Комплексное занятие по развитию речи "Будем делать хорошо и не будем плохо!"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Ромашкова Ирина Валентиновна

 Формирование личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм посредством произведений В. Осеевой «Плохо», «Просто бабушка», «Сторож» и В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

 ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

В. МАЯКОВСКОГО «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?»

И

В. ОСЕЕВОЙ «СТОРОЖ», «ПЛОХО», «КТО ЕГО НАКАЗАЛ?»

ТЕМА: «БУДЕМ ДЕЛАТЬ ХОРОШО И НЕ БУДЕМ ПЛОХО!»

Москва, 2015

«БУДЕМ ДЕЛАТЬ ХОРОШО И НЕ БУДЕМ ПЛОХО!»

Цель: формирование личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм посредством произведений В. Осеевой «Плохо», «Просто бабушка», «Сторож» и В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Задачи: Опираясь на литературные произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» и В. Осеевой «Плохо», «Кто его наказал?», «Сторож»

- продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, рассказывая о том, чем хорош каждый воспитанник группы, отмечая их похвалой);

- развивать у воспитанников умение правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих, решать нравственные ситуации;

- развивать речь и воображение, умение аргументировать свои ответы;

-  воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; пробуждать чувство стыда за неблаговидный поступок, воспитывать стремление к хорошим поступкам.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа:

 - беседы по темам «Хорошие и плохие поступки», «Правила поведения в детском саду»,  «Правила поведения на улице», «Животные – наши друзья», «Мы – помощники», «Я дружить умею»;

- чтение произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», произведений С. Маршак «Уроки вежливости», О. Проковьевой «Сказки о Маше и Ойке», «Не буду просить прощения», В. Осеевой «Синие листья», «Танины достижения», «Печенье»;

- конкурс рисунков «Подарок»;

- разучивание физминутки «Помогаем маме»;

- просмотр мультипликационных фильмов

Оборудование: доска (или мольберт), иллюстрации к произведениям В.Маяковского и В. Осеевой, игра – лото «Что такое хорошо и что такое плохо?», игрушка Мишутка, проигрыватель.

Словарная работа: любознательный, трудолюбивый, прилежный.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Если сделаете — это,
Будет замечательно.

Раздается стук.

Воспитатель:

- Кто это в дверь стучит? Давайте посмотрим. Да, ведь это Мишутка к нам в гости пришел (воспитатель достает игрушку и показывает детям).

Мишутка (воспитатель говорит за Мишутку)

- Это я, ребята. Долго я шел, через речки и леса, через горы и поля.

Воспитатель:

- Давайте вспомним уроки вежливости.

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте » первым скажу.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым - обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

- Что мы сейчас должны сделать? (поздороваться) Дети здороваются с Мишуткой.

- Здравствуй, Мишутка. Очень рады тебя видеть. 

Воспитатель:

- Какие еще слова приветствия вы знаете? (доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет)

Мишутка:

- Здравствуйте, ребята. Меня к вам моя мамочка послала. Я в последнее время не очень хорошо себя вел: разбрасывал игрушки, обижал маленькую сестренку, дрался с друзьями…   Все мои родные очень огорчались из-за меня. Ээээх! Вот мама и говорит: «Видимо, Мишутка, ты не понимаешь что такое хорошо и что такое плохо. Сходи-ка ты к ребятам в детский сад. Может там тебя  чему-нибудь научат?» Я очень хочу стать хорошим медвежонком, чтобы мама мной гордилась. Поможете мне исправиться? (ответы детей).

  1. Актуализация знаний.

Воспитатель:

- Конечно, Мишутка, мы тебе поможем. Мы уже многое знаем. Садись «поудобнее» и внимательно смотри, еще внимательнее слушай и все запоминай, а мы тебе расскажем о о том, что такое хорошо и что такое плохо. Расскажем, ребята?

Воспитатель начинает читать:

Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

«Что такое хорошо и что такое плохо?» На доске появляется картинка.

- Что это за произведение, кто его написал и как оно называется? (ответы детей)

- Правильно. Это произведение В. Маяковского. Слушай, Мишутка, внимательно. Вот с этого момента мы будем рассказывать тебе о хороших и плохих поступках.

- Готовы, ребята? Я буду вам читать отрывки из произведения В.Маяковского, а вы должны будете продолжить. Если поступок хороший, то вы хлопаете в ладоши. Если же плохой, то топаете ножками (Воспитатель читает отрывки произведения, демонстрируя иллюстрации. Каждый раз, после прочтения четверостишия, воспитатель задает вопрос: Почему этот поступок плохой? или Почему этот поступок хороший? Обязательно постоянно хвалить детей за правильные ответы).

