Путешествие в страну фольклора
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Архангельская НОШ»
«Путешествие в страну фольклора»
(конспект открытого интегрированного ООД
в средней группе)
Воспитатель:
Корабельникова Е.А.
«Путешествие в страну фольклора»
(Конспект интегрированного ООД в средней группе)
Цели: обогащение знаний детей о русском народном фольклоре.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.
Развивающие: Развивать любознательность, речевые умения.
Воспитательные: Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Словарная работа:
Активизация: потешки, прибаутки, чистоговорки, заклички.
Обогащение: фольклор.
Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, чистоговорок, потешек, чтение сказок).
Оборудование: глобус, маршрутная карта, письмо, сундучок, куклы дедушки Фольклора, Петрушки, Внучки, лавочка, дерево с яблоками, листочки.
Ход ООД:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём?
Дети: Россия.
(Показать на карте её местонахождения, обратить внимание на большую территорию).
Воспитатель: Кто знает, как называется область России, где мы с вами живём?
Дети: Тульская область (Показать на карте России).
Воспитатель: О Тульской области, о Туле знают не только в России, но и в других странах: Америке, Англии, Германии.
Воспитатель: Чем же знаменита Тула? Почему о ней знают люди во многих странах? Чем она богата?
(Ответы детей: Знаменита самоварами, пряниками, оружием.)
Воспитатель: А ещё наш край богат фольклором. А вы знаете, что такое фольклор.
Дети: Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.
Воспитатель: А кто их сочинил?
Дети: Народ.
Основная часть:
Воспитатель:
Как у нас в Туле уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
(Раздаётся стук в дверь, вносят сундучок).
Воспитатель: Дети, нам сундучок принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем сундучок и узнаем, от кого он.
(Воспитатель открывает сундучок и достаёт маршрутную карту и письмо).
Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо (читает).
Здравствуйте, дорогие внучата!
Я очень скучаю и жду вас в гости.
А чтоб вы не сбились с пути,
Посылаю вам маршрутную карту.
Вас ждут чудеса.
Желаю вам удачи!
В добрый час и до встречи! Ваш дедушка «Фольклор».
Воспитатель: Интересное послание. И имя очень странное у дедушки – Фольклор. Мы с вами знаем, что такое фольклор? (Ответы детей)
Воспитатель: И мы сегодня попутешествуем по нашему родному краю и лучше познакомимся с нашим фольклором.
Наш путь не лёгкий и не близкий.
(Воспитатель смотрит на карту).
Ой, здесь какие-то квадратики, картинки, стрелочки.
Что это значит? (Рассматривают)
Дети: Это план нашего путешествия!
Воспитатель: Всё очень просто. Вперёд!
Куда указывает первая стрелочка?
Дети: Стрелочка указывает, что квадрат и вопросительным знаком. Это означает какой-то вопрос, загадку.
Воспитатель: Мы пришли в «Переулок загадок», но кто нам их загадает?
Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто?
Внучка: Я внучка дедушки Фольклора. Зовут меня Загадка. Долго ждать не могла, так как много дел у меня. А для вас я приготовила загадки. Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше к следующему перекрёстку. Желаю успехов!
• Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста. (Ответы детей)
Загадка: Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки!
• Круглое румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)
• Всегда во рту, а не проглотишь (язык)
• Гвоздям покоя не дает, с тоненькой ручкой, большой головой (коса)
Кто на себе свой дом носит (улитка, черепаха)
Воспитатель: Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка?
Квадрат, в котором нарисован ротик и язычок. Что же это значит? А вот указатель (Читает) «Перекрёсток чистоговорок». Разомнем наши язычки!
Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.
Дети, вы знаете чистоговорки? А какие вы знаете чистоговорки?
Проговорите их.
• Со-со-со у Володи колесо.
• За-за-за прилетела стрекоза
• Ко-ко-ко не ходите далеко.
• Ша-ша-ша не будите малыша.
• Га-га-га у быка рога..
Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со чистоговорками. А теперь идём дальше.
На карте стрелочка указывает на квадрат с листочком. А вот указатель «Улица поговорок и пословиц». (на полу разбросаны листочки)
Воспитатель: Как много листьев нападало! Соберём листочки?
