Творческий проект на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
Цель проекта:
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи для педагога:
подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр;
развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
развивать речь детей, расширять словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubaeva_proekt.docx | 33.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель проекта:
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи для педагога:
подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр;
развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
развивать речь детей, расширять словарный запас.
Задачи для детей:
развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
Задачи для родителей:
учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.
Участники проекта:
Воспитатель
Дети
Родители и другие члены семьи.
Предполагаемый результат:
Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Средства достижения поставленных задач:
применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.;
информационные листы для родителей;
разучивание стихов, потешек;
использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.
Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.
Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т. д.).
Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие (набитые пластмассовыми пульками); различные можжевеловые палочки, металлические массажные кольца. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Желательно, чтобы в группе были такие предметы, как:
• кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;
• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• кастаньеты для отстукивания ритма;
• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
• «моталочки» - верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика, к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений;
• грецкие орехи и шишки, шарики «суджок»; для массажа;
• крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
• сетки для раковины и разноцветные ленточки;
• «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом) ;
• макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап:
Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
Изучение методической литературы по данной теме:
Подготовка наглядного материала:
письменных консультаций, стендов информации;
современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
II. Основной этап реализации проекта:
составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;
разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
Работа с родителями:
выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
родительское собрание «Ладушки ладошки»
Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;
семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».
III. Заключительный этап
План выполнения проекта
№ Виды деятельности Цели и задачи
1. Изучение тематики, формулировка проблемы. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей.
2. Составление перспективного плана проведения пальчиковых игр для педагогов и родителей. Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.
3. Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.
4. Консультации для родителей (индивидуальные) на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.
5. Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики». Обучить родителей правильному проведению дома пальчиковых игр.
6. Семинар-практикум для родителей на тему: «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить». Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.
7. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры? », «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.
8. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.
9. Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги» с родителями. Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
Учебно-тематический план
СЕНТЯБРЬ
С добрым утром! | Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль. Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши. Руки протягивают к солнцу и улыбаются. |
«В детский сад идти пора» | Дети поочередно загибают пальчики руки.
Дети машут кистями рук. |
«Наши ручки» | Вытягивают ручки вперед
Спрятали ручки за спину |
«Хоровод среди цветов» | У ребенка в ладошках грецкий орех, |
ОКТЯБРЬ
«Дождик, дождик» | Дети повернули ладошку кверху и |
«Ладушки, ладушки» | Дети хлопают в ладошки и повторяют слова: «На-на-на» |
«Еду к деду, еду к бабе» | Дети катают карандаш между ладонями |
«Катя гуляет» | Дети катают карандаш между ладонями |
НОЯБРЬ
«Надоели нам дожди» | Дети по очереди поворачивают ладошки кверху и пальцами другой руки имитируют капельки дождя, повторяя за взрослым: «Кап, кап» |
«Пароход» | Дети обе сложенные ладони |
«Капустка» | Движения ладонями вверх, вниз. |
«Моя семья» | По ходу чтения, загибается на ручке |
ДЕКАБРЬ
«Зима» Девочки и мальчики | Дети по очереди разгибают пальчики, |
«Замок» Кто открыть его бы мог? Покрутили. Постучали И открыли.
| Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок. |
«Прятки» | Сжимание и разжимание пальцев. |
«Зайчата» | Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга. |
ЯНВАРЬ
«Зимняя прогулка» | Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца. |
«На полянке дом стоит» | Сложить ладони домиком, так, чтобы |
«Лошадки» | Пальцы скачут по столу, |
«Сорока» | Указательный палец правой руки делает Поочередно, загибаем пальцы левой
Большой палец поднять вверх. |
ФЕВРАЛЬ
«Этот пальчик хочет спать» | Дети загибают пальчики, начиная с мизинца. |
«Белка» | Пальчик с лисичкой кланяется |
«Ноги ходят по дороге» | Четыре пальца правой руки постукивают по левой руке, дети повторяют текст |
«Полетели птички» | Пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимать и опускать пальцы в соответствии с ритмом стиха. |
МАРТ
«Дятел» | Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки. |
«Мальчик-пальчик» | На первую строку показать большие пальцы обеих рук и соединить их. |
«Наш малыш» | Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их начиная с большого. |
«Очки» | Колечки подносят к глазам Дети повторяют действия за воспитателем. |
АПРЕЛЬ
«Утята» | Сжимать в кулачки и разжимать пальцы одновременно обеих рук. |
«Апельсин» | Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы. |
«Две веселые лягушки» | Дети сжимают руки в кулачки и кладут |
«Раз, два, три» На другой руке опять Раз, два, три, четыре, пять. | Раскрывают поочередно пальчики правой руки, шевелят пальчиками.
Раскрывают поочередно пальчики левой руки, шевелят пальчиками. |
МАЙ
«Ежик» | Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. |
«Улитка, улитка» | Сжать все пальчики в кулак. |
«Пальцы – дружная семья» Мы рога козы покажем И рога оленя даже.. Мы про зайку не забудем – Чтобы четко говорить, | Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.
Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный и мизинец вперед, загибая остальные пальцы, затем рога поднимаем к голове. |
«На лужок» | Сгибают пальчики поочередно в кулачок. |
Перечень используемой литературы:
1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрель», 2006;
7) Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2011;
8) Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Москва 2009;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Пальчиковые игры». Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи для педагога:подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых иг...
Проект «Пальчиковые игры». Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наб...
Отчёт за полугодие по проекту "Игры для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста".
Развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов....
проект «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА для первой младшей группы на тему «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» возраст детей 2 &nda...
отчет по проекту «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
отчет по проекту для первой младшей группы на тему «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» возраст детей 2 - 3 года...
Выступление на районном семинаре воспитателей (МБОУ ДО «Новодеревеньковский центр развития и поддержки детей») по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка....