Планирование работы по звукопроизношению с детьми 4-5 лет
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков языка.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Использование артикуляционной гимнастики в игровых и нетрадиционных методах и приемах, художественного слова способствует формированию и развитию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv.rechi_srednyaya_-_kopiya.doc (78 КБ) | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Звуки. Артикуляция | Упражнения | Игры | Моделирование. Художественное слово |
1 | Звук Н. Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит. | Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука Н. | «Почистим зубы». Цель. Добиваться от детей умения поднимать кончик языка за верхние зубы. | Загадка. «С головой в нору ныряю, дверь проверю-отворяю» |
2 | Звук Н. При сочетании звука Н с гласными А О У Ы (твердый звук Н) передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, которая при переходе к гласному мягко размыкается. | Упражнение в произнесении звука Н в звукосочетаниях НО и НА. | Игра «Лошадки». Цель. Вырабатывать четкое произнесение звука Н в звукосочетаниях НО и НА. | «В рационе обезьяны Ананасы и бананы, А на занятия спортивные Нужны лианы очень длинные». |
3 | Звук Н. При сочетании Н с гласными Я, Е, Ю, И(мягкий звук) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, язык более напряжен. | Упражнение в правильном произнесении звука Н во фразовой речи. | Игра «Хороводная». Цель. Произносить текст стихотворения громко и четко, немного выделяя звук Н в словах. | «Как у нашей Ниночки- Новые ботиночки, Как она сумела – На ноги надела. На ноги надела- Плясать захотела» |
4 | Звук Т. Передняя часть спинки языка при сочетании Т с гласными А, О, У, Ы (твердый звук Т) прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха. | Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука Т. | Упражнение «Ах, какое вкусное варенье». Цель. Научить детей поднимать широкий край языка наверх. | «Только Таня утром встанет Танцевать Танюшу тянет Что тут долго объяснять Таня любит танцевать» |
5 | Звук Т. Губы находятся в положении следующего за Т гласного. Зубы сближены, но не сомкнуты. | Уточнение произнесения звука Т. | Игра «Поезд». Цель. Следить, чтобы дети четко произносили сочетание звуков «тук». При звуке Т язык ни у кого не должен высовываться между зубами. | Скороговорки. «Течет речка, Печет печка». «У Татки тапки, Тапки у Татки». |
6 | Звук Т. Мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Голосовые связки раскрыты, голос не звучит. | Воспитание четкого произношения звука Т в речи. | Рассказ по картине «Дети на катке» Цель. Упражнять детей в четком произношении звука Т во фразовой речи при составлении рассказа по картине. | «Вот стоит пастух Как постовой. Стаду он сигналит: Стадо, стой!» |
7 | Звук Д. Губы находятся в положении следующего за Д гласного. Зубы сближены, но не сомкнуты. Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки работают, горло дрожит. | Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука Д. | Игра «Лошадки». Цель. Добиваться умения поднимать язык за верхние зубы и присасывать передний край языка к небу. | «Дождик, дождик, Дождик лей, Нам с тобою веселей. Не боимся сырости, Только лучше вырастем» |
8 | Звук Д Мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуя голос. | Уточнение произнесения изолированного звука Д. | Игра «Забъем гвоздь молотком». Цель. Следить, чтобы при произнесении Д кончик языка не высовывался между зубами. | «Шла Марина с огорода, Под кустом нашла удода, А удод ей: - ду-ду-ду, Жить у вас не буду-ду!» |
9 | Звук Д При сочетании Д с гласными а, ы, о, у (твердый звук Д) передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха. При сочетании Д с гласными я, ю, е, и (мягкий звук Д) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен. | Воспитание правильного четкого произношения звука Д во фразовой речи. | Игра «Дятел». Цель. Учить детей четко произносить звук Д в тексте стихотворения. | «Дятел дерево долбит, Дятел клювом дуб долбит, На весь лес он стучит» |
10 | Звук К Кончик языка прижат к нижним зубам. Спинка языка выгнута крутой горкой и касается неба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от неба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. | Уточнение движений языка, необходимых для произнесения звука. | Упражнение «Прятки» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения выгибать спинку языка при опущенном вниз кончике языка. | Загадка. «У кого короткий хвост крючком, Кто копает землю пятачком?» (свинья) |
11 | Звук К Губы находятся в положении следующего за К гласного | Уточнение произнесения звука К. | Рассказ со звукоподражанием «Кто как кричит» Цель. Добиваться четкого правильного произнесения звука к в звукоподражаниях | «У леса на опушке Высоко на суку С утра поет кукушка: - ку-ку, ку–ку, ку-ку» |
12 | Звук К При сочетании К с гласными А, О, У, Ы (твердый звук К) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким небом. При сочетании К с гласными Я, Е, Ю, И мягкий звук К) кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, спинка языка касается мягкого неба. | Упражнение детей в правильном произношении звука К во фразовой речи. | Игра «Дождик». Цель. Следить за правильным произношением детьми звука К, но не выделять его. | «Капля раз, капля два, Капли медленно сперва – Кап, кап, кап, кап. (Дети сопровождают эти слова медленными хлопками) Стали капли поспевать, Капля каплю подгонять – Кап, кап, кап, кап» (Хлопки учащаются). |
13 | Звук Г Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается неба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от неба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). | Уточнение произнесения звука Г . | Игра «Гуси». Цель. Добиваться от всех детей правильного, звонкого произнесения звука Г в звукоподражаниях. | «Га-га-га» - гогочет гусь,- Я семьей своей горжусь. На гусят и на гусыню Все гляжу – не нагляжусь» |
14 | Звук Г При сочетании Г с гласными А, О, У, Ы (твердый звук Г) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким небом. При сочетании Г с гласными Я, Е, Е, Ю, И (мягкий звук Г) кончик языка опущен и касается нижних резцов, спинка языка касается нижнего неба. | Воспитание правильного и четкого произношения звука Г во фразовой речи. | Игра «волк, пастух и гуси». Упражнять детей в правильном произношении звука Г во фазах в игре. | Пастух. Гуси, гуси, Вы откуда? Гуси. Га-га-га, мы из дома. Пастух. Гуси, гуси, вы куда? Гуси. На луга, на луга. Пастух. Есть хотите? Гуси. Да-да-да. Пастух. Ну, идите на луга. Гуси ходят и щиплют травку. Пастух. Гуси белые, домой! Серый волк под горой. (Гуси гогочут и бегут домой. Волк ловит гусей. Пойманные выходят из игры) |
15 | Звук Х Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Горло не дрожит. | Уточнение произнесения звука Х. | Упражнение «Погреем руки». Цель. Добиваться четкого правильного произнесения звука Х. | «По двору будильник ходит. Он с хохлатки глаз не сводит» (Петух) «Муха – горюха Села на ухо» |
16 | Звук Х. При сочетании Х с гласными А, О, У, Ы (твердый звук Х) кончик языка опущен и слегка отодвинут от нижних резцов, спинка языка, сближаясь с твердым небом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. При сочетании Х с гласными Я, Е, Е, Ю, И (мягкий звук Х) кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, спинка языка, сближаясь с твердым небом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. | Воспитание четкого произношения звука Х в словах. | Игра «Кому что нужно». Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука Х в словах. | «Хомяк зимою в холод лютый Не хочет мерзнуть ни минуты. Хитрец холодною порой Храпит в хоромах под землей» |
17 | Звук Ы. Губы не напряжены, зубы разомкнуты, кончик языка отодвинут от нижних зубов, спинка языка поднята к твердому небу. Образуется голос. | Уточнение произнесения звука Ы. | Игра «Пароход». Цель. Добиваться от каждого ребенка длительного произнесения изолированного звука Ы. | «Старый друг Лучше новых двух» «Был бы друг будет и досуг» |
18 | Звук Ы. Мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос. | Воспитание четкого, правильного произношения звука Ы во фразовой речи. | Игра «Лото». Цель. Упражнять детей в четком произношении звука ы во фразовой речи. Картинки: мыло, грибы, сыр, мышь, весы, тазы, рыба, лыжи, часы. | «Слоны умны, Слоны смирны. Слоны спокойны И сильны» |
