Родительское собрание "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Алешковский детский сад»
Родительское собрание в младшей группе
ТЕМА: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Подготовил: воспитатель Зуева Т.М.
Родительского собрания во второй младшей группе на тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Форма проведения: семинар-практикум
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Участники: родители, воспитатели, дети.
Место проведения: группа.
План проведения:
Вступительная часть.
Основная часть.
Заключительная часть.
Подведение итогов собрания.
Ход мероприятия:
Подготовительная часть.
Памятка для родителей «Программные требования по развитию речи во второй младшей группе детского сада» (Приложение 1).
Анкета (Приложение 2).
Памятка «Как научить ребенка говорить?» (Приложение 3).
Оформление выставки:
-Пальчиковые игры;
-Развивающие игры;
-Совместная деятельность ребенка и взрослого.
Вступительная часть.
Основная часть.
Заключительная часть.
Итоги собрания.
Вступительная часть
(Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с материалами выставки и садятся на стулья).
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.
А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить, чтобы дети развивались гармонично. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Сегодня наш разговор пойдет о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Тема собрания: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
Основная часть
Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»
Лейтмотивом сегодняшней встречи будут слова:
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: -О! как же ты красива!
1 часть: «Совсем немного науки»
Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей: (Приложение 1. «Программные требования по развитию речи во второй младшей группе детского сада»)
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
-развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучении, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
Экспресс-интервью для родителей:
-Для чего нам нужна речь?
- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?
- Формированию звуковой культуры речи.
-Обогащению словарного запаса.
- Формированию грамматического строя речи.
- Обучению рассказыванию, связной речи.
-Развитию выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности, на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях, вне занятий – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
2 часть: Игра- путешествие по стране «Развитие речи»
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. Сегодня мы с вами побудем детьми и пройдем все те основные виды деятельности, которыми мы обычно занимаемся с ними в детском саду.
На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.
1.Станция «Творческая»
Подберите эпитеты к словам:
-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
-человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
-луна (яркая, растущая и т.д.)
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
2. Станция «Сказочная»
(Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать). Сказки можно не только слушать и смотреть вместе с детьми, обсуждая персонажей и события, но и придумывать самим. Это очень увлекательный процесс, так как ребенок включается в необыкновенный процесс- процесс создания собственной сказки.
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая , серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.»
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтом , развивая речь и стимулирую моторику пальцев , мы передаём импульсы в речевые центры , число что активизирует речь. Известный русский учёный и педагог Сухомлинский В.А. писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
3. Станция «Наши руки не знают скуки»
1 этап. - Массаж. Массируя пальцы, активизировать работу внутренних органов.
Большой - отвечает за голову;
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1) растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) потереть ладони, похлопать.
2 этап. – Пальчиковые игры (без предметов).
1)1-2-3-4-5 (загибаем, начиная с большого).
Маме осенний букет отнесём («шагают» по ладошке»).
2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом- медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
3) Пальчиками можно рассказывать стихи.
«Под берёзой на пригорке
Старый ёж устроил норку.
А под листьями лежат
Двое маленьких ежат.
4. Станция «Игровая»
(Игры для формирования звукопроизношения)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Вьюга»
(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкают.
Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».
Речевая игра «Прогулка в лес»
Чистоговорки:
Уп ,уп , уп – мама варит суп (звук «П»)
БЫ, бы, бы –идёт дым из трубы (звук «Б»)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку» (звук «П-Б»)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»
«Жу-жу-жу, молоко дадим ежу»
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»
Словесная игра «Почемучка»
Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.
Заключительная часть.
Обсуждение текущих вопросов.
Проведение пальчиковых игр с детьми.
Итоги родительского собрания:
- родители задают уточняющие вопросы;
- проводится рефлексия: родители заполняют анкету (Приложение 2), в которой высказывают свое отношение к рекомендациям воспитателей и материалу, представленному на собрании, а также определяют будущие темы для изучения и обсуждения.
