Кружок "Ладушки" в старшей группе детского сада
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему
Воспитание уважения к нравственным и духовным ценностям, традициям, созданными нашими предками через устное наодное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_utnoe_narodnoe_tvorchestvo_starsh._i_podg._gr.doc | 312 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 9 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Кружок
«Ладушки»
Подготовила и провела:
Воспитатель
Васильева С. Ю.
Уфа 2015
Перспективный план работы кружка «Ладушки» (Старший дошкольный возраст) в МБДОУ Детский сад № 9
Месяц | Тема и цель занятия | Содержание работы |
Сентябрь | 1. «Устное народное творчество» Цель: - Познакомить детей с устным народным творчеством. - Учить считалку, практически применять в игровых ситуациях. -Воспитывать интерес к малым формам фольклора. | - Беседа с детьми «Что такое устное народное творчество?». - Заучивание считалки «Раз, два, три, четыре, пять…». - Проговаривание потешек. - Рассматривание альбома иллюстраций «Творчество народа». |
2. «Сентябрь – первый месяц осени» Цель: - Познакомить детей с приметами ноября. - Закрепить умение слушать внимательно сказки. - Научить разгадывать загадки | - Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. - Обсуждение пословиц и поговорок про сентябрь. - Дидактическая игра «С какого дерева детки?» - Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень.» - Рисование на тему «Осень золотая». | |
3. «Знакомство с русской избой» Цель: - Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа (мини-музей «горница», «изба», домашняя утварь). - Расширять активный словарь. - Развивать интерес к посещению избы. | - Беседа с детьми «Русская изба». - Посещение мини-музея «горница». - Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка». - Заучивание песенки-потешки «Катя, Катя маленька…» - Лепка на тему «Русская изба». | |
4. «Весела была беседа» Цель: - Формировать представление о предметах быта в русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка. - Обогащать словарный запас названиями предметов быта. - Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа. | - Беседа с детьми на тему: «Предметы быта в русской избе». - Рассматривание иллюстраций предметов быта. - Знакомство с народной мудростью «Когда в печи жарко, тогда и варко». - Загадывание загадок про предметы быта в русской избе. - Чаепитие. - Игра «Слепой козел». | |
Октябрь | 1. «Ходит слон близ окон…» Цель: - Знакомить со старинным предметом – «колыбельной». - Активизировать в речи слова колыбельная, зыбка, люлька. - Развивать познавательный интерес к песням, потешкам. | - Беседа с детьми на тему «Что такое колыбельная?». - Разучивание колыбельной песни «Баю-бабшки-баю…». - Игра «Успокой младенца». - Знакомство с новыми колыбельными песенками. - Игровая ситуация «Укладываем куклу спать». |
2. «Как у нашего кота…» Цель: - Знакомить с обитателем избу – котом Васькой. - Учить потешку «Как у нашего кота…». - Развивать интерес к малому фольклорному жанру. | - Пение песни «Посидите, детки, побеседуйте». - Беседа с детьми на тему «Обитатель избы». - Разучивание потешки «Как у нашего кота…». - Игра «Позови котенка». - Изготовление игрушки для котенка. | |
3. «Октябрь пахнет капустой». Цель: - Знакомить с месяцем октябрь, его приметами, пословицами и поговорками. - Обогащать словарный запас детей. - Развивать мелкую моторику рук, и координацию движений. | - Беседа о характерных для октября явлениях природы. - Рассказ о народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). - Пальчиковая гимнастика «Капста». - Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. - Повторение попевки «Восенушки-осень» - Разучивание народной игры «Вейся капустка». | |
4. «Хлеб – всему голова» Цель: - Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов; воспитывать бережное отношение к хлебу; сравнить о том, как это делали в старину. - Обогащать словарный запас детей. - Учить играть в хороводную игру. - Учить слышать напевность и мелодичность произведения фольклора. | - Беседа с детьми «Откуда хлеб берется?». - Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. - Обсуждение пословиц и поговорок о хлебе. - Разучивание хороводной игры «Сиди, сиди, Яша». - Пение жнивой песни «Уйди туча грозовая». | |