Если бьёт дрянной драчун  - показ иллюстрации
Слабого мальчишку,
Я такого не хочу
Даже вставить в книжку
.

(Вопрос: Скажите, есть ли друзья у мальчика, который обижает слабых? Почему нельзя слабых обижать?)

Этот вот кричит: - показ иллюстрации
Не трожь тех,
кто меньше ростом!
Этот мальчик так хорош,
ЗАГЛЯДЕНЬЕ ПРОСТО!

 (Вопрос: Что мы можем сказать про этого мальчика? Какой он?)

Если сын чернее ночи, - показ иллюстрации

Грязь лежит на рожице,-
Ясно, это ПЛОХО ОЧЕНЬ
Для ребячьей кожицы
.

 (Вопрос: Почему плохо быть грязным?)

От вороны карапуз - показ иллюстрации
Убежал, заохав.
Мальчик этот просто трус.
Это ОЧЕНЬ ПЛОХО.

(Вопрос: Почему плохо быть трусом?)

Если мальчик любит труд,- показ иллюстрации
Тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут тут:
Он ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК

 (Вопрос: Как можно охарактеризовать такого мальчика? Какой он?

Словарная работа: Если я скажу, что он трудолюбивый, это будет правильным? Что значит слово «трудолюбивый»?  Можно сказать, что он любознательный? Что означает это слово? Этот мальчик очень прилежно выполняет задания. Что значит «прилежный»? Скорее всего, дети не смогут ответить. Воспитатель сам поясняет значение этого слова.)

Этот хоть и сам с вершок,- показ иллюстрации
Спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, ХОРОШО,
В жизни пригодится.

(Вопрос: Автор называет мальчика храбрым. Каким еще мы можем его назвать? (смелым, отважным). Зачем нужно быть храбрым?)

Если ты порвал подряд - показ иллюстрации
Книжицу и мячик,
Октябрята говорят:
ПЛОХОВАТЫЙ МАЛЬЧИК!

 (Вопросы: Почему это плохо? Как нужно относится к вещам? Что нужно сделать, после того, как мы поиграли в игрушки? Еще, было бы хорошо, помогать маме с уборкой )

Воспитатель обращается к Мишутке:

- Все запомнил Мишутка? Какие хорошие поступки ты запомнил?

Мишутка:

- Плохо быть трусом. Нельзя обижать маленьких, нужно их защищать. Еще …мммм

Воспитатель:

- Давайте поможем Мишутке. Что делать хорошо, а чего делать нельзя? (дети помогают Мишутке вспомнить правила поведения)

Воспитатель (подводит итог)

- Нужно содержать себя в чистоте. Очень хорошо быть любознательным и трудолюбивым. Нужно беречь вещи, не ломать их, убирать их на место и  маме с уборкой.

Воспитатель:

- А как помогать маме, мы тебя, Мишутка, сейчас научим.

Физминутка «Дружно маме помогаем».

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

  1. Основной этап.

Мишутка:

- Молодцы, ребята! Я теперь тоже буду маме помогать.

Воспитатель:

- Это не все, Мишутка, что мы тебе хотели рассказать. Сейчас мы будем читать рассказы  Валентины Осеевой. Это не простые рассказы. Они учат доброте, заставляют задуматься о себе и о поступках, которые мы совершаем. Нужно только уметь слушать и уметь задумываться.

Мишутка:

- Давайте быстрее начнем читать. Я так люблю слушать. Мне мама всегда читает сказки на ночь.

А) Воспитатель читает рассказ «Плохо» и показывает иллюстрацию к произведению.

ОСЕЕВА. ПЛОХО.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

 - Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

- Почему женщина отругала мальчиков? Как бы вы поступили в такой ситуации?

Каким нужно быть, чтобы помочь котенку? (смелым, храбрым, добрым…) Как мы должны относиться к животным?

Б) Воспитатель читает рассказ «Кто его наказал?» и показывает иллюстрацию к произведению.

ОСЕЕВА. КТО НАКАЗАЛ  ЕГО?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

- Кто наказал его? - спросила соседка.

- Он сам наказал себя, - ответила мама.

- Что можно сказать про мальчика из рассказа, какой он? Можно так поступать? Почему мальчик заплакал?  

Мишутка:

- Ой, ой, ой! Я тоже так поступал! Ой, как стыдно!!!

