Консультация для педагогов "Рекомендации по проведению занятий по развитию речи в разных возрастных группах" (презентация)
консультация (младшая группа)
Консультация для педагогов "Рекомендации по проведению занятий по развитию речи в разных возрастных группах".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация Консультация для педагогов | 106.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы.
Общие требования к проведению занятий: Тщательная предварительная подготовка к занятию. Воспитательный характер занятия. Четкая структура занятия. Оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с детьми. Соответствие возрасту детей. Эмоциональный характер занятия. Учет результатов занятия. Связь занятия с последующей работой по развитию речи.
Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности. Ранний возраст (2 – 3 года) В группе раннего возраста дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей. Сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога . Очень важно помнить о развитии речи на других занятиях и следить за тем, чтобы дети постоянно слышали образец правильной речи.
В группах раннего возраста требуется широкое применение наглядности , эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов . Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Занятие носит подгрупповой и индивидуальный характер. Структура проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.
Младший дошкольный возраст(3-4 года): С детьми младшего дошкольного возраста чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части, в ходе которой воспитатель формирует у детей интонационную выразительность речи, либо активизирует словарь, либо совершенствует звукопроизношение. Также можно проводить комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Например: - Чтение художественной литературы и отработка умения вести диалог - Рассматривание сюжетной картины и упражнения на обогащение и активизацию словаря и т.д.
Как достичь оптимальной «плотности» занятия, обеспечить максимальную организованность и дисциплинированность детей, сохранив при этом необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и эмоциональности?
Решению этой проблемы способствует: Чередование обучающих приемов (таких, как пояснение, показ образца или способа действия) с игровыми . Например , воспитатель рассказывает детям о песенке ежа, учит их четко и правильно произносить звук ф (по подражанию) и отрабатывает произношение звука, используя дидактическую игру "Ежик, хочешь молока?";
Чередование хоровых и индивидуальных ответов детей (как словесных, так и двигательных), которые разнообразят занятие, помогают вовлечь в работу всех малышей, значительно повышают речевую активность каждого из них; Использование разнообразных демонстрационных материалов (игрушек, предметов, картинок, фигурок настольного театра и т. п.). Их появление радует детей, помогает поддерживать устойчивое внимание;
Использование заданий, выполняя которые дети могут сменить позу, подвигаться (заглянуть под стулья, отыскивая "спрятавшуюся" собачку; показать, как вытягивает шею важный гусь и т. п.). Игровой характер таких заданий побуждает ребенка принять воображаемую ситуацию. Это вносит оживление в занятие, предупреждает возникновение утомления; учит детей игровым действиям. Однако данный прием окажется эффективным лишь в том случае, если взрослый будет сам действовать увлеченно и весело, заражая детей своим настроением;
Специально организованное общение воспитателя с детьми непосредственно после занятия . По приглашению педагога малыши рассматривают игрушки, которые использовались на занятии, разговаривают с педагогом, продолжают игру, которой завершилось занятие. Малоактивные дети охотнее отвечают на вопросы воспитателя именно в это время. Такие моменты позволяют в течение 3–5 минут закрепить программный материал с отдельными детьми или группой малышей (3–4 человека).
Успех занятия во многом определяется тем, как сидят дети: они должны хорошо видеть воспитателя и демонстрируемый материал. Детей следует усаживать так, чтобы они не задевали друг друга (особенно при имитации действий, движений). Желательно, чтобы рядом с легковозбудимыми малышами сидели уравновешенные, не капризные сверстники. Не стоит предлагать трехлетним детям поднимать руку, демонстрируя готовность отвечать, или вставать при ответе на вопрос, это трудно для малышей и связано со значительными затратами времени.
Средняя группа: Занятия по развитию речи детей пятого года жизни предусматривают обучение умению пользоваться грамматически правильными формами слов, в ответах и рассказах выражать свои мысли законченными предложениями, смысл которых понятен окружающим. Решение этих задач требует планомерной, целенаправленной работы воспитателя.
К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Однако для детей данного возраста все еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, повышенная эмоциональность и, как следствие этого, быстрое снижение работоспособности. Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения (например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картине; заучивании стихотворений). Однако задания на повторение материала воспитатель должен предлагать детям так, чтобы они воспринимались ими как нужные и привлекательные.
Воспитатель должен учить детей понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не нарушить живость и эмоциональность речи, ее своеобразие. Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка. Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи.
Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает обучение рассказыванию. Ребят учат составлять рассказы о предмете, по картине; придумывать свою картину, используя раздаточные картинки, конкретизирующие заданную педагогом тему (встречи на лесной полянке, на морском дне и т.д.).
Старшая группа: Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики и на интуитивном уровне правильно употребляют слова. Достаточно высок и уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица – медвежонок – медвежоночек – медведушко – медвежий) . В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений ( притолстился , вертучий , сосульчатый ) .
В старшей группе речь взрослых по-прежнему остается основным источником речевого развития дошкольников. Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и т.д. Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает ему высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова.
Подготовительная группа: В подготовительной к школе группе повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий. Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины — настенные и настольные, мелкие, раздаточные.
Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи , реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др.
Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач , одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Рекомендации к проведению занятий по развитию речи»
Даны практические рекомендации для воспитателей по проведению занятий по развитию речи....
Рекомендации к проведению занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель: познакомить педагогов с необходимыми рекомендациями к проведению занятий по развитию речи дошкольников....
Консультация для педагогов " Рекомендации к проведению занятий по развитию речи"
Рекомендации к проведению занятий по развитию речи...
"Рекомендации к проведению занятий по развитию речи"
Необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Так как восприятие и понимание ребёнком речи окружающих зависит прежде всего от натренированности мускулатуры ег...
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Рекомендации учителя-логопеда воспитателям общеобразовательных групп поречевому развитию....
Презентация "Рекомендации к организации НОД по развитию речи в разных возрастных группах"
Рекомендации по организации НОД (речевое развитие)...
Применение "Фиолетового леса" на занятиях по развитию речи в разных возрастных группах ДОУ"
Мастер-класс для педагогов по технологии развивающих игр В.В.Воскобовича....