Звук и буква ы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [ы] и буква ы».
Конспект занятия по развитию речи
Тема: Звук [Ы] и буква ы
Подготовила: воспитатель Подилько А.Г.
Цели:
1. Знакомство с буквой Ы.
2. Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах, словах, предложениях.
3. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.
4. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти.
5. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
6. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.
Задачи:
Образовательные: познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
Развивающие: развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание, развивать просодическую сторону речи (силу голоса, высоту голоса, фонематический слух, внимание, мышление, память, пространственное восприятие.
Воспитательные: воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; интерес к занятию; настойчивость.
Оборудование: набор картинок (кукла – куклы, шар – шары и пр., печатная буква Ы
Ход занятия:
1.-Ребята чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно говорить слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки.
- А для чего мы учим буквы? (Для того, чтобы научиться читать) .
- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.
- Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах.
-Давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем: [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.
-А звуки [а, о, у, и] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.
- Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком. Послушайте, какие песенки я вам пропою: аы – оы – уы .
-Какой новый звук вы услышали?
-Да, верно. Прозвучал звук Ы. Он у нас тоже гласный звук. И обозначается он вот таким символом. Показать букву Ы.
2.-Ребята, хотите поиграть? Игра называется «Один – много». Я называю один предмет, а вы много: Кукла – куклы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, стол – столы, шар – шары, тыква – тыквы, кот – коты, зонт – зонты, ягода — ягоды, дуб – дубы, зуб – зубы, банан – бананы, двор — дворы, забор — заборы, комар — комары, топор — топоры.
- А теперь давайте вместе пропоем звук ы; - громко, тихо, кратко, длинно.
Дыхательная гимнастика
-Вокруг себя обернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в березы. Дует сильный ветер «Ы-Ы-Ы», раскачивая деревья, низким голосом протягивайте звук. Ветерок стих, стал легким (высоким голосом). Повторить.
- Выходите на ковер, встаньте все в круг. Посмотрите, у нас на ковре лежат карточки. Каждый берет одну карточку. Девочки берут карточку с одним предметом, а мальчики - где много предметов (играет музыка). Все нашли? Давайте проверим. Посмотрите, все ли правильно? Девочки назовите свои предметы, а сейчас мальчики называют громко свои предметы. Какой звук повторился много раз? Да, звук Ы.
-Проходите за столы. Сядьте ровно, выпрямите спины. Давайте вспомним слова со звуком Ы, которые называли мальчики.
Упражнение в словоизменении, выделении последнего звука в слове:
Шла коза,
Навстречу – … (козы) .
Здесь – берёза,
Там – … (берёзы,
Рядом дуб,
А с ним – … (дубы)
Нету слов на букву … (ы)
-Звук Ы у нас особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
- Губы открыты или смыкаются? (открыты) .
- Зубы открыты или смыкаются? (открыты) .
- Где находится язык? (он лежит на дне рта) .
- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет) .
4. Произношение звука «Ы» в словосочетаниях, предложениях. Словообразование.
-Ребята какие бывают часы: на руках… (наручные, на стене… (настенные, на улице… (уличные, на столе… (настольные). Машины тоже бывают разные. Одни стирают, значит это… (стиральные машины). На других шьют, значит это… (швейные машины). Убирают улицы… (уборочные машины, перевозят грузы… (грузовые машины).
5. Образование существительных множественного числа.
- У соседей сад, у звука [ы] – сады (пример, говорит воспитатель, далее множественное число образуют дети) .
- У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.
- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы).
- И дома у звука [ы] не комната, а (комнаты, не диван, а (диваны) .
- Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.
-Попробуем нарисовать букву в воздухе: начинаем сверху, движемся вниз, делаем круг, рядом рисуем палочку сверху вниз. Молодцы. Повторим.
6. Динамическая пауза.
-Немного отдохнем.
Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)
В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)
В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)
В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)
-Повторим.
7. Способствовать четкому произношению звука "Ы" в словах.
-Ребята отгадайте загадки:
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло) .
Деревянных два коня
Вихрем мчат с горы меня.
У коней обычай свой:
Летом спят, бегут зимой. (Лыжи) .
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы) .
Вильнет хвостом туда-сюда
И нет ее, и нет следа. (Рыба) .
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышка) .
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес
-И исчез. (Дым)
8. Заучивание стихотворения М. Мышковской.
Мышка мыла
мылом нос,
Мыла уши,
мыла хвост,
Мыла так,
что стала белой,
И от счастья
мыло съела.
вопросы:
Что и чем мыла мышка?
(Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост) .
Как она все это мыла и что с ней стало?
(Мыла так, что стала белой, и от счастья мыло съела) .
- Буква ы всегда маленького роста, живет она на шестом этаже, в квартире № 6 (размещение буквы на панно) .
Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (Гласные). Каким условным цветом обозначаем гласный звук? (Красным). Ребята вам понравилось занятие? Вы все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/10/picture-312702-1381411477.png)
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/23/picture-483782-1411477740.jpg)
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/23/picture-483782-1411477740.jpg)
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/23/picture-483782-1411477740.jpg)
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/23/picture-266203-1372015118.jpg)
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-305534-1380666605.jpg)
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....