конспект НОД "Путешествие в зимнюю сказку"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
конспект НОД "Путешествие в зимнюю сказку".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД "Путешествие в зимнюю сказку" | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 комбинированного вида» города Пикалёво
Конспект НОД «Путешествие в зимнюю сказку»
в старшей группе.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».
Разработан воспитателем
Васильевой Ириной Александровной
Пикалево
2015 года.
Актуальность.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» .
Программное содержание:
Цель: Систематизация представлений детей о природе в зимнее время года.
Дальнейшее речевое развитие: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Познавательные.
Ознакомление с миром природы в зимнее время года. Учить наблюдать, развивать любознательность.
Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней
природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры, метели, вьюги, стужи, морозы).
Коррекционно-развивающие.
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Использовать в процессе ознакомления с природой произведения
художественной литературы, музыки.
Формировать представления о том, что человек — часть природы и
что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Обучающие.
Обогащать речь детей существительными, прилагательными, глаголами. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, глаголу. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Развивать речедвигательный (артикуляционный) аппарат детей.
Учить различать на слух и отчетливо произносить согласные звуки: с – ш. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными, с глаголами. Дать понятие слова - родственники, однокоренные слова (снег, снеговик, снежинка….)
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вы-
сказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Учить составлять рассказ по картинкам с последовательно
развивающимся действием.
Развивать у детей умение сотрудничать с друзьями, развивать коллективное творчество.
Формировать умение составлять небольшие стихотворения синквейн творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ
РАЗВИТИЕ»
Воспитательные.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку
сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.
Оборудование: аудиозапись со спокойной музыкой, мультимедийная презентация, картинки-символы с изображение солнца, зимнего неба, ветра, деревьев, снегопада, одежды людей; елочка, вырезанные из салфеток снежинки.
Используемые технологии: синквейн, смехотерапия, здоровьесберегающие, логоритмика, ИКТ
Ход ОД:
Мотивационная часть.
Воспитатель читает стихотворение.
«Зима»
Снег да снежные узоры.
В поле вьюги разговоры.
В пять часов уже темно.
День – коньки, снежки, салазки.
Вечер – бабушкины сказки.
Вот она, зима.
А.Блок
- Ребята, сейчас мы отправимся в путешествие, в зимнюю сказку.
А проводником нашим будет снеговик. На чем удобнее всего по лесу путешествовать? (На лыжах) Что ж, друзья, тогда вперед, сказка всех нас в гости ждет…Имитация «едем на лыжах»
Идет демонстрация слайдов, включена аудиозапись. Воспитатель рассказывает.
Основная часть.
На дворе зима. Стоит хорошая погода. Кругом светло от снега. Пришла зимушка и в лесную чащу. Красивый наряд лежит на деревьях. Посыпались с неба пушистые снежинки. Белым ковром легли они на поля. Засверкал на солнце снег. Хорошо зимой!
- Вы сумели увидеть зимнюю сказку?
- Какую зиму вы представили? (снежную, холодную, суровую, студеную, ветреную, морозную)
- Про что говорят:
- Ударил? (мороз)
- Бушует? (вьюга)
- Метет? (метель)
- Хрустит? (снег)
- Блестит? (лед)
- Морозный? (День)
- Холодный? (снег, лед)
- Ледяная? (стужа)
- Какую холодную зиму вы описали, «мороз невелик, да стоять не велит», давайте погреемся.
Проводится физминутка
Руки в кулаки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Мы ладоши растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Теплым стать ему поможем.
Щечки надуваются,
Губки улыбаются.
Язычок наш тоже хочет погреться: сделаем гимнастику для языка…
Научим и Снеговика. Язычок решил угостить нас блинами, с вкусным вареньем и горячим чаем…
Размялись, разогрелись, самое время поиграть в игру «Поймай звук»
Я буду называть слова, а вы, если услышите в слове звук «с» , то выполните движение имитирующее умывание, если звук «ш», то движение ладонями от себя. (Снег, шапка, снеговик, снегирь, шарф, шуба, снежинка…
Молодцы.
А сейчас составим рассказ по картинкам о зиме…
Рассказывать будем с помощью картинок-символов на экране мультимедиа. Вам надо составить предложения. Начинаться они будут со слова «Зимой…
Воспитатель показывает картинку-символ на слайдах, дети рассказывают о признаках зимы.
Зимой солнце светит, но не греет.
Зимой небо может быть ясным и пасмурным.
Зимой ветер холодный, сильный, ледяной.
Зимой деревья голые, их ветки покрыты снегом.
Зимой день короче, ночь длиннее.
Зимой звери (дикие животные: медведь, волк, заяц, лиса…)
Зимой люди…
Вы много знаете о зиме молодцы.
И я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – Плохо». Кто-то будет говорить «зима – это хорошо, потому что… », а другой ему будет отвечать «зима – это плохо, потому что… Ребята, а чего больше зимой хорошего или плохого? Конечно хорошего.
Отгадайте загадку:
Белые звездочки с неба упали,
Мне на ладошку сели и пропали
(снежинки)
После отгадывания появляется слайд
- Мы тоже превратимся в снежинки, сказав слова:
Вокруг себя ты повернись
И в снежинку превратись!
Проводится физминутка
Закружились, завертелись
(покружиться на месте)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей
(поднять руки)
Легкие пушинки.
(покружиться на носочках)
Чуть затихла злая вьюга –
(опустить руки, встать прямо)
Улеглись повсюду.
(присесть, руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг –
(встать, руки вперед)
Все дивятся чуду.
(развести руки в сторону)
Заискрили, засверкали
(руками выполнить движение «Ножницы»)
Белые подружки.
Заспешили на прогулку
Дети и старушки.
(шаги на месте)
- Посмотрите, кругом деревья, украшенные снегом, и лес выглядит сказочно, красиво.
- Что зима сделала с лесом? (запорошила, заколдовала, замела, заморозила)
- Какой лес зимой? (заколдованный, задумчивый, сказочный, заснеженный)
- Какой снег в лесу? (блестящий, искристый, холодный)
- Как выглядят деревья зимой? (тихие, задумчивые, замерзшие, продрогшие; дремлют под снежным одеялом; у елки иголки как ледяные палочки)
- Ребята, был сильный ветер, и он раздул весь снег с деревьев. Что может случиться с деревьями? (они могут замерзнуть)
- Нужно помочь, ведь мы в сказке, и здесь возможно все.
Я буду читать стихи, а вы добавляйте слова, связанные со словом снег. Каждым снежным словом будем укрывать елочку.
На доске изображена елочка, вырезанная из картона, на столе у воспитателя снежинки, которыми дети будут ее укрывать. После каждого угаданного слова демонстрируется слайд
Тихо-тихо, как во сне
Падает на землю…(снег)
С неба все скользят пушинки,
Серебристые…(снежинки)
На дорожку, на лужок
Выпал беленький…(снежок)
Вот веселье для ребят,
Все сильнее…(снегопад)
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик)
На снегу-то, посмотри,
В красных грудках…(снегири)
- Какие слова встретились в отгадках? (снег, снегопад, снеговик, снегири, снежок, снежинки)
- Слова, которые похожи по звучанию, называют словами-родственниками.
- Смотрите, какая елочка принарядилась, укуталась снежинками. Спасибо вам, ребята за помощь. Я вижу, что вы чуткие, добрые и заботливые. Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Произнесем волшебные слова:
Вокруг себя ты повернись
И в ребенка превратись!
Заключительная часть
Давайте вместе сочиним стихотворение (синквейн) о зиме. Мы с Вами уже учились писать стихи (синквейны).
Предмет (тема) – одно слово-существительное.
Два прилагательных по теме.
Три глагола по теме.
Предложение по теме.
Ассоциация по теме: одно слово-предмет.
Зима.
Белоснежная, морозная, сказочная.
Радует, бодрит, зачаровывает
В лесу снегопад.
Счастье!
Лес.
Снежинка.
Молодцы, прекрасное стихотворение сочинили. Она заканчивается словом «счастье».
-Ребята, когда люди счастливы, радуются, они что делают? (Улыбаются, смеются, хохочут…) Давайте мы с вами посмеемся, похохочем. Далее смехотерапия. ---Ребята, давайте впускать радость в наши дома, в наши сердца, в наши души…
Вот вам от зимы в подарок картинки «Собери целое из частей», снежный ком, не простой, там конфеты, угощение, снежинки в подарок
Понравилось Вам наше путешествие? Что больше понравилось?
Проводится анализ НОД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логоритмического занятия "Зимняя сказка"
Конспект логоритмического занятия "Зимняя сказка"...
Конспект интегрированного занятия "Зимняя сказка"
Конспект интегрированного занятия "Зимняя сказка"...
Конспект интегрированного занятия "Зимняя сказка" в средней группе
Конспект интегрированного занятия "Зимушка-зима" в средней группе. Интеграция: Художественно-эстетическое, познавательное развитие...
Конспект занимательного дела «Зимняя сказка»
Конспект занимательного дела «Зимняя сказка». Цель: показать, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом; уточнить признаки зимы; воспитывать отзывчивость ...
Конспект открытого занятия «Зимняя сказка». Нетрадиционная техника рисования солью.
На данном занятии продолжаем знакомить детей с зимним пейзажем, показываем, что природа прекрасна в любое время года. Учим детей передавать очертание стволов, веток деревьев используя шаблоны. З...
Конспект музыкального занятия "Зимняя сказка" для старших дошкольников.
Занятие построено на разнообразных видах деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-ритмическая, музыкально-игровое и танцевальное творчество, импровизация и и...
Конспект коррекционного занятия "Зимняя сказка"
Занятие направлено на коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии....