Конспект открытого интегрированного занятия по фольклору в подготовительной группе «Путешествие в страну фольклора»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Программное содержание:
1. Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора.
2. Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.
3. Развивать любознательность, речевые умения.
4. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_folklora.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад комбинированного вида №72»
Конспект открытого интегрированного занятия по фольклору в подготовительной группе
«Путешествие в страну фольклора»
Составила: Уфимцева Лилиана Юрьевна,
Воспитатель первой квалификационной категории
Хотьково, 2022
Программное содержание:
1. Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора.
2. Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.
3. Развивать любознательность, речевые умения.
4. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Словарная работа:
Активизация: потешки, прибаутки, скороговорки, завалинки.
Обогащение: фольклор.
Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, потешек, чтение сказок).
Оборудование: глобус, маршрутная карта, письмо, сундучок, костюмы для дедушки Фольклора, Петрушки, Дрёмы, внучки, канат, дерево с яблоками, подснежники.
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём?
Дети: Россия.
(Показать на карте её местонахождения, обратить внимание на большую территорию) .
Воспитатель: Кто знает, как называется то место России, где мы с вами живём?
Дети: Подмосковье.
(Показать Подмосковье на карте России) .
Воспитатель: Эту часть России называют средней полосой России или центральной полосой России. Здесь находится знаменитое Золотое Кольцо России. О нём знают не только в России, но и в других странах: Америке, Англии, Германии. Оно знаменито своими уютными и очень красивыми старинными русскими городами, такими, как Переславль-Залесский, Ярославль, Ростов Великий, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир и конечно же наш любимый город Сергиев-Посад, наш областной центр. Этот город основал преподобный Сергий Радонежский, а в нашем городе Хотьково жили и упокоились его родители, преподобные Кирилл и Мария.
Воспитатель: Чем же знаменита наша Средняя полоса России?
Почему о ней знают люди во многих странах? Чем она богата?
(Ответы детей: Знаменита красивыми храмами, монастырями, Московским Кремлем. Знаменит реками, озёрами, богатыми лесами с грибами и ягодами, разнообразным животным миром)
Воспитатель: А ещё наш край богат фольклором. А вы знаете, что такое фольклор.
Дети: Это-песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.
Воспитатель: А кто их сочинил?
Дети: Народ.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
(Раздаётся стук в дверь, вносят сундучок) .
Воспитатель: Дети, нам сундучок принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем сундучок и узнаем, от кого он.
(Воспитатель открывает сундучок и достаёт маршрутную карту и письмо) .
Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо. (читает) .
Здравствуйте, дорогие внучата!
Я очень скучаю и жду вас в гости.
А чтоб вы не сбились с пути,
Посылаю вам маршрутную карту.
Вас ждут чудеса.
Желаю вам удачи!
В добрый час и до встречи! Ваш дедушка «Фольклор».
Воспитатель: Интересное послание. И имя очень странное у дедушки – Фольклор. Мы с вами знаем, что такое фольклор? (ответы детей)
Воспитатель: И у нас в России люди тоже увлекались фольклором.
И мы сегодня попутешествуем по нашему родному краю -Подмосковью и лучше познакомимся с фольклором нашей средней полосы России.
Наш путь не лёгкий и не близкий.
(Воспитатель смотрит на карту) .
Ой, здесь какие-то квадратики, прямоугольники, полоски, стрелочки.
Что это значит? (рассматривают)
Дети: Это план нашей группы!
Прямоугольники – столы, стрелки – указатели, куда идти, полоски – окна, квадраты – стулья, а вот волшебное дерево и дорожка к домику.
Воспитатель: Всё очень просто. Вперёд!
Куда указывает первая стрелочка?
Дети: Стрелочка указывает, что нужно идти к столу.
Воспитатель: Мы пришли в «Переулок загадок», но кто нам их загадает?
Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто?
Внучка: Я внучка дедушки Фольклора. Зовут меня Загадка. Долго ждать не могла, так как много дел у меня. А для вас я приготовила загадки. Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше к следующему перекрёстку. Желаю успехов!
• Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста.
(Ответы детей) .
Загадка: Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки!
• Не матушка родима, а гостинцем наделила (яблоко)
• Всегда во рту, а не проглотишь (язык)
• Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)
Воспитатель: Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка?
Опять прямоугольник. Он обозначает столик. А вот указатель (Читает) «Перекрёсток скороговорок».
Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.
Дети, вы знаете скороговорки?
А какие вы знаете скороговорки?
Проговорите их.
• Три вороны на воротах.
• Около кола – колокола.
• Мылась Мила мылом.
• У Ёлки иголки колки
• За – за, прилетела стрекоза.
• Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
• Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой.
Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь идём дальше.
На карте стрелочка указывает на полоски, а они, как мы уже знаем, обозначают окна.
Идём к окнам. А вот указатель «Улица поговорок и пословиц».
(на полу разбросаны подснежники)
Воспитатель: Как много цветов!
Соберём подснежники?
Воспитатель: Ой, здесь на цветах написаны поговорки и пословицы, но не полностью.
Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения.
У нас в России живут разные народы: русские, башкиры, татары, и много других народов и они все сочиняли пословицы и поговорки.
Пословица недаром молвится.
Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки.
Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
Вот послушайте русские пословицы.
