Путешествие в страну фольклора
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Корабельникова Елена Алексеевна

занятие в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gotov.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Архангельская НОШ»

«Путешествие в страну фольклора»

(конспект открытого интегрированного ООД

в средней группе)

Воспитатель:

                                                                                            Корабельникова Е.А.

«Путешествие в страну фольклора»

(Конспект интегрированного ООД в средней группе)

Цели: обогащение знаний детей о русском народном фольклоре.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.

Развивающие: Развивать любознательность, речевые умения.

Воспитательные: Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Словарная работа:

Активизация: потешки, прибаутки, чистоговорки, заклички.

Обогащение: фольклор.

Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, чистоговорок, потешек, чтение сказок).

Оборудование: глобус, маршрутная карта, письмо, сундучок, куклы дедушки Фольклора, Петрушки, Внучки, лавочка, дерево с яблоками, листочки.

Ход ООД:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём?

Дети: Россия.

(Показать на карте её местонахождения, обратить внимание на большую территорию).

Воспитатель: Кто знает, как называется область России, где мы с вами живём?

Дети: Тульская область (Показать на карте России).

Воспитатель: О Тульской области, о Туле знают не только в России, но и в других странах: Америке, Англии, Германии.

Воспитатель: Чем же знаменита Тула? Почему о ней знают люди во многих странах? Чем она богата?

(Ответы детей: Знаменита самоварами, пряниками, оружием.)

Воспитатель: А ещё наш край богат фольклором. А вы знаете, что такое фольклор.

Дети: Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.

Воспитатель: А кто их сочинил?

Дети: Народ.

Основная часть:

Воспитатель:

 Как у нас в Туле уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

(Раздаётся стук в дверь, вносят сундучок).

Воспитатель: Дети, нам сундучок принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем сундучок и узнаем, от кого он.

(Воспитатель открывает сундучок и достаёт маршрутную карту и письмо).

Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо (читает).

Здравствуйте, дорогие внучата!

Я очень скучаю и жду вас в гости.

А чтоб вы не сбились с пути,

Посылаю вам маршрутную карту.

Вас ждут чудеса.

Желаю вам удачи!

В добрый час и до встречи! Ваш дедушка «Фольклор».

Воспитатель: Интересное послание. И имя очень странное у дедушки – Фольклор. Мы с вами знаем, что такое фольклор? (Ответы детей)

Воспитатель: И мы сегодня попутешествуем по нашему родному краю и лучше познакомимся с нашим фольклором.

Наш путь не лёгкий и не близкий.

(Воспитатель смотрит на карту).

Ой, здесь какие-то квадратики, картинки, стрелочки.

Что это значит? (Рассматривают)

Дети: Это план нашего путешествия!

Воспитатель: Всё очень просто. Вперёд!

Куда указывает первая стрелочка?

Дети: Стрелочка указывает, что квадрат и вопросительным знаком. Это означает какой-то вопрос, загадку.

Воспитатель: Мы пришли в «Переулок загадок», но кто нам их загадает?

Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто?

Внучка: Я внучка дедушки Фольклора. Зовут меня Загадка. Долго ждать не могла, так как много дел у меня. А для вас я приготовила загадки. Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше к следующему перекрёстку. Желаю успехов!

Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста. (Ответы детей)

Загадка: Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки!

Круглое румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)

• Всегда во рту, а не проглотишь (язык)

• Гвоздям покоя не дает, с тоненькой ручкой, большой головой (коса)

Кто на себе свой дом носит (улитка, черепаха)

Воспитатель: Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка?

Квадрат, в котором нарисован ротик и язычок. Что же это значит? А вот указатель (Читает) «Перекрёсток чистоговорок». Разомнем наши язычки!

Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.

Дети, вы знаете чистоговорки? А какие вы знаете чистоговорки?

Проговорите их.

Со-со-со у Володи колесо.

• За-за-за прилетела стрекоза

• Ко-ко-ко не ходите далеко.

• Ша-ша-ша не будите малыша.

• Га-га-га у быка рога..

Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со чистоговорками. А теперь идём дальше.

На карте стрелочка указывает на квадрат с листочком. А вот указатель «Улица поговорок и пословиц». (на полу разбросаны листочки)

Воспитатель: Как много листьев нападало! Соберём листочки?

