Планирование работы по звукопроизношению с детьми 4-5 лет
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Остапенко Нина Владимировна

 

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков языка.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Использование артикуляционной гимнастики в игровых и нетрадиционных методах и приемах, художественного слова  способствует формированию и развитию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv.rechi_srednyaya_-_kopiya.doc (78 КБ)78 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки. Артикуляция

Упражнения

Игры

Моделирование.

Художественное слово

1

Звук Н.

Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит.

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука Н.

 «Почистим зубы».

Цель. Добиваться от детей умения поднимать кончик языка за верхние зубы.

Загадка.

«С головой в нору ныряю,

дверь проверю-отворяю»

2

Звук Н.

При сочетании звука Н с гласными

А О У Ы (твердый звук Н) передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, которая при переходе к гласному мягко размыкается.

Упражнение в произнесении звука Н в звукосочетаниях НО и НА.

Игра «Лошадки».

Цель. Вырабатывать четкое произнесение звука Н в звукосочетаниях НО и НА.

«В рационе обезьяны

Ананасы и бананы,

А на занятия спортивные

Нужны лианы очень длинные».

3

Звук Н.

При сочетании Н с гласными Я, Е, Ю, И(мягкий звук) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, язык более напряжен.

Упражнение в правильном произнесении звука Н во фразовой речи.

Игра «Хороводная».

Цель. Произносить текст стихотворения громко и четко, немного выделяя звук Н в словах.

«Как у нашей Ниночки-

Новые ботиночки,

Как она сумела –

На ноги надела.

На ноги надела-

Плясать захотела»

4

Звук Т.

Передняя часть спинки языка при сочетании Т с гласными А, О, У, Ы (твердый звук Т) прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха.

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука Т.

Упражнение «Ах, какое вкусное варенье».

Цель. Научить детей поднимать широкий край языка наверх.

«Только Таня утром встанет

Танцевать Танюшу тянет

Что тут долго объяснять

Таня любит танцевать»

5

Звук Т.

Губы находятся в положении следующего за Т гласного. Зубы сближены, но не сомкнуты.

Уточнение произнесения звука Т.

Игра «Поезд».

Цель. Следить, чтобы дети четко произносили сочетание звуков «тук». При звуке Т язык ни у кого не должен высовываться между зубами.

Скороговорки.

«Течет речка,

Печет печка».

«У Татки тапки,

Тапки у Татки».

6

Звук Т.

Мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот.

Голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

Воспитание четкого произношения звука Т в речи.

Рассказ по картине «Дети на катке»

Цель. Упражнять детей в четком произношении звука Т  во фразовой речи при составлении рассказа по картине.

«Вот стоит пастух

Как постовой.

Стаду он сигналит:

Стадо, стой!»

7

Звук Д.

Губы находятся в положении следующего за Д гласного.

Зубы сближены, но не сомкнуты.

Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки работают, горло дрожит.

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука Д.

Игра «Лошадки».

Цель. Добиваться умения поднимать язык за верхние зубы и присасывать передний край языка к небу.

«Дождик, дождик,

Дождик лей,

Нам с тобою веселей.

Не боимся сырости,

Только лучше вырастем»

8

Звук Д

Мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуя голос.

Уточнение произнесения изолированного звука Д.

Игра «Забъем гвоздь молотком».

Цель. Следить, чтобы при произнесении Д кончик языка не высовывался между зубами.

«Шла Марина с огорода,

Под кустом нашла удода,

А удод ей: - ду-ду-ду,

Жить у вас не буду-ду!»

9

Звук Д

При сочетании Д с гласными а, ы, о, у (твердый звук Д) передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, взрываемую выдыхаемой струей  воздуха. При сочетании Д с гласными я, ю, е, и (мягкий звук Д) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен.

Воспитание правильного четкого произношения звука Д во фразовой речи.

Игра «Дятел».

Цель. Учить детей четко произносить звук Д в тексте стихотворения.

«Дятел дерево долбит,

Дятел клювом дуб долбит,

На весь лес он стучит»

10

Звук К

Кончик языка прижат к нижним зубам. Спинка языка выгнута крутой горкой и касается неба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от неба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.  

Уточнение движений языка, необходимых для произнесения звука.

Упражнение «Прятки»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения выгибать спинку языка при опущенном вниз кончике языка.

Загадка.

«У кого короткий хвост крючком,

Кто копает землю пятачком?»

(свинья)

11

Звук К

Губы находятся в положении следующего за К гласного

Уточнение произнесения звука К.

Рассказ со звукоподражанием «Кто как кричит»

Цель. Добиваться четкого правильного произнесения звука к в звукоподражаниях

«У леса на опушке

Высоко на суку

С утра поет кукушка:

- ку-ку, ку–ку, ку-ку»

12

Звук К

При сочетании К с гласными А, О, У, Ы (твердый звук К) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким небом. При сочетании К с гласными Я, Е, Ю, И мягкий звук К)  кончик языка опущен и касается  основания нижних резцов, спинка языка касается мягкого неба.

Упражнение детей в правильном произношении звука К во фразовой речи.

Игра «Дождик».

Цель. Следить за правильным произношением  детьми звука К, но не выделять его.

«Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва –

Кап, кап, кап, кап.

(Дети сопровождают эти слова медленными хлопками)

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять –

Кап, кап, кап, кап»

(Хлопки учащаются).

13

Звук Г

Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка  выгнута крутой горкой и касается неба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от неба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Уточнение произнесения звука Г .

Игра «Гуси».

Цель. Добиваться от всех детей правильного, звонкого произнесения звука Г в звукоподражаниях.

«Га-га-га» - гогочет гусь,-

Я семьей своей горжусь.

На гусят и на гусыню

Все гляжу – не нагляжусь»

14

Звук Г

При сочетании Г с гласными А, О, У, Ы (твердый звук Г) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким небом.

При сочетании Г с гласными Я, Е, Е, Ю, И (мягкий звук Г) кончик языка опущен и касается нижних резцов, спинка языка касается нижнего неба.

Воспитание правильного и четкого произношения звука Г во фразовой речи.

Игра «волк, пастух и гуси».

Упражнять детей в правильном произношении звука Г во фазах в игре.

Пастух. Гуси, гуси, Вы откуда?

Гуси. Га-га-га, мы из дома.

Пастух. Гуси, гуси, вы куда?

Гуси. На луга, на луга.

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да-да-да.

Пастух. Ну, идите на луга.

Гуси ходят и щиплют травку.

Пастух. Гуси белые, домой! Серый волк под горой.

(Гуси гогочут и бегут домой. Волк ловит гусей.

Пойманные выходят из игры)

15

Звук Х

Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой.

Горло не дрожит.

Уточнение произнесения звука Х.

Упражнение «Погреем руки».

Цель. Добиваться четкого правильного произнесения звука Х.

«По двору будильник ходит.

Он с хохлатки глаз не сводит»

(Петух)

«Муха – горюха

Села на ухо»

16

Звук Х.

При сочетании Х с гласными А, О, У, Ы  (твердый звук Х) кончик языка опущен и слегка отодвинут от нижних резцов, спинка языка, сближаясь с твердым небом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.

При сочетании Х с гласными Я, Е, Е, Ю,  И (мягкий звук Х) кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, спинка языка, сближаясь с твердым небом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.

Воспитание четкого произношения звука Х в словах.

Игра «Кому что нужно».

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука Х в словах.

«Хомяк зимою в холод лютый

Не хочет мерзнуть ни минуты.

Хитрец холодною порой

Храпит в хоромах под землей»

17

Звук Ы.

Губы не напряжены, зубы разомкнуты, кончик языка отодвинут от нижних зубов, спинка языка поднята к твердому небу. Образуется голос.

Уточнение произнесения звука Ы.

Игра «Пароход».

Цель. Добиваться от каждого ребенка длительного произнесения изолированного звука Ы.

«Старый друг

 Лучше новых двух»

«Был бы друг

будет и досуг»

18

Звук Ы.

Мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.

Воспитание четкого, правильного произношения звука Ы  во фразовой речи.

Игра «Лото».

Цель. Упражнять детей в четком произношении звука ы во фразовой речи.

Картинки: мыло, грибы, сыр, мышь, весы, тазы, рыба, лыжи, часы.

«Слоны умны,

Слоны смирны.

Слоны спокойны

И сильны»

19

Звук С.

Зубы сближены, губы немножко растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута.

Уточнение произнесения имеющегося звука С или вызывание его по подражанию.

Упражнение «Насос».

Цель. Добиваться правильного изолированного звука С.

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит

На суку сидит»

20

Звук С.

Дети удерживают язык за нижними зубами, губы в улыбке, поднесенные ко рту тыльной стороной  руки ощущают холодную струю воздуха

Воспитание четкого произношения звука  С  в словах.

Игра «Магазин».

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука С в словах.

Картинки.  Самолет, сумка,  сани,  слон, стакан,  стол, стул, сова, лиса, весы, миска, автобус.

«Самолет построим сами,

Полетит он над лесами»

«Идет Петя  во лесок, во лесок,

А у Пети туесок, туесок!»

«Спал спокойно сытый сом.

Видел сладкий, сладкий сон»

21

Звук С.

Мягко небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот.

Голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

Воспитание четкого правильного произношения звука  С в речи.

Рассказ «Сонин уголок».

Рассказ «В саду».

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука С в о фразовой речи.

«Соня, погляди в окно.

Сколько снегу нанесло!

и в лесу, и в саду,

сосны, ели – все в снегу»

22

Звук С/        

Артикуляция звука С мягкого такая же, как и С  твердого, только добавляется подъем средней части языка к твердому небу.

Воспитание правильного, четкого произношения звука С/ в словах.

Игра Чудесная коробочка».

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука С/   в словах.

«Мы сидим на лесенке

И поем мы песенки»

23

Звук  С/        

Воспитание правильного, четкого произношения звука  С/ в речи.

Рассказ «Семья».

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука С/   во фразовой речи.

«Сели дети на салазки,

Как блестят весельем глазки»

«Покатились, понеслись,

Покатились по льду вниз»

24

Звук З

Губы в улыбке, зубы видны. Зубы сближены но не сомкнуты.  Широкий кончик языка находится за нижними резцами.

Уточнение произнесения имеющегося звука З или вызывание его по подражанию.

Игра «Комары».

Цель.  Добиваться правильного произношения изолированного звука З.

«К нам зайдет новый год,

Заведет хоровод,

Зазвенят голоса,

Засверкают глаза»

25

Звук З.

Передняя часть спинки языка образует щель с нижними зубами, боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам и только посредине остается узкая щель в виде желобка.

Воспитание правильного, четкого произношения звука З в словах.

Игра «Назови картинку».

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука З  в словах.

Картинки. Зайка, замок, завод, забор, зонт, звонок, ваза, коза, звезда, гнездо, Незнайка, роза, мозаика, береза.

«Зайке холодно зимой,

Зайке голодно зимой,

Зубки зайкины стучат,

Так капустки хотят»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Этапы планирования работы по ЗКР с детьми дошкольного возраста"

Планирование работы по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....

Планирование работы воспитателя по усвоению детьми цветовых эталонов

В помощь воспитателям представлено планирование по ознакомлению дошкольников с системой цветовых эталонов....

Общение как средство развития речи детей раннего возраста. Перспективное планирование работы совместной деятельности с детьми первой младшей группы.

Моя работа совместной деятельности с детьми по теме «Общение как средство развития речи детей раннего возраста», направленная на развитие у детей речи, предполагает, с одной стороны, включенность речи...

Планирование работы по экспериментированию с детьми 6-7 лет.

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений....

Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми средней возрастной группы на первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми средней возрастной группы на первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)....

Планирование работы по звукопроизношению в 1 младшей группе

Предлагаю вашему вниманию материал по звукопроизношению у детей в 1 младшей группе на каждый день...