Конспекты занятий по развитию связной речи путем рассказывания по серии сюжетных картин у старших дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Одним из важнейших показателей речевого развития ребёнка является развитие связной речи.Своевременное развитие связной речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Рассказывание по серии сюжетных картин является одним из компонентов развития связной речи. Элементы рассказывания по сюжетным картинам присутствуют в работе с детьми с младшего дошкольного возраста и совершенствуются в процессе овладения навыками рассказывания вплоть до подготовительной группы. Инновационные формы работы над рассказом позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sisina_rimma_maratovna.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Сисина Римма Маратовна
воспитатель
МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»
Г.Нижневартовск
Конспекты занятий по развитию связной речи детей для старших дошкольников
Рассказывание по серии сюжетных картин
«Неудачная охота»
Цели:
- образовательная: обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;
2. развивающие:
- развивать умение строить последовательно свое высказывание;
- активизировать и расширять словарь детей по теме домашние животные;
3. воспитательная: воспитывать у детей любознательность к окружающей природе.
Оборудование: серия сюжетных картин «Неудачная охота»; игрушки — котенок и дерево.
Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов Л. Н. Толстого «Котенок», «Лев и собачка», Н. Г. Гарина—Михайловского «Тема и Жучка». Рассматривание изображений животных на картинках. Рассказы детей об их домашних питомцах.
Ход занятия
- Организационный момент.
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь,
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись, мышиный род,
На охоту вышел... (кот.)
(Из коробочки педагог достает игрушечного кота и предлагает детям оставить его в гостях на все занятие.)
2. Объявление темы
Кот Вася хочет рассказать нам историю о том, как он однажды охотился. Но история эта, ребята, зашифрована, и вы должны догадаться сами, что произошло с Васей. (Педагог выставляет серию сюжетных картин, в которой «зашифрована» история «неудачной охоты» Васи.)
3. Игра «Составь предложение».
Дети составляют предложения по демонстрируемым педагогом действиям.
Выставляется игрушечное дерево. Педагог помещает игрушечного котенка: на дерево; под дерево; за дерево; перед деревом; около дерева и т.д.
Дети составляют предложения: «Кот Вася сидит под деревом», «Кот Вася спрятался за дерево» и т.д.
- Беседа по картинкам.
Ребята, давайте «расшифруем» историю кота Васи, а затем спросим у него, правильно ли мы его поняли.
Какое время года изображено на картинках?
(Осень).
Почему вы так думаете? (Потому, что на деревьях желтые листья, а птицы, за которыми охотится Вася — воробьи — зимующие.)
Что делает Вася?
Почему он обратил внимание на воробьев?
Какая мысль пришла ему в голову?
Как Вася поднимается по стволу дерева? (Тихо, бесшумно, крадучись.)
Заметили его птицы?
Почему охота у Васи не удалась?
- Физкультминутка. «Кошка».
Осторожно, словно кошка,
Я легко со стула спрыгну,
Спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко.
Действия по тексту.
Я из блюдца молочко,
Полакаю язычком.
Руками легонько коснуться пола.
- Составление рассказа детьми.
Коллективное составление рассказа детьми, с помощью педагога, по картинкам. Педагог начинает рассказ, а дети продолжают. После совместного составления рассказа дети составляют рассказ индивидуально. При этом дается установка на то, что рассказ не нужно воспроизводить точно.
Примерный рассказ
После вкусного обеда кот Вася решил почистить шерстку. Пригревало тусклое осеннее солнышко. Вася уютно расположился под деревом. Вдруг его внимание привлекли птичьи голоса. Это воробьи завели между собой спор. Кот тихо подошел к дереву и стал бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали спорить. Вася был уже совсем близко к своей цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Вася оказался на земле. Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.
7. Итог занятия.
Чью историю вам пришлось расшифровывать?
Какие особенности вы узнали об охоте кошек?
Давайте спросим у Васи: так ли было все на самом деле? (Педагог «спрашивает» у игрушечного котенка и говорит, что Вася очень удивлен, как точно дети расшифровали его историю.)
Рассказывание по серии сюжетных картин
«Зимние развлечения»
(старшая группа)
Цели:
- образовательная: обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»;
- развивающие:
- развивать умение составлять распространенные предложения;
- активизировать у детей словарь прилагательных;
- обобщать и систематизировать знания детей о зиме.
