воспитание дошкольников средствами художественной литературы
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
В статье рассматриваются вопросы формирования интереса и любви к чтению в дошкольном возрасте. Автор предлагает перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет, родителями и педагогами по теме: «Воспитание дошкольников средствами художественной литературы.» 2015 – 2016 уч.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_chtenie_v_dou.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Книги по полочкам»
Из опыта работы воспитателя МБДОУ
«Детский сад «Золотой ключик» города Тамбова
Ларисы Ивановны Мархель
Первые дни в детском саду – это первый шаги от семьи к социуму, меняющий привычный ритм жизни малыша. Как помочь ребёнку сделать первые уверенные шаги?
На помощь приходят книги. Ведь дома малыш с первых минут своей жизни слышит от мамы и бабушек напевные колыбельные и развлекательные потешки. Но малышу очень трудно разобрать и разложить по полочкам книги разные по жанрам.
Знакомя детей с жанрами художественной литературы начинаю именно с потешек, сравнивая их с авторскими стихотворениями А.Барто, К.И.Чуковского, В.Берестова, Э Мошковской, И.Токмаковой, П.Воронько…
Готовясь к первому музыкальному празднику «Осень», впервые ребёнок осмысленно учит стихотворения. В процессе сравнения вместе с детьми выясняем, что потешки – развлекают, забавляют, успокаивают, т.е. потешают. А стихи – это то, как каждый автор видит окружающий мир. А ребёнок, выходя за двери своего дома в первую очередь видит красоту природы.
Поэтому, сравнивая стихотворения и потешки вместе с детьми, пытаясь их увидеть (нарисовать), выясняем, что потешки – похожи на первую в жизни для человека игрушку (образно выраженную в погремушке). А стихотворения – это красота природы. Что в природе очень красиво? Конечно же это – цветы.
Следующий шаг знакомства с жанрами – это сказки. Ведь на пороге сказочный праздник – Новый Год. Выясняем, что мы не можем на улице увидеть собачку (любое животное), которая ходит в одежде, на двух задних лапах, да ещё и разговаривает. В сказке живут волшебные вещи, невероятные события, и всё невозможное – мышка дружит с кошкой, без помощи мышки герои известной сказки не смогли втянуть репку и т.д.
Как же нарисовать образ сказки? Этот вопрос дети решают сами. Мои воспитанники решили, что это будет образ их любимого героя из сказки «Колобок».
В последующем, читая книги, дети сами определяют жанр. А перед их глазами три контурные картинки – «Погремушка», «Цветок», «Колобок».
А вот и весенняя капель! Невыразимо быстрые изменения в природе. Самая пора знакомства с рассказом. Выясняем с детьми, что рассказ – это то, что писатель увидел и рассказал нам в своём произведении. И это опять – природа. Но природа, удаляющая нас от дома. Уводящая нас в лес, поля, моря и дальние страны. А самая неизвестная даль где успели побывать все дети – это парки и скверы нашего города. Отсюда и образная картинка рассказа «Деревья».
Так в первый год посещения нашей группы дети раскладывают книги по полочкам.
Перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет, родителями и педагогами по теме: «Воспитание дошкольников средствами художественной литературы.» 2015 – 2016 уч.г.
Месяц | Неделя | Мероприятие | Цель |
Сентябрь | 1. | Заучивание наизусть стихотворения А.Плещеева «Осень наступила…» | Воспитывать у детей умение слушать, запоминать большое по объёму стихотворение. Читать наизусть не торопясь, чётко выговаривая слова. Воспитывать бережное отношение к природе. |
2. | Рассказывание русской народной сказки в обработке А.Н.Толстого «Хаврошечка». (Театр ложек.) | Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. | |
3. | Анкетирование родителей | Выявить отношение родителей к чтению и художественной литературе для детей. | |
4. | Консультация для родителей «Воспитание бережного отношения к природе через художественную литературу.» | Дать родителям необходимые рекомендации по воспитанию бережного отношения к природе посредством знакомства детей с художественной литературой. | |
Октябрь | 1. | «Как у бабушки козёл…». Знакомство с русским народным фольклором. | Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором. Вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам. Учить драматизировать простые литературные произведения. |
2. | Рассказывание сказки «Рукавичка». (Настольный театр). | Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, дослушивать её до конца. Учить передавать образ героев интонацией. | |
3. | Выставка книг для родителей «Литература для детей 5 – 6 лет». | Предложить родителям список литературы для чтения детям 5 – 6 лет. | |
4. | Методические рекомендации для воспитателей младших групп «Воспитываем потешкой». | Дать педагогам методические рекомендации по знакомству младших дошкольников с потешками. | |
Ноябрь | 1. | Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». | Познакомить детей с новой сказкой, помочь осмыслить её. |
2. | Рассказывание русской народной сказки «Теремок». | Продолжать учить детей внимательно слушать сказку. Обогащать слова ребенка за счет звукоподражаний. | |
3. | Игра – драматизация сказки «Теремок». | Учить детей проводить простую драматизацию знакомой сказки. | |
