Конспект ОД "Посиделки в русской избе"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Байдикова Галина Михайловна

Конспект ОД для детей старшей группы по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное  казённое дошкольное образовательное учреждение

                              детский сад №11.

        

                                            Конспект   ОД

    ( по познавательному развитию в старшей группе)

                    « Посиделки в русской избе».

                                Разработал:

                                воспитатель   МКДОУ  

                                                                                 детский сад  №11

                                                                                 Байдикова Г. М.

                                         

                                                                                                         

Цель:

 познакомить детей с русской народной культурой, загадками, закличками, пословицами, докучными сказками, бытом, досугом русского народа.

Задачи:

познакомить с устным народным творчеством, закличками, докучными сказками, пословицами, закрепить знание назначения предметов обихода в русской избе. Развивать чувство любознательности, память, зрительное и эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к русскому фольклору, чувство гордости и уважения к русскому народу.

Предварительная работа :экскурсии в местный краеведческий музей, занятия в « русской горнице» детского сада, заучивание пословиц, загадок, частушек, дразнилок.

Материал: предметы быта :горшки, миски, скатерть, вязанные дорожки, вышитые полотенца, ухват, кочерга, прялка, платки, ножницы, цветная бумага, клей.

                     Ход      О Д.  

Занятие проводится в русской горнице с печью.

Звучит русская народная музыка, дети входят в русских народных костюмах. Воспитатель- ведущая встречает гостей и приветствует их: « Здравствуйте, гости дорогие!»

Девочка-хозяйка: « Хорошему гостю и хозяин рад!»

Дети отвечают пословицами:

  1. «Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!»
  2. «Много гостей- много и новостей!»
  3. « Что есть в печи- на стол мечи!»

Ведущая- воспитатель рассказывает : « В старину, тёмными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки- прибаутки и работали: пряли, шили, вышивали, плели лапти, корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Детям предлагают осмотреть избу, и найти предметы, которые могли бы быть сделаны на посиделках . Дети находят полотенце и отмечают , что оно вышито, лапти- плетёные, коврик- вязаный. Посмотрите, полюбуйтесь, а хозяйка приглашает вас на посиделки.

Девочка- хозяйка: « Дорогих гостей встречаем

        Круглым, пышным караваем.

        Каравай мы вам подносим-

        Поклонясь, отведать просим!»

Ведущая берёт каравай и благодарит с поклоном.

Хоровод : « На горе-то калина».

Воспитатель- ведущий: « Ой, протанцевали, а давайте посмотрим, чем увлечена хозяйка?»

Девочка- хозяйка у печки имитирует приготовление пищи: « Варит кашу».

Воспитатель: « Дети, а какую пословицу мы знаем про кашу?»

Дети: «Гречневая каша-матушка наша, а хлеб ржаной -наш отец родной».

Ведущий- воспитатель: « Уважаемая хозяйка, мы приготовили тебе подарки, но прежде, чем тебе их отдать, отгадать, отгадай наши загадки»:

  1. « Кто в избе рогат?». ( Ухват).
  2. « Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.» ( Печь).
  3. « Кривая собачка в печку глядит». ( Кочерга).
  4. « Стоит толстячок, блестит бочок». ( Самовар).
  5. « Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает». ( Веник).

Выходит мальчик в русском костюме, кланяется и дарит девочке- хозяйке вышитое полотенце.

Девочка- хозяйка: « Ну, спасибо гости дорогие, теперь проходите к столу:

« Хлебом- солью привечаем,

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

 Говорим о том, о сём!»

Дети садятся. Раздаётся стук  и шорох за печью. Дети насторожились и притихли, а воспитатель- ведущая говорит: « Это кто пришёл?»

( Предлагает детям вежливыми словами попросить гостя войти).

Дети: « Входите, гость дорогой».

Кузя (ребёнок , одетый в костюм домовёнка ), поёт песенку:

 « Домовой за печкой жил,

С ребятишками дружил.

Он хозяйке помогал,

Всех гостей он развлекал!

Он за печкою сидит,

Иногда слегка ворчит.

А вообще он удалой,

Самый лучший в мире домовой!»

Кузя достаёт волшебный сундучок со сказками и затевает докучные сказки, а дети договаривают их.

Кузя: « Жили- были два павлина…

Дети : Вот и сказки половина!»

Кузя: « Жили- были два гуся…

Дети: Вот и сказка вся!»

Кузя: « Жил- был царь Ватута…

Дети: Вот и сказка вся тута».

Ребёнок начинает плакать, капризничать: «А- а-а, скучные у тебя сказки, Кузя».

Кузя дразнится: « Рёва- корова, дай молока, сколько стоит, три пятака!»

Кузя: « Ладно, я вам лучше загадку загадаю».

« У носатого у Фоки,

Постоянно руки в боки,

Фока воду кипятит,

И как зеркало блестит». ( Самовар).

Воспитатель- ведущая: « А вот и скалка, рубля не жалко, станешь печь пироги, скажешь скалке- помоги!»

Воспитатель- ведущая: « А для чего нужна скалка?»

Дети: « Для раскатывания теста, при выпечке хлеба».

Девочка-хозяйка вынимает из печи каравай и приглашает всех и Кузю к столу, выпить чаю из самовара.

Выходит мальчик, кланяется и говорит: « Спасибо, тебе хозяйка».

( Поёт частушки):

« Эх, возьму я балалайку,

Да потешу свою хозяйку!

Сядем, братцы все рядком,

Да частушки пропоём!»

( Дети  поют частушки)

  1. « На столе у нас пирог,

        Пышки да ватрушки.

        Так споём же под чаёк

        Чайные частушки.»

  1. « Самовар блестит, кипит

И чаёк в нём пенится

Поглядите на себя,

Вот так отраженьице!»

  1. « Подавай мне чашку чая,

        Ведь тебе не жалко чай!

        В чае я души не чаю,

        Наливай горячий чай!»

Девочка- хозяйка: « Да, славно мы повеселились, а теперь покажите, что вы можете делать?»

Ответы детей: « Да мы можем и куклу сделать, и полотенце вышить, и коврик сплести, и пряник испечь, и украсить».

А как это мы умеем делать, мы сейчас покажем.

Далее дети  садятся за столы и выполняют работу по плетению коврика из бумаги двух цветов.

Выставка и анализ работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Знакомство с русской избой»

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация»  Тема: «Знакомство с русской избой »...

конспект интегрированного занятия "Русская изба"

Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...

Конспект познавательного занятия "Русская изба"

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях....

Конспект образовательной деятельности "Русская изба"

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».Задачи:Формировать интерес к русской народной...

Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе

Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе...

Конспект "Посиделки в русской избе"

Формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа....