Картотека речевых игр с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Технология ОТСМ-ТРИЗ-РТВ направлена на формирование у дошкольников интеллектуально-творческой и познавательной деятельности в контексте нового законодательства и ФГОС ДО.
Основное педагогическое средство реализации: - моделирование мыслительных действий. Для ребёнка это схемы шагов алгоритма, которые позволяют решать какую-либо задачу познавательного плана. (осознание дошкольниками шагов алгоритма). Практика работы с детьми ОВЗ показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства актуально использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_triz_-_kopiya.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ознакомление с возможностями органов восприятия «Анализаторы» Игра «У кого какой предмет?» Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия, активизация зрительного анализатора. Ход игры: Ведущий предлагает посмотреть в зеркало на свои глаза, сосредоточить на них внимание, повторить фразу: «У нас есть глаза, и ими можно увидеть объекты. Глаза могут ощущать». Предлагается сравнить объекты по признакам.
Анализаторы Игра «Снеговики» Дети выкладывают аппликацию по образцу из имеющихся материалов Игра «Бусы» Дети нанизывают на шнурок узор из геометрических форм, разных по цвету и размеру в соответствии с заданной схемой.
Игра « Ощущал-ки с материалами» Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия, активизация тактильного ощущения. Ход игры: Ведущий предлагает детям показать свои руки, сосредоточить на них внимание, повторить фразу: «У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать». Затем завязывает детям глаза и предлагает определить на ощупь объекты, которые дает им в руки. В ходе обследования объектов предлагается повторять фразы: «Руки – помощники умной головы» «Руки трогают, а голова понимает признаки объектов» «Руки ощущают значения признаков: температура, влажность, рельеф, форма…) С целью развития речи можно провести беседу о том, что бывает из данного материала, как можно использовать еще данный материал (его свойства)
Игра « Ощущал-ки с крупами» Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия, активизация тактильного ощущения. Ход игры: Ведущий предлагает детям показать свои руки, сосредоточить на них внимание, повторить фразу: «У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать». Затем завязывает детям глаза и предлагает определить на ощупь крупы. В ходе обследования предлагается повторять фразы: «Руки – помощники умной головы» «Руки трогают, а голова понимает признаки объектов» «Руки ощущают значения признаков: температура, влажность, рельеф, форма…) С целью развития речи можно провести беседы о том, какие продукты питания можно приготовить из круп, чем они полезны, как ещё можно применять крупы .
Игра « Ощущал-ки с тканями» Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия, активизация тактильного ощущения. Ход игры: Ведущий предлагает детям показать свои руки, сосредоточить на них внимание, повторить фразу: «У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать». Затем завязывает детям глаза и предлагает определить на ощупь материалы, из которых шьют вещи. В ходе обследования объектов предлагается повторять фразы: «Руки – помощники умной головы» «Руки трогают, а голова понимает признаки объектов» «Руки ощущают значения признаков: температура, влажность, рельеф, форма…) С целью развития речи можно провести беседу о том, какие вещи шьют из этих материалов (сущ. + прил.) Как еще можно применять данные ткани.
Игра «Ателье» (круги Луллия ) Цель: развитие лексико-грамматических конструкций. (согласование сущ. с прил.) Ход игры: Логопед знакомит детей с различными видами материалов, из которых шьют одежду, дает их потрогать, оценить на ощупь и выкладывает их на большой круг. Картинки с изображением одежды расположены на среднем круге. Путем случайного выбора ребенок составляет словосочетания.(ПР. юбка и материал –шерсть, значит шерстяная юбка)
Ознакомление с именами признаков Игра « Словосочеталки » Цель: развитие грамматического строя речи (умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже) Ход игры: Логопед предварительно вкладывает в кармашки маленького кольца ТК-признаков , а среднего кольца картинки объектов. Затем просит детей вращать кольца и называть получившиеся словосочетания. ( ТК-признак + объект = разноцветный шарик) В дальнейшем можно предложить детям составить предложения с получившимся словосочетанием, зарисовать его схему.
Игра « Предлож-ки » Цель: развитие грамматического строя речи (умение конструировать предложение) Оборудование: « Логодом », ТК-признаков , картинки объектов, картинки с изображением леса, детской площадки, садика, магазина, больницы, дороги, пляжа, кухни, библиотеки, сада, парка. Ход игры: Логопед знакомит детей с схемой предложения (выставляет схему в верхнем кармане « Логодома » ТК-признака + объект + схема глагола + картинка с изображением места события) и просит детей составить свои предложения, озвучить их. Затем дети рисуют схему своего предложения.
