Кружок "Ладушки" в старшей группе детского сада
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему

Васильева Светлана Юрьевна

Воспитание уважения к нравственным и духовным ценностям, традициям, созданными нашими предками через устное наодное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_utnoe_narodnoe_tvorchestvo_starsh._i_podg._gr.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 9 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Кружок

«Ладушки»

                                       

                                                                                             Подготовила и провела:

                                                                                             Воспитатель

                                                                                             Васильева С. Ю.

Уфа 2015


Перспективный план работы кружка «Ладушки» (Старший дошкольный возраст) в МБДОУ Детский сад № 9

Месяц

Тема и цель занятия

Содержание работы

Сентябрь

1. «Устное народное творчество»

Цель:

- Познакомить детей  с устным народным творчеством.

- Учить считалку, практически применять в игровых ситуациях.

-Воспитывать интерес к малым формам фольклора.

- Беседа с детьми «Что такое устное народное творчество?».

- Заучивание считалки «Раз, два, три, четыре, пять…».

- Проговаривание потешек.

- Рассматривание альбома иллюстраций «Творчество народа».

2. «Сентябрь – первый месяц осени»

Цель:

- Познакомить детей с приметами ноября.

- Закрепить умение слушать внимательно сказки.

- Научить разгадывать загадки

- Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах.

- Обсуждение пословиц и поговорок про сентябрь.

- Дидактическая игра «С какого дерева детки?»

- Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень.»

- Рисование на тему «Осень золотая».

3. «Знакомство с русской избой»

Цель:

- Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа (мини-музей «горница», «изба», домашняя утварь).

- Расширять активный словарь.

- Развивать интерес к посещению избы.

- Беседа с детьми «Русская изба».

- Посещение мини-музея «горница».

- Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

- Заучивание песенки-потешки «Катя, Катя маленька…»

- Лепка на тему «Русская изба».

4. «Весела была беседа»

Цель:

- Формировать представление о предметах быта в русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

- Обогащать словарный запас названиями предметов быта.

- Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

- Беседа с детьми на тему: «Предметы быта в русской избе».

- Рассматривание иллюстраций предметов быта.

- Знакомство с народной мудростью «Когда в печи жарко, тогда и варко».

- Загадывание загадок про предметы быта в русской избе.

- Чаепитие.

- Игра «Слепой козел».

Октябрь

1. «Ходит слон близ окон…»

Цель:

- Знакомить со старинным предметом – «колыбельной».

- Активизировать в речи слова колыбельная, зыбка, люлька.

- Развивать познавательный интерес к песням, потешкам.

- Беседа с детьми на тему «Что такое колыбельная?».

- Разучивание колыбельной песни «Баю-бабшки-баю…».

- Игра «Успокой младенца».

- Знакомство с новыми колыбельными песенками.

- Игровая ситуация «Укладываем куклу спать».

2. «Как у нашего кота…»

Цель:

- Знакомить с обитателем избу – котом Васькой.

- Учить потешку «Как у нашего кота…».

- Развивать интерес к малому фольклорному жанру.

- Пение песни «Посидите, детки, побеседуйте».

- Беседа с детьми на тему «Обитатель избы».

- Разучивание потешки «Как у нашего кота…».

- Игра «Позови котенка».

- Изготовление игрушки для котенка.

3. «Октябрь пахнет капустой».

Цель:

- Знакомить с месяцем октябрь, его приметами, пословицами и поговорками.

- Обогащать словарный запас детей.

- Развивать мелкую моторику рук, и координацию движений.

- Беседа о характерных для октября явлениях природы.

- Рассказ о народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день).

- Пальчиковая гимнастика «Капста».

- Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой.

- Повторение попевки «Восенушки-осень»

- Разучивание народной игры «Вейся капустка».

4. «Хлеб – всему голова»

Цель:

- Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов; воспитывать бережное отношение к хлебу; сравнить о том, как это делали в старину.

- Обогащать словарный запас детей.

- Учить играть в хороводную игру.

- Учить слышать напевность и мелодичность произведения фольклора.  

- Беседа с детьми «Откуда хлеб берется?».

- Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом.

- Обсуждение пословиц и поговорок о хлебе.

- Разучивание хороводной игры «Сиди, сиди, Яша».

- Пение жнивой песни «Уйди туча грозовая».

Ноябрь

1. «Ноябрь - полузимник».

Цель:

- Познакомить детей с приметами ноября.

- Закрепить умение слушать внимательно сказки.

- Научить разгадывать загадки.

- Беседа с детьми на тему «Почему ноябрь назвали полузимником?».

- Познакомить детей с пословицами и поговорками, приметами ноября.

- Загадывание загадок про ноябрь.

- Викторина по сказкам «Заяц хвастун», «У страза глаза велики», «Крылатый, лохматый да маслянй».

2. «Гончарные мастеровые»

Цель:

- Познакомить с гончарным промыслом.

- Формировать к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке.

- Обогащать словарный запас детей.

 - Рассказ о гончарном промысле.

- Рассматривание иллюстраций глиняной посуды.

- Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин».

 - Лепка глиняного человека.

3. «Русская матрешка».

Цель:

- Познакомить с народной игрушкой – матрешкой;

- Формировать понятие, из чего она сделана, как она украшена.

- Расширять словарный запас.

- Развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку.

- Рассматривание альбома «Народная игрушка».

- Рассказ про народную игрушка – матрешку.

- Чтение стихов о русской матрешке и слушанье произведения Б.Мокроусова «Матрешка».

- Роспись плоскостных изображений матрешек.

4. «Былины – кладезь народной мудрости».

Цель:

- Дать представление о былина, их происхождении, авторстве, содержании, значении.

- Вызвать интерес к русскому народному творчеству.

- Обогащать словарный запас.

- Беседа на тему «Былины – кладезь народной мудрости».

- Рассматривание иллюстраций былин «На заставе богатырской», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри».

- Знакомство со словами Древняя Русь, русичи, былины; богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

- Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

- Знакомство с пословицами о силе и храбрости.

Декабрь

  1. «Здравствуй зимушка-зима».

Цель:

- Познакомить с характерными особенностями декабря.

- Обсудить пословицы и поговорки о зиме.

-Обогащать словарный запас детей.

 

- Закрепить приемы вырезание снежинки.

- Беседа о характерных особенностях декабря.

- Знакомство с пословицами и  поговорками декабря.

- Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».

- Аппликация «Снежинка».

  1. «Маша варежку надела».

Цель:

-Познакомить детей с предметами рукотворного мира (варежками, перчатками), используя малые фольклорные жанры;

- Расширять словарный запас.

- Воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда взрослых.

- Чтение сказок «Морозко».

- Рассматривание альбома «Волшебные клубочки».

- Знакомство и пение напевки «Завивайся, ниточка, в клубочек».

- Игра с пальчиками «Маша варежку надела».

3. «Сказка ложь, да в не намек».

Цель:

- Учить понимать смысл русских народных сказок, слышать напевность русского языка.

- Прививать любовь к народному творчеству.

- Сочетать русские народные игры с произведением устного творчества.

- Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

- Обсуждение поговорок про сказку.

- Заучивание русских народных песенок «Как на тоненький ледок…», «Ты мороз-мороз-мороз…».

- Спортивно-литературная композиция «Зима волшебница» (спорт, игры, чтение стихов).

4. «С новым годом со всем рядом!»

Цель:

- Познакомит традициями празднования Нового года.

- Знакомить детей с обрядовыми песняим.

- Продолжать знакомить с русским народным творчеством.

- Учить соблюдать правила игры.

- Рассказ о традициях празднования нового года.

- Разучивание калядок.

- Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

- Игра «Морозко».

Январь

1. «Гуляй, да присматривайся. Январь – просинец».

Цель:

- Познакомить с характерными особенностям января.

- Обсудить пословицы и поговорки о зиме.

-Обогащать словарный запас детей.

- Развивать познавательный интерес к песням, потешкам.

- Беседа о характерных особенностяз января (приметы, пословицы и поговорки).

- Чтение сказки «Царевна лягушка».

- Разучивание русской народной песенки «Николенька-гусачок…».

- Разучивание игры с пением «Заинька».

  1. «Городецкая роспись».

Цель:

- Познакомить городецкой росписью, пословицами и поговорками о мастерстве.

- Расширить словарный запас детей.

- Ознакомить приемами рисования городецкой росписи.

- Вызвать интерес к устному народному творчеству.

- Рассказ о Городе Городце и городской росписи. Рассматривание картин.

- Разучивание русской народной песни «Ворон». Пение частушек.

