Сообщение из опыта работы «Развитие речи через использование универсального конструктора Г. Урадовских».
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
…Чтобы научиться говорить,
надо говорить.
.Р. Львов
Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с богатством языка: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия культура речи.
Мы, взрослые не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир языка, что это наше национальное достоинство. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Год от года растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей в детском саду, а также единые требования в дошкольном учреждении и семье, позволяют ускорить формирование речевой активности. Развитию речи в детских садах уделяется большое внимание на занятиях, что дает положительные результаты. Не отрицая необходимости специальных занятий по развитию речи, следует отметить: их эффективность находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки. Одно из основных условий нормального психофизического развития ребенка и подготовки его к обучению в школе — это своевременное овладение правильной, активной речью.
Курс предшкольной подготовки нацелен на развитие у детей интереса к обучению в школе и формирование волевой готовности к учению. Владение навыками языковой деятельности является необходимым условием решения задач интеллектуального развития и нравственного воспитания детей. Чем полноценнее будет обучение языку в дошкольном возрасте, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Современные требования государственного стандарта – это освоение старшими дошкольниками базовых норм и правил языка в пределах возрастной компетентности, формирование умения их применять в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными навыками.
Многими учеными доказано, что продуктивная деятельность напрямую связана с речевой деятельностью.
Имя кандидата педагогических наук Галины Урадовских хорошо известно многим педагогам. Она — автор «лоскутного» конструктора, или лоскутной мозаики, как иногда называют педагоги это пособие. Ею предложена система занятий по конструированию. Я расширила область применения «лоскутного» конструктора и успешно используем его в образовательной деятельности по развитию речи.
Через применение универсального конструктора Г. Урадовских реализуем программные задачи:
• формируется активный словарь;
• формируется монологическая и диалогическая речь;
• формируется грамматическая правильность речи;
• дети учатся размышлять, фантазировать.
Мы, опираясь на опыт Г. Урадовских, разработали рекомендации по применению универсального конструктора на занятиях развития речи. Основанием является представление о взаимосвязи продуктивной деятельности ребенка и его речи. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения её результатов, побуждают детей говорить. И даже трехлетки могут создавать с его помощью разнообразные варианты предметных, сюжетных, пейзажных и декоративных композиций, а участие ребенка в создании коллективного произведения естественным образом порождает ситуации общения, речевого диалога. Это означает, что собственно продуктивную деятельность можно органично «вживлять», имплантировать в занятия по обучению детей правильно и красиво говорить.
Работа воспитателя по развитию речи в процессе конструирования включает несколько этапов и предполагает определенную последовательность:
1) Сначала воспитатель побуждает ребенка произнести слова вместе с собой (сопряженная речь).
2) Далее ребенка побуждают к самостоятельному высказыванию. Это высказывание состоит из одного слова, затем приобретает форму простого предложения.
3) Составление простого предложения, наконец, разрастается до самостоятельно построенного распространенного предложения.
Работая с конструктором в системе, накоплен комплекс дидактических упражнений, игр с лоскутной мозаикой.
Выкладывание предметных картинок
- Выложи домик, животное и опиши.
- Составь предложение по выложенной картине.
• Заучивание.
Лоскутный конструктор так же можно использовать при заучивании. При повторном чтении стихотворения дети выкладывают из лоскутков его сюжет
• Выкладывание картинок на определенный звук на занятиях звуковой речи.
• Чтение сказки и выкладывание сюжета сказки, восстановление сюжета.
Например, на занятии по ознакомлению с окружающим по теме «Волшебница-Водица» для закрепления знаний о воде дети по подгруппам выкладывали сюжет сказки «Жила-была Речка».
• Моделирование сказок
Например, моделирование сказки «Жихарка». Дети рассказывают сказку с заместителями, выкладывая из деталей конструктора.
Еще раз хотелось бы отметить, что цель использования данного пособия не выложенная картина, а результат речевой деятельности.
После систематического использования универсального конструктора дети могут составлять мини – рассказы, рассказы-описания, сочинять сказки, придумывать загадки и т.д.
Методика работы с универсальным конструктором Г. Урадовских показала эффективность, практическую значимость, дающую в работе с детьми высокий положительный результат.
В результате чего:
- у детей повысился интерес к языку, внимание к слову;
- повысилась активность речи, каждый ребенок стремится к самостоятельному выстраиванию речевых высказываний;
- повысился речевой уровень развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_cherez_ispolzovanie_universalnogo_konstruktora_g.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
«Развитие речи через использование универсального конструктора
Г. Урадовских».
Шудрова Лидия Апполоновна,
воспитатель МБДОУ №61 г. Апатиты
…Чтобы научиться говорить,
надо говорить.
.Р. Львов
Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с богатством языка: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия культура речи.