Воспитатель: Ой, здесь на листочках написаны поговорки и пословицы, но не полностью.

Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения.

Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки.

Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Вот послушайте русские пословицы.

Щи да каша (пища наша)

• Хлеб всему (голова)

• Хорошо в гостях, (а дома лучше)

• Старый друг (лучше новых двух)

• Без труда не (вытащишь рыбку из пруда)

• Ученье – свет (а не ученье - тьма)

• Нет лучше дружка, чем родная (матушка)

Воспитатель: Хорошая получилась игра. Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы! Продолжаем путь дальше.

На стульчике сидит Петрушка. Воспитатель обращает внимание на него.

Воспитатель: Ой, кто это? Как тебя зовут?

Петрушка:

 Я Петрушка – весельчак,

Могу делать так и так!

Распотешу я вас.

Наступил веселья час!

Вы, ребята, не скучайте,

Мне, Петрушке, помогайте.

Физминутка

В круг петрушки дружно встали, (имитируют действия)

Будут весело играть.

Погремушки в руки взяли,

Стали весело плясать.

Динь-дон, динь- дон- (кивают головами)

Так они играют.

Динь-дон, динь-дон-

Головками кивают.

Приседают и встают, (приседают)

И совсем не устают.

А устанут ножки - (садятся на пол)

Сядем дружно, отдохнём.

Посидим совсем немножко. (Встают, танцуют)

И опять плясать начнём.

Воспитатель: Кто хочет быть подружкой весёлому Петрушке?

Воспитатель: Расскажем, дети, Петрушке потешки.

Потешки:

Та-та-та, та-та-та!

Вышла кошка за кота,

За кота-котовича, за Петра Петровича. (воспитатель рассказывает)

Воспитатель: Ребята, кто ещё знает потешку про Сороку, Ладушки?

Воспитатель: А кто ещё знает какие-нибудь потешки?

(Дети рассказывают свои любимые потешки «Сорока», «Ладушки»).

Воспитатель: Смотрите, мы все веселимся, а Петрушка что-то загрустил. Почему ты грустишь?

Петрушка: Мне с вами так весело! А один я вновь скучать начну.

Воспитатель: Ты Петрушка не грусти пришло время поиграть в веселую игру «Лавочка», поиграй-ка с нами.

Сначала надо выбрать водящего. Кто знает считалку?

«На златом крыльце сидели,

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будишь такой?

Выбирай поскорей, не задерживай добрых и верный друзей!»

Дети садятся на лавочку, а водящий ходит сзади и кого осалит, тот его и догоняет. А убегающий должен успеть сесть на его место.

Воспитатель: На карте осталось только одна дорожка. Куда она ведёт, не знаю. Дедушки Фольклора не видно. Смотрите дом, может он в нём? Давайте постучимся.

(Дети подходят к домику, стучат. Выходит дедушка Фольклор).

Дед Фольклор: Здравствуйте, дорогие внучата. Вот мы и встретились. Очень рад нашей встрече.

Вы прошли нелёгкий путь, добираясь до меня.

Как в народе говорят: Кончил дело – гуляй смело!

Преодолевая препятствия вы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки, чистоговорки, загадки.

Кончилось веселье –

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!

(Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора и прощаются).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения «Экологическое путешествие в страну фольклора»

Сегодня мы все чаще обращаемся к опату наших предков, истокам народного образавания и воспитания, посколько именно там находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становит...

конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"...

Путешествие в страну фольклора (старший дошкольный возраст)

-Воспитание интереса к культурному наследию,...

Конспект " Путешествие в страну фольклора"

Конспект занятия для детей старшего возраста (5-6) лет. Образовательная область " Познавательное развитие"...

Мастер - класс "Путешествие в страну Фольклорию" с презентацией

Задачи: Обобщить и систематизировать знания  по устному народному творчеству;Побуждать интерес к народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к фольклору;Развивать все виды народного творч...

Конспект открытого интегрированного занятия по фольклору в подготовительной группе «Путешествие в страну фольклора»

Программное содержание:1. Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора.2. Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.3. Развивать любознательность, речевые умен...