Работа с детьми по развитию речи через использование театральной деятельности
методическая разработка по развитию речи на тему

Практический материал по организации психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи через использование театральной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с детьми по развитию речи через использование театральной деятельности

Реализация перспективного планирования по развитию речи детей по средством театрализовано-игровой деятельности осуществлялось в систематической работе в течение учебного года. Оно предусматривает систематическое целенаправленное развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализации. Реализуется через:

- развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики), психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, брать н себя роль).

- участие детей театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушки, пальчиковый и другие виды театров, доступные детям).

- обогащение театрального опыта: знание детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

- изготовление и подбор атрибутов совместно с родителями: изготовление кукол и игрушек, костюмов, создание домашнего театра, совместные театрализованные представления.

Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их творческому развитию.

«Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир» - эти слова С.И.Мерзляковой как нельзя лучше подходят для определения работы по театрализовано-игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Система работы по организации театрализованной деятельности в ходе которой развивается речь ребенка состоит з нескольких блоков:

Любое занятие я начинаю с пальчиковой гимнастики или дыхательной гимнастики, проводимы в игровой форме с использованием речитатива. Такое начало помогает дошкольникам сконцентрировать свое внимание, настроится на тему занятия. Затем начинаю активизировать мышцы языка, губ, подготавливать артикуляционный аппарат детей, выполняя такие упражнения, как «Пятачок», «Зевание пантеры», «Грибок» и др. Большое место отводится формированию навыков общения и умению вести диалог. Для этого проводятся такие упражнения, как «Киска, как тебя зовут», «Лапки мыли» и др. Шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки помогают сделать данный вид деятельности увлекательным, разнообразным.

В основную часть занятия включаются игры на развитие способности троить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственные переживания и управлять ими. В овладении этими умениями большая роль отводится развитию выразительности движений, пластики, мимики, пантомимики, с помощью которых люди выражают свои эмоции.

Игры, используемые на занятии, я разделила на несколько блоков.

Первый блок «Что такое театр». На занятиях я знакомлю детей с историей театра, профессиями людей, работающих в нем. Мною разработаны дидактические игры и наглядный материал к занятиям. Цель данного блока - расширение кругозора детей, воспитание людей любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству.

Второй блок «Волшебный мир эмоций». Эти игры и этюды помогают познакомить детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых.

Третий блок «Люблю своего героя». Игры этого блока проводятся с целью тренировки речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания. Сюда входят творческие игры со словами, упражнения на дикцию, интонацию, пальчиковые игры. Одним из видов этих игр является ритмопластика. Игры по ритмопластике позволяют достичь:

- раскрепощению ребенка, почувствовать возможности своего тела;

- развития выразительности движений;

- развитию двигательных способностей;

- мышечной свободы, снять перенапряжение мышц.

В этот блок я включила игры на развитие выразительности речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль ребенком, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Таким образом, использованные игры и этюды помогают детям ощутить легкость и радость общения со сверстниками и взрослыми, быть готовыми к импровизации и творчеству.

В третью часть занятия включаются игры-инсценировки, подготовку к театрализованному представлению, кукольный театр.

Игры-инсценировки проводятся в форме дословного пересказа в лицах (по ролям) художественного произведения, прочитанного воспитателем, или же свободного пересказа текста детьми – сюжетно-ролевой игры для детей.

Кукольный театр – это вид сюжетной «режиссерской» игры. Детям предлагается произносить по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук), вырезанные картинки и т.д. Кукольный театр используется как методическое средство, активизирующее речь детей. Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявить; позволяет научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Перспективный план по развитию речи в театрально-игровой деятельности в старшей группе

Месяц

Тема, занятие

Цели и задачи

Методические рекомендации

Сентябрь

«Пока занавес закрыт»

Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношении со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

Игра «И я тоже!»

Игра на знание театральной терминологии.

Игра «Птицы, на гнезда!»

Игра на развитие внимания «Слушай хлопки»

Сказку ты, дружок, послушай и сыграй.

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок».

Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».

Сказка «Зайчик и ежик».

Игра на развитие внимания «Будь внимателен».

Сказка «Зайчик и ежик»

Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке».

Скороговорка «Палкой Саша шишки сшиб».

Репетиция сказки «Зайчик и ежик».

Игра на развитие памяти «Художник».

Упражнение «Я ем»

Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок на новый лад»

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека.

Чтение сказки. Беседа о прочитанной сказке.

Скороговорка «Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали».

Игра «Прогулка»

Октябрь

Мы актеры

Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.

Упражнение для голоса «Воробьи».

Беседа о театральное терминологии.

Игра «Пантомима».

Скороговорка «Кукушка кукушонку купила капюшон».

Упражнение на развитие выразительной мимики «Мое настроение».

Драматизация сказки «Теремок на новый лад»

Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

Работа над дикцией.

Скороговорка «Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку».

Упражнение на развитие воображения «Оживи предмет»

Ритмопластика (отработка движений)

Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

Работа над дыханием, артикуляцией.

Упражнения на дыхание «Паровоз», «Аист».

Работа над голосом.

Скороговорка «Орел на горе, перо на орле».

Театрализованное упражнение «Едем, едем на тележке».

Культур и техника речи.

Пополнять словарный запас, развивать образное мышление детей.

Игра «Веселые обезьянки»

Игра «Поварята».

Ноябрь

Действия с воображаемыми предметами

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.

Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами».

Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

Премьера спектакля «Теремок на новый лад»

Вызывать детей симпатию к героям сказки. Воспитывать у детей желание выступать.

«Сказка о глупом мышонке»

Учить четко проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Упражнения на дыхание, на артикуляцию «Капризуля», «Колокольчики»

Работа над скороговорками «Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу».

Этюд «Изобрази животное».

Культура и техника речи

Развивать четкое, верное произношение гласных и согласных; учить детей бесшумно брать и добирать дыхание, пользоваться интонацией.

Упражнение со штангой.

Игра «День рождения».

Работа над скороговорками «Щетинка – у чушки, чешуя – у щучки».

Упражнение на развитие воображения «Слушаем звуки»

Декабрь

Разыгрывание этюдов.

Познакомить детей с понятие «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Беседа на тему «Что такое этюд».

Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение».

Упражнение на силу голоса «Многоэтажный дом».

Этюд «Что я делаю», «Назови действие».

Репетиция сказки о глупом мышонке (театр кукол би-ба-бо)

Учить владеть куклой, согласовывать движения и речь.

Работа над скороговорками «Расскажи про покупки.

- Про какие покупки.

- Про покупки, про покупки, про покупочки свои».

Упражнение на развитие речевого дыхания «Вырасти большой», «Пастушок».

Культура и техника речи. Скороговорки.

Формировать правильное произношение, артикуляцию; учить детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Лисенок боится».

Работа над скороговорками «Испугался медвежонка еж с ежихой и ежонком».

Ритмопластика

Учить детей произвольно реагировать на сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение.

Беседа о театре. Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».

Игры и упражнения на опору дыхания «Дрессированные собачки»

Январь

Театрализованная игра «Угадай, что я делаю»

Развивать память, воображение детей.

Беседа о театрализованной игре.

Игра «Угадай, что я делаю».

Скороговорка «Тары-бары, растабары, у Варвары куры стары».

Этюд на выразительность жестов «Тише», «Иди ко мне».

Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель»

Воспитывать интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений.

Упражнение на дыхание «Эхо», «Пьем чай», «Колокольчики».

Этюд на развитие выразительной мимики. Игра «Волшебное зеркало».

Показ сказки о глупом мышонке (театр кукол би-ба-бо).

Учить детей владеть куклами марионетками.

Воспитывать интерес к театру, желание выступать перед детьми.

Февраль

Этюд «Лису зайка в дом впустил, много слез потом пролил».

Учить детей выражать основные эмоции.

Скороговорка «Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель».

Этюд на выражение основных эмоций «Ваське стыдно»

Культура и техника речи (игры и упражнения)

Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).

Игра «Веселые стихи» или «Забавные стихи».

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Задуй упрямую свечу», «Паровоз», «Каша».

Театральная игротека: «Веселые стихи» (с использованием театра «живой руки»)

Игры на расширение диапазона.

Упражнять во владении куклой.

Игры на расширение диапазона «Чудо-лесенка», «Самолет»

Сказка «Морозко»

Познакомить детей со сказкой «Морозко»

Чтение сказки.

Беседа о прочитанной сказке.

Март

Репетиция сказки «Морозко»

Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность).

Упражнение для голоса «Воробьи».

Беседа о театральной терминологии.

Репетиция сказки «Морозко».

Этюд «Уходи».

Репетиция сказки «Морозко»

Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

Работа над дикцией.

Скороговорка «Три сороки-тараторки тараторили на горке».

Репетиция события «Ленивица и Рукодельница».

Упражнение на развитие воображения «Фантазеры».

Показ сказки «Морозко»

Творческий отчет по театральной деятельности по данной сказке.

Свет мой зеркальце скажи

Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое.

Игра «Зеркало»

Скороговорка «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

Апрель

«Игрушки» Агнии Барто

Развивать творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами.

Беседа. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности.

Диалогическая скороговорка «Краб крабу сделал грабли…»

Знакомство со сценарием сказки «Петушок и бобовое зернышко» (перчаточный театр)

Познакомить со сценарием.

Игра на расширение диапазона голоса «У бабушки в деревне»

Репетиция по сказке «Петушок и бобовое зернышко»

Закреплять умение играть куклой с «живой» рукой.

Куклы «Репка».

Скороговорка «Перепел перепелку и перепелят в перепляске прятал от ребят».

Репетиция по сказке «Петушок и бобовое зернышко»

Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя умение играть куклой с «живой» рукой.

Куклы «Репка».

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхание «Петух», «На турнике». «Насос».

Май

Спектакль «Петушок и бобовое зернышко»

Поощрять желание выступать перед зрителями.

Культура и техника речи

Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

Упражнение на дыхание «Спать хочется».

Упражнение на гласные и согласные «Шутка».

Работа над пословицами и поговорками.

Театральная игра

Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма.

Работа по технике речи: упражнения на дыхание и дикцию, игра «Японская машинка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием театральной деятельности с куклами – марионетками на тему: «Путешествие Буратино и его друзей».(старшая группа)

Цель: расширять представления о сказках. Развивать творческое воображение, тренинг эмоций, образное мышление. Использовать в речи сложные предложения разных видов. Воспитывать культуру речевого общени...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»...

Конспект совместной деятельности по развитию речи через художественно-продуктивную деятельность с использованием нетрадиционных форм рисования.

Конспект совместной деятельности по развитию речи через художественно-продуктивную деятельность с использованием нетрадиционных форм рисования.«Зима в лесу»Цели и задачи:·...

"Развитие речи детей посредством театральной деятельности" план работы

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с и...

Занятие по развитию речи с использованием театральной деятельности

Знакомство с дикими и домашними  животными. Формирование  у детей интереса к окружающей действительности. Развитие творческих способностей....

Городское методическое объединение "Логопед". Тема: "Повышение профессионального роста учителей-логопедов и дефектологов через использование театральной деятельности при коррекции речевых нарушений"

Цель: организация информационно-образовательного пространства для обмена педагогическим опытом в использовании театральной деятельности в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями учителей-логопед...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...