3. воспитательная: воспитывать у детей умение с пользой проводить свободное время.
О6орудование: сюжетная картина «Зимние развлечения».
Предварительная работа: чтение и обсуждение произведений И. С. Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой «Первый снег», Г. Скребицкого «Зима». Игра «Подбери родственные слова» (зима, снег).
Ход занятия
1. Организационный момент
Сядет тот, кто правильно подберет слово по теме «Зима».
Снежный (что?) — ...
Снежная (что?) — ...
Белый (что?) — ...
Холодная (что?) — ...
Морозный (что?) — …
Ледяная (что?) — …
Трескучий (что?) — …
Сильный (что?) — …
2. Объявление темы.
Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей.
(Выставляется картина.) Но прежде мы сыграем игру.
3. Игра «Подбери признаки».
Снег (какой?) — белый, холодный, скрипучий.
Ветер зимой (какой?) — колючий, холодный, сильный.
Воздух зимой (какой?) — свежий, морозный, холодный.
Лед (какой?) — блестящий, зеркальный, скользкий.
При затруднениях педагог помогает детям наводящими вопросами. (Снег под ногами скрипит, значит он какой? — скрипящий. Лед похож на зеркало. Он какой? — зеркальный и т.д.)
4. Беседа по картине.
Рассмотрите картину и скажите:
Где гуляют дети?
Какой выдался день?
Чем дети заняты в ясный зимний день? (Перечисление игр.)
Какие стоят кусты? А деревья? А дома?
Что можно сказать о настроении детей?
Если подойти поближе к горке, что можно услышать?
Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку? (Имеются в виду изменения в природе.)
5. Физкультминутка «Снег».
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок. (А. Барто)
Примерный рассказ.
Белая и холодная пришла на землю зима: с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Долго не удавалось детям порезвиться на снежной горке. Но вот вьюга утихла. Из-за туч выглянуло солнышко.
Ребята с веселым смехом и криками отправились на прогулку. Они взяли с собой санки, лыжи и коньки. Ведь так приятно мчаться с горки или нарисовать узор коньками на льду. Снег хорошо лепился, и девочки слепили из него большого снеговика. А задорные мальчишки стали кидать друг в друга снежками. Весело и интересно на снежной горке!
6. Рассказы детей.
7. Итог занятия.
О каком времени года говорили?
В какие игры можно играть зимой?
Рассказывание по серии сюжетных картин
«Кормушка»
(старшая группа)
Цели:
- образовательные:
- обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;
- учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям;
- развивающие:
- уточнять знания детей о зимующих птицах;
- развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание;
- воспитательная: воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается.
Оборудование: серия сюжетных картин «Кормушка», предметные картинки с изображением зимующих птиц (подбирает педагог).
Предварительная работа: чтение художественных текстов М. Горького «Воробьишко» и И. С. Соколова—Микитова «В берлоге», «На лесной дороге». Игры: «Улетают, не улетают», «Кто как зимует?» Изготовление кормушек для птиц из подручного материала.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Узнай по описанию»
Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто?) — воробей.
Желтогрудая, веселая, юркая (кто?) — синица.
Красногрудый, ленивый, малоподвижный (кто?) — снегирь.
Белобокая стрекотунья и воровка (кто?) — сорока.
Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев — дятел.
Черная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает — ворона.
При каждом правильном ответе логопед выставляет соответствующую картинку.
2. Объявление темы.
Педагог: Что общего у этих птиц? (Ответы детей.) Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.
3. Составление рассказа.
Педагог предлагает детям разложить картинки серии «Кормушка» в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки и думают о том, как назвать рассказ. Из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».
Почему дети решили сделать кормушку?
Что им для этого понадобилось?
Где дети повесили кормушку?
Кто с радостью прилетал к кормушке?
Как нужно заботиться о птицах зимой?
Далее дети описывают события, которые происходят на первой, второй, третьей картинках.
Педагог просит придумать имена детям.
4. Физкультминутка.
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю снег.
С неба все скользят пушинки
— Серебристые снежинки.
Кружатся над головою
Каруселью снеговою.
На снегу—то, посмотри,
— С красной грудкой снегири.
5. Рассказы детей.
Педагог просит детей еще раз внимательно рассмотреть картинки и подумать, как они будут рассказывать. А затем предлагает начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку.
Примерный рассказ, составленный детьми.
Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот работа закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил ее на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.
6. Игра «Сосчитай птиц и кормушки».
Выставляется кормушка, изготовленная детьми. Педагог дает задание посчитать птиц, которые прилетают к кормушке. Первым «прилетает» воробей, затем синица и т.д. Дети пересчитывают птиц от одного до десяти. В конце игры педагог говорит детям о том, что к кормушке прилетела еще и ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой у кормушки, потому что это перелетная птица.
7. Итог занятия.
О чем составляли рассказ?
Как называют птиц, которые остаются зимовать?
Как можно помочь птицам зимой?
После занятия дети совместно с педагогом одеваются, берут свои кормушки, сделанные из подручного материала, и выходят на улицу. На улице дети развешивают кормушки по территории детского сада и кладут в них корм. В дальнейшем дети могут водить наблюдения за птицами.
Рассказывание по серии сюжетных картин
«Новый год на пороге»
(старшая группа)
Цели:
- образовательные:
- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.
- формировать навык соблюдения последовательности изложения.
2. развивающие:
-развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.
-активизировать словарь прилагательных по теме.
-упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия.
3. воспитательная:
-воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.
Оборудование: серия сюжетных картин «Новый год на пороге» (автор О. С. Гомзяк), елочные украшения, изготовленные совместно воспитателями и детьми в группе.
Предварительная работа: чтение художественных текстов с последующим обсуждением: С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», З. Александрова «Дед Мороз», К. Чуковский «Ёлка», изготовление елочных украшений.
Ход занятия
I. Организационный момент. Дети заходят на занятие с ёлочными фонариками. Каждый ребенок называет игрушку и ее цвет.
- У меня желтый фонарик и т.д.
II. Объявление темы.
Воспитатель: Дети, почему у вас фонарики?
К какому празднику вы их приготовили?
Сегодня на занятии будем составлять рассказ о том, как дети готовились и праздновали Новый Год.
III. Беседа по серии картин.
Воспитатель выставляет в хаотичном порядке картинки и просит расставить их в нужной последовательности.
Вопросы детям.
- Как вы думаете, какой праздник скоро наступит?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Посмотрите внимательно и назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Кто стоит в зале?
- Какая ёлка?
- Какие украшения получись у детей?
(яркие, красочные, забавные, разноцветные)
- Хорошо дети украсили ёлку?
- Можем ли мы сказать, что праздник наступил?
- Что надели дети?
- Что делают дети вокруг елки?
- Как вы думаете, придет к ребятам Дед Мороз? Почему придет?
IV. Самостоятельные рассказы детей.
Воспитатель: Сейчас три человека будут рассказывать. Маша начнет рассказывать по 1 картине – с чего началась вся эта история. Саша продолжит по второй картинке, а Демид расскажет по 3 картинке – чем все закончилось.
V. Физминутка.
Ждут красавицу колючую – рисуют руками елку
В каждом доме в декабре – «Дом»
На ветвях зажгут фонарики – «Фонарики»
Искры брызнут в серебре – руки над головой, пальцы оттопырены.
Сразу станет в доме празднично – руки на поясе
Закружится хоровод – повороты в стороны.
Дед Мороз спешит с подарками –
Наступает Новый Год – ходьба на месте с воображаемым мешком за плечами.
VI. Продолжение составления рассказов.
Воспитатель: Дети, а сейчас 1 ребенок рассказывает весь рассказ полностью. А остальные дети будут анализировать рассказы детей по картинкам помощникам.
VIII. Итог занятия.
- Оценка, анализ деятельности детей.
Воспитатель: ребята, я хочу, чтобы вы нарисовали рисунки или сделали с мамами и папами книжки о том, как вы дома готовитесь к Новому Году
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная группа).
Конспект занятия по развитию связной речи....
Конспект занятия по развитию связной речи по теме: Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».
Конспект занятия по развитию связной речи по теме: Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....
Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия по развитию связной речиСоставление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин(подготовительная к школе группа)...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе . Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»
Закрепить умение целенаправленного восприятия наглядного содержания картин, анализа изображенной ситуации....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришёл» по серии сюжетных картин."
Обучать детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин.Формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин....
Конспекты занятий по развитию связной речи, через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок.
Конспекты занятий по развитию речи...
Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин.
- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;-обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин.-применение "Логических блоков Дьенеша" на заня...