19 | Звук С. Зубы сближены, губы немножко растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. | Уточнение произнесения имеющегося звука С или вызывание его по подражанию. | Упражнение «Насос». Цель. Добиваться правильного изолированного звука С. | «В лесу темно, Все спят давно. Одна сова не спит На суку сидит» |
20 | Звук С. Дети удерживают язык за нижними зубами, губы в улыбке, поднесенные ко рту тыльной стороной руки ощущают холодную струю воздуха | Воспитание четкого произношения звука С в словах. | Игра «Магазин». Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука С в словах. Картинки. Самолет, сумка, сани, слон, стакан, стол, стул, сова, лиса, весы, миска, автобус. | «Самолет построим сами, Полетит он над лесами» «Идет Петя во лесок, во лесок, А у Пети туесок, туесок!» «Спал спокойно сытый сом. Видел сладкий, сладкий сон» |
21 | Звук С. Мягко небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Голосовые связки раскрыты, голос не звучит. | Воспитание четкого правильного произношения звука С в речи. | Рассказ «Сонин уголок». Рассказ «В саду». Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука С в о фразовой речи. | «Соня, погляди в окно. Сколько снегу нанесло! и в лесу, и в саду, сосны, ели – все в снегу» |
22 | Звук С/ Артикуляция звука С мягкого такая же, как и С твердого, только добавляется подъем средней части языка к твердому небу. | Воспитание правильного, четкого произношения звука С/ в словах. | Игра Чудесная коробочка». Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука С/ в словах. | «Мы сидим на лесенке И поем мы песенки» |
23 | Звук С/ | Воспитание правильного, четкого произношения звука С/ в речи. | Рассказ «Семья». Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука С/ во фразовой речи. | «Сели дети на салазки, Как блестят весельем глазки» «Покатились, понеслись, Покатились по льду вниз» |
24 | Звук З Губы в улыбке, зубы видны. Зубы сближены но не сомкнуты. Широкий кончик языка находится за нижними резцами. | Уточнение произнесения имеющегося звука З или вызывание его по подражанию. | Игра «Комары». Цель. Добиваться правильного произношения изолированного звука З. | «К нам зайдет новый год, Заведет хоровод, Зазвенят голоса, Засверкают глаза» |
25 | Звук З. Передняя часть спинки языка образует щель с нижними зубами, боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам и только посредине остается узкая щель в виде желобка. | Воспитание правильного, четкого произношения звука З в словах. | Игра «Назови картинку». Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука З в словах. Картинки. Зайка, замок, завод, забор, зонт, звонок, ваза, коза, звезда, гнездо, Незнайка, роза, мозаика, береза. | «Зайке холодно зимой, Зайке голодно зимой, Зубки зайкины стучат, Так капустки хотят» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Этапы планирования работы по ЗКР с детьми дошкольного возраста"
Планирование работы по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....
Планирование работы воспитателя по усвоению детьми цветовых эталонов
В помощь воспитателям представлено планирование по ознакомлению дошкольников с системой цветовых эталонов....
Общение как средство развития речи детей раннего возраста. Перспективное планирование работы совместной деятельности с детьми первой младшей группы.
Моя работа совместной деятельности с детьми по теме «Общение как средство развития речи детей раннего возраста», направленная на развитие у детей речи, предполагает, с одной стороны, включенность речи...
Планирование работы по экспериментированию с детьми 6-7 лет.
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений....
Перспективное планирование работы на лето с детьми средней группы
Методическая разработка...
Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми средней возрастной группы на первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми средней возрастной группы на первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)....
Планирование работы по звукопроизношению в 1 младшей группе
Предлагаю вашему вниманию материал по звукопроизношению у детей в 1 младшей группе на каждый день...
- Мне нравится (1)