НОД Солнечное творчество речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Совершенствовать умение детей логически излагать свои мысли; отвечать на вопросы по содержанию сказки полным ответом.
Развивать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощь различных интонаций;
Закреплять умение детей узнавать и изображать чувства, и отмечая их характерные особенности;
упражнять в составлении рассказов, используя схемы;
воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_solnechnoe_tvorchestvo.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
интегрированного занятия
О.о.Коммуникация- развитие речи
в подготовительной к школе группе
на тему: «Солнечное творчество»
Программное содержание:
Совершенствовать умение детей логически излагать свои мысли; отвечать на вопросы по содержанию сказки полным ответом.
Развивать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощь различных интонаций;
Закреплять умение детей узнавать и изображать чувства, и отмечая их характерные особенности;
упражнять в составлении рассказов, используя схемы;
воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы.
Предварительная работа:
Беседа о дружбе;
Изучение различных эмоциональных состояний людей: радость, грусть, удивление, злость;
Знакомство с пословицами о природных явлениях;
Драматизации сказок;
Составление рассказов по схемам.
Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова и выражения: дружба; договариваться; уступить; обидные слова; разрешить спор; состояние погоды; эмоции; мимика; чувства.
Материал к занятию:
графические карточки с изображением эмоций;
принадлежности для рисования
картинки с изображением различных явлений природы (дождь, солнце, ветер и т.д.)
для игр: клубок ниток, «карусель с лентами», зеркало;
зеркала для всех детей с наклеенным силуэтом зайчика.
Организация занятия: традиционная; дети сидят на стульях в кругу.
Звучит аудио запись песни «Если с другом вышел в путь!» муз. Шаинского
(1 куплет)
Воспитатель: Ребята, о чем поётся в этой песне?
Дети: О дружбе, о друзьях
Воспитатель: А кто такие настоящие друзья? Почему с другом не страшны ни снег, ни дождь?
Дети: Потому, что одному всегда страшно, а с другом нет. С другом всегда веселее.
Воспитатель: А настоящие друзья ссорятся или нет?
Дети: иногда ссорятся, но быстро мирятся.
Воспитатель: А вы когда – нибудь ссорились с другом? Расскажите.
Ребёнок: У меня есть друг. Его зовут Дима. Мы с ним играем, ходим друг к другу в гости. Когда мне или ему покупают игрушки, мы показываем их, даем друг другу поиграть.
Однажды я пришёл в детский сад с новой машинкой. Ко мне подошёл Саша и попросил её у меня для того, чтобы посмотреть. Дима увидел это и сказал: «Не давай ему, я твой друг, а не он» А я ответил: «Он ведь только посмотрит». Дима крикнул: «Ну тогда я с тобой не дружу», и ушёл к другим мальчикам. А я ему в ответ сказал: «Ну и ладно, найду себе нового друга». После этого мы весь день не разговаривали, и не играли вместе. На другой день Дима подошёл ко мне и сказал: «Прости меня, я вчера тебя обидел, давай мириться». И мы помирились.
(2 – 3 рассказа детей)
Воспитатель: Скажите, ребята! Если ссору вовремя не остановить, во что она может обернуться?
Дети: Дети могут подраться между собой, наговорить друг другу много обидных слов.
Воспитатель: А как можно избежать ссоры?
Дети: не говорить друг другу обидных слов, не придираться к другу по пустякам.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу сказку, а вы внимательно её послушайте.
«В незапамятные времена жили на небе только Солнце и Луна. Жили они жили да так друг друга полюбили, что поженились. А поженившись, и дочку дождались. И назвали её Землей.
«Земля! – звала мама.
«Земля!» - звал отец.
Много-много лет Солнце и Луна жили прекрасно, но в один злосчастный день они взяли и поссорились.
- Коли ты такое горячее, брошу я тебя! – рассердилась Луна.
-А, если ты и дальше будешь холодной, я жить с тобой не буду! – ответило Солнце
-Ладно! – сказала Луна. Только дочка со мной останется.
-Нет, со мной! – возразило Солнце
-Нет, со мной! – еще раз возразила Луна
-Нет, со мной – сказало Солнце. Хочешь, чтобы она с тобой замерзла?
-А с тобой сгорела – отвечала Луна!
Никак столковаться не могут, и позвали они тогда Бога Грома и Молнии, чтобы он их спор разрешил.
Бог Грома и молнии: Пусть будет так: Солнце будет нянчить свою дочку днем, а Луна – ночью.
С тех пор так и исполняют его волю. Днем нянчиться со своей дочкой Солнышко, а ночью Луна её пестует. А когда Луне некогда, светят над Землёй её сёстры – звездочки. Все Землю любят да лелеют. Солнце согревает, Луна баюкает, звёздочки играют с ней, дождик омывает».
Воспитатель: Ребята, о чем эта сказка?
Дети: эта сказка о том, как поссорились Солнце и Луна
Воспитатель: А каких героев этой сказки вы запомнили?
Дети: Солнце, Луна, Земля, Бог Грома и Молнии.
Воспитатель: Как звали дочку Солнца и Луны?
Дети: Земля.
Воспитатель: Почему они поссорились?
Дети: Потому, что они не смогли договориться.
Воспитатель: Кто и как разрешил спор?
Дети: Бог Грома и молнии.
Воспитатель: Вспомните, с какими разными оттенками в голосе обращались Солнце и Луна к дочке (радостно, грустно, озабочено, предупредительно, сердито)
Воспитатель: Попробуйте так же позвать её сначала голосом Луны (высоким), затем голосом Солнца (низким). (Далее воспитатель показывает графические карточки с изображением эмоций, среди которых – эмоции злости)
Воспитатель: Ребята, выберите ту эмоцию, которая бывает в момент ссоры.
Дети отмечают характерные признаки этого состояния, затем упражняются в показе злости перед зеркалом.
Далее дети. Рассуждая вместе с воспитателем приходят к выводу, что рассказывая сказку определённым голосом и с определённой мимикой, можно очень хорошо отразить любое настроение персонажа)
Воспитатель: А кто из вас, ребята, хотел бы попробовать себя в роли рассказчика и героев сказки?
(Дети рассказывают сказку по ролям, воспитатель хвалит их за исполнительство)
Воспитатель: Дети, подумайте, как можно было Солнцу и Луне избежать ссоры?
Дети: можно было договориться, кто когда будет нянчить Землю, уступить друг другу.
Воспитатель: правильно, дети!
А я хочу ответить на вопрос такими словами:
«В жизни всякое бывает – Знают это все всегда. Рядом с радостью и счастьем Ходят горе и беда. Если кто-то обижает, Спорит, ссорится порой, Можно просто уступить – Будет вам совет такой! |
- скажите, ребята, что по вашему мнению самое главное на планете?
Дети: чтобы все дружно жили, что б было мирным небо и ярко светило солнце.
Воспитатель: Да, совершенно верно! Без солнца, без его тепла нет жизни на земле. О солнце много разных песен и стихов, загадок, пословиц, сказок. А я вам предлагаю поиграть с Солнышком.
(проводится физкультминутка «Солнечная карусель»)
В центре – «Солнышко», от него отходят лучики – желтые ленточки. Дети берутся за ленты и начинают игру.
«Солнце , солнце засветилось Каруселька закружилась. Всё кругом, кругом, кругом Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите Карусель остановите Солнце село за горой Отправляемся домой. | (Дети ходят по кругу и проговаривают слова громко) (заканчивают игру тихим голосом) |
-А сейчас я хочу узнать, какие вы помните пословицы и поговорки о солнце? У меня есть «Волшебный клубок». Условия игры такие: клубок передаёте по кругу и каждый из вас, к кому идет клубок, называет пословицу или поговорку о солнце. |
Клубок разматывается.
А смотать клубок вы сможете, если назовете пословицы о земле, луне, звездах.
(дети сидят на ковре по кругу. Первый ребёнок берёт конец нити, называет пословицу или поговорку и передает клубок следующему и т.д.)
Дети называют пословицы:
-солнце зимой как мачеха: светит да не греет.
-солнце как печка – всех согревает;
-солнечные лучи как золотые мечи: дорогу себе пробивают;
-солнечные лучи – словно золотые вожжи, везде вхожи;
-солнечный луч тянется как золотая нитка;
-Солнце – князь Земли, Луна – княжна;
-солнышко усмехается, словно девица весной
- Месяц на небе словно золотая дужка висит; - Звезды, как угли пылают; - Кометы, словно мётлы, небо подметают; - Земля – мать кормилица; - Земля – тарелка, что положишь, то и возьмёшь; - Без хозяина земля – круглая сирота; - Земля переодевается, словно человек. |
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много вы знаете пословиц. У меня для вас есть картинки с различными состояниями погоды. Посмотрите на них и назовите эти состояния. (Дети рассматривают, определяют: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено, холодно, тепло, жарко)
- возьмите каждый по картинке и подумайте: какие чувства вызывают состояние погоды на вашей картинке.
Дети: – радостны, хорошие, грустные, невесёлые, тоскливые, весёлые и т.д.
Воспитатель: что хочется делать, когда испытываешь такие чувства?
Дети: смеяться, петь, кричать, грустить, веселиться, скучать, улыбаться, бегать, хмуриться и т.д.
Воспитатель: я вам предлагаю составить рассказ на бумаге, используя схемы.
Будете обозначать солнце в виде круга,
тучу – овалом,
дождь – треугольником,
цветы, спрятавшиеся от дождя – маленькими квадратами,
цветы, раскрывающиеся на солнце – большими квадратами,
детей – человечками.
Можете придумать и свои схемы.
Дети составляют рассказы схемами, звучит лирическая музыка.
Возможные варианты рассказов детей.
1. Была солнечная погода. Дети гуляли по улице, любовались цветами. Вдруг огромная туча закрыла солнце, и пошёл дождь. Дети разбежались по домам.
2. На улице шёл дождь, но дети не расстроились. Они надели сапожки, взяли зонтики и пошли гулять.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хоть и говорят, что у природы нет плохой погоды, вы в своих рассказах больше всего отразили солнечную погоду.
Чей же рассказ вам больше всего понравился?
Дети отвечают на вопрос воспитателя.
Заключение:
Чтобы наше занятие надолго осталось у вас в памяти, предлагаю поиграть с солнечными зайчиками.
(Дети играют с зеркальцем, на котором наклеены силуэты зайчиков в «прятки», «догонялки»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по интеграции областей: художественное и эстетическое творчество, речевое развитие. Сказка о грибке Красная Шляпка.
Знакомство детей с профессией художник - иллюстратор. Краткий анализ особенностей творчества наиболее известных художников - иллюстраторов. Сочинение сказки и создание детьми иллюстраций....
"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".
Актуальность проекта· Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» «Наша Майна в стихах и на картинах» (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей в процессе восприятия живописи)
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие»«Наша Майна в стихах и на картинах» (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества ...
«Солнечные лучики» технологическая карта НОД (интеграция образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» с участием музыкального руководителя) для второй младшей группы
laquo;Солнечные лучики» технологическая карта НОД (интеграция образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» с участием музыка...
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...
Рецензия ОД по речевому развитию: составление творческих рассказов по картине. Технология развития детского речевого творчества.
Рецензия Тема: «Подводный мир»Дата: 18.11.2022Направленность: ОД по речевому развитию: составление творческих рассказов по картине. Технология развития детского...