- Знакомство с пословицами и поговорками о мастерстве.

 

- Рисование по мотивам городецкой росписи.

3. «Проказы старухи зимы»

Цель:

- Закрепить метод разгадывания загадок.

- Продолжать знакомить с устным народным творчеством.

- Обогащать словарный запас детей.

- Загадывание загадок о зиме.

-Повторение зклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».

- Знакомство со сказкой «Златовласка».

- Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок» в обр. Рубцова

4. «Коляда! Коляда! А бывает коляда…».

Цель:

- Знакомить детей с обрядовыми песнями.

 

- Продолжать учить знакомить устным народным творчеством.

- Обогащать словарный запас детей.

 - Развивать интерес к жизни наших предков, их обычаям и традициям.

- Рассказ на тему «Что такое коляда?».

- Знакомство с обрядовыми песнями «Коляда! Коляда! А бывает коляда…», «Как пошла коляда», «Коляда, Коляда, ты подай пирога».

- Разучивание обрядовой песни «Как пошла коляда».

- Заучивание примет, пословиц поговорок.

Февраль

1. «Гуляй, да присматривайся. Февраль – бокогрей.»

Цель:

-  Познакомить с характерными особенностям февраля.

- Обсудить пословицы и поговорки о зиме.

-Обогащать словарный запас детей.

- Развивать познавательный интерес к песням, потешкам.

- Беседа о характерных особенностям февраля (приметы, пословицы и поговорки).

- Чтение сказки «Два Мороза».

- Разучивание русской народной песенки «Ой, Мороз».

- Разучивание игры с пением «Заморожу».

2. «Сказки Старушек- веселушек для Кузи».

Цель:  

- Познакомить детей с призказками.

- Развивать интерес к прослушиванию веселых рассказов.

 -Обогащать словарный запас детей.

- Чтение смешных диалогов.

- Разыгрывание их по ролям.

- Игра инсценировка «Как у наших у ворот».

3. «Зимние забавы».

Цель:

- Познакомить с народными играми-забавами.

- Расширить словарный запас детей.

- Разучить слова к народным играм.

- Развивать познавательный интерес к песня другого народа.

- Знакомство с играми-забавами.

- Разучивание слов к народным играм.

- Посиделки с народными играми-забавами.

4. «Ой, ты Масленица!»

Цель:

- Познакомить с обрядовым праздником Масленица.

- Развивать речь, заучивая заклички, поговорки.

- Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.

- Рассказ об обрядовом празднике Масленица.

- Рассматривание иллюстраций «Масленица».

- Повторение примет ранней весны.

- Разучивание заклички «Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!..».

Март

1. Гуляй, да присматривай. Март – протальник.

Цель:

- Познакомить с характерными особенностям марта.

- Обсудить пословицы и поговорки о зиме.

-Обогащать словарный запас детей.

- Развивать познавательный интерес к песням, потешкам.

- Беседа о раннем весне с приметами и поговорками.

- Разучивание заклички о весне «Жаворонки прилетели».

- Чтение и обсуждение песенки «Ранним-рано поутру…».

- Рисование на тему «Ранняя весна».

2. «Нет милее дружка, чем родимая матушка».

Цель:

- Учить слушать и понимать смысл произведения.

- Учить обсуждать пословицы и поговорки.

- Развивать творческие способности.

- Беседа о маме.

- Пословицы и поговорки о матери, материнской любви.

- Знакомство со сказкой «Сердце матери» Скребцовой.

- Оригами «Тюльпан». Подарок для мамы.

3. «Мудреному и счастье к лицу».

Цель:

- Учить понимать смысл народных сказок.

- Прививать любовь к народному творчеству.

- Развивать логику.

- Знакомство со сказкой «Семилетка».

- Загадывание загадок для догадливых.

- Знакомство с пословицами и поговорками о мудрости.

- Дидактическая игра «В гости по волшебной дорожке».

4. «Весна, весна, поди сюда».

Цель:

- Учить передовать напевность и мелодичность народных песенок.

- Продолжать знакомить  закличками.

- Учить слушать и понимать смысл произведения.

- Развивать творческие способности.

- Заучивание песенки «Веснянка».

- Пение закличек о весне.

- Загадывание загадок о птицах.

- Изготовление из соленого теста «печеньев-жаворонков».