Воспитатель:

- Может мальчику тоже стало стыдно? А у вас бывали такие ситуации, когда вам было стыдно? (ответы детей)

- Чтобы не было стыдно не нужно делать плохих поступков! Теперь мы всегда будем делать хорошо и не будем плохо!

В) Воспитатель читает рассказ «Сторож» и показывает иллюстрацию к произведению.

ОСЕЕВА. СТОРОЖ

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

- Мое! Мое! - кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили - игрушек хватало на всех.

- Как мы хорошо играем! Как нам весело! - похвалились ребята воспитательнице.

- А мне скучно! - закричал из своего угла мальчик.

- Почему? - удивилась воспитательница. - У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

- Да потому, что он не игральщик, а сторож, - объяснили за него дети.

- Почему мальчик не играл с детьми? Почему всем детям было весело? Почему мальчику было скучно? Почему его назвали сторожем? Скажите, будут друзья у такого мальчика? Что бы вы посоветовали этому мальчику? (ответы детей)

- В жизни каждого человека должны быть друзья. Одному плохо живется! Дружба – это чудо. Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.

 - Вот сейчас дружно потрудились, многому научились. Теперь давайте немного отдохнем и дружно потанцуем.

Физминутка «Дружба – это не работа».

Дети танцуют в произвольной свободной форме под песню детского ансамбля «Барбарики».

  1. Закрепление полученных знаний.

Игра – лото «Что такое хорошо и что такое плохо?»

ДЕТИ БЕРУТ ПО ОДНО КАРТОЧКЕ И ПОДБИРАЮТ К КАРТОЧКЕ ПОДХОДЯЩИЙ СМАЙЛИК, Т.Е. ОНИ ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛИТЬ ПЛОХАЯ ИЛИ ХОРОШАЯ СИТУАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНА НА КАРТОЧКЕ.

ЗАТЕМ МОЖНО ПОПРОСИТЬ 2-3 ЧЕЛОВЕК РАССКАЗАТЬ, ПОЧЕМУ ОНИ ВЫБРАЛИ ИМЕННО ЭТОТ СМАЙЛИК К СВОЕЙ КАРТИНКЕ (Если времени нет, то можно обойтись фронтальной проверкой, т.е. обойти и посмотреть, как дети справились с заданием).

КАК ИТОГ – ВОСПИТАТЕЛЬ ПРОХОДИТ И СМОТРИТ, ПРАВИЛЬНЫЙ ЛИ ВЫВОДСДЕЛАЛИ ДЕТИ (ТОТ ЛИ СМАЙЛИ ПОДОБРАЛИ). ХВАЛИТ ДЕТЕЙ ЗА УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ХОРОШИЕ ИЛИ ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ

МОЖНО МИШУТКУ ИЛИ ОДНОГО ИЗ ГОСТЕЙ ПОУЧАВСТВОВАТЬ В ИГРЕ.

  1. Подведение итогов.

Воспитатель:

- Скажи, Мишутка, понравилось тебе в нашем детском саду?

Мишутка:

- Очень, очень понравилось! Я многое узнал! Очень много. Теперь я знаю, что такое хорошо и что такое плохо? Боюсь, как бы ни забыть чего-нибудь важного? (ответы детей)

Воспитатель:

- А мы с ребятами еще раз напомним тебе все важное, о чем мы говорили на нашем занятии (дети вспоминают все, о чем говорилось на занятии)

Мишутка:

- Спасибо большое, ребята! А можно мне еще побыть в детском саду? Мне здесь очень нравится. (Дети могут попросить поиграть с Мишуткой).

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Вы сегодня на славу потрудились! Думаю, что теперь мы будем делать только хорошо и, не будем делать плохо! Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо?" по рассказам В.Осеевой

Занятие содержит короткий рассказ о творчестве писательныцы, анализ поступков героев, инсценировку детьми рассказа "Синие листья"...

Консультация для родителей "Будем делать хорошо из того, что плохо!"

Консультация о том как шалости детей превратить в интересное и полезное занятие....

"надо делать хорошо и не надо - плохо"

конспект второя младшая группа...

проект "Будем делать хорошо и не будем плохо"

проект "Будем делать хорошо и не будем плохо" по нравственно- правовому воспитанию для детей средней группы....

Конспект занятия "Буду делать хорошо, и не буду плохо"

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: «Формирование взаимоотношений между детьми 4-5 лет . «Буду делать хорошо, и не буду плохо…»...

Конспект занятия по развитию «Что такое хорошо, что такое плохо»

ЦельСоздание  условий  для  обогащения словаря детей. ЗадачиОбучающая  задачаОбобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках. Развивающая задачаПовторить и...