Консультация "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"
консультация (младшая группа)
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Основными задачами в дошкольном детстве являются: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи-диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
На мой взгляд, одним из эффективных приёмов развития речи ребёнка-дошкольника является применение фольклора, ведь ни для кого не секрет, что ребенок уже с самого раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни ребёнка, прислушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет и радует его, организует поведение ребенка.
Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, веселые - радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем.
Богатым материалом являются колыбельные песни. Они, на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. При повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя малые фольклорные формы.
Таким образом, создание педагогических условий для формирования речевых и коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством малых фольклорных форм, просто необходимо. Одним из условий результативности является создание определенных условий в группе, соответствие предметно-развивающей среды.
Должны быть подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.
В книжном уголке разместить книжки-игрушки с иллюстрациями к потешкам; книжки-малышки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Игрушки» А. Барто, серия книг «Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки, прибаутки, колыбельные песенки и т. д. для детей раннего возраста.
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. С этой целью подбираются потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.
Такие потешки как, например, «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка — пригожий», «Наша деточка в дому, что оладушек в меду» помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком.
Через некоторое время дети уже сами с большим желанием будут идти в группу, просить прочитать потешку про петушка или другого персонажа. В группе игрушки подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Особое место занимают музыкальные игры-потешки, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно-моторное и эмоциональное развитие.
Максимально полезны для развития ребенка раннего возраста и простые пальчиковые игры на фольклорном материале. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание простых слов с использованием «пальчиковой гимнастики» воспитывает быстроту реакции, эмоциональную выразительность, стимулирует развитие речи, внимания, воображения.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).
Существуют пестушки для подъема детей, после сна, так как не все дети охотно встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой: «На кисоньку потягушечки, на деточку порастушечки».
Приучая детей мыть руки, лицо, важно вызвать положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождается такими потешками как: «Водичка, водичка», «Ай,лады,лады,лады,не боимся мы воды» Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. А в дальнейшем дети уже сами используют народные потешки во время игры. Укачивая куклу Катю напевают: «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай…». При игре, рассматривая с детьми разные сюжетные картинки, стараться комментировать эти картинки так же стихами или потешками. Детям это очень нравится, и они с удовольствием рассматривают картинки, повторяя за воспитателем слова и просят вновь повторить игру.
С помощью потешки «Наши уточки с утра…» у детей совершенствуется умение понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивается внимание. Дети учатся различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке. А знакомясь с потешкой «Наша Маша маленька» дети обратят внимание на новые слова «аленька», «чернобровая», «бобровая».
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развивать интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает. Результатом такой работы — положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей в группе, что важно для развития коммуникативных навыков. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания.
Детей с малого возраста следует учить восприятию фольклорных текстов, воспитывать интерес к языковому богатству, формировать у них умение слушать и слышать устное народное творчество. Целенаправленная работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством разовьет у детей познавательный интерес к познанию русской культуры. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.
Ведь устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2021.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Основными задачами в дошкольном детстве являются: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи-диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
На мой взгляд, одним из эффективных приёмов развития речи ребёнка-дошкольника является применение фольклора, ведь ни для кого не секрет, что ребенок уже с самого раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни ребёнка, прислушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет и радует его, организует поведение ребенка.
Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, веселые - радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем.
Богатым материалом являются колыбельные песни. Они, на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. При повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя малые фольклорные формы.
Таким образом, создание педагогических условий для формирования речевых и коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством малых фольклорных форм, просто необходимо. Одним из условий результативности является создание определенных условий в группе, соответствие предметно-развивающей среды.
Должны быть подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.
В книжном уголке разместить книжки-игрушки с иллюстрациями к потешкам; книжки-малышки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Игрушки» А. Барто, серия книг «Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки, прибаутки, колыбельные песенки и т. д. для детей раннего возраста.
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. С этой целью подбираются потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.
Такие потешки как, например, «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка — пригожий», «Наша деточка в дому, что оладушек в меду» помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком.
Через некоторое время дети уже сами с большим желанием будут идти в группу, просить прочитать потешку про петушка или другого персонажа. В группе игрушки подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Особое место занимают музыкальные игры-потешки, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно-моторное и эмоциональное развитие.
Максимально полезны для развития ребенка раннего возраста и простые пальчиковые игры на фольклорном материале. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание простых слов с использованием «пальчиковой гимнастики» воспитывает быстроту реакции, эмоциональную выразительность, стимулирует развитие речи, внимания, воображения.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).
Существуют пестушки для подъема детей, после сна, так как не все дети охотно встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой: «На кисоньку потягушечки, на деточку порастушечки».
Приучая детей мыть руки, лицо, важно вызвать положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождается такими потешками как: «Водичка, водичка», «Ай,лады,лады,лады,не боимся мы воды» Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. А в дальнейшем дети уже сами используют народные потешки во время игры. Укачивая куклу Катю напевают: «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай…». При игре, рассматривая с детьми разные сюжетные картинки, стараться комментировать эти картинки так же стихами или потешками. Детям это очень нравится, и они с удовольствием рассматривают картинки, повторяя за воспитателем слова и просят вновь повторить игру.
С помощью потешки «Наши уточки с утра…» у детей совершенствуется умение понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивается внимание. Дети учатся различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке. А знакомясь с потешкой «Наша Маша маленька» дети обратят внимание на новые слова «аленька», «чернобровая», «бобровая».
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развивать интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает. Результатом такой работы — положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей в группе, что важно для развития коммуникативных навыков. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания.
Детей с малого возраста следует учить восприятию фольклорных текстов, воспитывать интерес к языковому богатству, формировать у них умение слушать и слышать устное народное творчество. Целенаправленная работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством разовьет у детей познавательный интерес к познанию русской культуры. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.
Ведь устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»
Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»...
План Самообразования по теме: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»
quot;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"...
Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием "живых" картинок.
laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием живых картинок»Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста с...
«Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»
Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная с колыбельных песенок,...
Консультация для педагогов "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"
Консультация для педагогов«Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»...
Проект «Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм «Топотушки-говорушки»
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности с детьми и работа с родителями...