Апрель

1. Шутки шутить – людей смешить.

Цель:

- Продолжать знакомить с потешным фольклором.

- Обогащать словарный запас детей.

- Развивать творческие способности.

- Беседа с детьми «Вспомним потешный фольклор».

- Загадывание загадок.

- Разучивание чистоговорок и скороговорок.

- Театр Петрушки.

2. «Апрель ленивого не любит, проворного голубит».

Цель:

- Познакомить с характерными особенностям апреля.

- Обсудить пословицы и поговорки о зиме.

-Обогащать словарный запас детей.

- Развивать познавательный интерес к песням, потешкам.

- Рассказ о приметах апреля, весенних полевых работах.

Разучивание песенки «Грачи-киричи…».

- Чтение русской народной сказки «Сивка-Бурка».

- Дидактическая игра «Перелетные птицы».

- Посадка рассады для огорода.

3. «Небылица в лицах, небывальщина».

Цель:

- Познакомить детей с русскими народными небылицами.

- Вызвать интерес к небылицам.

- Развивать речь.

-Расширить словарный запас.

- Развивать творческие способности.

- Знакомство с русскими народными небылицами.

- Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

- Дидактическая игра «В гости по волшебной дорожке».

- Изготовление мини-книжки на придуманную небылицу.

4. Пасхальная неделя.

Цель:

- Познакомить с народным праздником – Пасха, его обычаями, традициями, новыми словами и их значением.

- Развивать творческие способности.

- Воспитывать уважение к традициям русского народа.

- Расширить словарный запас.

- Знакомство с народным праздником Пасха.

- Разучивание песенки «Друг за дружкой».

- Изготовление корзинок для яиц.

Май

1. «Весна красна цветами».

Цель:

- Познакомить с характерными особенностям мая.

- Обсудить пословицы и поговорки о зиме.

-Обогащать словарный запас детей.

- Развивать познавательный интерес к песням, потешкам.

- Знакомство с характерными особенностями мая с поговорками и пословицами.

- Знакомство с весенними цветами.

- Рассказывание майской сказки с показом картин «Лялин День».

- Аппликация «Подснежники».

2. «Победа в воздухе вьется, а руками достается».

Цель:

- Знакомство со сказками народов мира.

- Развивать познавательный интерес к песням.

-Развивать творческие способности.

- Рассказ о воине – защитниках Отечества».

- Знакомство со сказкой «Каша из топора».

- Разучивание песни «Солдатушки, браво ребятушки!».

-Изготовление открытки для участников ВОВ.

3. «Где был Иванушка».

Цель:

- Знакомить с фольклором народов мира.

- Знакомить со сказками народов мира.

- Учить играть в хороводные игры.

- Заучивание молдавской народной песенки «Улитка».

- Чтение туркменской народной сказки «Голубая птица».

- Русская народная игра «Где был Иванушка».

4. «Делу время – потехе час».

Цель:

- Познакомить  с произведением, учить понимать смысл сказки.

- Учить высказывать свое мнение о пословицах и поговорках.

- Учить детей играть в народные игры.

. Знакомство с ремеслами труда.

- Обсуждение пословиц и поговорок о труде.

- Чтение сказки «Ленивица и Рукодельница».

Старинная народная игра «Дрема».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "перспективный план по теме эмоционально-личностное развитие ребенка средствами валеологических игр в младшей, средней, старшей группах детского сада" для воспитателей детского сада.

В учебно-методическом пособии опубликован материал для работы воспитателей с детьми младшей, средней и старшей группах по теме "здоровье", "безопасность" (развивающие, подвижные игры, игры-упражнения,...

Экологический проект для старшей группы детского сада "Зеленый мир детского сада"

Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой, раскрывает ценность деревьев ...

Летнее развлечение в детском саду в старшей группе детского сада.

В развлечение дети знакомятся сперсонажем злыдней злючкой -колючкой, пытаются сделать ее доброй. Когда дети отгадывают загадки, играют в игры и поют летние песни,то Злючка- колючкапревращается в добру...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада на тему: "Кто работает в детском саду"

Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить комфортность ребенка в детском саду. Развивать логическое мыш...

Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе детского сада на тему: "Волшебники детского сада"

Цель:- расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда.- развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения....

Экологический проект для старшей группы детского сада Проект "Зеленый мир детского сада"

Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку проекта "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться...