Консультация для педагогов " Рекомендации к проведению занятий по развитию речи"
консультация по развитию речи по теме
Рекомендации к проведению занятий по развитию речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Рекомендации к проведению занятий по развитию речи»
Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.
Артикуляционная гимнастика ( для преодоления речевых дефектов)
- Следует заниматься ежедневно 7 – 10 минут
- Сначала упражнения выполняют медленно перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. Постепенно темп упражнений увеличивается.
- Периодически ребенку задают наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?»
- Если во время занятий язык ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого времени, необходимо обратиться к логопеду.
Пальчиковая гимнастика. ( для развития мелкой моторики рук)
- Следует заниматься ежедневно 5 – 10 минут
- Сначала все упражнения выполняются медленно
- Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой и наконец двумя руками одновременно.
Скороговорки (для развития речевого слуха)
- Ребенку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней
- Объясняют значение сложных слов
- Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями
- Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
- Предлагают взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.
При решении многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь это занятия. Это еженедельная 1 – 2 раза в неделю работа на речевых занятиях занимающая от 2 до 10 минут.
Усвоение грамматического строя речи идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи. Метод: упражнения и дидактические игры с наглядным материалом. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т.к материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5 – 10 мин.
Младшие группы: обязательно вводится игровой персонаж (Петрушка, Буратино), особенно при повторении материала.( можно давать задания, придумать предложения о самих себе) На занятии выбирается только одна задача.
Активные приемы обучения:
1. Образец речи воспитателя
2. Мотивировка учебного задания
3. Сравнение
4. Сопряженная речь, отраженная речь
5. Исправление, подсказка
МЛАДШИЕ ГРУППЫ
Метод имитации или отраженной речи – ведущий (т.к ярко выражена способность к подражанию).
Метод разговора – беседы. Прием: опора на натуральные объекты, и их модели ( игрушки), картинки.
Метод пересказа, Метод рассказывания – сочинения используются в качестве сопутствующих.
СТАРШИЕ ГРУППЫ
Метод имитации (на первоначальном этапе)
Придумывание рассказов. Воспитатель демонстрирует свой рассказ – образец. ( «Где это было?», Когда?», «С чего все началось?», «Что было потом?», «Чем закончился рассказ?»).
Метод разговора - беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, разными конструкциями предложений. Прием: словесные дидактические игры.
Метод пересказа. Обогащаются все компоненты языка ( лексика, грамматика, интонация), осваивается связная речь.
Структура занятия по пересказу:
1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие
3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4. Подготовительная беседа ( разбор произведения)
5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.
6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста.
7. Пересказ (3 – 7 человек)
Метод сочинения. Приемы: творческое рассказывание по восприятию.
По памяти, по воображению.
При планировании каждого занятия определяются приемы работы с детьми.
– восприятие и описание натуральных объектов и их моделей ( игрушки)
- использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно ( картины, иллюстрации, диафильмы, кинофильмы).
-словесные приемы (образцы речи воспитателя) - художественные тексты, вопросы – задания, указания, пояснения, словесные дидактические, игры – драматизации.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Рекомендации к проведению занятий по развитию речи»
Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.
Артикуляционная гимнастика ( для преодоления речевых дефектов)
- Следует заниматься ежедневно 7 – 10 минут
- Сначала упражнения выполняют медленно перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. Постепенно темп упражнений увеличивается.
- Периодически ребенку задают наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?»
- Если во время занятий язык ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого времени, необходимо обратиться к логопеду.
Пальчиковая гимнастика. ( для развития мелкой моторики рук)
- Следует заниматься ежедневно 5 – 10 минут
- Сначала все упражнения выполняются медленно
- Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой и наконец двумя руками одновременно.
Скороговорки (для развития речевого слуха)
- Ребенку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней
- Объясняют значение сложных слов
- Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями
- Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
- Предлагают взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.
При решении многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь это занятия. Это еженедельная 1 – 2 раза в неделю работа на речевых занятиях занимающая от 2 до 10 минут.
Усвоение грамматического строя речи идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи. Метод: упражнения и дидактические игры с наглядным материалом. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т.к материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5 – 10 мин.
Младшие группы: обязательно вводится игровой персонаж (Петрушка, Буратино), особенно при повторении материала.( можно давать задания, придумать предложения о самих себе) На занятии выбирается только одна задача.
Активные приемы обучения:
1. Образец речи воспитателя
2. Мотивировка учебного задания
3. Сравнение
4. Сопряженная речь, отраженная речь
5. Исправление, подсказка
МЛАДШИЕ ГРУППЫ
Метод имитации или отраженной речи – ведущий (т.к ярко выражена способность к подражанию).
Метод разговора – беседы. Прием: опора на натуральные объекты, и их модели ( игрушки), картинки.
Метод пересказа, Метод рассказывания – сочинения используются в качестве сопутствующих.
СТАРШИЕ ГРУППЫ
Метод имитации (на первоначальном этапе)
Придумывание рассказов. Воспитатель демонстрирует свой рассказ – образец. ( «Где это было?», Когда?», «С чего все началось?», «Что было потом?», «Чем закончился рассказ?»).
Метод разговора - беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, разными конструкциями предложений. Прием: словесные дидактические игры.
Метод пересказа. Обогащаются все компоненты языка ( лексика, грамматика, интонация), осваивается связная речь.
Структура занятия по пересказу:
1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие
3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4. Подготовительная беседа ( разбор произведения)
5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.
6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста.
7. Пересказ (3 – 7 человек)
Метод сочинения. Приемы: творческое рассказывание по восприятию.
По памяти, по воображению.
При планировании каждого занятия определяются приемы работы с детьми.
– восприятие и описание натуральных объектов и их моделей ( игрушки)
- использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно ( картины, иллюстрации, диафильмы, кинофильмы).
-словесные приемы (образцы речи воспитателя) - художественные тексты, вопросы – задания, указания, пояснения, словесные дидактические, игры – драматизации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Рекомендации к проведению занятий по развитию речи»
Даны практические рекомендации для воспитателей по проведению занятий по развитию речи....
Рекомендации к проведению занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель: познакомить педагогов с необходимыми рекомендациями к проведению занятий по развитию речи дошкольников....
"Рекомендации к проведению занятий по развитию речи"
Необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Так как восприятие и понимание ребёнком речи окружающих зависит прежде всего от натренированности мускулатуры ег...
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Рекомендации учителя-логопеда воспитателям общеобразовательных групп поречевому развитию....
Консультация "Рекомендации к проведению занятий по развитию речи"
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность, безупречная правильность формы, возрастная и педагогическая направленность...
Консультация для педагогов "Рекомендации по проведению занятий по развитию речи в разных возрастных группах" (презентация)
Консультация для педагогов "Рекомендации по проведению занятий по развитию речи в разных возрастных группах"....
Методические рекомендации к проведению занятий по развитию речи
Материал подготовлен для педагогов ДОУ при подготоке и проведении занятий по развитию речи...