Ноябрь | 1. «Ноябрь - полузимник». Цель: - Познакомить детей с приметами ноября. - Закрепить умение слушать внимательно сказки. - Научить разгадывать загадки. | - Беседа с детьми на тему «Почему ноябрь назвали полузимником?». - Познакомить детей с пословицами и поговорками, приметами ноября. - Загадывание загадок про ноябрь. - Викторина по сказкам «Заяц хвастун», «У страза глаза велики», «Крылатый, лохматый да маслянй». |
2. «Гончарные мастеровые» Цель: - Познакомить с гончарным промыслом. - Формировать к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке. - Обогащать словарный запас детей. | - Рассказ о гончарном промысле. - Рассматривание иллюстраций глиняной посуды. - Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин». - Лепка глиняного человека. | |
3. «Русская матрешка». Цель: - Познакомить с народной игрушкой – матрешкой; - Формировать понятие, из чего она сделана, как она украшена. - Расширять словарный запас. - Развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку. | - Рассматривание альбома «Народная игрушка». - Рассказ про народную игрушка – матрешку. - Чтение стихов о русской матрешке и слушанье произведения Б.Мокроусова «Матрешка». - Роспись плоскостных изображений матрешек. | |
4. «Былины – кладезь народной мудрости». Цель: - Дать представление о былина, их происхождении, авторстве, содержании, значении. - Вызвать интерес к русскому народному творчеству. - Обогащать словарный запас. | - Беседа на тему «Былины – кладезь народной мудрости». - Рассматривание иллюстраций былин «На заставе богатырской», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри». - Знакомство со словами Древняя Русь, русичи, былины; богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. - Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». - Знакомство с пословицами о силе и храбрости. | |
Декабрь |
Цель: - Познакомить с характерными особенностями декабря. - Обсудить пословицы и поговорки о зиме. -Обогащать словарный запас детей.
- Закрепить приемы вырезание снежинки. | - Беседа о характерных особенностях декабря. - Знакомство с пословицами и поговорками декабря. - Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». - Аппликация «Снежинка». |
Цель: -Познакомить детей с предметами рукотворного мира (варежками, перчатками), используя малые фольклорные жанры; - Расширять словарный запас. - Воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда взрослых. | - Чтение сказок «Морозко». - Рассматривание альбома «Волшебные клубочки». - Знакомство и пение напевки «Завивайся, ниточка, в клубочек». - Игра с пальчиками «Маша варежку надела». | |
3. «Сказка ложь, да в не намек». Цель: - Учить понимать смысл русских народных сказок, слышать напевность русского языка. - Прививать любовь к народному творчеству. - Сочетать русские народные игры с произведением устного творчества. | - Чтение русской народной сказки «Снегурочка». - Обсуждение поговорок про сказку. - Заучивание русских народных песенок «Как на тоненький ледок…», «Ты мороз-мороз-мороз…». - Спортивно-литературная композиция «Зима волшебница» (спорт, игры, чтение стихов). | |
4. «С новым годом со всем рядом!» Цель: - Познакомит традициями празднования Нового года. - Знакомить детей с обрядовыми песняим. - Продолжать знакомить с русским народным творчеством. - Учить соблюдать правила игры. | - Рассказ о традициях празднования нового года. - Разучивание калядок. - Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». - Игра «Морозко». | |
Январь | 1. «Гуляй, да присматривайся. Январь – просинец». Цель: - Познакомить с характерными особенностям января. - Обсудить пословицы и поговорки о зиме. -Обогащать словарный запас детей. - Развивать познавательный интерес к песням, потешкам. | - Беседа о характерных особенностяз января (приметы, пословицы и поговорки). - Чтение сказки «Царевна лягушка». - Разучивание русской народной песенки «Николенька-гусачок…». - Разучивание игры с пением «Заинька». |
Цель: - Познакомить городецкой росписью, пословицами и поговорками о мастерстве. - Расширить словарный запас детей. - Ознакомить приемами рисования городецкой росписи. - Вызвать интерес к устному народному творчеству. | - Рассказ о Городе Городце и городской росписи. Рассматривание картин. - Разучивание русской народной песни «Ворон». Пение частушек. - Знакомство с пословицами и поговорками о мастерстве.