4. | Устный журнал для родителей «Положи своё сердце у чтения». | Помочь родителям научиться уважать и понимать литературу для детей, понимать книгу, написанную для ребёнка. | |
Декабрь | 1. | Заучивание наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» (в сокр.) | Учить детей запоминать небольшое стихотворение, читать наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова. |
2. | Чтение русской народной сказки «Царевна - лягушка». | Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, расширять словарный запас за счет новых имен существительных и прилагательных. Активизировать речь детей | |
Декабрь | 3. | Консультация для родителей «Как читать детям». | Дать рекомендации родителям о том, как правильно читать детям различные жанры художественной литературы. |
4. | Сообщение на семинаре «Ребенок и книга» | Познакомить педагогов с методикой ознакомления детей с художественной литературой | |
Январь | 1. | Чтение стихотворений о животных | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов. Побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях. |
2. | Кукольный спектакль по сказке «Снегурушка и лиса». (Показывают дети подготовительной группы). | Развивать интерес к театральной деятельности. Развивать умение следить за развитием действия в кукольных спектаклях. | |
3. | Методические рекомендации для родителей «Поэзия для малышей». | Дать родителям рекомендации о методике знакомства детей дошкольного возраста с поэзией. | |
Февраль | 1. | Экскурсия в театральный уголок детского сада. | Познакомить детей с театральной атрибутикой: различные куклы и игрушки, декорации ширмы. Развивать интерес к театрально – игровой деятельности. |
2. | Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Берёза». | Помочь детям запомнить стихотворение и научить выразительно читать его, четко выговаривая слова. | |
3. | Консультация для родителей «Книжный уголок для ребенка дома» | Дать родителям рекомендации по организации книжного уголка дома. | |
4. | Семинар – практикум для воспитателей «Работа с книгой в детском саду». | Дать практические рекомендации педагогам по работе с книгой в детском саду. | |
Март | 1. | Показываем сказку «Репка» детям 2-ой младшей группы. (Настольный театр). | Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства: интонацию, мимику, жесты. |
2. | Развлечение «Поздравим куклу Катю». | Вызвать у детей интерес к играм – инсценировкам. Учить читать наизусть небольшие стихотворения. Воспитание вежливости, сдержанности. | |
3. | Рассказывание сказки «Лиса и Журавль». (Настольный театр). | Познакомить детей со сказкой «Лиса и Журавль». Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки. | |
4. | Творческая гостинная для детей и родителей «Рисуем книгу». | В процессе совместной деятельности детей и родителей способствовать развитию творческих умений. | |
Апрель | 1. | Зучивание наизусть стихотворения Ю.Тувима «Овощи». | Продолжать учить детей запоминать последовательность событий в стихотворном виде, способствовать развитию творческих умений. |
2. | Чтение отрывков из сказки К.Чуковского «Бибигон». | Познакомить детей с новым произведением их любимого писателя, с сочетанием двух жанров: прозы и стиха. | |
3. | Консультация для родителей «Книга – друг ребёнка». | Дать родителям рекомендации и советы по приобщению ребёнка к миру книг. | |
Апрель | 4. | Методические рекомендации для воспитателей «Как ребенок становится читателем». | Дать методические рекомендации воспитателям по ознакомлениюдошкольников с художественной литературой; раскрыть термин «читатель» с позиции современной психологии и социологии. |
Май | 1. | Знакомство с творчеством немецкого писателя О.Пройслером. Чтение главы из сказки «Маленькая Баба Яга». | Понакомить с творчеством немецкого писателя О.Пройслером. Развивать интерес к мировой детской художественной литературе. |
2. | Литературная викторина по художественным произведениям, с которыми дети познакомились в течении года. | Учить узнавать знакомые произведения по коротким отрывкам. Вызвать у детей эмоциональный отклик. Доставить радость от общения со знакомыми литературными персонажами. | |
3. | Анкетирование родителей. | Выявить отношение родителей к чтению и художественной литературе для детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание дошкольника средствами художественной литературы
Соприкасаясь с литературой, ребенок духовно растет и развивается....
сообщение "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы".
сообщение "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"....
Гендерное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.
консультация для родителей о гендерном воспитании дошкольников через чтение художественной литературы....
Перспективное планирование в средней группе по теме "Социально- нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ря...
Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы.
Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы....
Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы
Дошкольник, у которого ещё не до конца сформирована защитная реакция на дорожную обстановку, оказавшись на дороге, попадает в зону риска. Поэтому одной из приоритетных задач в раб...
Отчёт по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литер...