Развитие речи через использование дыхательных упражнений
план-конспект занятия по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Суборова Татьяна

Для воспитателей логопедических групп. Разработка увлекательных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uvlekatelnaya_dyhatelnaya_gimnastika_v_dets._sadu.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Д/с №16 «Дюймовочка»

г. Саяногорска, Республики Хакасия

Суборова Татьяна Александровна.

                    Дыхательные упражнения

                                   в игровой форме.

Работа над развитием речевого дыхания является необходимой для воспитания правильной звуковой речи. Дыхательные упражнения развивают  продолжительный, равномерный выдох у детей; формируют сильную воздушную струю через рот. Очень важно, чтобы ребенок получал от таких упражнений положительные эмоции. С помощью предложенных авторских разработок вы можете повысить интерес ребенка к дыхательной гимнастике. Ставьте перед детьми игровую задачу, вводите элемент соревнования и используйте предлагаемые дыхательные упражнения, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии дошкольников.

Все упражнения должны протекать в следующей последовательности: вдох (носом) -1-3,

 пауза - 1, выдох (ртом) -1- 6. Счет ведем про себя.  Необходимо следить, чтобы плечи при вдохе не поднимались, а  выдох был целенаправлен и ребенок не надувал щеки.

Играйте на здоровье!                                               

   

1.                                                          

                                                         «Колобок»      

                                                                 «Колобок-колобок

                                                                       Ты румяненький бочок,

                                                                       По дорожке ты катись,

                                                                       Лесных зверей берегись».

В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями

(заяц, волк, медведь, лиса). Ребёнок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.

2.                                                                 «Горох»

                                                                             

                                                                 «Что-то спряталось на дне

                                                                 Но пока не видно мне.

                                                                 На горох подую я

                                                                 И скажу, что там друзья»

На дно не глубокой тарелки (крышки) приклеиваем картинку, насыпаем горох. Задача ребёнка раздуть горох с середины и увидеть картинку.

                                                               

  1.                                                           «Самолётики»                                 

                                                                     «Самолёт построил я

                                                                      Поиграть зову вас я                      

                                                                      Чей дольше улетит,                                                                                                                   Тот пилот и победит»

Готовые бумажные самолётики выставляются на старт (на столе). Каждый пилот дует на свой самолёт. В итоге смотрим, у кого лучше работает двигатель, и чей самолёт улетит дальше.

                                                           

4.                                                       «Настольная игра»

                                     6                     «Здесь я кубик не кидаю

                                     5                           Я дыханьем помогаю

                                4                                Мы посмотрим кто вперёд

      1         2        3                                          От старта до финиша дойдёт»

    Берётся любая игра, только кубики не бросаем как обычно, а сдуваем с

    ладошки.

5.                                                                «Горка»

                                                            «Бегемот на горку сел

                                                                     Прокатиться захотел

                                                                     Сейчас ему я помогу

                                                                     С ветерочком прокачу»

Для этой игры нужна горка. Задача ребёнка сдуть киндер-игрушку с горки.

6.                                                            «Черепашки»

                                                          «Черепашки-малыши

                                                                    Ещё очень слабы

                                                                    Нужно очень постараться

                                                                    Помочь им до воды добраться»

Рядом со столом, где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха), ставится ёмкость с водой. Можно играть командами, кто быстрее спасёт всех черепашек и сдует их в «море».

  7.                                                          

                                                                «Бабочка»

                                                                    «Бабочка-красавица

                                                                     На ладошку села

                                                                     Ветерок дунул

                                                                     Она полетела.

                                                                     Летела-летела

                                                                     И на цветочек села»

    Готовим цветочную поляну. Сдуваем бумажную бабочку с ладошки.  

   Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.

  1.                                                       «Задуй свечи»

                                                                «Свечи я задуть хочу

                                                                 Всех сейчас научу

                                                                 Полной грудью вдохну

                                                                 Свечи все я потушу».

   Свечи - это крышки от фломастеров. Расставляем, «зажигаем свечи». Кто

   больше потушит свечей с одного выдоха.

  1.                                                            «Перекати-поле»

                                                           «По полю, всем на удивление

                                                                     Катится растение.

                                                                     Ветер громко завывает

                                                                     В догонялки с ним играет».

                                                           

Из сухой травы делается подобие растения «Перекати-поле». Ребёнок- ветер. Задача - перекатить его через поле.

10.                                                       «Цветик-семицветик»

                                                           «Лети волшебный лепесток

                                                                    Через запад на восток.

                                                                    Эники-беники, эники-ё

                                                                    Исполни желание моё».

 Дети заранее загадывают желание, отрывают по лепестку и с  

«волшебными» словами дуют на свой лепесток.

11.                                                                     «Дорожка»

                                                                        «Ленту цветную я раскручу

                                                                              Длинную дорожку вам покажу.

                                                                              Мы посмотрим, кто быстрей

                                                                              Хлопай, топай веселей».    

    Два игрока по команде, начинают дуть на ленточку, скрученную в

    трубочку. Задача быстрее раскрутить свою трубочку.

                                                     

12.                                                    «Автомобили»

                                 

финиш                             

                                                           «Мотор гудит, настал черёд

                                                            Быстрее вырваться вперёд

                                                                 Как надо ездить покажу

                                                                 И первым к финишу приду».                                                                

     По команде «водители» начинают  дуть на бумажные автомобили,

     перемещая их к финишу.

13.                                                            «Берлога»

                                                         

                                                           «Как на горке, снег

                                                                    И под горкой снег, снег

                                                                    А в берлоге спит медведь

                                                                    Хотите дети посмотреть?»

Эту и нижеследующую гимнастики, можно использовать на тематических занятиях. Детям предоставляется возможность увидеть (методом раздува снега из пенопласта (ваты)), как зимует медведь.

14.                                                        «Муравейник»

                                                               « Кто такой построил дом?

                                                                  Мы осмотрим всё кругом.

                                                                  Можно внутрь заглянуть,

                                                                  Если на него подуть».

  Муравейник делается из мелких тонких веточек (соломы). Внутри- муравьи.

  Можно аналогично использовать перья («Найти в гнезде птенца»).

15.                                                            «Акробат»

                                                                 «В цирк сейчас я поиграю

                                                                  Представленье начинаю

                                                                  Акробатом смелым стану

                                                                  Проползу и не устану».

 

   На натянутой верёвке (леске) висит бумажный акробат, нужно  помочь ему

   перебраться на другую сторону.

16.                                                               «Ледоход»

                                                                   «У меня корабль сильный

                                                                    У него характер львиный.

                                                                    Льдины смело раздвигает

                                                                    И везде он проплывает».  

В ёмкости с водой плавают «льдины» (из пенопласта), корабль должен проплыть, расталкивая их, к противоположному берегу.

17.                                                                          «Лодочки» 

                                                                «Берег-левый, Берег-правый

                                                                 Лодка – это переправа.

                                                                 Груз любой мы переправим

                                                                 Куда надо всё доставим».

В ёмкости с водой делаются два берега, два игрока переправляют на лодке груз с одного берега на другой.

18.                                                                              «Утята»

                                                                       «Плавать учатся утята

                                                                        С мамой уткой на пруду.

                                                                        Помогу я им ребята,

                                                                        Ветерочком подтолкну».

Цель – помочь утятам доплыть до мамы-уткии.

  1. «Паровоз»

                                                         «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы,

                                                         Ехал поезд запоздалый.

                                                         Вдруг опасность на пути,

                                                         Стоп! Нельзя дальше идти.

                                                         Преграду надо мне убрать,

                                                         Долгий путь свой продолжать».

Ехал поезд по рельсам, вдруг на пути затор из брёвен (веток), снежного сугроба (ваты). Задача освободить дорогу, раздуть преграду.

