развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)
материал по развитию речи (старшая группа) на тему
развивать речь детей помогают экскурсии в природу,экологические праздники,исследовательская деятельность и другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии» (из опыта работы)
Выполнил педагог дополнительного образования: В.В. Исаева детский сад комбинированного вида №4 г.о.г.Выкса Нижегородская область
Окружающий мир дает обильный материал, который может быть использован для расширения мира детских восприятий, развития словаря, образности речи, ее выразительности.
В сентябре 2015 г. мною был проведен мониторинг экологических представлений, который показал, что у детей имеется неплохой запас экологических знаний, но дети не могут точно сформулировать свою мысль, т.к. беден экологический словарный запас, испытывают трудности при согласовании слов в предложении, неверно понимают значение некоторых терминов.
На основании проведенного мониторинга выявила для себя цель работы:
развитие речи старших дошкольников через ознакомление с природой.
4. В связи с этим наметила задачи:
обогатить речь дошкольников прилагательными, эпитетами, сравнениями
Формировать умение правильно употреблять в речи слова.
Учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их.
Составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы.
Формировать элементы экологического сознания, способность любить и понимать окружающий мир и природу.
Для повышения эффективности образовательного процесса использую следующие способы:
Метод наблюдения. Проводим наблюдения за живой и неживой природой, за сезонными изменениями в природе, описываем объекты и явления.
В результате этого словарь ребенка пополняется существительными, прилагательными, наречиями, глаголами, эпитетами, сравнениями. Для обогащения образной речи использую художественное слово, народные приметы, поговорки, пословицы, загадки. Обязательно включаю тактильное обследование (если это возможно): потрогать лед, снег, траву, кору дерева
Например, наблюдая за березой, обращаю внимание на ее красоту, использую худ.слово.
- Как вы могли бы сказать о наших березках?
- Березка живая или нет? Почему?
- Как дышит березка?
- Для чего березке нужна кора?
- От чего кора может защитить дерево? и т. д.
Занимаемся с детьми исследовательской деятельностью. Проводили опыты на темы «Воздух невидимка», «Волшебница – вода», «Круговорот воды в природе».
Дети знакомятся с доступными научными терминами (впитывание, испарение , растворение, названиями приборов, используемыми в исследовательской деятельности (весы, термометр, пробирка, песочные часы и т. д.) .
Экскурсии в природу способствуют познанию окружающего мира.
Проводила экскурсии в лес, парк, на луг, к водоему.
Использую метод проектной деятельности. В этом году был реализован проект «Птичья столовая».
Провожу экологические праздники «Праздник птиц», «День Земли» КВН, викторины.
Все экологические мероприятия способствуют:
обогащению словарного запаса детей
развитию связной речи
формируются элементы экологического сознания
дети учатся устанавливать причинно-следственные связи.
Во время моей работы с детьми я всегда стараюсь дать детям возможность высказать свои впечатления, что способствует правильному выражению своих мыслей , грамматически правильному построению предложения, анализу, учит делать выводы и аргументировать их.
Большое значение для развития речи имеет развивающая среда.
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами. Коллекции используются в качестве наглядного и игрового материала, для развития навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков.
В комнате природы имеются следующие экологические коллекции:
Коллекция семян овощей, цветов
Ракушек;
коры деревьев;
камней
Гербарий,
Имеются дидактические игры экологического содержания «Экологическая цепочка», «Что лишнее?», «Что лечит это растение?»,»Зоологическое лото» и другие.
Лаборатория создана для развития любознательности и поддержки инициативы детей, формирования навыков исследовательской деятельности. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (превращение в «учёного», который проводит опыты, эксперименты, наблюдения
Есть огород на окне, где растут лук, овес, перец, рассада цветов и другие растения.
Функционирует мини – библиотека, где дети рассматривают «умные» книги, энциклопедии, иллюстрации, что способствует развитию словаря, привитию любви и интереса к литературе о природе. В библиотеке имеются произведения А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, С. Бунтовской, В. Бианки, Н. Сладкова и др. Также в свободном доступе для детей различные тематические альбомы: «Дикие и домашние животные», «Цветы», «Птицы».
Для эффективности развития речи детей подключаю к этому процессу и родителей. Работу с родителями осуществляю по нескольким направлениям:
1. Родительские собрания:
2. Наглядные формы взаимодействия: консультации «Прочитайте детям», тематические выставки «Зимние явления», «Понаблюдайте осенью», «Как учить ребенка составлять описательные рассказы», «О братьях наших меньших».
3. Словесные формы взаимодействия: беседы как коллективные, так и индивидуальные
4. Вовлечение в педагогическую деятельность: анкетирование»
5. Взаимодействие с ребенком в семье: заучивание стихов, пословиц, повторение чистоговорок.
Работа, проведенная мной за этот небольшой период (с сентября месяца) уже приносит свои результаты:
Совершенствуется грамматический строй речи за счет обогащения активного словаря детей экологическими терминами и понятиями; многие ребята пытаются выразительно и с разной интонационностью декламировать стихи, театрализованные тексты экологического содержания; составить небольшой описательный рассказ; сочинить рассказ по сюжетной картинке экологического содержания.
В дальнейшем я планирую продолжить развивать связную речь детей средствами экологического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-553572-1420907750.jpg)
развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)
развивать связную речь детей помогают экскурсии в природу,проектная деятельность, исследовательская деятельность, зкологические праздники и другое....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/15/picture-894840-1487165248.jpg)
Консультация " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/27/picture-1121972-1551248929.jpg)
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. В развитии связной речи детей старшей гру...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/07/picture-403119-1565173333.jpg)
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья охватывает важность проблемы поиска наиболее эффективных средств дошкольного образования для организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию их связн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-1275054-1602006785.jpg)
Консультация на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»
Консультация на тему:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами Лего-технологии.
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами Лего-технологии.Цель: формирование представления об электричестве, зачем оно нужно и где можно встретить его в повседневной жизни. ...