Мастер - класс "Путешествие в страну Фольклорию" с презентацией
методическая разработка по развитию речи на тему
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания по устному народному творчеству;
- Побуждать интерес к народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к фольклору;
- Развивать все виды народного творчества, выявлять таланты и дарования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 21.71 КБ |
prezentatsiya_k_master-klassu.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс «Путешествие в страну Фольклорию»
Провел: воспитатель филиала №1 «Чебурашка»
МДОУ детский сад «Родничок» с.Турочак
Шенеман Татьяна Анатольевна
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания по устному народному творчеству;
- Побуждать интерес к народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к фольклору;
- Развивать все виды народного творчества, выявлять таланты и дарования.
Ход мастер-класса:
1 ЧАСТЬ - ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
Воспитатель: - Добрый день, уважаемые коллеги!
Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не приходится, это очевидно.
Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться к речи. Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я, активно использую богатейший материал словесного творчества народа - малые фольклорные формы. Я знакомлю детей с устным народным творчеством во всех интегрируемых областях.
2 ЧАСТЬ - ПРАКТИЧЕСКАЯ
Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие – в страну Фольклорию. В путешествие отправятся все, но место в купе достанется тому, кто отгадает загадку. Итак, слушайте внимательно:
- С хозяином дружит,
Дом стережет.
Живет под крылечком,
Хвост колечком. (Собака)
- Маленькая, удаленькая,
По углам шныряет-
Крошки собирает. (Мышка)
- Вся мохнатенька,
Четыре лапки,
Сама усатенька. (Кошка)
- Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Под крыло собирает. (Курица)
- Красна девица идет,
Ясно солнышко ведет. (Весна)
Уважаемые пассажиры, рассаживайтесь по-удобней, занимайте купе, а чтобы в дороге не было скучно, вот вам задание:
1 задание. Определите жанры фольклора (заполнить таблицу)
2 задание. Соедините стрелками произведения с их жанрами.
-Учись доброму, худое на ум не пойдет. Пословица.
-Раз, два, три, четыре, пять.
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы.
Поводи поди-ка ты! Скороговорка
- Белая вата поплыла куда-то. Колыбельная песня
- Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон. Считалка
- Сшила Саша Саньке шапку. Загадка
– Ты пирог съел?
– Нет, не я!
– А еще хочешь?
– Хочу Прибаутка
3 задание: Доскажите пословицы
– Продолжите, пожалуйста, пословицы:
- Кто много читает …(тот много знает).
- Поздно встанешь … (мало сделаешь).
- Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей)
- Нашла коса …….(на камень.)
- Труд человека кормит, а…..(лень портит.)
4 задание. Произнесите скороговорки
а) громко;
б) быстро:
- Купили Валерику и Вареньне варежки и валенки
- Юлька-Юленька-Юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла
5 задание. Здесь зашифрованы названия сказок. Расшифруйте их.
«БККЛООО» («Колобок»)
«ЕЕТКОМР» («Теремок»)
6 задание. Закончите крылатые выражения из сказок:
- Поди туда – не знаю куда,… (принеси то – не знаю что).
- Скоро сказка сказывается,….(не скоро дело делается).
- Я там был, мед-пиво пил, …..(по усам текло, да в рот не попало).
- В некотором царстве,………..(в некотором государстве).
7 задание. Заучивание потешки «Наша-то хозяюка»
(Рассматривание иллюстрации к потешке «Наша-то хозяюка…», чтение, разбор непонятных слов, заучивание отдельных фраз, четверостиший, обыгрывание потешки по ролям с участниками мастер-класса, постоянно проговаривая текст потешки, далее участники мастер-класса повторяют потешку с опорой на схему.)
Воспитатель объясняет:
- В этой потешке можно объяснить слова, непонятные детям: «сметлива», «изба», «котище».
Избой называли дом в старину, а котище – это большой кот. Слово «сметлива» означает находчивая, догадливая, умная.