  1. «Мишка»

                                                           «Мишка очень шишки любит,

                                                           Угощу его я ей.

                                                           Благодарен мне он будет,

                                                           Сразу станет подобрей».

Нужно дунуть на шишку так, чтобы она попала медведю в лапы, т. е. угостить его.

 21.                                                                «Курочка – ряба» 

                                                           «Курочка – ряба яички снесла,

                                                           И ребятишек к себе позвала.

                                                           Нужно яички срочно поймать,

                                                           Не уронить, в корзину собрать»

Ведущий должен корзинкой поймать все киндер-яйца, сдуваемые игроками со стола.

  1.                                                            Хорошая погода»

                                                           «Небо хмурится с утра,

                                                            Надо солнышку помочь.

                                                            Ветерочком стану я,

                                                            Уходите, тучи прочь».

На столе приклеено солнце, тучи из ваты (пенопласта) окружили и закрыли солнце. Задача разогнать, раздуть тучи.

23.                                                                «Снегопад»

                                                         «Снежинок много я собрал,

                                                          Ветерочком лёгким стал.

                                                          Если очень постараться,

                                                          Снежинки дружно разлетятся».

                                                                «Листопад»

                                                           «Листьев много я собрал,

                                                           Ветерочком лёгким стал.

                                                           Если очень постараться,

                                                           Листья дружно разлетятся».

                     

     Игрок поднимается на табурет и со словами сдувает  снежинки (листья)

     на детей.

                                       

  1.                                                                      «Мяч»

                                                           «Будем вчетвером играть,

                                                           Мяч по полю мы гонять.

                                                           У кого мячик упал,

                                                           Тот выходит, проиграл».

                                   

Вокруг круглого стола встают 4 (5) игрока. Цель дуть теннисный мяч к соперникам. Укакого игрока мяч упал, тот выходит.

                                   

                                   

  1.                                                                   «Ракушки»

                                                          «Чудесные ракушки есть у нас,

                                                          Поиграем мы сейчас.

                                                          Будем дружно их сдувать,

                                                          Дно морское украшать.

                                                          Вот теперь готово всё,

                                                          Можно рыбок запускать».

Готовим ёмкость с водой – это будет море. На столе раскладываем ракушки. Задача ребёнка – сдуть их в воду и украсить морское дно.

  1.                                                            «Живая лужица».

                                                           «Мы с водицею играем,

                                                           Лужицу мы раздуваем.

                                                           Лужа наша оживает,

                                                            Получился бегемот,

                                                            Ещё раз подую я,

                                                            Увижу в луже муравья».

На поверхность наливаем немного воды (можно цветной) и предлагаем ребенку раздуть её с разных сторон. Что получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Развитие речи через использование универсального конструктора Г. Урадовских».

…Чтобы научиться говорить, надо говорить. .Р. Львов         Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с богатством языка: безграмотные выра...

Работа с детьми по развитию речи через использование театральной деятельности

Практический материал по организации психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи через использование театральной деятельности....

Перспективный план по развитию речи, через использование произведений фольклора с детьми 3-4 лет.

Перспективный план по развитию речи, через использование произведений фольклора с детьми 3-4 лет.   Разработала воспитательМДОУ д/с «Солнышко» д.СёминоВербина Л.В. Сент...

Конспект ООД по развитию речи с использованием кинезиологических упражнений в старшей группе «Путешествие в лес»

Цель:1. Создание условий для развития речи детей с использованием кинезиологических упражнений....

занятие по развитию речи с использованием кинезиологических упражнений для детей старшей группы с тнр

занятие по развитию речи с использованием кинезиологических упражнений для детей старшей группы с тнр...

Конспект ООД по развитию речи с использованием кинезиологических упражнений в старшей группе «Путешествие в лес»

Конспект ООД по развитию речи с использованием кинезиологических  упражнений в старшей группе «Путешествие в лес»...