Родительское собрание во 2 младшей группе в рамках темы самообразования: «Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему

Тикунова Евгения Юрьевна

   Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Важно понять, что чем раньше вы начнете занятия по артикуляционной гимнастики, тем более вероятен положительный результат. Выполняя упражнения, бывает так, что речь может пойти сама по себе и некоторые звуки появляются без помощи логопеда. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

Общеобразовательное учреждение  детский сад №3

 общеразвивающего вида  п. Нарышкино

Родительское собрание во 2 младшей группе

 в рамках темы самообразования:

«Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Логопед Тикунова Е.Ю.

C:\Users\Admin\Desktop\1281009707_trulyalya.jpg

Нарышкино,2017

Добрый вечер уважаемые родители!

Приглашаю вас на родительское собрание тема: Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста». Зовут меня Евгения Юрьевна, я логопед ДОУ.

   Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе.     Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.

  Все родители, поняв, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, стремятся узнать, чем они вызваны. Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов.

1.Внутреутробная патология – хронические и инфекционные заболевания мамы, травмы во время беременности, алкоголь, курение и т.д.

2.Наследственная предрасположенность - по наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, дефекты строения твёрдого и мягкого нёба и даже заикание. Если один из родителей начал говорить поздно, не всегда,но подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка.

3. Неблагоприятные роды и их последствия - родовые травмы, асфиксия и т.д.

4. Заболевания, перенесённые ребёнком впервые годы жизни - инфекционно-вирусные заболевания могут вызвать снижение или потерю слуха, травмы и ушибы головного мозга, травмы лица, сильный испуг, стрессы.

   Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечёткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Такой может быть речь близких людей или, например, речь, услышанная в телевизоре.

  Четвёртый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что  это?».

       К четырём годам на вопросы взрослых ребёнок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3—4 и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчетливее произнесение слов и звуков. Звуковое несовершенство речи объясняется возрастом и физиологическими особенностями. Ребёнок четвёртого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков (сова, лиса, коза, зима, цыпленок), но в то же время может опускать их в других словах: нег (снег), котёль (костёр), вонок (звонок). Некоторые дети не различают звуки С и Ц: светы вместо цветы, сапля вместо цапля. В этом возрасте ребёнок еще не всегда может верно произнести шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ и часто заменяет их свистящими: каса (каша), нозык (ножик), клюц (ключ). Сонорные Р, РЬ, Л ребёнок может заменять звуком ЛЬ, реже Й: лябота (работа), лека (река), юля (юла), лямпа (лампа), каяндас (карандаш), устай (устал). Затрудняется в произнесении многосложных слов, заменяет или пропускает отдельные звуки, переставляет слоги, укорачивает слова. Например: «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин, «тевелизол» — телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета. Голосовой аппарат ребёнка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.

    Делаем вывод, что к четырём годам ребёнок может не произносить звуки Р, РЬ, Л. Не всегда произносить шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Поэтому не стоит требовать от ребёнка их правильного произношения. Но к пяти годам все звуки русского языка должны произноситься правильно. Если этого не произошло необходимо обратиться к логопеду.

  Работая какое-то время воспитателем в младших группах, я пришла к выводу о том, неплохо было бы проводить логопедические занятия с детьми. Но работа логопункта не предусматривает занятия с младшими дошкольниками.

  Посоветовавшись с заведующей Натальей Александровной, я решила проводить в этих группах два раза в неделю артикуляционную гимнастику.

   Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений. Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если, к примеру, как вам кажется  у вашего ребенка все в порядке? Спросите вы. Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Выполняя упражнения, бывает так, что речь может пойти сама по себе и некоторые звуки появляются без помощи логопеда. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.

Виды упражнений: артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Сейчас я расскажу и покажу вам некоторые упражнения. Давайте пробовать вместе.

  Статические упражнения - При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.

C:\Users\Admin\Desktop\depositphotos_145389303-stock-illustration-shovel-icon-icon-cartoon.jpg

«Трубочка». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения - Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

C:\Users\Admin\Desktop\RAMADANSPECIAL.php_alaram.jpg

«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

   Это только маленькая часть упражнений, которые существуют. Вообще для каждой группы звуков свои определенные упражнения. У меня сейчас не стоит задача постановки звуков, поэтому упражнения мы выполняем с детьми разные.

 Так же мы работаем над мелкой моторикой и выполняем самомассаж лица.

Для того что бы наша работа с детьми была плодотворной нужно:

-носовой платок;

-зеркало;

-вы можете принести мне 5 листов бумаги А4 и я вам распечатаю гимнастику, вы можете ее выполнять дома;

                                    Спасибо за внимание!

Если у вас есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".

Рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка....

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры очень популярны, это замечательный способ найти контакт с любым ребенком, развеселить ребенка, отвлечь его от чего-либо. А также они влияют на развитие речи....

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»...

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. (консультация для родителей )

Действительно, рука имеет большое "представительство" в кореголовного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка....

Влияние пальчиковых гимнастик на развитие речи детей раннего дошкольного возраста

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают па...