Игра « Объединялочки » Цель: формировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имен признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к перцептивному действию как к основе чувственного познания мира. Ход игры: Логопед раздает детям картинки с различными объектами (по 5-6 шт.) Также кладет на стол ТК-признаков . Затем предлагает детям собрать логическую дорожку, объединив каждый объект общим признаком. (роза – рельеф – ёжик – цвет – камень…) Все решения обсуждаются и доказываются. Выигрывает тот, кто использует все картинки – объектов.
Игра «Неприятели -2» Цель: расширение словаря антонимов. Ход игры: Логопед выставляет на маленьком и большом круге объекты, противоположные по определенному признаку. Просит детей подобрать пару объектов противоположных по определенному признаку. Затем выбрать на маленьком круге подходящую ТК-признаков . Или наоборот, сначала выбрать признак, а затем подобрать антонимы по этому признаку.
Освоение способов формулировки вопросов Игра «Вопросики-2» Цель: способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам. Ход игры: логопед располагает на среднем круге изображения объектов природного и рукотворного мира. На большом круге – символы имен признаков. На малом круге символы вопросов. Дети раскручивают кольцо и в зависимости от того какие символы попадут в сектор, формулируют вопрос.
Игра «Вопросики-1» Цель: способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам. Ход игры: Логопед раздает индивидуальные карточки «Задаём вопросы». Затем предлагает за определенное время составить вопрос из предложенных ТК-освоения способов постановки вопросов и предметных картинок. По истечении заданного времени дети озвучивают свои вопросы.
Освоение способов установления причинно-следственных связей «Причина-следствие-2» Цель: способствовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи и находить взаимодействующие признаки объектов. Ход игры: Логопед демонстрирует детям индивидуальную ТК «Причина-следствие» и предлагает выбрать из копилки картинок объектов и явлений природы в различных состояниях любую картинку (солнце), выявить активный признак (температура). Затем обсуждает с детьми, что может последовать за этой причиной, где активным является данный признак (температура). Фиксирует ответ. После общего обсуждения предлагает детям поработать с карточками индивидуально.
Освоение детьми моделей мышления Освоение детьми способов составления творческих рассказов по сюжетной картине
Освоение детьми способов морфологического анализа Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов. Создать условия для усвоения обобщенной модели комбинаторики.
Освоение детьми способов составления рассказов по серии картинок
Освоение детьми мыслительной операции комбинаторики с помощью кругов Луллия Игра: «Парочки» Цель: развитие фонематических процессов. Ход игры: Логопед раскладывает картинки – паронимы на обоих кругах. Предлагает детям объединить картинки, сходные по звучанию. (мишка – миска) Игра: «Символ» Цель игры: развитие фонематического анализа. Ход игры: Логопед распределяет на одном круге символы звуков, на другом – предметные картинки. Предлагает детям объединить символ звука с объектом, в названии которого есть данный звук. (символ – Ц – объект мотоцикл)
Игра: « Слогжи » Цель игры: развитие фонематических процессов. Ход игры: Логопед раскладывает на одном круге буквы обозначающие согласные звуки, на другом гласные. Ребенок собирает названный логопедом слог и придумывает слово с этим слогом, сочетанием букв. (К.О. – КОля , молоКО ). 2 вариант. Ребенок читает слоги , меняя гласные буквы (крутит средний круг) Игра: « Слоготочки » Цель: слоговой анализ и синтез слов. Ход игры: Логопед выкладывает на одном круге разное количество точек, на другом предметные картинки. 1 вариант Предлагает детям объединить точки с объектом, в названии которого такое же количество слогов. 2 вариант Логопед предлагает объяснить, как можно объединить количество точек с случайно выпавшим словом, т.е. изменить слово так, чтобы оно стало состоять из заданного количества слогов. (две точки – СТОЛ – СТОЛЫ)
Игра: « Слогопары » Цель: слоговой анализ и синтез Ход игры: Логопед выкладывает на кругах предметные картинки. Затем предлагает объединить картинки с одинаковым количеством слогов. (кит, лук, лев) Игра « Первозвук » Цель: звуковой анализ слов. Ход игры: Логопед вкладывает предметные картинки, которые начинаются на твёрдые согласные звуки. Предлагает объединить картинки с одинаковыми первыми звуками. (бант-барабан)
Игра « Букварик » Цель: звуковой анализ слов и связь звука с буквой. Ход игры: Логопед выкладывает на одном круге буквы, на другом предметные картинки. 1 вариант Логопед предлагает объединить объект с буквой, обозначающей первый звук в его названии. (Т- телефон) 2 вариант Логопед спрашивает, как будет называться объект, если его первой буквой будет случайно выпавшая буква. ( П – орех = Порех ) Игра: « Звукарик » Цель: звуковой анализ слова. Ход игры: Логопед выставляет на одном круге синие, зелёные, красные фишки, на другом объекты, названия которых начинаются на гласный, твердый и мягкий согласный. Предлагает объединить картинки с символами первых звуков.
Игра «Парочки-1» Цель: звуковой анализ слов. Ход игры: Логопед выкладывает на кругах предметные картинки и предлагает объединить картинки с одинаковыми последними звуками. (апельсин – чемодан – клоун) Игра: «Подбери звуковой домик -1» Цель: звуковой анализ слов. Ход игры: На одном круге логопед выкладывает схемы слов из трех, четырех звуков, на другом предметные картинки. И предлагает объединить объекты с подходящими схемами. (зеленый, красный, синий – лес; синий, красный, синий, красный, синий-банан )
Игра «Парочки по твердости – мягкости» Цель: звуковой анализ слов. Ход игры: На одном круге логопед выкладывает предметные картинки, начинающиеся на твердые согласные звуки, на другом, предметные картинки, начинающиеся на парные мягкие согласные звуки. Затем просит объединить картинки с парными по твердости – мягкости первыми звуками. (лев - лопата) Игра: «Подбери звуковой домик – 2» Цель: звуковой анализ слов Ход игры: На одном круге логопед выкладывает схемы расположения заданных звуков в слове (начало, середина, конец), на другом предметные картинки. Просит объединить картинки с подходящими схемами.
Игры: «Путешествие насекомых», «Путешествие птиц» Цель: формирование синтаксических конструкций. Задачи: - образование глаголов с приставками В, ВЫ, НА, ВЫ, ПРИ, С, У, ПО, ПОД, ОТ, ПЕРЕ, ЗА, ДО; - закрепление предложно – падежных конструкций Ход игры: Логопед распределяет на первом кольце насекомых (птиц), на втором – схемы предлогов, на третьем – цветы (деревья). И предлагает детям выбрать насекомое и цветок, называет их. Дети используя схему предлога составляют предложение.
Игра: «Оденемся на прогулку» Цель: закрепление знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе и в одежде. Ход игры: Логопед предлагает выбрать картинку с изображением время года и спрашивает детей- какое время года изображено на картинке. Затем предлагает детям собрать вещи на прогулку в соответствии со временем года, изображенным на картинке. Дети крутят круги и подбирают головной убор, одежду и обувь по сезону. На первом круге – головные уборы, на втором – одежда, на третьем – обувь.
Освоение детьми способов систематизации объектов Цель: способствовать формированию у детей основ системного мышления . Умения достраивать информацию и элементарно прогнозировать развитие систем. Создать условия для усвоения обобщенной модели систематизации объектов.
Освоение детьми пространственных ориентиров. Игра«Найди загаданный объект» Игра « Да-нет »
Освоение детьми способов составления загадок
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта НОД с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ «Безопасность детей при использовании ИТ».
Цель: формирование у детей осознанное отношение к своему здоровью.Задачи:Формировать представление детей осознанного отношения к своему здоровью, при использовании ИТ.Закреплять умение детей создавать...
Карта занятия. Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в подготовительной группе (6 - 7 лет) Тема: «Анализ русской народной сказки «Царевна - лягушка» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.
Технологическая карта занятия составлена для детей подготовительной группы и разработана и опирается ФГОС на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной облас...
Карта (занятия) по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи». Средняя группа.Тема: «Составление загадки». Название: «Придумываем загадку к конкурсу Крошу» с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ
Цель: закрепление у детей умений составления загадки по технологии ТРИЗ....
Технологическая карта (занятия) по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи». В средней группе. Тема: «Текст 36, Встреча с ежиком». Название: «Встреча с ежиком» с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.
Цель: формирование навыка правильного восприятия короткого рассказа, пробуждение интереса к чтению....
Карта НОД. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Удивительный мир книги» Название: «Книга» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Цель: формирование бережного отношения к книге, прививать любовь к чтению....
Карта НОД.Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература»в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Чему нас учит сказка». Название: «Сказки» с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.
Технологическая карта занятия составлена для детей средней группы и разработана и опирается на ФГОС и на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области ...
Картотека игр по развитию речи с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.
Игры и творческие задания для развития выразительности речи....