• Кто в радости живёт (того и кручина неймёт)
• Без дела жить (только небо коптить)
• Хозяин добр (и дом хорош)
• Нет такого дружка (как родная матушка)
Воспитатель: А теперь послушайте башкирские пословицы.
• Без труда не (появится еда)
• Человек землю поднимает (а земля человека)
Воспитатель: Есть и татарские пословицы.
• Какова яблоня (таковы и яблоки)
• Яйцо не учит… (курицу)
• Человек без родины (соловей без песни)
Воспитатель: Хорошая получилась игра.
Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы!
Продолжаем путь дальше.
(на стульчиках сидят два персонажа. Воспитатель обращает внимание на одного из них.)
Воспитатель: Ой, кто это? Как тебя зовут?
Петрушка:
Я Петрушка – весельчак,
Могу делать так и так!
Распотешу я вас.
Наступил веселья час!
Вы, ребята, не скучайте,
Мне, Петрушке, помогайте.
Воспитатель: Кто хочет быть подружкой весёлому Петрушке?
Воспитатель: Расскажем, дети, Петрушке потешки.
Потешки:
Ваня, Ванечка! Куда ходил?
В лесочек!
Что видел?
Пенёчек!
Под пенёчком что?
Грибок!
Хвать, да в кузовок.
Воспитатель: Ребята, кто ещё знает потешку?
Федул, чего губы надул?
Кафтан прожёг!
Починить можно?
Да иглы нет!
А велика ли дыра?
Остались ворот да рукава.
Воспитатель: А кто ещё знает какие-нибудь потешки?
(Дети рассказывают свои любимые потешки) .
Воспитатель: Смотрите, мы все веселимся, а этот человек грустит.
Почему ты грустишь?
Дрёма: Невесёлый я, ребята. Ох, работа трудновата. Пятый год сижу, вяжу, дремлю, дремлю, вновь засну.
Воспитатель: Да он не грустит, он задремал. Так это же Дрёма!
А какой он?
Дети: Невесёлый, грустный, сонный, хмурый, печальный.
Воспитатель: Возьмём с собой Дрёму в дорогу, чтоб он не заснул и Петрушку, с ним веселее путешествовать.
Воспитатель: Ребята, пришло время поиграть.
У нас на Руси раньше на всех праздниках любили играть в игру «Перетягивание каната».
(делятся на две команды, игра «Перетягивание каната») .
Смотрите, стрелочка на карте показывает на дерево. Где же оно?
(Дети показывают дерево) .
Воспитатель: Да, на нём мы видим указатель: «Аллея сказок».
Дерево с яблоками.
Ребята, а из какой сказки это дерево?
«Съешь моего наливного яблочка… ».
Дети: Из сказки «Гуси – лебеди».
Воспитатель: Мы с вами тоже сорвём по одному яблочку, и может быть, быстрее доберёмся до дедушки Фольклора. Яблочки - то ведь непростые!
(Дети срывают яблоки по очереди, отдают воспитателю) .
Воспитатель: Что же на них написано?
Всё понятно – загадки про сказки.
Слушайте внимательно.
Сказочные загадки
• В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка.
(«Машенька и медведь»)
• Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит.
(«Лисичка со скалочкой»)
• Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела – за дело принялись друзья. Заготовили всё впрок. Нос не сунет серый волк. Живите на здоровье! Построено…
(«Зимовье»)
• Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок Мишка, Мишенька – дружок. Был и низок и высок расчудесный…
(«Теремок»)
• Назовите, пожалуйста, имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом.
(Баба Яга)
• В какой сказке девочка за своё трудолюбие получила сундучок с богатством.
(«Морозко»)
• В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери».
(«Бычок – смоляной бочок»)
Воспитатель: На карте осталось только одна дорожка. Куда она ведёт, не знаю. Дедушки Фольклора не видно. Смотрите дом, может он в нём? Давайте постучимся.
(Дети подходят к домику, истучат. Выходит дедушка Фольклор) .
Дед Фольклор: Здравствуйте, дорогие внучата. Вот мы и встретились. Очень рад нашей встрече.
Вы прошли нелёгкий путь, добираясь до меня.
Как в народе говорят:»Кончил дело – гуляй смело! »
Вот и вас я приглашаю в хоровод, веселись народ!
(Воспитатель проводит русскую народную игру «Костромушка – Кострома») Дед Фольклор:
Кончилось веселье –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
(Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора и прощаются) .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового интегрированного занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну математики»
счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на ...
Конспект занятия по фольклору в подготовительной группе "Путешествие в страну фольклора".
Конспект по фольклору....
Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Приключения в стране Знаний»
Цель: создать условия для формирования элементарных математических представлений.Задачи:• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.• Закрепить знания о посл...
Конспект итогового интегрированного занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну математики»
Цель занятие: Обобщить знания, полученные в течении года....
Конспект итогового интегрированного занятия по ФГОС в подготовительной группе "Путешествие в страну Знаний"
Конспект итогового интегрированного занятия по ФГОС в подготовительной группе"Путешествие в страну знаний"...
Конспект итогового интегрированного занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну математики»
конспект занятия для детей подготовительной группы...
Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Приключения в стране Знаний»
Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Приключения в стране Знаний» Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Тема: «Приключения в стране Знаний»....