Задание. Моделирование (разработка схемы) пословицы «Солнышко-ведрышко»
Работа с аудиторией
-Пока наши пассажиры моделируют потешку, я хочу узнать, как вы запомнили потешку. Давайте с опорой на схему мы ее повторим. (зрители повторяют потешку с опорой на схему)
Молодцы!
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые приемы технологии ознакомления детей дошкольного возраста с устным народным творчеством, показала каким образом, вы можете использовать данный опыт в своей работе.
А вот так мы разучивали потешку «Сидит белка на тележке» и русскую народную песенку «Тень-тень-потетень».
(Показ слайдов)
Малые фольклорные формы использую в режимных моментах. При наблюдении на прогулке использую заклички. Мы зазываем солнышко, если холодно или пасмурно:
«Солнышко – ведрышко,
Выгляни в окошко…»
При наблюдении за птицами использую закличку:
«Уж ты, пташечка, ты залетная,
Ты слетай на сине море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето»
При умывании и мытье рук:
«Водичка, водичка…»
После сна при расчесывании:
«Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса…» и т.д.
3 ЧАСТЬ. РЕФЛЕКСИЯ.
Давайте назовём ещё раз жанры фольклора.
Наш поезд заканчивает путешествие в страну Фольклорию, оставьте свои отзывы и впечатления в соответствующих вагонах.
Используйте в работе с детьми малые фольклорные формы УНТ, развивайте речь и творческие способности детей, и вы получите массу положительных впечатлений от проделанной вами работы!
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!
Определите жанры фольклора (заполните таблицу)
Жанр УНТ | Объяснение |
Название этого жанра произошло от глагола баять, баить – «говорить» | |
Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Данный вид жанра получил название от слова пестовать – «нянчить, растить, воспитывать» | |
Жанр УНТ, сопровождающийся игрой ребенка с пальцами, ручками и ножками. В этих играх есть «педагогическое» наставление, «урок» | |
Жанр УНТ, который используется при выборе водящего в подвижной игре | |
Широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление | |
Жанр, педагогическая ценность которого чрезвычайно велика |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство
Малые фольклорные формы колыбельные песни; пестушки ; потешки ; заклички ; шутки, прибаутки; скороговорки; сказки
Путешествие в страну « Фольклорию »
Разучивание потешки Чтение текста потешки ; Рассматривание иллюстраций; Объяснение непонятных слов; Повторное чтение потешки ; Хоровое и индивидуальное проговаривание текста потешки детьми
«Наша – то хозяюшка…»
Наша –то хозяюшка Сметлива была, Всем в избе работушку К празднику дала: Чашечку собачка моет языком, Мышка собирает крошки под окном, По столу котище лапою скребет, Половичку курочка веничком метет.
Разучивание потешки «Сидит белка на тележке»
Обыгрывание потешки детьми в самостоятельной деятельности
Знакомство с русской народной песенкой « Тень-тень-потетень »
Использование заклички «Солнышко-ведрышко» на прогулке
Использование закличек , потешек во время наблюдения за птицами
Знакомство с потешкой «Водичка, водичка» при умывании и мытье рук
Закрепление знаний о свойствах воды и мыла через интеграцию областей
Использование потешки «Расти коса до пояса» при расчесывании
Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "В стране ЗдоровиЯ"
мастер-класс предназначен для воспитателей доу с целью распространения опыта по здоровьюсбережению в рамках программы "Здоровье"....
Мастер-класс Здоровье страны начинается в детском саду
Мастер-класс...
Мастер-класс «Сенсорная страна дошколят»
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может -войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.Б. Прейер...
Мастер-класс "Сказочная страна"
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу р...
Мастер - класс " В стране русских народных сказок"
Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения посредством изготовления театра....
Мастер-класс «Сенсорная страна дошколят»
Мастер-класс «Сенсорная страна дошколят»...
Мастер – класс «Волшебная страна Пластилинография»
Дать родителям знания о пластилинографии как нетрадиционном способе изобразительного искусства....