Родителям предлагается памятка «Как научить ребенка говорить?». (Приложение
Приложение 1
Программные требования по развитию речи во второй младшей группе детского сада
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ. Учить детей различать и называть части предметов (у платья, рубашки-рукава, воротник, п
Продолжать учить детей внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Продолжать учить детей согласовывать слова в роде и числе, падеже; употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за. Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка-утенок-утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек); составлять предложения с однородными членами (Мишка посадил на ковер куклу, мишку, зайку).
СВЯЗНАЯ РЕЧь
Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании предметов, картин, иллюстраций. Готовить к обучению рассказыванию: воспитывать умение повторять за воспитателем рассказ из 3-4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины, побуждать участвовать в драматизации отрывков и знакомых сказок.
К КОНЦУ ГОДА ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных;
согласовывать слова в роде, числе и падеже;
употреблять предложения с однородными членами;
отвечать на вопросы;
повторять за воспитателем рассказ, составленный об игрушке и по сюжетной картинке
Приложение 2
А Н К Е Т А
- Как и где Вы можете применить полученную информацию?
2. Какой вопрос вызвал наибольший интерес?
- Какие ещё темы Вы хотели бы обсудить?
- Ваши пожелания.
Приложение 3
«КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ?»
10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:
- Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!
Дети учатся путем подражания. Будьте хорошим образцом для Вашего ребенка. Убедитесь, что Вы говорите все слова четко и ребенок видит Вашу артикуляцию.
- Используйте короткие слова, простые и понятные!
Маленький ребенок в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Например, дайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы: «Возьми мишку», «Где кубик?»
- Не говорите слишком быстро!
- Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!
«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдем гулять». Но не говорите слишком много, иначе ребенок привыкнет вообще «отключаться».
- Читайте ребенку книги!
Читайте не менее 10 минут в день, а лучше-больше. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Не раздражайтесь, если ребенок просит читать ему одно и то же. Правило повторения- главное в речевом развитии.
- Ограничивайте просмотр телевизора!
Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка.
- Почаще включайте музыку и песенки для детей.
- Поощряйте двигательную активность ребенка.
- Развивайте мелкую моторику!
- Исключайте любые чрезмерные требования!
Оставайтесь спокойным и уравновешенным.
Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребенка и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!
,
ПРОТОКОЛ №1
РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "АЛЕШКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД".
Дата проведения: 22 сентября 2015 года
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Количество присутствующих: 12 человек
ПОВЕСТКА ДНЯ:
- Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.
- Роль семьи в обогащении и развитии речи ребенка.
- Практические рекомендации по развитию речи ребенка 3-4 лет в условиях семьи.
- Обсуждение текущих вопросов группы.
ХОД ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСОВ:
- По первым трем вопросам выступала воспитатель Зуева Т.М., которая рассказала о значении речи в жизни ребенка, о возможных нарушениях речи и их влиянии на развитие мышления. Далее были обсуждены программные требования по развитию речи в младшей группе детского сада, а также были предложены примерные игры по развитию речи детей.
- По последнему вопросу выступала воспитатель Туркова Н.Н., которая обсудила с родителями вопросы вакцинации детей от гриппа, режимные моменты и вопросы..
РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
- Использовать в повседневной жизни рекомендации воспитателей по развитию речи ребенка, для чего использовать литературу и игры, представленные на выставке.
- Использовать информацию из анкет родителей при составлении плана работы.
Председатель родительского собрания:
Секретарь родительского собрания:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительская гостиная «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».docx
стиная «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих повышению компетенции родителей в вопросе речевого развития детей....
Конспект родительского собрания на тему: « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Этот конспект поможет в проведении родительского собрания....
Родительское собрание во 2 младшей группе в рамках темы самообразования: «Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Важно понять, что чем раньше вы начнете занятия по артикуляционной гимнастики, тем более вероятен положительный резуль...
"Речь детей младшего дошкольного возраста". Презентация для выступления учителя - логопеда ДОУ на родительском собрании в младшей группе.
Предлагаемая презентация может стать основой для выступления учителя - логопеда на родительском собрании в младшей группе и началом приобщения родителей к работе над развитием речи детей. В презентаци...
Родительское собрание «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи: - познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами е...
Родительское собрание в младшей группе «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:- одна из причин - ранний возраст - это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функц...
Родительское собрание «Значение фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» ( II младшая группа)
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и сво...