Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Познание» Тема: «Как одевались в старину?»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Занятие – путешествие для детей подготовительной к школе группы (из цикла занятий, посвященных реализации темы проекта: «Русская культура и традиции»)
Модель занятия – учебно – игровая
Цель: расширять представления детей об особенностях русского национального костюма
Цель реализуется через решение следующих задач:
- закреплять представления о деталях национального женского и мужского костюмов, обратить внимание на своеобразие женского образа в народном костюме: монументальный и торжественный силуэт, плавная походка, закрепить представления детей о символической роли орнамента;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать; формировать умение связно и последовательно рассказывать о предметах; активизировать словарь детей словами и понятиями: пава, понёва, порты, кафтан, передник, пояс (кушак), сорока, кокошник, мониста;
- воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране, удовлетворять потребность детей в познании, в новых впечатлениях, в игре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiyav.a.doc | 778 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности
образовательной области «Познание»
(формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей: предметное и социальное окружение)
Тема: «Как одевались в старину?»
Подготовила:
Ефимова Валентина Алексеевна
Как одевались в старину?
Занятие – путешествие для детей подготовительной к школе группы (из цикла занятий, посвященных реализации темы проекта: «Русская культура и традиции»)
Модель занятия – учебно – игровая
Цель: расширять представления детей об особенностях русского национального костюма
Цель реализуется через решение следующих задач:
- закреплять представления о деталях национального женского и мужского костюмов, обратить внимание на своеобразие женского образа в народном костюме: монументальный и торжественный силуэт, плавная походка, закрепить представления детей о символической роли орнамента;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать; формировать умение связно и последовательно рассказывать о предметах; активизировать словарь детей словами и понятиями: пава, понёва, порты, кафтан, передник, пояс (кушак), сорока, кокошник, мониста;
- воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране, удовлетворять потребность детей в познании, в новых впечатлениях, в игре
Предварительная работа: знакомство с деталями женского и мужского костюмов, с тканями, из которых шили одежду, с символическим значением орнамента.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, видеоряд с изображением деталей мужского и женского костюмов: пояс, порты, передник, понёва, кафтан, душегрея, юбка, сорока
Материалы: сундук, предметы женского праздничного костюма: рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, мониста, кукла в женском праздничном костюме, кукла в мужском костюме, ключ.
(В детском саду имеется помещение, оформленноё под русскую избу).
Ход занятия – путешествия
Ì. Вводная часть (Воспитатель предлагает детям вспомнить о путешествии на прошлой неделе) Воспитатель: Ребята, куда мы путешествовали в прошлый раз? Дети: Мы путешествовали в русскую избу. Воспитатель: Верно! А какой предмет остался неразгаданный нами? Дети: Это был сундук. Воспитатель: Что же нам сделать, чтобы разгадать тайну сундука? Дети: Опять вернуться в избу и открыть сундук. ( звучит плясовая или хороводная песня, под которую дети попадают в русскую избу) ÌÌ. Основная часть 1.Определение темы путешествия Воспитатель: А вот и сундук. Чтобы узнать, что в нём лежит, послушайте стихотворение и приготовьтесь ответить на вопрос, о чём оно? В деревушке три Катюшки, Взяли в руки три катушки. Шуре сшили сарафан, Сшили дедушке кафтан, Сшили бабушке жакет, Сшили дядюшке жилет. А девчонкам и мальчишкам, Всем Андрюшкам и Наташкам, Сшили яркие штанишки, Сшили пестрые рубашки. Воспитатель: О чём же стихотворение? Дети: О том, как три Катюшки шили одежду. Воспитатель: Сделайте вывод: что же в сундуке? Дети: Это одежда. Воспитатель: Предположите, какая это может быть одежда, если мы находимся в русской избе? Дети: Наверное, это какая– нибудь старинная одежда. 2.Женский праздничный костюм (Педагог поочередно достаёт из сундука предметы одежды: сарафан, рубаху, душегрею, сороку, украшения и размещает их на вешалке) Воспитатель: Какой костюм получился? Дети: Это женский костюм. Воспитатель: Правильно. Куда можно пойти в таком костюме? Дети: На праздник. Воспитатель: Докажите, что это действительно праздничная одежда? Дети: Рубаха украшена узорами вышивки, ярко-красный сарафан из парчи, душегрея, расшитая узорами, сорока, украшения – мониста. Воспитатель: Молодцы! А что такое сорока? Дети: Это головной убор, похожий на шапочку и украшенный пушками. Воспитатель: А мониста? Дети: Это широкая полоска из бисера. Воспитатель: Про нарядно одетых девушек говорили: не идёт, а плывёт, и ласково величали: лебёдушкой, павой. Почему? Дети: Так говорили, потому что девушка идёт не спеша, важно, плавно. Воспитатель: А почему она так идёт? Дети: Одежда длинная, тяжелая, быстро ходить в таком костюме не получится. Воспитатель: А теперь девочки попробуют продемонстрировать неспешную походку девушки – лебёдушки. А мальчики полюбуются на наших маленьких красавиц. 3.