Родительское собрание "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Зуева Татьяна Михайловна

Цель:  Раскрытие значения речи во  всестороннем развитии личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Алешковский детский сад»

Родительское собрание в младшей группе

ТЕМА: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Подготовил: воспитатель Зуева Т.М.


ПЛАН – КОНСПЕКТ

Родительского собрания во второй  младшей группе на тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Форма проведения: семинар-практикум

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Участники: родители, воспитатели, дети.

Место проведения: группа.

План проведения:

Вступительная часть.

Основная часть.

Заключительная часть.

Подведение итогов собрания.

Ход мероприятия:

Подготовительная часть.

Памятка для родителей «Программные требования по развитию речи во второй младшей группе детского сада» (Приложение 1).

Анкета (Приложение 2).

Памятка «Как научить ребенка говорить?» (Приложение 3).

Оформление выставки:

-Пальчиковые игры;

-Развивающие игры;

-Совместная деятельность ребенка и взрослого.

Вступительная часть.

Основная часть.

Заключительная часть.

Итоги собрания.

Вступительная часть

(Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с материалами выставки и садятся на стулья).

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.

А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить, чтобы дети развивались гармонично. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Сегодня наш разговор пойдет о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Тема собрания: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Основная часть

Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»

Лейтмотивом сегодняшней встречи будут слова:

        Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

        Бежит среди камней чиста, нетороплива,

        И ты готов внимать её поток

        И восклицать: -О! как же ты красива!

1 часть: «Совсем немного науки»

Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей: (Приложение 1. «Программные требования по развитию речи во второй младшей группе детского сада»)

- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

-развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучении, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Экспресс-интервью для родителей:

-Для чего нам нужна речь?                                        

- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

- Формированию звуковой культуры речи.

-Обогащению словарного запаса.

- Формированию грамматического строя речи.

- Обучению рассказыванию, связной речи.

-Развитию выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности, на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях, вне занятий – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

 2 часть: Игра- путешествие по стране «Развитие речи»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. Сегодня мы с вами побудем детьми и пройдем все те основные виды деятельности, которыми  мы обычно занимаемся с ними в детском саду.

На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

1.Станция «Творческая»

Подберите эпитеты к словам:

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

-человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

-луна (яркая, растущая и т.д.)

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

2. Станция «Сказочная»

 (Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать). Сказки можно не только слушать и смотреть вместе с детьми, обсуждая персонажей и события, но и придумывать самим. Это очень увлекательный процесс, так как ребенок включается в необыкновенный процесс- процесс создания собственной сказки.

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая , серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.»

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтом , развивая речь и стимулирую моторику пальцев , мы передаём импульсы в речевые центры , число что активизирует речь. Известный русский учёный и педагог Сухомлинский В.А. писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

3. Станция «Наши руки не знают скуки»

1 этап. - Массаж. Массируя пальцы, активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;

Указательный - желудок;

Средний - печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1) растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2) потереть ладони, похлопать.

2 этап. – Пальчиковые игры (без предметов).

1)1-2-3-4-5 (загибаем, начиная с большого).

Маме осенний букет отнесём («шагают» по ладошке»).

2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом- медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

3) Пальчиками можно рассказывать стихи.

«Под берёзой на пригорке

Старый ёж устроил норку.

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

4. Станция «Игровая»

(Игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга»

(педагог показывает картинку, на которой  нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по  сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга  кончается  говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкают.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины.  Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

Речевая игра «Прогулка в лес»

Чистоговорки:

Уп ,уп , уп – мама варит суп (звук «П»)

БЫ, бы, бы –идёт дым из трубы (звук «Б»)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку» (звук «П-Б»)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»

«Жу-жу-жу, молоко дадим ежу»

«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»

Словесная игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

Заключительная часть.

Обсуждение текущих вопросов.

Проведение пальчиковых игр с детьми.

Итоги родительского собрания:

 - родители задают уточняющие вопросы;

- проводится рефлексия: родители заполняют анкету (Приложение 2), в которой высказывают свое отношение к рекомендациям воспитателей и материалу, представленному на собрании, а также определяют будущие темы для изучения и обсуждения.

