Образовательная область «Коммуникация» НОД для детей старшей группы. Тема: «Экологическая пирамида»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Образовательная область «Коммуникация»
НОД для детей старшей группы.
Подготовила Руданова Н.А.
Тема: «Экологическая пирамида»
Цель: Воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам природы. Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной. Познакомить детей с экологической пирамидой-цепочкой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы. Развивать умение слушать своего товарища, не перебивать его. Побуждать детей отвечать на вопросы. Познакомить детей с нетрадиционными способами изобразительной деятельности: рисование ластиком. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие.
Развивать зрительное восприятие. Стимулировать зрительную функцию глаз. Развивать воображение, мышление, внимание, память.
Материал и оборудование: кубики для экопирамиды, картина леса, картинки живой и неживой природы, игрушка Лесовик.
Предварительная работа: заштрихованные простым карандашом листы для рисования ластиком.
Ход занятия:
Организационный момент.
Ребята давайте поздороваемся со всеми .
Дети стоят в кругу.
Здравствуй солнце,( руки скрестить над головой)
Здравствуй, земля,( руки вниз)
Здравствуй, небо,( руки вверх )
Здравствуй, вода,( волнообразные движения руками)
Здравствуй мне,( руки к груди)
Здравствуй тебе,( руки вперёд)
Здравствуйте всем нам,( круговые движения руками от себя)
Привет!( машем одной рукой)
Ребята, а у вас сегодня хорошее настроение?
И у меня хорошее настроение, потому что по дороге в детский сад я кого-то повстречала. А кого, угадайте сами:
Она раскрывает почки, в зелёные листочки,
Деревья одевает, посевы поливает,
Движения полна, а зовут её … (весна).
А сколько месяцев у весны? Назовите их.
Прошла зима –
И каждый рад,
Спешит весна,
И месяц … (март).
За ним другой стучится в дверь,
Он называется…(апрель).
И третий месяц вспоминай,
А называется он…(май).
А без чего вообще не может даже и быть весны?
(ответы детей)
Правильный ответ спрятан в загадке:
«Что на небе расцветает
И теплом всех согревает? (солнце)
Восп. А какое может быть солнце?
Дети: весеннее, яркое, теплое, большое, ласковое, веселое.
Восп. Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо»
Яркое, жаркое солнце – когда хорошо и когда плохо.
Восп выставляет куб с изображением солнца. Вот какое наше солнце.
Восп. Послушайте стихотворение и скажите, о чем оно?
«Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живет в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
О чем это стихотворение?
Вы знакомы со словом «природа»? А что оно означает?
Дети: Природа это: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.
Восп: А что нельзя назвать природой?
Дети: То, что сделано руками человека.
Восп: А машина есть в природе?
(Нет, потому что она сделана руками человека; а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал их домашними, они и без него существовали в природе.)
Природа – это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» - это все то, что сделано руками человека.
Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы.
Предлагаю поиграть в игру «Живая и неживая природа»
На картинках изображена живая и неживая природа. Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено.Если природа, то поясняют какая (живая или неживая). Если неприрода, то почему они так думают (потому что сделано руками человека).
А сейчас, ребята, поиграем в игру «Веснянка», становитесь в круг.
Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу).
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу).
Прилетело сто грачей, (Дети машут руками, стоя на месте).
Дождик , дождик поливай (Дети приседают на месте).
Травка, травка вырастай. (Дети медленно встают).
Восп: У меня для вас загадка:
«Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает.
Зимой согревает.
Дети: Лес.
Восп: Почему вы так решили?
Дети: В лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами топят печи в деревнях.
Восп:А кого мы в лесу можем встретить?
Дети: ответы
Восп: Ребята, а давайте всю нашу природу живую представим в виде пирамиды, построим её.
Как вы думаете. Без чего не может существовать всё живое?
Дети: тепло, свет.
Восп: А что нам даёт тепло, свет?
Дети: Солнце
Восп: Да, солнце – основа жизни (ставим солнце в основе пирамиды)
Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?
Дети: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли)
Восп: Да, нужна почва и вода (Ставит куб с почвой и водой)
И тогда вырастет растительный мир (Ставит деревья)
А кто же помогает опылять растения?
Дети: насекомые
Восп:Да, заселим лес насекомыми (ставит насекомых)
А сейчас я вам загадаю загадку:
«Маленький певец лесной,
Лучше всех поет весной.»
Дети: Соловей.
Восп: А соловей это кто?
Дети: Птица
Восп: Заселим лес птицами (Ставит птиц)
Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это?
Убираем солнце – разрушили пирамиду.
Катастрофы делать не будем.
В природе всё взаимосвязано, одно без другого жить не может.
Ребята подумайте и скажите, что будет, если убрать птиц ?
Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения.
Восп:А если убрать растения?
Дети: ответы
Восп: Хотим мы этого?
Дети: нет
Восп: Поставим пирамиду жизни, и никогда не будем разрушать её, ведь одно без другого в природе жить не может. И постараемся всегда защищать и беречь всё, что создано природой.
Зрительная гимнастика.
Вот стоит весенний лес!
В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения глазами).
Слева - сосны, справа – ели. (Выполняют движения глазами влево – вправо).
Дятел сверху, тук да тук. (Выполняют движения глазами вверх – вниз).
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
Восп: Ребята, а вы верите в чудеса?
Дети: ответы детей
Восп: Я приглашаю посмотреть какие чудеса я умею делать.
Воспитатель рисует на заштрихованном листе бумаги ластиком.
Восп: Что же я сделала?
Дети: нарисовали цветы ластиком.
Восп: А вы когда-нибудь рисовали ластиком? А хотите попробовать? Приступайте.
(звучит «Шутка» Баха)
Восп. Предлагаю объединить наши рисунки в поле из ромашек. Вам нравится наше ромашковое поле?
Заключительная часть
Интервью.
Восп: Спросим об этом и у наших гостей. Кто желает взять у них интервью? Кто будет корреспондентом?
Ребенок: Вам понравилось наше занятие? Что больше всего запомнилось? Какое впечатление у Вас от того, как мы работали? Спасибо за интервью. Приходите. Будем рады вас видеть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картинки для использования на занятии | 811.25 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» (обучение грамоте) в старшей группе на тему: «Веселая грамота»
конспект НОД...
Конспект НОД Образовательная область "Коммуникация" вид: Развитие речи, средняя группа, тема "Одежда"
Занятие по развитию речи в средней группе по теме "Одежда" с использованием мнемокарточек....
Конспект НОД по образовательной области «Познание» (Конструирование) для детей старшей группы, тема: «Самолёты, вертолёты, ракеты»
Конспект занятия по конструированию в старшей группе на тему: "Самолёты, вертолёты, ракеты"...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Покормите птиц зимой. (старшая группа)
Конспект непосредственно - образовательной деятельностипо образовательной области «Коммуникация»...
Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшей группы. Тема Составление описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы - «Зимние забавы».
Цель: обучение детей составлению рассказа по картине с использованием мнемотаблиц....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: « Знакомство с понятием «пара»
Используемые технологии: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьмиТехнология деятельностного подходаТехнологии здоровьесбереженияТехнологии игровыеТехнологии и...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: «Животные севера»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой. Образовательная:Закрепление знаний детей о белом медведе, о среде его обитания – Крайнем Сев...