Консультация для воспитателей «Рекомендации к проведению занятий по развитию речи»
консультация по развитию речи на тему

Даны практические рекомендации для воспитателей по проведению занятий по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_razvitiyu_rechi.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Рекомендации к проведению занятий по развитию речи»

Литература:

1. Гербова В.А Занятия по развитию речи. Дошкольное воспитание 1999, №12

2. Голицына Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. М, 2007 г

3. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника// Дошкольное воспитание 1997, №2

4. Гербова В. А. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картин.//Дошкольное воспитание №8, 1998 г

Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.

Артикуляционная гимнастика. ( для преодоления речевых дефектов)

  • Следует заниматься ежедневно 7 – 10 минут
  • Сначала упражнения выполняют медленно перед зеркалом, так как  ребенку необходим зрительный контроль. Постепенно темп упражнений увеличивается.
  • Периодически ребенку задают наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?»
  • Если во время занятий язык ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого времени, необходимо обратиться к логопеду.

Пальчиковая гимнастика. ( для развития мелкой моторики рук)

  • Следует заниматься ежедневно 5 – 10 минут
  • Сначала все упражнения выполняются медленно
  • Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой и наконец двумя руками одновременно.

Скороговорки ( для развития речевого слуха)

  • Ребенку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней
  • Объясняют значение сложных слов
  • Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями
  • Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
  • Предлагают взять в руки мяч и , ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.

             При решении многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь это занятия. Это еженедельная 1 – 2 раза в неделю работа на речевых занятиях занимающая от 2 до 10 минут.

Усвоение грамматического строя речи идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи. Метод: упражнения и дидактические игры с наглядным материалом. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т.к материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5 – 10 мин.

Младшие группы: обязательно вводится игровой персонаж (Петрушка, Буратино), особенно при повторении материала.( можно  давать задания, придумать предложения о самих себе) На занятии выбирается только одна задача.

Активные приемы обучения:

1. Образец речи воспитателя

2. Указания

3. Мотивировка учебного задания

4. Сравнение

5. Сопряженная речь, отраженная речь

6. Исправление, подсказка

МЛАДШИЕ  ГРУППЫ

Метод имитации или отраженной речи – ведущий ( т.к ярко выражена способность к подражанию)

Метод разговора – беседы.  Прием:  опора на натуральные объекты, и их модели ( игрушки), картинки

Метод пересказа, Метод рассказывания – сочинения используются в качестве сопутствующих.

СТАРШИЕ ГРУППЫ

Метод имитации ( на первоначальном этапе)

Придумывание рассказов. Воспитатель демонстрирует свой рассказ – образец. ( «Где это было?», Когда?», «С чего все началось?», «Что было потом?», «Чем закончился рассказ?»)

Метод разговора - беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, разными конструкциями предложений. Прием:  словесные дидактические игры.

Метод пересказа. Обогащаются все компоненты языка ( лексика, грамматика, интонация), осваивается  связная речь.

Структура занятия по пересказу:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа ( разбор произведения)

5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.

6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста.

7. Пересказ ( 3 – 7 человек)

Метод сочинения. Приемы: творческое рассказывание по восприятию                     ( наблюдению). По памяти, по воображению

При планировании каждого занятия  определяются приемы работы с детьми.

 – восприятие и описание натуральных объектов и их моделей    ( игрушки)

- использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно  ( картины, иллюстрации, диафильмы, кинофильмы)

 -словесные приемы (образцы речи воспитателя) -  художественные тексты, вопросы – задания, указания, пояснения, словесные дидактические, игры – драматизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Условия успешности проведения занятий по развитию речи»

Выступление на методическом объединении на тему: «Условия  успешности  проведения  занятий  по развитию  речи»...

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Организация и проведение занятий по развитию речи в соответствии с ФГОС"

В выступлении раскрывается специфика работы воспитателя по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности....

Консультация "Рекомендации к проведению занятий по развитию речи"

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность, безупречная  правильность формы, возрастная и педагогическая направленность...

Консультация для педагогов "Рекомендации по проведению занятий по развитию речи в разных возрастных группах" (презентация)

Консультация для педагогов "Рекомендации по проведению занятий по развитию речи в разных возрастных группах"....

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - с»

Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.Задачи:1.Воспитывать умение произносить слова со звуками «С» и «З...