Родителям предлагается памятка «Как научить ребенка говорить?». (Приложение

Приложение 1

Программные требования по развитию речи во второй младшей группе детского сада

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ. Учить детей различать и называть части предметов (у платья, рубашки-рукава, воротник, п

Продолжать учить детей внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Продолжать учить детей согласовывать слова в роде и числе, падеже; употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за. Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка-утенок-утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек); составлять предложения с однородными членами (Мишка посадил на ковер куклу, мишку, зайку).

СВЯЗНАЯ РЕЧь

Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании предметов, картин, иллюстраций. Готовить к обучению рассказыванию: воспитывать умение повторять за воспитателем рассказ из 3-4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины, побуждать участвовать в драматизации отрывков и знакомых сказок.

К КОНЦУ ГОДА ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных;

согласовывать слова в роде, числе и падеже;

употреблять предложения с однородными членами;

отвечать на вопросы;

повторять за воспитателем рассказ, составленный об игрушке и по сюжетной картинке

Приложение 2

А Н К Е Т А

  1. Как и где Вы можете применить полученную информацию?

2.    Какой вопрос вызвал наибольший интерес?

  1. Какие ещё темы Вы хотели бы обсудить?

  1. Ваши пожелания.

Приложение 3

«КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ?»

10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:

  1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

Дети учатся путем подражания. Будьте хорошим образцом для Вашего ребенка. Убедитесь, что Вы говорите все слова четко и ребенок видит Вашу артикуляцию.

  1. Используйте короткие слова, простые и понятные!

Маленький ребенок в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Например, дайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы: «Возьми мишку», «Где кубик?»

  1. Не говорите слишком быстро!

  1. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдем гулять». Но не говорите слишком много, иначе ребенок привыкнет вообще «отключаться».

  1. Читайте ребенку книги!

Читайте не менее 10 минут в день, а лучше-больше. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Не раздражайтесь, если ребенок просит читать ему одно и то же. Правило повторения- главное в речевом развитии.

  1. Ограничивайте просмотр телевизора!

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка.

  1. Почаще включайте музыку и песенки для детей.

  1. Поощряйте двигательную активность ребенка.

  1. Развивайте мелкую моторику!

  1. Исключайте любые чрезмерные требования!

Оставайтесь спокойным и уравновешенным.

Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребенка и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!

                                

,

ПРОТОКОЛ №1

РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ  ДОШКОЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "АЛЕШКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД".

Дата проведения:                        22 сентября 2015 года

Тема:                                                            «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Количество присутствующих:                12 человек

                                ПОВЕСТКА ДНЯ:

  1. Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.
  2. Роль семьи в обогащении и развитии речи ребенка.
  3. Практические рекомендации по развитию речи ребенка 3-4 лет в условиях семьи.
  4. Обсуждение текущих вопросов группы.

ХОД ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСОВ:

  1. По первым трем вопросам выступала воспитатель Зуева Т.М., которая рассказала о значении речи в жизни ребенка, о возможных нарушениях речи и их влиянии на развитие мышления. Далее были обсуждены программные требования по развитию речи в младшей группе детского сада, а также были предложены примерные игры по развитию речи детей.
  2. По последнему вопросу выступала  воспитатель Туркова Н.Н., которая обсудила с родителями вопросы вакцинации детей от гриппа, режимные моменты и вопросы..

РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:

  1. Использовать в повседневной жизни рекомендации воспитателей по развитию речи ребенка, для чего использовать литературу и игры, представленные на выставке.
  2. Использовать информацию из анкет родителей при составлении плана работы.  

Председатель родительского собрания:

Секретарь родительского собрания:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская гостиная «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».docx

стиная «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих повышению компетенции родителей в вопросе речевого развития детей....

Родительское собрание во 2 младшей группе в рамках темы самообразования: «Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

 Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Важно понять, что чем раньше вы начнете занятия по артикуляционной гимнастики, тем более вероятен положительный резуль...

"Речь детей младшего дошкольного возраста". Презентация для выступления учителя - логопеда ДОУ на родительском собрании в младшей группе.

Предлагаемая презентация может стать основой для выступления учителя - логопеда на родительском собрании в младшей группе и началом приобщения родителей к работе над развитием речи детей. В презентаци...

Родительское собрание «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи: - познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами е...

Родительское собрание в младшей группе «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:- одна из причин - ранний возраст - это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функц...

Родительское собрание «Значение фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» ( II младшая группа)

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и сво...