речи, так как именно игра обеспечивает непосредственное, мотивированное общение между ее участниками.
Исходя из вышесказанного, можно выявить, что:
1) В 2-3 года малышу гораздо важнее общаться с взрослыми и играть с игрушками.
2) В 4 года резко возрастает значимость других детей в жизни ребенка в сравнении со значимостью взрослого. Иногда ребенок предпочитает одиночные игры.
3) В 6 лет у ребенка появляются избирательные привязанности, возникает дружба и более устойчивые, глубокие отношения между детьми.
Таким образом, содержание общения существенно изменяется в период от 3 до 6-7 лет.
Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к 7 годам должна быть практически сформирована. Опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ»
Как развивать у детей умение строить диалог с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией....
Концептуальное изложение своего педагогического опыта РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Концептуальное изложение своего педагогического опыта «Авторская идея в моей педагогической практике» РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫ...
"Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками"
В данной методической разработке рассматривается проблема диалогического общения детей со сверстниками и взрослыми, описываются педагогические условия развития диалогической речи у детей дошкольного в...
«Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя ...
План работы по самообразованию Тема: «Активизация словаря детей младшей разновозрастной группы» на 2023-2024 уч. год
В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пал...
План самообразования. Тема самообразования: «Развитие диалогического общения у детей средней группы посредством коммуникативных игр»
Тема самообразования: «Развитие диалогического общения у детей средней группы посредством коммуникативных игр»...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
Развитие артикуляции у детей является важным аспектом речевого воспитания, так как четкое произношение звуков способствует лучшему пониманию речи другими людьми. Помимо уже упомянутых игр, сущес...