воспитание дошкольников средствами художественной литературы
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

В статье рассматриваются вопросы формирования интереса и любви к чтению в дошкольном возрасте. Автор предлагает перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет, родителями и педагогами по теме: «Воспитание дошкольников средствами художественной литературы.» 2015 – 2016 уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_chtenie_v_dou.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Книги по полочкам»

Из опыта работы воспитателя МБДОУ

«Детский сад «Золотой ключик» города Тамбова

Ларисы Ивановны Мархель

        

Первые дни в детском саду – это первый шаги от семьи к социуму, меняющий привычный ритм жизни малыша. Как помочь ребёнку сделать первые уверенные шаги?

На помощь приходят книги. Ведь дома малыш с первых минут своей жизни слышит от мамы и бабушек напевные колыбельные и развлекательные потешки. Но малышу очень трудно разобрать и разложить по полочкам книги разные по жанрам.

Знакомя детей с жанрами художественной литературы начинаю именно с потешек, сравнивая их с авторскими стихотворениями А.Барто, К.И.Чуковского, В.Берестова, Э Мошковской, И.Токмаковой, П.Воронько…

Готовясь к первому музыкальному празднику «Осень», впервые ребёнок осмысленно учит стихотворения. В процессе сравнения вместе с детьми выясняем, что потешки – развлекают, забавляют, успокаивают, т.е. потешают. А стихи – это то, как каждый автор видит окружающий мир. А ребёнок, выходя за двери своего дома в первую очередь видит красоту природы.

Поэтому, сравнивая стихотворения и потешки вместе с детьми, пытаясь их увидеть (нарисовать), выясняем, что потешки – похожи на первую в жизни для человека игрушку (образно выраженную в погремушке). А стихотворения – это красота природы. Что в природе очень красиво? Конечно же это – цветы.

Следующий шаг знакомства с жанрами – это сказки. Ведь на пороге сказочный праздник – Новый Год. Выясняем, что мы не можем на улице увидеть собачку (любое животное), которая ходит в одежде, на двух задних лапах, да ещё и разговаривает. В сказке живут волшебные вещи, невероятные события, и всё невозможное – мышка дружит с кошкой, без помощи мышки герои известной сказки не смогли втянуть репку и т.д.

Как же нарисовать образ сказки? Этот вопрос дети решают сами. Мои воспитанники решили, что это будет образ их любимого героя из сказки «Колобок».

В последующем, читая книги, дети сами определяют жанр. А перед их глазами три контурные картинки – «Погремушка», «Цветок», «Колобок».

А вот и весенняя капель! Невыразимо быстрые изменения в природе. Самая пора знакомства с рассказом. Выясняем с детьми, что рассказ – это то, что писатель увидел и рассказал нам в своём произведении. И это опять – природа. Но природа, удаляющая нас от дома. Уводящая нас в лес, поля, моря и дальние страны. А самая неизвестная даль где успели побывать все дети – это парки и скверы нашего города. Отсюда и образная картинка рассказа «Деревья».

Так в первый год посещения нашей группы дети раскладывают книги по полочкам.

Перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет, родителями и педагогами по теме: «Воспитание дошкольников средствами художественной литературы.» 2015 – 2016 уч.г.

Месяц

Неделя

Мероприятие

Цель

Сентябрь

1.

Заучивание наизусть стихотворения А.Плещеева «Осень наступила…»

Воспитывать у детей умение слушать, запоминать большое по объёму стихотворение. Читать наизусть не торопясь, чётко выговаривая слова. Воспитывать бережное отношение к природе.

2.

Рассказывание русской народной сказки в обработке А.Н.Толстого «Хаврошечка». (Театр ложек.)

Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки.

3.

Анкетирование родителей

Выявить отношение родителей к чтению и художественной литературе для детей.

4.

Консультация для родителей «Воспитание бережного отношения к природе через художественную литературу.»

Дать родителям необходимые рекомендации по воспитанию бережного отношения к природе посредством знакомства детей с художественной литературой.

Октябрь

1.

 «Как у бабушки козёл…». Знакомство с русским народным фольклором.

Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором. Вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам. Учить драматизировать простые литературные произведения.

2.

Рассказывание сказки «Рукавичка». (Настольный театр).

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, дослушивать её до конца. Учить передавать образ героев интонацией.

3.

Выставка книг для родителей «Литература для детей 5 – 6 лет».

Предложить родителям список литературы для чтения детям 5 – 6 лет.

4.

Методические рекомендации для воспитателей младших групп «Воспитываем потешкой».

Дать педагогам методические рекомендации по знакомству младших дошкольников с потешками.

Ноябрь

1.

Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Познакомить детей с новой сказкой, помочь осмыслить её.

2.

Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку. Обогащать слова ребенка за счет звукоподражаний.

3.

Игра – драматизация сказки «Теремок».

Учить детей проводить простую драматизацию знакомой сказки.

4.

Устный журнал для родителей «Положи своё сердце у чтения».

Помочь родителям научиться уважать и понимать литературу для детей, понимать книгу, написанную для ребёнка.

Декабрь

1.

Заучивание наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» (в сокр.)

Учить детей запоминать небольшое стихотворение, читать наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова.

2.

Чтение русской народной сказки «Царевна - лягушка».

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, расширять словарный запас за счет новых имен существительных и прилагательных. Активизировать речь детей

Декабрь

3.

Консультация для родителей «Как читать детям».

Дать рекомендации родителям о том, как правильно читать детям различные жанры художественной литературы.

4.

Сообщение на семинаре «Ребенок и книга»

Познакомить педагогов с методикой ознакомления детей с художественной литературой

Январь

1.

Чтение стихотворений о животных

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов. Побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях.

2.

Кукольный спектакль по сказке «Снегурушка и лиса». (Показывают дети подготовительной группы).

Развивать интерес к театральной деятельности. Развивать умение следить за развитием действия в кукольных спектаклях.

3.

Методические рекомендации для родителей «Поэзия для малышей».

Дать родителям рекомендации о методике знакомства детей дошкольного возраста с поэзией.

Февраль

1.

Экскурсия в театральный уголок детского сада.

Познакомить детей с театральной атрибутикой: различные куклы и игрушки, декорации ширмы. Развивать интерес к театрально – игровой деятельности.

2.

Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Берёза».

Помочь детям запомнить стихотворение и научить выразительно читать его, четко выговаривая слова.

3.

Консультация для родителей «Книжный уголок для ребенка дома»

Дать родителям рекомендации по организации книжного уголка дома.

4.

Семинар – практикум для воспитателей «Работа с книгой в детском саду».

Дать практические рекомендации педагогам по работе с книгой в детском саду.

Март

1.

Показываем сказку «Репка» детям 2-ой младшей группы. (Настольный театр).

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства: интонацию, мимику, жесты.

2.

Развлечение «Поздравим куклу Катю».

Вызвать у детей интерес к играм – инсценировкам. Учить читать наизусть небольшие стихотворения. Воспитание вежливости, сдержанности.

3.

Рассказывание сказки «Лиса и Журавль». (Настольный театр).

Познакомить детей со сказкой «Лиса и Журавль». Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки.

4.

Творческая гостинная для детей и родителей «Рисуем книгу».

В процессе совместной деятельности детей и родителей способствовать развитию творческих умений.

Апрель

1.

Зучивание наизусть стихотворения Ю.Тувима «Овощи».

Продолжать учить детей запоминать последовательность событий в стихотворном виде, способствовать развитию творческих умений.

2.

Чтение отрывков из сказки К.Чуковского «Бибигон».

Познакомить детей с новым произведением их любимого писателя, с сочетанием двух жанров: прозы и стиха.

3.

Консультация для родителей «Книга – друг ребёнка».

Дать родителям рекомендации и советы по приобщению ребёнка к миру книг.

Апрель

4.

Методические рекомендации для воспитателей «Как ребенок становится читателем».

Дать методические рекомендации воспитателям по ознакомлениюдошкольников с художественной литературой; раскрыть термин «читатель» с позиции современной психологии и социологии.

Май

1.

Знакомство с творчеством немецкого писателя О.Пройслером. Чтение главы из сказки «Маленькая Баба Яга».

Понакомить с творчеством немецкого писателя О.Пройслером. Развивать интерес к мировой детской художественной литературе.

2.

Литературная викторина по художественным произведениям, с которыми дети познакомились в течении года.

Учить узнавать знакомые произведения по коротким отрывкам. Вызвать у детей эмоциональный отклик. Доставить радость от общения со знакомыми литературными персонажами.

3.

Анкетирование родителей.

Выявить отношение родителей к чтению и художественной литературе для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание дошкольника средствами художественной литературы

Со­прикасаясь с литературой, ре­бенок духовно растет и разви­вается....

сообщение "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы".

сообщение "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"....

Гендерное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

консультация для родителей о гендерном воспитании дошкольников через чтение художественной литературы....

Перспективное планирование в средней группе по теме "Социально- нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ря...

Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

Патриотическое  воспитание дошкольников  средствами  художественной литературы....

Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы

Дошкольник,  у которого ещё не до конца сформирована защитная реакция на дорожную обстановку, оказавшись на дороге, попадает в зону риска. Поэтому одной из приоритетных задач в раб...

Отчёт по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно   происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литер...