Работа с тканью (Педагог обращает внимание детей на корзинку, стоящую на столе) Воспитатель: Ребята посмотрите, корзина. А что в ней находится? Дети: Нитки, иголки, пяльцы, ножницы, кусочки ткани. Воспитатель: Но это еще не всё. На дне корзинки письмо. Хотели бы вы узнать, о чем оно? ( Педагог достаёт письмо и вместе с детьми читает его): Я кукла Арина, очень хочу попасть на праздник, но совсем не знаю, из чего мне сшить костюм. Помогите мне, пожалуйста! Воспитатель: Как помочь Арине? Дети: Сначала выбрать ткань, а потом уже сшить одежду, используя нитки, иголки, ножницы. Воспитатель: Правильно! А для чего же нужны пяльцы? Дети: Для вышивки орнамента. (На столе разложены кусочки ткани (по количеству детей): шерсть, лен, шёлк, парча, холст, органза). Воспитатель: Каждый из вас должен выбрать только ту ткань, из которой можно было сшить костюм в старину? Воспитатель: Если мы выполним всё правильно, то увидим Арину в нарядном костюме. ( Дети под руководством воспитателя выбирают кусочки ткани) Воспитатель: Андрей, какую ткань ты выбрал? Дети: У меня холст. Воспитатель: Что можно сшить из него? Дети: Из холста можно было сшить сарафан или душегрею. Воспитатель: Поднимите, пожалуйста, руку те, кто выбрал холщовую ткань. Сложите ее вместе. ( Аналогичная работа проводится со льном, парчой, шёлком). (После этого педагог обращает внимание детей на кусочки органзы). Воспитатель: А почему вы не выбрали эту ткань? Дети: Такую ткань в старину не использовали. Воспитатель: А почему одежду женщины шили сами? Дети: Портные на Руси появились не сразу, да и одежду они шили для богатых людей. Воспитатель: А как люди обращались с одеждой в старину? Дети: Одежду тогда передавали из поколения в поколение, если она изнашивалась, женщины её шили сами. Воспитатель: А теперь убедимся, смогли ли мы помочь Арине. (Демонстрация куклы в праздничном национальном костюме) Воспитатель: Из каких деталей состоит её костюм? Дети: Рубаха, юбка, передник, головной убор – кокошник Воспитатель: Молодцы! А хотели бы вы поиграть с Ариной? Игра малой подвижности «Арина» Играющие встают в круг, в середине – водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Все поют: Арина, Арина, встань выше овина, Рученьки сложи, чьё имя укажи! Арина, ходит, напевая: Хожу, гуляю вдоль караваю, Вдоль по караваю, кого найду, узнаю! Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чьё имя отгадает, тот становится Ариной. 4. Игра «Отгадай – ка» Арина приготовила для вас интересную игру, которая называется «Отгадай – ка». Если вы всё отгадаете верно, то появится ещё одна кукла. (На экране демонстрируются детали женского и мужского костюмов, дети должны назвать деталь и угадать, кто мог её носить: мужчина или женщина. Зрительный ряд: пояс, порты, передник, понёва, кафтан, душегрея, юбка, сорока) Воспитатель: Чем украшены рубахи? Дети: Тесьмой, лентами, вышивкой. Воспитатель: Для чего их украшали? Дети: Узоры защищали людей от злых духов. Воспитатель: Правильно! А почему мужчины обязательно подпоясывали рубахи? Дети: Показывали свой живот, толстые животы были предметом гордости. Воспитатель: А чем необычен кафтан? Дети: У него рукава длинные, длиннее, чем руки. Воспитатель: Найдите связь между пословицей «работать засучив рукава» и кафтаном. Воспитатель: Какие обычно рукава имел кафтан? Дети: У кафтана очень длинные рукава, чтобы они не мешали, их надо было подвязать Воспитатель: Для чего их подвязывали? Дети: Если рукава не будут мешать, тогда и всю работу можно будет выполнить добросовестно, ответственно. Воспитатель: Как же объяснить пословицу: «работать засучив рукава»? Дети: Это значит, работать хорошо, «на совесть», и ответственный человек обязательно засучит рукава перед началом работы. Воспитатель: А как же сказать про ленивого человека? Дети: Работать спустя рукава ÌÌÌ. Подведение итогов Воспитатель: Верно. Всё отгадали! Поэтому к нам пришел еще один гость, дядюшка Трифон. (Педагог показывает куклу в мужском национальном костюме) Воспитатель: Что за предмет он нам принес? Дети: Ключ. Воспитатель: А для чего он нужен? Дети: Им можно открыть или закрыть дверь. Воспитатель: Верно. Чтобы узнать какую дверь открывает ключ, нам надо совершить ещё одно путешествие. Кто поможет нам в этом? Дети: Дядюшка Трифон. Воспитатель: Вы в свою очередь, постарайтесь узнать, чем занимались мужчины в старину. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. (Куклы остаются в мини-музее «Русская изба» для следующего путешествия). ( Звучит музыка, и ребята опять оказываются в своей группе). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «Познание» Тема: «Снежные комочки»
МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «Познание»Тема: «Снеж...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Путешествие со звездочетом»
МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «Познание»Тема: «Путешестви...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Водичка-водичка»
МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» Конспект непосредственно образовательной деятельности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Математика»
МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «По...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности (образовательная область познание) Тема: «Мы всегда спешим на помощь»
Применяемая технология: ТРИЗ...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми шестого года жизни на тему:"Путешествие в природный мир Урала"
Цель: Расширение представлений детей о природе и богатствах Урала.Задачи:1. Вызвать интерес к окружающей природе, расширять знания и представления ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Путешествие к звездам»
Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.Задачи:-закрепление знаний прямого счета в пределах пяти-умение находить посл...