- Рисование по мотивам городецкой росписи. | |
3. «Проказы старухи зимы» Цель: - Закрепить метод разгадывания загадок. - Продолжать знакомить с устным народным творчеством. - Обогащать словарный запас детей. | - Загадывание загадок о зиме. -Повторение зклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». - Знакомство со сказкой «Златовласка». - Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок» в обр. Рубцова | |
4. «Коляда! Коляда! А бывает коляда…». Цель: - Знакомить детей с обрядовыми песнями.
- Продолжать учить знакомить устным народным творчеством. - Обогащать словарный запас детей. - Развивать интерес к жизни наших предков, их обычаям и традициям. | - Рассказ на тему «Что такое коляда?». - Знакомство с обрядовыми песнями «Коляда! Коляда! А бывает коляда…», «Как пошла коляда», «Коляда, Коляда, ты подай пирога». - Разучивание обрядовой песни «Как пошла коляда». - Заучивание примет, пословиц поговорок. | |
Февраль | 1. «Гуляй, да присматривайся. Февраль – бокогрей.» Цель: - Познакомить с характерными особенностям февраля. - Обсудить пословицы и поговорки о зиме. -Обогащать словарный запас детей. - Развивать познавательный интерес к песням, потешкам. | - Беседа о характерных особенностям февраля (приметы, пословицы и поговорки). - Чтение сказки «Два Мороза». - Разучивание русской народной песенки «Ой, Мороз». - Разучивание игры с пением «Заморожу». |
2. «Сказки Старушек- веселушек для Кузи». Цель: - Познакомить детей с призказками. - Развивать интерес к прослушиванию веселых рассказов. -Обогащать словарный запас детей. | - Чтение смешных диалогов. - Разыгрывание их по ролям. - Игра инсценировка «Как у наших у ворот». | |
3. «Зимние забавы». Цель: - Познакомить с народными играми-забавами. - Расширить словарный запас детей. - Разучить слова к народным играм. - Развивать познавательный интерес к песня другого народа. | - Знакомство с играми-забавами. - Разучивание слов к народным играм. - Посиделки с народными играми-забавами. | |
4. «Ой, ты Масленица!» Цель: - Познакомить с обрядовым праздником Масленица. - Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. - Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа. | - Рассказ об обрядовом празднике Масленица. - Рассматривание иллюстраций «Масленица». - Повторение примет ранней весны. - Разучивание заклички «Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!..». | |
Март | 1. Гуляй, да присматривай. Март – протальник. Цель: - Познакомить с характерными особенностям марта. - Обсудить пословицы и поговорки о зиме. -Обогащать словарный запас детей. - Развивать познавательный интерес к песням, потешкам. | - Беседа о раннем весне с приметами и поговорками. - Разучивание заклички о весне «Жаворонки прилетели». - Чтение и обсуждение песенки «Ранним-рано поутру…». - Рисование на тему «Ранняя весна». |
2. «Нет милее дружка, чем родимая матушка». Цель: - Учить слушать и понимать смысл произведения. - Учить обсуждать пословицы и поговорки. - Развивать творческие способности. | - Беседа о маме. - Пословицы и поговорки о матери, материнской любви. - Знакомство со сказкой «Сердце матери» Скребцовой. - Оригами «Тюльпан». Подарок для мамы. | |
3. «Мудреному и счастье к лицу». Цель: - Учить понимать смысл народных сказок. - Прививать любовь к народному творчеству. - Развивать логику. | - Знакомство со сказкой «Семилетка». - Загадывание загадок для догадливых. - Знакомство с пословицами и поговорками о мудрости. - Дидактическая игра «В гости по волшебной дорожке». | |
4. «Весна, весна, поди сюда». Цель: - Учить передовать напевность и мелодичность народных песенок. - Продолжать знакомить закличками. - Учить слушать и понимать смысл произведения. - Развивать творческие способности. | - Заучивание песенки «Веснянка». - Пение закличек о весне. - Загадывание загадок о птицах. - Изготовление из соленого теста «печеньев-жаворонков». | |
Апрель | 1. Шутки шутить – людей смешить. Цель: - Продолжать знакомить с потешным фольклором. - Обогащать словарный запас детей. - Развивать творческие способности. | - Беседа с детьми «Вспомним потешный фольклор». - Загадывание загадок. - Разучивание чистоговорок и скороговорок. - Театр Петрушки. |