Мы, взрослые не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир языка, что это наше национальное достоинство. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Год от года растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей в детском саду, а также единые требования в дошкольном учреждении и семье, позволяют ускорить формирование речевой активности. Развитию речи в детских садах уделяется большое внимание на занятиях, что дает положительные результаты. Не отрицая необходимости специальных занятий по развитию речи, следует отметить: их эффективность находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки. Одно из основных условий нормального психофизического развития ребенка и подготовки его к обучению в школе — это своевременное овладение правильной, активной речью.
Курс предшкольной подготовки нацелен на развитие у детей интереса к обучению в школе и формирование волевой готовности к учению. Владение навыками языковой деятельности является необходимым условием решения задач интеллектуального развития и нравственного воспитания детей. Чем полноценнее будет обучение языку в дошкольном возрасте, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Современные требования государственного стандарта – это освоение старшими дошкольниками базовых норм и правил языка в пределах возрастной компетентности, формирование умения их применять в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными навыками.
Многими учеными доказано, что продуктивная деятельность напрямую связана с речевой деятельностью.
Имя кандидата педагогических наук Галины Урадовских хорошо известно многим педагогам. Она — автор «лоскутного» конструктора, или лоскутной мозаики, как иногда называют педагоги это пособие. Ею предложена система занятий по конструированию. Я расширила область применения «лоскутного» конструктора и успешно используем его в образовательной деятельности по развитию речи.
Через применение универсального конструктора Г. Урадовских реализуем программные задачи:
• формируется активный словарь;
• формируется монологическая и диалогическая речь;
• формируется грамматическая правильность речи;
• дети учатся размышлять, фантазировать.
Мы, опираясь на опыт Г. Урадовских, разработали рекомендации по применению универсального конструктора на занятиях развития речи. Основанием является представление о взаимосвязи продуктивной деятельности ребенка и его речи. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения её результатов, побуждают детей говорить. И даже трехлетки могут создавать с его помощью разнообразные варианты предметных, сюжетных, пейзажных и декоративных композиций, а участие ребенка в создании коллективного произведения естественным образом порождает ситуации общения, речевого диалога. Это означает, что собственно продуктивную деятельность можно органично «вживлять», имплантировать в занятия по обучению детей правильно и красиво говорить.
Работа воспитателя по развитию речи в процессе конструирования включает несколько этапов и предполагает определенную последовательность:
1) Сначала воспитатель побуждает ребенка произнести слова вместе с собой (сопряженная речь).
2) Далее ребенка побуждают к самостоятельному высказыванию. Это высказывание состоит из одного слова, затем приобретает форму простого предложения.
3) Составление простого предложения, наконец, разрастается до самостоятельно построенного распространенного предложения.
Работая с конструктором в системе, накоплен комплекс дидактических упражнений, игр с лоскутной мозаикой.
Выкладывание предметных картинок
- Выложи домик, животное и опиши.
- Составь предложение по выложенной картине.
• Заучивание.
Лоскутный конструктор так же можно использовать при заучивании. При повторном чтении стихотворения дети выкладывают из лоскутков его сюжет
• Выкладывание картинок на определенный звук на занятиях звуковой речи.
• Чтение сказки и выкладывание сюжета сказки, восстановление сюжета.
Например, на занятии по ознакомлению с окружающим по теме «Волшебница-Водица» для закрепления знаний о воде дети по подгруппам выкладывали сюжет сказки «Жила-была Речка».
• Моделирование сказок
Например, моделирование сказки «Жихарка». Дети рассказывают сказку с заместителями, выкладывая из деталей конструктора.
Еще раз хотелось бы отметить, что цель использования данного пособия не выложенная картина, а результат речевой деятельности.
После систематического использования универсального конструктора дети могут составлять мини – рассказы, рассказы-описания, сочинять сказки, придумывать загадки и т.д.
Методика работы с универсальным конструктором Г. Урадовских показала эффективность, практическую значимость, дающую в работе с детьми высокий положительный результат.
В результате чего:
- у детей повысился интерес к языку, внимание к слову;
- повысилась активность речи, каждый ребенок стремится к самостоятельному выстраиванию речевых высказываний;
- повысился речевой уровень развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении их с природой".
сообщение из опыта работы...
Сообщение из опыта работы "Развитие речи детей посредством дидактических игр"
Сообщение из опыта работы, в котором вы узнаете, какие дидактические игры помогают обогащать и активизировать словарный запас, развивают фонематических слух воспитанников младшего (3-4г.) и старшего (...
Сообщение из опыта работы ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА Г. УРАДОВСКИХ
Опираясь на опыт Г. Урадовских, разработали рекомендации по применению универсального конструктора в образовательной области: познавательное развитие. Поставили перед собой следующие задачи.- фо...
Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой
Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой...
Сообщение из опыта работы «Развитие познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность»
В сообщении раскрываются формы работы, этапы, условия развития познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность....
Сообщение из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
Сообщение из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»...