Воспитатель: Ой, здесь на листочках написаны поговорки и пословицы, но не полностью.
Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения.
Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки.
Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
Вот послушайте русские пословицы.
• Щи да каша (пища наша)
• Хлеб всему (голова)
• Хорошо в гостях, (а дома лучше)
• Старый друг (лучше новых двух)
• Без труда не (вытащишь рыбку из пруда)
• Ученье – свет (а не ученье - тьма)
• Нет лучше дружка, чем родная (матушка)
Воспитатель: Хорошая получилась игра. Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы! Продолжаем путь дальше.
На стульчике сидит Петрушка. Воспитатель обращает внимание на него.
Воспитатель: Ой, кто это? Как тебя зовут?
Петрушка:
Я Петрушка – весельчак,
Могу делать так и так!
Распотешу я вас.
Наступил веселья час!
Вы, ребята, не скучайте,
Мне, Петрушке, помогайте.
Физминутка
В круг петрушки дружно встали, (имитируют действия)
Будут весело играть.
Погремушки в руки взяли,
Стали весело плясать.
Динь-дон, динь- дон- (кивают головами)
Так они играют.
Динь-дон, динь-дон-
Головками кивают.
Приседают и встают, (приседают)
И совсем не устают.
А устанут ножки - (садятся на пол)
Сядем дружно, отдохнём.
Посидим совсем немножко. (Встают, танцуют)
И опять плясать начнём.
Воспитатель: Кто хочет быть подружкой весёлому Петрушке?
Воспитатель: Расскажем, дети, Петрушке потешки.
Потешки:
Та-та-та, та-та-та!
Вышла кошка за кота,
За кота-котовича, за Петра Петровича. (воспитатель рассказывает)
Воспитатель: Ребята, кто ещё знает потешку про Сороку, Ладушки?
Воспитатель: А кто ещё знает какие-нибудь потешки?
(Дети рассказывают свои любимые потешки «Сорока», «Ладушки»).
Воспитатель: Смотрите, мы все веселимся, а Петрушка что-то загрустил. Почему ты грустишь?
Петрушка: Мне с вами так весело! А один я вновь скучать начну.
Воспитатель: Ты Петрушка не грусти пришло время поиграть в веселую игру «Лавочка», поиграй-ка с нами.
Сначала надо выбрать водящего. Кто знает считалку?
«На златом крыльце сидели,
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будишь такой?
Выбирай поскорей, не задерживай добрых и верный друзей!»
Дети садятся на лавочку, а водящий ходит сзади и кого осалит, тот его и догоняет. А убегающий должен успеть сесть на его место.
Воспитатель: На карте осталось только одна дорожка. Куда она ведёт, не знаю. Дедушки Фольклора не видно. Смотрите дом, может он в нём? Давайте постучимся.
(Дети подходят к домику, стучат. Выходит дедушка Фольклор).
Дед Фольклор: Здравствуйте, дорогие внучата. Вот мы и встретились. Очень рад нашей встрече.
Вы прошли нелёгкий путь, добираясь до меня.
Как в народе говорят: Кончил дело – гуляй смело!
Преодолевая препятствия вы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки, чистоговорки, загадки.
Кончилось веселье –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
(Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора и прощаются).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения «Экологическое путешествие в страну фольклора»
Сегодня мы все чаще обращаемся к опату наших предков, истокам народного образавания и воспитания, посколько именно там находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становит...
конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"
конспект интегрированного занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"...
Путешествие в страну фольклора (старший дошкольный возраст)
-Воспитание интереса к культурному наследию,...
Конспект " Путешествие в страну фольклора"
Конспект занятия для детей старшего возраста (5-6) лет. Образовательная область " Познавательное развитие"...
Мастер - класс "Путешествие в страну Фольклорию" с презентацией
Задачи: Обобщить и систематизировать знания по устному народному творчеству;Побуждать интерес к народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к фольклору;Развивать все виды народного творч...
Конспект занятия по фольклору в подготовительной группе "Путешествие в страну фольклора".
Конспект по фольклору....
Конспект открытого интегрированного занятия по фольклору в подготовительной группе «Путешествие в страну фольклора»
Программное содержание:1. Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора.2. Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.3. Развивать любознательность, речевые умен...