2. «Апрель ленивого не любит, проворного голубит». Цель: - Познакомить с характерными особенностям апреля. - Обсудить пословицы и поговорки о зиме. -Обогащать словарный запас детей. - Развивать познавательный интерес к песням, потешкам. | - Рассказ о приметах апреля, весенних полевых работах. Разучивание песенки «Грачи-киричи…». - Чтение русской народной сказки «Сивка-Бурка». - Дидактическая игра «Перелетные птицы». - Посадка рассады для огорода. | |
3. «Небылица в лицах, небывальщина». Цель: - Познакомить детей с русскими народными небылицами. - Вызвать интерес к небылицам. - Развивать речь. -Расширить словарный запас. - Развивать творческие способности. | - Знакомство с русскими народными небылицами. - Самостоятельное придумывание детьми небылиц. - Дидактическая игра «В гости по волшебной дорожке». - Изготовление мини-книжки на придуманную небылицу. | |
4. Пасхальная неделя. Цель: - Познакомить с народным праздником – Пасха, его обычаями, традициями, новыми словами и их значением. - Развивать творческие способности. - Воспитывать уважение к традициям русского народа. - Расширить словарный запас. | - Знакомство с народным праздником Пасха. - Разучивание песенки «Друг за дружкой». - Изготовление корзинок для яиц. | |
Май | 1. «Весна красна цветами». Цель: - Познакомить с характерными особенностям мая. - Обсудить пословицы и поговорки о зиме. -Обогащать словарный запас детей. - Развивать познавательный интерес к песням, потешкам. | - Знакомство с характерными особенностями мая с поговорками и пословицами. - Знакомство с весенними цветами. - Рассказывание майской сказки с показом картин «Лялин День». - Аппликация «Подснежники». |
2. «Победа в воздухе вьется, а руками достается». Цель: - Знакомство со сказками народов мира. - Развивать познавательный интерес к песням. -Развивать творческие способности. | - Рассказ о воине – защитниках Отечества». - Знакомство со сказкой «Каша из топора». - Разучивание песни «Солдатушки, браво ребятушки!». -Изготовление открытки для участников ВОВ. | |
3. «Где был Иванушка». Цель: - Знакомить с фольклором народов мира. - Знакомить со сказками народов мира. - Учить играть в хороводные игры. | - Заучивание молдавской народной песенки «Улитка». - Чтение туркменской народной сказки «Голубая птица». - Русская народная игра «Где был Иванушка». | |
4. «Делу время – потехе час». Цель: - Познакомить с произведением, учить понимать смысл сказки. - Учить высказывать свое мнение о пословицах и поговорках. - Учить детей играть в народные игры. | . Знакомство с ремеслами труда. - Обсуждение пословиц и поговорок о труде. - Чтение сказки «Ленивица и Рукодельница». Старинная народная игра «Дрема». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "перспективный план по теме эмоционально-личностное развитие ребенка средствами валеологических игр в младшей, средней, старшей группах детского сада" для воспитателей детского сада.
В учебно-методическом пособии опубликован материал для работы воспитателей с детьми младшей, средней и старшей группах по теме "здоровье", "безопасность" (развивающие, подвижные игры, игры-упражнения,...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по началам грамоты в старшей группе детского сада по теме "Жуки в гостях в детском саду"
Цель: Учить детей интонационно выделять в словах звук "ж". Познакомить с термином "звук"....
Экологический проект для старшей группы детского сада "Зеленый мир детского сада"
Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой, раскрывает ценность деревьев ...
Летнее развлечение в детском саду в старшей группе детского сада.
В развлечение дети знакомятся сперсонажем злыдней злючкой -колючкой, пытаются сделать ее доброй. Когда дети отгадывают загадки, играют в игры и поют летние песни,то Злючка- колючкапревращается в добру...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада на тему: "Кто работает в детском саду"
Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить комфортность ребенка в детском саду. Развивать логическое мыш...
Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе детского сада на тему: "Волшебники детского сада"
Цель:- расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда.- развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения....
Экологический проект для старшей группы детского сада Проект "Зеленый мир детского сада"
Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку проекта "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться...